МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Малый и средний бизнес Республики Казахстан

    Снижение залоговой нагрузки на предпринимателей позволит также увеличить размер собственных средств предприятий, что, во-первых, уменьшит их потребность в заемных средствах для развития своей деятельности; во-вторых, улучшит коэффициенты кредитоспособности заемщика, если все-таки возникнет необходимость в дополнительных финансовых ресурсах.


    1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса

    Малые и средние предприятия обеспечивают прирост новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в зарубежных странах.

    Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места роли малых предприятий в экономике. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно эффективно использовать и в нашей стране. Например, малые и средние фирмы США производят 40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: в обрабатывающей промышленности - 21%, строительстве — 80, оптовой торговле — 86, в сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всех работников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоение около половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сфере научно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия. В последние годы ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например, в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании и Нидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, в часовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии. Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмы утаскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорации предоставляют им возможность первыми опробовать производство новой продукции, чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство. Примечательно, что в кризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.

    В США все большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. При этом само понятие «надомный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально. Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются в домашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично. В любом случае семейный и надомный бизнес -  один из вариантов мелкого бизнеса. Следует отметить, что научно-технический прогресс существенно раздвинул рамки возможностей организации работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнес насчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются и традиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел, образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомных предприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские, консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса; наибольшая доля — 53,8% — приходится на строительство, недвижимость, образовательные, юридические и оздоровительные услуги.

    Сегодня главный импульс развития надомного бизнеса принадлежит персональным компьютерам. Используя компьютеры, дома могут трудиться научные работники, инженеры, конструкторы, дизайнеры, бухгалтеры, финансисты.

    С помощью косвенных методов государственного регулирования экономики государство создает благоприятные условия хозяйствования частным предпринимателям, занятым в тех отраслях производства или районах страны, в развитии которых заинтересовано общество в целом.

    Косвенные методы регулирования экономики требуют пристального их изучения. К этим методам регулирования можно отнести налоговую и денежно-кредитную политику государства, государственные закупки товаров и услуг. Государственному регулированию экономики способствуют различные направления экономической политики, такие как антиинфляционная политика экономического роста, инвестиционная и социальная политика, связанная с регулированием внешнеэкономических связей, научно-технических исследований и другие.

    Государство проводит свою регулирующую деятельность, используя государственный и государственно-частный секторы экономики. Государству, особенно в ряде европейских стран, принадлежит в настоящее время значительная часть национального богатства. Например, государственной собственности в экономике Франции составляет 40% экономике Японии - 20%, в США доля государственной собственности превышает 5-10%. Однако, в США такие отрасли как электростанция, транспорт, связь и другие находятся под строгим государственным контролем.

    Наряду с конъюнктурным регулированием выделяется структурное регулирование, под которым понимается деятельность государства направленная на создание необходимых пропорций между отраслями и районами страны.

    В современных условиях государство уделяет большое внимание созданию оптимальных отраслевых пропорций. В этих целях государство создает благоприятные условия для развития тех отраслей, которые имеют решающее значение для экономики страны, а также поддержи, некоторые старые отрасли, которые попали в трудное положение в условиях бурного развития научно-технического прогресса. Одним из важнейших косвенных методов вмешательства государства в экономику является налоговая политика, то есть это комплекс мер по изъятию подоходного и других налогов. В зависимости от объема налогового бремени, времени изъятия налоговых сборов, его структуры, порядка, формы обложения могут создаваться относительно лучшие и худшие условия хозяйствования для частных предпринимателей, может увеличиваться или уменьшаться налоговый пресс на различные категории собственников и трудящиеся массы. С помощью этих мер государство оказывает весьма существенное влияние на экономическое развитие экономики. Этот метод широко применяется в конъюнктурном, отраслевом и региональном регулировании экономики.

    Косвенные методы воздействия государства на частный капитал менее надежные, чем прямые, но в, то, же время они не являются малоэффективными. Частный сектор трудно подается регулированию, однако, изучая реагирование частных предпринимателей на меры косвенного воздействия, государство может предвидеть будущие действия предпринимателей. С помощью этих мер государство располагает значительными возможностями создать такие условия, в которых частным предпринимателям выгодно действовать в русле предназначений государства и невыгодно действовать вразрез с ними. В некоторых случаях применение косвенных методов оказывается довольно действенным.

    Таким образом, предпринимательство является ограниченным, так как основным стимулом производства является получение прибавочной стоимости путем производства товаров. Узость деятельности частных предпринимателей особенно остро проявляется в настоящее время, когда развивается научно-технический прогресс. Для преодоления узости частного предпринимательства стало необходимым расширение экономической деятельности государства. Японское государство в формировании предпринимательства главную роль не играет, поскольку чаще инициатива идет от частного предпринимателя. В то же время причастность японского государства к институциональной стороне монополистического бизнеса весьма существенна. Здесь, на основе «антимонопольного законодательства» и независимо от него, любые слияния или разделения крупных корпораций производятся под наблюдением государственных органов, в одних случаях - под контролем, в других - по согласованию с ними. В тех случаях, когда это признается целесообразным, министерства внешней торговли и промышленности не только не поддерживает конкуренцию, тогда как ее поддержка является основной целью «антимонопольного законодательства», а, напротив, ограничивает ее путем создания ценовых картелей или объединений конкурирующих корпораций для решения тех или иных задач, имеющих общехозяйственное значение. Одним из направлений социально-структурной политики является государственный протекционизм в отношении мелких и средних предприятий, который не спасает предприятия от разорения, но все, же способствует тому, что их общая численность не уменьшается, а в некоторые периоды растет.

