Курсовая работа: Система обязательного медицинского страхования
Реализация государственной политики в области
обязательного медицинского страхования в соответствии с законом «О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации», возрастающее число обращений
граждан в территориальные фонды ОМС, их филиалы, страховые медицинские
организации определяют необходимость проведения последовательных действий по
обеспечению защиты прав граждан в системе обязательного медицинского
страхования, развития системы вневедомственной экспертизы качества медицинской
помощи как важнейшей и основной части защиты прав пациентов.
2. Необходимость создания ОМС
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации
страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи
всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в
гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух
точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы
социальной зашиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием
по безработице. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения
дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование
здравоохранения и оплату медицинских услуг. Необходимо заметить, что в сферу
ОМС включено только медицинское обслуживание населения. Возмещение заработка,
потерянного за время болезни, осуществляется уже и дамках другой
государственной системы – социального страхования и не является предметом ОМС.
Медицинское обслуживание в рамках ОМС
предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами
обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в
целом и в субъектах Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от
11.09.98 г. № 1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные
гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится
амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предоставляемая в
учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при
любых заболеваниях, за исключением тех, лечение которых должно финансироваться
за счет средств федерального бюджета. Значительно (на 34,6%) возросли
поступления на обязательное медицинское страхование неработающего населения –
24,1 млрд. рублей. Однако это только 1/3 часть от расчетной потребности,
которая составляет 76,0 млрд. рублей, ведь неработающее население составляет
порядка 60% от общей численности населения Российской Федерации.
В настоящее время государственные обязательства по
предоставлению бесплатной медицинской помощи не обеспечиваются финансовыми
ресурсами. До сих пор не утверждена базовая программа ОМС, а территориальные
программы ОМС финансируются лишь на 40-60%.
2.1 Центральные проблемы ОМС
В сложившейся экономической ситуации сохранение
государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи на
универсальной основе практически нереально. При самых благоприятных условиях
(Выполнение обязательств государственного бюджета по взносам на ОМС,
привлечение дополнительных источников финансирования) финансовых ресурсов для
обеспечения бесплатности всех видов медицинской помощи будет недостаточно. При
этом важно учитывать, что чрезмерные обязательства государства ведут к
деформации экономических отношений в отрасли, поскольку в условиях
несбалансированности программ ОМС ограничиваются возможности полноценных
договорных отношений между финансирующей стороной и ЛПУ, а значит, и повышения
эффективности и качества оказания медицинской помощи. Тем самым нарушается
важнейшее условие осуществления реформы здравоохранения – предсказуемость
поступлений финансовых ресурсов.
Не менее очевиден и отрицательный социальный и
политический эффект чрезмерной декларативности государственных обязательств:
бесплатность медицинской помощи становится все более иллюзорной, растет
недовольство населения состоянием служб здравоохранения. Объявив медицинскую
помощь полностью бесплатной, государство все более утрачивает возможности
предоставить такую помощь, тем, кто в ней более всего нуждается. Одновременно
активизируется теневой рынок медицинских услуг с далеко идущими социальными и
экономическими последствиями. С одной стороны, медики сильней реагируют на
стимулы, возникающие в сфере теневой экономики, чем на попытки страховщиков
построить разумную систему оплаты по результатам труда в общественном секторе
здравоохранения. С другой – пациенты иногда вынуждены платить из собственного
кармана суммы, не соответствующие реальному вкладу медиков.
Структура платных услуг
населению по Чувашии (в процентах к итогу)
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Процентов
Млн руб.
Все оказанные услуги
100
100
100
100
100
100
100
100
78817,4
в том числе:
бытовые
11,3
9,9
8,8
8,3
7,3
7,9
8,5
8,9
6991,6
транспортные
20,1
18,0
16,7
15,7
13,9
13,4
12,5
11,9
9356,7
связи
15,8
16,6
17,6
20,1
18,7
20,1
22,0
19,8
15596,0
жилищные
5,1
7,7
8,1
8,0
8,3
8,0
7,5
8,2
6430,3
коммунальные
22,8
25,3
26,0
27,6
31,0
28,8
27,5
30,4
24104,0
гостиниц и аналогичных средств
размещения
1,9
2,2
2,2
2,0
2,1
2,4
2,3
1,8
1427,3
культуры
1,2
1,2
1,0
1,0
0,8
0,8
0,8
0,9
704,1
туристские
0,4
0,5
0,6
0,7
2,2
2,5
2,8
2,7
2120,3
физической культуры и спорта
0,2
0,3
0,4
0,4
0,4
0,6
0,5
0,6
439,3
медицинские
8,2
7,5
7,5
6,5
5,7
5,8
5,8
5,3
4203,6
санаторно-оздоровительные
1,7
1,3
1,2
1,0
1,1
1,0
1,2
1,1
840,6
ветеринарные
0,4
0,4
0,3
0,3
0,2
0,2
0,1
0,1
101,7
правового характера
0,9
0,7
0,6
0,4
0,3
0,3
0,3
0,8
627,7
системы образования
7,3
7,2
7,8
7,1
7,2
7,5
7,1
6,5
5098,1
другие услуги
2,7
1,2
1,2
0,9
0,8
0,7
1,1
1,0
776,1
На территории Чувашской
Республики на конец 2009 года медицинскую помощь населению оказывали 61
больничное учреждение, имеющее 12510 коек круглосуточных и дневных стационаров
и 81 врачебное амбулаторно-поликлиническое учреждение всех министерств,
ведомств и форм собственности, 525 фельдшерско-акушерских пунктов. В составе
больничных и амбулаторно-поликлинических учреждений действуют 35 детских
поликлиник, отделений, кабинетов, 37 женских консультаций,
акушерско-гинекологических отделений, кабинетов.