МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Национальный банк Республики Казахстан

    - приема депозитов, главным образом от банков – членов и от казначейства.

    Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).

    Со времени огосударствления золотых запасов, осуществленного в 1934 г., федеральные резервные банки перестали быть хранителями золотых резервов страны, но в активе их баланса числились золотые сертификаты, представляющие собой бумажные знаки золота, сосредоточенного в государственном казначействе.

    Главной активной операцией федеральных резервных банков является покупка государственных ценных бумаг. По сравнению с этим незначительную сумму составляют ссуды федеральных резервных банков банкам - членам.

    Федеральные резервные банки являются по преимуществу кредиторами государства. Но средства, вложенные ими в государственные ценные бумаги, в конечном счете используются в интересах корпораций, так как затрачиваются государством в значительной мере на оплату госзаказов и покупку товаров.

    В настоящее время в большинстве стран мира коммерческие банки обязаны хранить в центральном банке резерв против своих депозитных обязательств. Закон определяет верхнюю и нижнюю границы резервных требований, в пределах которых центральный банк устанавливает фактически действующие нормы в соответствии с состоянием кредитного рынка и задачами текущей политики. В США ФРС также обладает монопольным правом выпуска банкнот в стране, которые служат единственным законным платежным средством, обязательным к приему в оплату долгов. Таким образом, рассмотрение функционирование ФРС характеризует деятельность центрального банка в США.

    Сравнительный анализ деятельности центральных банков в США и Казахстане показывает, что есть отличия и в то же время общие моменты в их деятельности. Так отличие состоит в том, что в США координирующие функции и как эмиссионного центра осуществляют ФРС , а в Казахстане деятельность центрального банка сосредоточена в Национальном банке. Поэтому далее рассмотрим, как в Казахстане Национальный банк выполняет функции центрального банка и дадим оценку и анализ его деятельности в современных условиях [3, c.55].


    2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    2.1 Правовые основы Национального банка Республики Казахстан

    Деятельность Национального банка Республики Казахстан определяется Конституцией РК, Указом Президента РК, имеющего силу Закона от 30.03.95 “О Национальном банке РК”.

    В соответствии с этим Законом Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является Центральным банком Республики Казахстан, представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы РК, подотчетен Президенту РК в пределах, установленных Указом Президента РК, имеющим силу Закона, "0 Национальном Банке Республики Казахстан", руководствуется Конституцией и другими законодательными актами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, международными договорами и соглашениями Республики Казахстан.

    Национальный Банк Казахстана является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, действует на принципах полного хозрасчета и, совместно с подведомственными ему подразделениями, представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения.

    Уставный капитал Национального Банка Казахстана принадлежит государству и формируется в размере не менее 20 миллиардов казахстанских тенге путем отчислений от полученного им чистого дохода.

    Национальный Банк самостоятельно осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся на его балансе в порядке, определяемом Правлением Национального Банка Казахстана.

    Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан и проводит с ним регулярные консультации. Он также учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики. Правительство не несет ответственности по обязательствам Национального Банка Казахстана, так же как и Национальный Банк Казахстана не несет ответственности по обязательствам Правительства, за исключением случаев, когда он принимает на себя такую ответственность. Органы представительной и исполнительной власти не вправе вмешиваться в деятельность Национального Банка Казахстана и его структурных подразделений по реализации его законодательно закрепленных полномочий.

    Национальный Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми банками, небанковскими финансовыми организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций на основании лицензий, выданных Национальным Банком Казахстана, (далее банки) и их клиентами, а также другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан.

    Национальный Банк Казахстана имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и со своим наименованием. Структурные подразделения Национального Банка Казахстана, имеющие статус юридического лица, имеют свою печать. Национальный Банк Казахстана имеет собственную эмблему.

    Таким образом, правовой статус Национального банка Республики определен как центральный банк и представляет собой первый уровень банковской системы, осуществляющий таким образом денежно-кредитную, валютную политику государства, а также выполняющим контроль за банковско-финансовой системой. Насколько деятельность Национального банка республики Казахстан действенна и эффективна рассмотрим на основе анализа его деятельности за период 2006 -2007 годы. Данный анализ показан в следующей главе [5, c.40].