    Японские ученые внесли много нового в методику планирования, в частности, системный и ситуационный анализ с применением математических расчетов на ЭВМ, гибкость в своевременной корректировке планов ни для того, чтобы покрыть их не выполнение, а с учетом меняющейся обстановки в мире. Например, в управлении экономического планирования разрабатываются планы в зависимости от прогноза цен на энергоносители, изменений курса иены к доллару и т.п.


    2. Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК

    2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнеса в РК

    Количественные параметры развития малого бизнеса и среднего бизнеса в Казахстане достаточно внушительны.

    В целом возможность организации бизнеса в условиях рынка создана самой природой рыночных отношений. Однако на практике превратить такую возможность в реальность далеко не просто. Перед желающим открыть свой бизнес встает масса проблем, а также препятствий, чинимых различными и государственными, и негосударственными органами и в том числе коммерческими банками, когда приходится прибегать к их услугам. Причины сдерживающих развитие в Казахстане малого бизнеса и в их числе:

    - отсутствие или основательный недостаток у субъекта предпринимательства стартового капитала и их неумение найти тот сегмент товарного рынка, где можно успешно функционировать, а также нечеткое знание налоговой системы государства и механизма налогообложения;

    - слабую ориентацию предпринимателей в издержках производства и обращения, незнание установленного порядка их определения и расчета;

    - нередко поверхностное знание механизма ценообразования в условиях рынка и выбора на каждом этапе развития бизнеса стратегии ценовой политики;

    - произвольное построение в конкретном бизнесе соотношений, с одной стороны, между постоянным и переменным капиталом, с другой - между основным и оборотным капиталом и, с третьей, структурного построения последних;

    - неумение четко выработать основные направления целевого использования  не только собственных, но главным образом привлекаемых заемных средств, особенно кредитов коммерческих банков,

    - недооценка необходимости изучения своего сегмента товарного рынка основных конкурентов и покупательского поведения потребителей и почти полнейшая беспомощность в юридических и экономических аспекта организации бизнеса, а также возможных рисков в нем;

    - бюрократизм и волокита, чинимая местной администрацией и иными государственными органами, а также неоправданные проверки со стороны соответствующих органов, создающих помехи в работе предпринимателей, это всякого рода поборы и взяточничество, особо сильно процветающие банковской и налоговой системе;

    - полное, либо частичное сокрытие со стороны предпринимателей налоговых и иных платежей и как результат несение немалых штрафных иных санкций, подрывающих в итоге финансовую и материально-техническую базу такого бизнеса и т. п.

    Это неполный перечень причин, сдерживающих развитие подлинного предпринимательства в Казахстане и обуславливающих немалые потери не только для не состоявшегося предпринимателя, но и для экономики в целом. Такие причины основательно сдерживают развитие всего общественного производства, замедляют процесс формирования конкурентной и рыночной среды, насыщения последней продукцией производственного назначения потребительскими товарами и услугами, создания стоимости и пополнения на этой основе государственного и местного бюджета, а также различных внебюджетных фондов и иных структур. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд проблема частного характера выливается в общегосударственную проблему, имеющему прямое отношение к жизненным интересам каждого человека, всего общества и государства в целом.

    Следует отметить, что незначительное участие банков в кредитовании субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в производственной сфере, объясняется наличием большого числа рисков, связанных с ее значительной капиталоемкостью и долгосрочным периодом оборачиваемости средств. Таким образом, одним из условий, способствующих увеличению объемов кредитования банками производственной деятельности, в качестве дополнительной меры льготного налогообложения целесообразно рассмотреть возможность введения для банков, осуществляющих средне - и долгосрочное кредитование субъектов малого бизнеса, пониженной ставки подоходного налога при условии снижения процентной ставки за предоставляемые кредиты.

    Преобразование ЗАО, а также ЗАО с числом акционеров свыше 50, началось после введения в действие Закона РК «Об акционерных обществах», причем акции созданных на их базе ОАО стали свободно продаваться и покупаться; правовыми основаниями для этого якобы послужили статьи названного закона, регламентирующие порядок преобразования организационно-правовой формы акционерного общества (ЗАО в ОАО). Факты таковы, что рассматриваемое преобразование уже привело и будет далее приводить к минимизации доли собственности работников бывших ЗАО посредством «добровольно-принудительной» переуступки ими акций иным собственникам, в первую очередь руководству вновь образованных ОАО.

