Курсовая работа: Налоги и внебюджетные фонды
Пенсионный фонд
Российской Федерации (ПФР) - крупнейшая и самая эффективная система оказания
социальных услуг в РФ. В результате колоссальной ежедневной работы фонд
обеспечивает своевременную выплату пенсии каждому гражданину России в полном
соответствии с его пенсионными правами. ПФР был образован 22 декабря 1990 года
постановлением Верховного Совета РСФСР для государственного управления
финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в
самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России
появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и
пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет
поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан. В структуре
Пенсионного фонда - 7 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81
Отделение Пенсионного фонда в субъектах РФ, а также ОПФР в г. Байконур
(Казахстан), а также свыше 2 500 территориальных управлений во всех регионах
страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов. Пенсионный фонд
осуществляет ряд социально значимых функций, в т.ч.:
·
учет страховых
средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
·
назначение и
выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по
случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению,
пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За
счет средств Фонда получают пенсии 38,5 млн. российских пенсионеров;
·
назначение и
реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам,
инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям
Российской Федерации и т.д.
·
персонифицированный
учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе
учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
·
взаимодействие с
работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о
гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн.
юридических лиц;
·
выдачу
сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
·
управление
средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии,
которое осуществляется через государственную управляющую компанию
(Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
·
реализацию
Программы государственного софинансирования пенсии. По состоянию на август 2009
года в Программу вступили свыше 1 500 000 россиян.
·
с 2010 года -
администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному
страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
·
с 2010 года -
установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях
доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума
пенсионера.
Доходы Пенсионного фонда
России в 2008 году выросли по сравнению с 2007 годом на 40,2 % и составили 2,73
трлн. рублей. Суммарный объем расходов в 2008 году составил 2,36 трлн. рублей.
В настоящее время трудовая пенсия по старости в России состоит из трех частей:
базовой (гарантируется государством, и ее размер устанавливается законодательно
в виде фиксированной суммы), страховой (дифференцированная часть, зависит от
результатов труда конкретного человека) и накопительной (образуется только у
граждан 1967 года рождения и моложе).
Сведения о численности пенсионеров
и средних размерах их пенсий в целом по Российской Федерации по состоянию на
1 августа 2009 года
|
Категории пенсионеров |
Численность пенсионеров,
тыс.человек на 1.08.2009 |
Средний размер пенсии на 1.08.2009 |
Всего пенсионеров
|
38776
|
5410
|
Получатели трудовых пенсий
|
35879
|
5564
|
из них: |
по старости |
30528 |
5856 |
по инвалидности |
3834 |
4101 |
по случаю потери кормильца |
1517 |
3382 |
Пенсии по государственному
пенсионному обеспечению
|
2897
|
3501
|
из них: |
пенсии военнослужащих и их семей |
63 |
4541 |
Социальные пенсии |
2519 |
3255 |
Справочно:
|
Инвалиды вследствие военной травмы,
получающие две пенсии |
140 |
12999 |
Участники ВОВ, получающие две
пенсии |
323 |
12969 |
Вдовы военнослужащих, погибших в
ВОВ, получающие две пенсии |
33 |
9707 |
Родители погибших военнослужащих,
получающие две пенсии |
42 |
9202 |
1 марта базовая часть
трудовой пенсии россиян была увеличена на 8,7%. 1 апреля на 17,5% и 1 августа
на 7,5% выросла страховая части трудовой пенсии, в результате чего средний
размер трудовой пенсии составил 5536 рублей. Следующее повышение пенсии
намечено на 1 декабря - базовая часть трудовой пенсии будет проиндексирована на
31,4%. Таким образом, всего за 2009 год пенсии будут проиндексированы 4 раза. В
результате к концу года средний размер трудовой пенсии составит 6280 рублей;
средний размер социальной пенсии достигнет величины прожиточного минимума
пенсионера и составит 4294 рубля.
Взносы
Типичная ставка взносов в
Пенсионный фонд составляет 14 % от заработной платы (Федеральный закон от
15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 19.07.2007) "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
Эти отчисления
разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
Взносы в ПФ учитываются
как составная часть единого социального налога.
С 2010 года - ЕСН
отменяется, будут установлены прямые взносы работодателей (страхователей) в три
внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем взносов
сохранится на уровне ставки ЕСН - 26%, из которых 20% будут направляться в
Пенсионный фонд РФ. При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до
415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей,
взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой
суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до
34 %, из которых 26% составят отчисления по обязательному пенсионному
страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в
стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы,
коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые
взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при
наступлении страхового случая (т.е. старости, определяемой путем достижения
гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60
лет для мужчин).