    2.2 Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан за период 2006- 2007 гг.

    Анализ деятельности Национального банка Республики Казахстан показывает, что в 2006 -2007 годах приоритетом денежно-кредитной политики Национального Банка было поддержание низких темпов инфляции. В 2005 году была продолжена политика свободно плавающего обменного курса тенге.

    В качестве инструментов регулирования краткосрочной ликвидности банковской системы использовались: операции с краткосрочными нотами, операции с государственными ценными бумагами на открытом рынке, регулирование официальных ставок, рефинансирование банков путем переучета векселей, предоставление банкам краткосрочных кредитов на поддержание ликвидности (дневных и овернайт).

    Для сглаживания резких краткосрочных колебаний обменного курса тенге и предотвращения чрезмерного укрепления курса тенге проводились операции на внутреннем валютном рынке.

    Сохранение умеренных темпов девальвации тенге способствовало дальнейшему восстановлению ценовых паритетов по отношению к странам - основным торговым партнерам. Относительно стран СНГ индекс реального эффективного обменного курса тенге (REER) снизился с начала года на 7,6%, что было связано с реальным укреплением российского рубля на 8,5%.

    В целом за год тенге реально укрепился по отношению к корзине валют остальных стран на 16% (в основном по причине девальвации евро на 11,3% в среднем за год). В итоге за 2007 год по группе 20 стран - торговых партнеров индекс REER повысился всего на 2,8%.

    С целью ориентации банков второго уровня на снижение ставок по кредитам Национальный Банк в течение года поддерживал ставку рефинансирования слабо положительной в реальном выражении и понижал официальные ставки. За год ставка рефинансирования снизилась с 18% до 14%, ставка по кредитам "овернайт" - с 27 до 21%, ставка по операциям "репо" - с 23 до 19%.

    Для осуществления Национальным Банком операций по переучету векселей с 20 июня 2007 года была введена и установлена на уровне 12,5% официальная учетная (дисконтная) ставка.

    Для обеспечения равновесия денежного рынка и регулирования ликвидности банков с 01.05.06 г. норма обязательных резервов банков была снижена с 10 до 8% от общих депозитных обязательств банка перед небанковскими юридическими и физическими лицами.

    Снижение минимальных резервных требований не привело к ослаблению защиты интересов вкладчиков и кредиторов банков, а напротив, позволило банкам более эффективно распоряжаться привлеченными средствами и увеличить кредитование реального сектора экономики.

    Операции на открытом рынке. С целью регулирования ликвидности в банковской системе и стерилизации денежной массы в 2007 году Национальным Банком проводились на открытом рынке операции по покупке и продаже ценных бумаг, операции РЕПО и обратного РЕПО

    В 2007 году механизм валютного регулирования и контроля совершенствовался с учетом ситуации на внешнем и внутреннем валютном рынке, развития новых финансовых инструментов, изменения условий и конъюнктуры инвестирования [7, c.102].

    Функционирование Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования" создало возможность выработки более гибкого механизма регулирования путей оттока капитала, расширения перечня норм, нарушение которых повлекло за собой наказание в соответствии с валютным законодательством.

    Изъятие субъектов банковской и страховой деятельности из сферы малого предпринимательства позволило усилить надзор за данными организациями, изменить требования к их деятельности с целью укрепления устойчивости финансовой системы и защиты интересов потребителей.

    Была продолжена работа по совершенствованию экспортно-импортного валютного контроля. Национальным Банком были разработаны предложения по совершенствованию механизма экспортно-импортного валютного контроля, а также проект новой редакции Инструкции об организации экспортно-импортного валютного контроля в Республике Казахстан.

    В Инструкции нашли отражение вопросы, ранее не урегулированные законодательством: порядок осуществления валютного контроля по экспортно-импортным сделкам, предусматривающий использование вексельной формы расчетов, основания и порядок закрытия паспортов сделок. Кроме того, разграничены компетенция, функции и полномочия органов и агентов валютного контроля, а также изменены направления информационных потоков между ними.

