Курсовая работа: Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке
Необходимо отметить, что
для расчета коэффициентов методики достаточно предоставления клиентами только
трех форм финансовой отчетности: бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о
прибылях и убытках (форма № 2) и отчета о движении денежных средств (форма №
4). Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов в
соответствии с данными финансовой отчетности приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Способы
расчета финансовых показателей корпоративных клиентов коммерческого банка в
соответствии с данными финансовой отчетности
Обозначение показателя |
Наименование коэффициента |
Способ расчета показателя в
соответствие с данными финансовой отчетности |
х1
|
автономии |
(стр. 490 - стр. 244)Ср./ (стр.700
- стр. 244)Ср. |
х2
|
текущей ликвидности |
(стр.290 - стр.230 -стр.244)Ср./(стр.690
- стр.640 - стр.650)Ср. |
х3
|
обеспеченности собственными
средствами |
(стр.490 - стр.190)Ср./стр.290Ср. |
х4
|
рентабельности продаж |
(стр.50 ф.2/стр.10 ф.2)×100% |
х5
|
оборачиваемости дебиторской
задолженности |
(стр.215 + стр.241 + стр.242 +
стр.243)Ср.×360/стр.10 ф.2 |
х6
|
оборачиваемости кредиторской
задолженности |
(стр.621 + стр.622 + стр.623)
Ср.×360 |
х7
|
оборачиваемости готовой продукции |
стр.214 Ср.×360/стр.20 ф.2 |
х8
|
покрытия |
Поступления от основной
деятельности (ф.4) -Кредиты и займы (ф.4)/стр.611 ф.1 + Сумма анализируемого
кредитного продукта |
х9
|
денежной составляющей в выручке |
Поступления от продаж товаров
(ф.4)/ стр.10 ф.2 |
Разработка шкалы оценок
значений финансовых показателей в соответствии с отраслевой спецификой
корпоративных клиентов.
На основе сравнительного
анализа методик оценки кредитоспособности корпоративных клиентов пяти
российских коммерческих банков были установлены интервалы изменения значений
каждого из 9-ти финансовых показателей, и присвоено соответствующее данным
интервалам количество баллов (Приложение Е). При этом была произведена
корректировка интервалов значений коэффициентов в соответствии с отраслевой
спецификой корпоративных клиентов. В качестве базовых отраслей были выбраны
торговля и производство, поскольку представители именно этих отраслей экономики
наиболее часто встречаются среди клиентов коммерческих банков.
Определение веса каждого
финансового показателя в методике экспресс-оценки кредитоспособности
корпоративных клиентов коммерческого банка.
На базе сравнительного
анализа весов, занимаемых финансовыми показателями в методиках оценки
кредитоспособности корпоративных клиентов пяти коммерческих банков, определим
среднее значение веса каждого из них и соответствующее данному значению место в
разрабатываемой методике.
Таблица 9 - Удельный вес
финансовых показателей в методике экспресс-оценки кредитоспособности
корпоративных клиентов коммерческого банка в порядке убывания
Обозна-чение показателя |
Наименование коэффициента |
Место показателя в методике |
Вес показателя в модели (W) |
|
х1
|
текущей ликвидности |
1 |
0,18 |
|
х2
|
рентабельности продаж |
2 |
0,14 |
|
х3
|
покрытия |
2 |
0,14 |
|
х4
|
автономии |
3 |
0,12 |
х5
|
оборачиваемости дебиторской
задолженности |
4 |
0,1 |
х6
|
обеспеченности собственными
средствами |
4 |
0,1 |
х7
|
оборачиваемости кредиторской
задолженности |
5 |
0,08 |
х8
|
оборачиваемости готовой продукции |
5 |
0,08 |
х9
|
денежной составляющей в выручке |
6 |
0,06 |
Итого |
|
|
1 |
Разработка шкалы
рейтинговой оценки корпоративных клиентов коммерческого банка.
Для разработки шкалы
воспользуемся формулой расчета кредитного рейтинга корпоративных клиентов и
рассчитаем минимально (максимально) возможное количество баллов, которое клиент
может набрать по предлагаемой методике, по формуле 1.
(1)
где Rj — суммарная оценка финансовых показателей, в баллах (кредитный рейтинг);
Wj — вес i-го показателя в группе; Рi — оценка i-го показателя группы, в баллах; n —
число показателей.
Используя данные таблицы
3.2, установим, что минимальное количество баллов, которое может быть присвоено
клиенту, равняется 11, в то время как максимальное — 100. Разделив максимальное
количество набранных баллов на число классов кредитоспособности, определим
границы соответствующих групп риска клиентов.
Установим 5 классов
кредитоспособности корпоративных клиентов (таблица 10).
Таблица 10 - Шкала оценки
кредитного риска корпоративных клиентов коммерческого банка
Количество баллов (R) |
Группа риска |
Характеристика группы риска |
более 80 |
1 |
Минимальный уровень кредитного
риска |
от 60 до 80 |
2 |
Низкий уровень кредитного риска |
от 40 до 60 |
3 |
Средний уровень кредитного риска |
от 20 до 40 |
4 |
Высокий уровень риска |
менее 20 |
5 |
Очень высокий уровень риска |
Предлагаемая методика
экспресс-оценки уровня риска при кредитовании корпоративных клиентов на
основании расчета девяти финансовых коэффициентов имеет следующие преимущества
перед комплексной методикой, используемой в настоящее время "ООО ХКФ Банк"
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|