Также с 2009 года у
граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть
пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования
взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но
не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов
работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может
вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два
документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с
просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительный часть
индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча
рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние
граждане.
Фонд социального
страхования Российской Федерации (ФСС РФ) - один из государственных внебюджетных фондов,
созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России 2
июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской
империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных
случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях
фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день
считается официальной датой рождения государственного социального страхования в
России.
Первое послереволюционное
положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно
гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда
пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и
родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно
предприятиям в счет страховых взносов.
В 1929 году
государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за
счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения
и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха),
а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных
деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство
советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное
страхование перешло под управление советских профсоюзов.
С 1 января 1991 года на
основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых
профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и
порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был
образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С
1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве
Российской Федерации
Ø
Указ Президента
РФ от 7 августа 1992 года 822 «О Фонде социального страхования Российской
Федерации;
Ø
Указ Президента
РФ от 28 сентября 1993 года 1503 «Об управлении государственным социальным
страхованием в Российской Федерации»,
Ø
Постановление
Правительства РФ от 26 октября 1993 года 1094 «Вопросы Фонда социального
страхования Российской Федерации»;
Ø
Положение о Фонде
социального страхования Российской Федерации
Управление системой
обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской
Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13
федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16
июля 1999 г. 165-ФЗ).
Ныне Фонд представляет
собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей
многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд
финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком
возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.
Кроме того, Фонд
финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей,
детскую летнюю оздоровительную кампанию.
В 2000 году Фонд социального
страхования начал выплаты по возмещению вреда пострадавшим на производстве в
рамках обеспечения нового вида страхования, введенного Федеральным законом РФ
от 24 июля 1998 года 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
С 1 января 2005 года на
Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в
части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на
санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и
обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004
года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими
средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов
протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет
средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по
обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов
техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и
протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Отделения Фонда созданы
на территориях всех субъектов Российской Федерации.
Фонд организует
исполнение бюджета государственного социального страхования, утверждаемого
ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального
страхования. В необходимых случаях Фонд перераспределяет средства социального
страхования между регионами и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость
системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются государственные
программы по совершенствованию социального страхования, охраны здоровья
работников.
Функции
·
выплата пособий
по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по
временной нетрудоспособности («больничных»)
·
обеспечение
льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение
·
обеспечение
инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами
·
оплата пособий по
беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за
ребёнком до достижения им возраста полутора лет
·
оплата родовых
сертификатов
·
доплата
(25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам
·
доплата за
диспансеризацию работающих граждан
·
оплата
дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с
вредными и опасными факторами
·
оплата (полная
или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные
на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные
организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха
и оздоровления детей) и др.
Однако оформление
т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда
РФ.
Отчётность
·
Страхователи
сдают форму 4-ФСС о начислениях и расходовании средств фонда не позднее 15
числа после окончания отчётного периода (квартала).
·
Уплачивающие
добровольно страховые платежи также сдают 4а-ФСС
Бюджет Фонда Федеральным
законом РФ от 28.04.2009 78-ФЗ:
1. Утвердить основные
характеристики бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
(далее - Фонд) на 2009 год:
1) прогнозируемый общий
объем доходов бюджета Фонда в сумме 415 008 261,0 тыс. рублей, в том числе за
счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 94 291 364,0 тыс.
рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в
сумме 17 000 000,0 тыс. рублей;
2) общий объем расходов
бюджета Фонда в сумме 414 063 876,3 тыс. рублей;
3) предельный объем
профицита бюджета Фонда в сумме 944 384,7 тыс. рублей.
2. Утвердить
прогнозируемые общие объемы доходов бюджета Фонда на 2009 год по обязательному
социальному страхованию в сумме 287 416 173,1 тыс. рублей (в том числе 40 520
169,1 тыс. рублей - средства федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета
Фонда) и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний в сумме 56 820 893,0 тыс. рублей.
с 2010 года
o
единый социальный
налог заменяется страховыми взносами на обязательное социальное страхование на
случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
o
за Фондом
социального страхования РФ закрепляются функции по администрированию страховых взносов
на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством
o
контроль за их
уплатой и расходованием средств на выплату обязательного страхового обеспечения
осуществляется Фондом социального страхования РФ.
Переход с 2010 года на
уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не
повлечет какой-либо дополнительной нагрузки на работодателей. Сохранен тариф
страховых взносов в Фонд – 2,9 % (ставка ЕСН в текущем году также равна 2,9%).
Для отдельных категорий страхователей (сельхозтоваропроизводители, организации,
использующие труд инвалидов и др.) на переходный период 2010 – 2014 годов
установлены пониженные тарифы страховых взносов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|