    Практическая реализация внесенных предложений позволило усилить контроль за поступлением в страну экспортной выручки и товаров в счет погашения платежей по импорту.

    Для усиления мониторинга за движением иностранной валюты по проводимым экспортно-импортным операциям, введены два новых вида лицензируемых операций - зачисление иностранной валюты, получаемой резидентом в качестве кредита от нерезидента, на счета третьих лиц, а также получение резидентами экспортной валютной выручки в срок свыше 120 дней.

    В целях реализации правительственной программы развития рынка ценных бумаг, был введен упрощенный порядок лицензирования таких операций для компаний по управлению пенсионными активами. В 2007 году выдано 6 генеральных лицензий на инвестирование пенсионных активов в ценные бумаги, эмитируемые нерезидентами.

    Необходимость унификации требований по вывозу наличной иностранной валюты в странах-участниках Таможенного союза потребовала внесения изменений по представлению физическими лицами документов о легальности происхождения валюты при ее вывозе из Республики Казахстан. Если ранее требовалось предоставление в таможенные органы документов на всю сумму вывозимой валюты, то теперь представляются документы только на сумму, превышающую установленный лимит. В Республике Казахстан норма вывоза наличной иностранной валюты составляет эквивалент 3 тыс. долл. США.

    Одной из основных форм валютного контроля была проверка соблюдения норм валютного законодательства субъектами валютного рынка. Проведено 15 проверок банков, 3 проверки юридических лиц, рассмотрено 461 материалов проверок уполномоченных организаций и 10 материалов проверок уполномоченных банков, проведенных областными филиалами Национального Банка.

    Увеличилось количество юридических лиц, обратившихся в Национальный Банк за лицензией на проведение операций, связанных с движением капитала. Так, если в 2006году была выдана 121 лицензия на проведение таких операций, то в 2007 году было выдано 214 таких лицензий. В структуре выданных лицензий отмечена тенденция роста количества лицензий на кредитование нерезидентов по импортным сделкам, что объясняется увеличением охвата валютным контролем импортных сделок.

    Денежно-кредитная статистика характеризует изменение денежной массы, объема депозитов, а также объем выданных кредитов в экономику (Приложение А). Анализ данных показывает, что важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежная масса, представляющая собой совокупный объем покупательных и платежеспособных средств, обслуживающих хозяйственный оборот. Так по состоянию на 1.09.2007 совокупный объем денежной массы по сравнению с 2007 годом возрос в 1,2 раза; по сравнению с 2006 годом - в 2,0 раза и составил на 1.09.05 года 1974,7 млрд. тенге. При этом денежная база (наличные деньги) увеличились по состоянию на 1.09.05 года по сравнению с 2007 годом на 42,7 млрд. тенге или 1,1 раза; по сравнению с 2006 годом в 1,6 раза и составили на 1 сентября 2007 года в сумме 399,5 млрд. тенге

    Невысокие темпы роста наличных денег объясняется ростом в обращении платежных карточек, что способствует увеличению безналичного оборота в средствах расчета. Таким образом, стабильность денежной единицы, соответствие её массы потребностям экономики является важнейшим показателем сбалансированной денежной политики банков, важнейшим компонентом того, насколько деятельность банков отвечает назначению экономике [9, c.76].

    Анализ других показателей деятельности банковского сектора также характеризует тенденцию укрепления банковской системы, которая продолжает укрепляться. Высокими темпами роста характеризуются такие показатели как депозиты (за 9 месяцев 2007 года рост на 16,8% ) , кредиты в экономику (за 9 месяцев 2007 года рост на 13,7% ). Таким образом, произведенный анализ основных макроэкономических показателей Национального банка показал в целом позитивное влияние на экономику страны. Поэтому проведем оценку деятельности Национального банка как банка, координирующего деятельность коммерческих банков.