    Однако, как показали пилотные исследования, не имея должной правовой подготовки, работники и их организации оказались фактически неспособными к отстаиванию выбранной ими в процессе приватизации организационно-правовой формы юридического лица (ЗАО). Это касается большинства подобных ЗАО, ибо число работников, принявших участие в приватизации, обычно существенно превышало указанную цифру. В этом, очевидно, и заключается одна из принципиальных причин стремительного уменьшения доли собственности работников, например, с 51 до 6% в акционерном капитале ОАО «Джезказганский металлургический завод», с 97 до 4% — в Алматинском ОАО «Промтекстиль», и со 100 до 10% — в ОАО «Чимкентский подшипник». На названных объектах работники фактически отстранены от участия в собственности и управлении предприятиями.

    Следует подчеркнуть, однако, что градообразующие предприятий с численностью, превышающее 5000 человек, в Казахстане уже сравнительно мало, поскольку в процессе приватизации и в постприватизационный период экстенсивного развития предприятий произошло существенное (в разы) сокращение занятости.

    Наряду с совершенствованием налогообложения банковской системы, требуется дальнейшее развитие самого банковского сектора, прежде чем он будет способен обеспечить эффективное посредничество, необходимое для содействия росту реального сектора и, естественно, бизнеса. Проведенный анализ развития банковского сектора страны позволил сделать следующие выводы:

    - во-первых, государству необходимо обеспечить более высокий уровень надзора за банковским сектором, осуществляющим работу с депозитами;

    - во-вторых, банки должны повысить свою доходность на основе улучшения качества кредитов и сокращения расходов на содержание менеджмента. Это позволит снизить существующее большое различие между процентными ставками по займам и ставкам по депозитам;

    - в-третьих, банкам следует разработать кредитную культуру, которая позволит совершенствовать механизм снижения кредитного риска. Этому в немалой степени будет содействовать создание кредитного бюро (данный законопроект разрабатывается в настоящее время Национальным банком).

    В настоящее время в Казахстане назрела необходимость функционирования подобной организации. Казахстанскими учеными предлагаются различные формы организации кредитного бюро, в частности в виде самостоятельного акционерного общества, некоммерческого партнерства, структурного подразделения общественной организации (ассоциации банков, консалтинговой фирмы и т.д.), а также при Национальном банке РК.

    Несомненным является тот факт, что создание кредитного бюро при Национальном Банке РК имеет ряд преимуществ: Национальный банк РК официально уполномочен на получение отчетов о деятельности кредитных организаций: располагает разветвленной инфраструктурой, объединяющей подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения, которые обеспечивают контроль над деятельностью всех без исключения кредитных организаций; имеет широко развитую телекоммуникационную сеть, которая позволяет получать и обрабатывать электронную информацию со всех регионов республики.

    Таким образом, создание кредитного бюро в Казахстане позволит сократить риски банков и значительно активизирует процесс кредитования малого предпринимательства.

    Исследования зарубежных и отечественных специалистов подтвердили необходимость, целесообразность и актуальность создания в стране института государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства. Необходимость создания гарантийных фондов связана с необходимостью привлечения дополнительных средств и повышения эффективности управления ими.

    Необходимо отметить, что в феврале 2003 года Казкоммерцбанк и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заключили кредитное соглашение на 10 миллионов долларов. Важным является то обстоятельство, что вторая программа ЕБРР, в отличие от первой, реализуется без предоставления каких-либо гарантий со стороны государства. Это означает, что ставка по кредитам будет варьироваться в зависимости от суммы, срока погашения и общей ситуации на рынке.

    Одновременно с кредитной линией ЕБРР определился еще один источник кредитования предприятий бизнеса. Это средства кредитной линии Азиатского банка развития (АБР). Программный заем АБР предназначен для кредитования проектов по закупке оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, техники, создания оптовых продовольственных рынков и других рыночных инфраструктур, предназначенных для реализации сельскохозяйственной  продукции, а также финансирования необходимых оборотных средств.

    Однако, несмотря на достаточно высокие показатели в финансовой поддержке предпринимательства Фондам, на практике у субъектов бизнеса возникают затруднения с получением кредитных ресурсов: заемщик проходит сложную процедуру утверждения бизнес-плана в банке и затем обращается в Фонд развития предпринимательства для повторного одобрения, вследствие чего процедуры затягиваются на несколько месяцев. Фонд должен иметь разветвленную инфраструктуру по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах. Это должно вызвать инициативу на местах и, следовательно, позволить переместить акценты нате области и районы, где в настоящее время существует объективная необходимость в организации структур малого бизнеса. Однако, основная причина, сдерживающая открытие филиалов Фонда в регионах, - трудности бюджетного финансирования расходов на их создание. В связи с этим было бы рациональным привлечь областей, районов к содействию деятельности Фонда, в частности, предложить им стать участниками Фонда путем внесения в уставный капитал административных зданий большой площади для того, чтобы в них можно было разместить на взаимовыгодных условиях.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.