    Деятельность Национального банка Республики Казахстан отражается, прежде всего, на укреплении и эффективной деятельности банков второго уровня, поскольку банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Реформирование банковской системы происходило на протяжении всех лет рыночной экономики и по настоящее время продолжается работа по консолидации деятельности банковского сектора. На начальном этапе реформирования банковской системы в республике действовало более 200 коммерческих банков, из которых больше половины страдала хронической недостаточностью капитала, что привело к невыполнению пруденциальных предписаний Национального Банка, многие из них не справлялись с проблемой поддержания своей текущей ликвидности, и это привело к несвоевременному выполнению обязательств перед клиентами и вкладчиками. Первостепенной задачей Национального банка являлось недопущение аналогичных недостатков и просчетов в банковской системе республики.

    Национальный банк достаточно четко осуществляет свои функции по отношению к банкам второго уровня, это прослеживается через принимаемые решения и дополнения к существующему законодательству. С каждым годом усиливаются требования Национального банка к качеству банковской сферы. Одним из таких требований является Программа перехода банков второго уровня к международным стандартам, предусматривающая обязательную реорганизацию или ликвидацию слабых банков, которые не выдерживают требования программ и правил Национального банка страны.

    Процесс лицензирования, проводимый Национальным банком, заключается в следующем:

    а) минимальное требование к капиталу - данное ограничение может быть установлено на высоком уровне в целях ограничения доступа в сферу банковской деятельности; либо ограничивается количество выдаваемых лицензий;

    б) качество руководящего состава - для этого создана Квалификационная комиссия Национального банка, состоящая из представителей разных структурных подразделений Национального банка и проводящая согласование кандидатур после прохождения ими предварительного компьютерного тестирования;

    в) ограничение прав собственности - во многих странах, право владения банками полностью или в большей мере предоставляется гражданам данной страны. В некоторых странах не более 5% оплаченного акционерного капитала банка может находиться в индивидуальной собственности, у нас акционеры могут владеть не более, чем 25% акций банка с правом голоса. В случае, если группа акционеров капитала банка, заявит о намерении принять на себя управление банком, разрешение на это должно быть получено у властей.

    После завершения предварительных работ по организации деятельности банка процесс регулирования включает в себя мониторинг и управление деятельностью банка в соответствии с установленными правилами и инструкциями. Это включает в себя следующее:

    Раскрытие информации. Это необходимо для того, чтобы Национальный банк мог осуществлять эффективный банковский надзор, анализируя предоставленную банками второго уровня информацию. Важным моментом в этой области с целью преодоления проблемы недостатка ясности является разработка унифицированных стандартов учета и требований по раскрытию информации, а также внедрение компьютерных систем представления, сбора и анализа данных. Таким образом, обеспечивается постоянное обновление данных о деятельности банков и возможность предупредить общественность о тенденциях в этой области.

    В Департамент банковского надзора банки второго уровня предоставляют следующие основные формы отчетности:

    -ежедневный баланс по форме 700 Н;

    -еженедельный отчет о выполнении лимитов открытой валютной позиции, сведения о проводимых банком форвардных, своп, и спот сделках;

    -еженедельный отчет о выполнении текущей ликвидности (таблица сравнения сроков активов и обязательств);

    -ежемесячный отчет о выполнении пруденциальных нормативов;

    -ежемесячный отчет о выполнении резервных требований;

    -ежемесячный отчет о классификации активов, условных и возможных обязательств и формированию провизий по ним банками второго уровня;

    -ежемесячный отчет о размещении части средств банков второго уровня во внутренние активы;

    -ежеквартальную регуляторную финансовую отчетность.

    Ограничение деловой активности. Это означает ограничение не только доступа в банковскую сферу, но и видов деловой активности, в которых банки имеют право принимать участие. В целях недопущения столкновения интересов, например, согласно банковского законодательства, банкам запрещено участвовать в деятельности, не характерной для них, такой, как торговля, промышленность, сельское хозяйство, а также выступать в роли прямых конкурентов в отношении своих клиентов, где их финансовые возможности дадут им определенные преимущества. Банкам разрешено только инвестировать средства в данные отрасли в целях содействия возвращению выданных кредитов.

    Контроль над образованием филиалов и отделений банков. Ограничение доступа к депозитам. Национальный Банк дает разрешение на открытие нового филиала только в том случае, если он уверен, что банк располагает достаточной базой капитала и квалифицированным руководством, способным обеспечить функционирование дополнительных филиалов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.