МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Управление дебиторской задолженностью на материалах ООО "Торговый дом "Ресурс Поволжье"

    Несоблюдение письменной формы, в случаях, прямо установленных законом (или соглашением сторон) влечет недействительность сделки. В общем случае, виды сделок, признаваемых недействительными в силу закона, определены второй частью ГК РФ.

    Как следствие, если сделка юридических лиц между собой или с физическим лицом не была оформлена письменно, то в общем случае (кроме прямого указания закона или соглашения сторон) такая сделка устанавливает и гражданские права, и гражданские обязанности. И более того, дает право сторонам представлять письменные доказательства об условиях сделки (в том числе накладные, акты, счета, платежные поручения и т.п.).

    Кроме того, в соответствии со статьей 2 ГК РФ гражданское законодательство не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. – налоговым, административным и т.п., если иное прямо не установлено законодательством. Т.е. последствия недействительности сделки, при несоблюдении ее письменной формы, имеют только гражданско – правовой характер.

    Таким образом, исходя из вышесказанного, договор можно рассматривать с трех точек зрения: как основание для возникновения гражданских правоотношений, как само правоотношение, возникшее из этого основания и как форму, выражающую правоотношение.

    Основанием возникновения дебиторской задолженности также являются договорные отношения между контрагентами. Исходя из чего, должником, дебитором (от латинского слова debitum-долг, обязанность) является одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя или более лицами.

    Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.

    По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

    Дебиторская задолженность относится к активам, обладающим повышенным риском. В составе дебиторской задолженности зачастую есть активы омертвленные, уже не являющиеся оборотными. Задачей любого предприятия является повышение оборачиваемости дебиторской задолженности, улучшения ее рискового качества, снижения убытков от дебиторов.

    Практика показывает, что условия договоров, заключаемых предпринимателями, далеко не всегда выполняются в установленные сроки и в полном объеме. Предприятия не всегда знают, как правильно сформировать свою кредитную политику, обезопасить себя от риска неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, как работать с уже возникшими долговыми обязательствами. Поэтому важным является разработка эффективного механизма управления дебиторской задолженностью предприятия.

    1.2 Дебиторская задолженность: понятие, характеристики, причины возникновения

    Дебиторская задолженность в соответствии, как с международными, так и с российскими стандартами бухгалтерского учета определяется как суммы, причитающиеся компании от покупателей (дебиторов). Дебиторская задолженность возникает в случае, если услуга (или товар) проданы, а денежные средства не получены. Как правило, покупателем не предоставляется какого-либо письменного подтверждения задолженности за исключением подписи о приемке товара на товаросопроводительном документе [12 c. 310].

    Предприятия заинтересованы продавать свою продукцию покупателям и заказчикам, способным своевременно оплачивать счета.

    Все счета к получению классифицируются по группам: срок оплаты не наступил, просрочка от 1 до 30 дней, до 90, до 180, до 360 дней, более 1 года.

    К дебиторам относятся две группы статей раздела 2 актива баланса:

    - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты (стр. 230);

    - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты (стр. 240).

    В каждой из этих групп выделяются виды дебиторов: покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников по взносам в уставной капитал, авансы выданные, прочие дебиторы (задолженность за налоговыми органами, работников по ссудам и займам, подотчетных лиц, поставщиков по недостачам, обнаруженным при приемке, штрафы, пени, неустойки) [7 c. 45].

    По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил). Срок погашения по данной задолженности либо еще не наступил, либо составляет менее месяца. К допустимой дебиторской задолженности относятся, например, авансы на закупку сельскохозяйственной продукции (для пищевой промышленности); авансы на командировочные расходы, если срок сдачи авансового отчета не истек; задолженность по квартплате за текущий месяц; претензии к поставщикам, субподрядчикам за недопоставки материалов, невыполненные по договору работы, в пределах срока их рассмотрения.

    Неоправданной дебиторской задолженностью считается та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.).

    При этом с точки зрения реальности возможного погашения дебиторской задолженности ее можно подразделить на реальную, спорную и безнадежную.

    Реальная дебиторская задолженность – это сумма задолженности по которой есть перспективы своевременного погашения и завершения расчетов.

    Спорная дебиторская задолженность – это сумма задолженности по которой предъявлены иски и претензии и идет разбирательство в суде или арбитражном суде.

    Безнадежная дебиторская задолженность – это сумма задолженности, по которой нет перспектив получения средств, и ее предстоит списать в убыток по истечение сроков исковой давности [32 c. 134].

    В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в компании политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна предприятию, с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее, этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции.

    Основой возникновения дебиторской задолженности являются расчетные операции предприятия. В результате расчетных операций предприятие одновременно выступает финансовым донором и реципиентом; в первом случае оно кредитует одних контрагентов (покупателей своей продукции), во втором – получает средства во временное пользование от других контрагентов (поставщиков сырья, материалов, услуг). Исходя из здравого смысла понятно, что получение средств во временное пользование, особенно если это делается бесплатно, более предпочтительно по сравнению с отвлечением собственных средств, т.е. кредиторская задолженность лучше, чем дебиторская. Тем не менее, избежать появления дебиторской задолженности по текущим операциям практически невозможно; для этого нужно продавать всю свою продукцию на условиях предоплаты или оплаты за наличный расчет, а это возможно лишь в исключительно редких случаях (например, когда продукция пользуется повышенным спросом); кроме того, и безмерное наращивание кредиторской задолженности весьма проблематично ввиду естественных ограничений на объемы потребляемого сырья, наличия штрафных санкций за не исполнение обязательств и т.п. Поэтому на любом предприятии существует определенная система регулирования отношений с контрагентами по товарным операциям [36].

     С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть выполнена одним из трех методов: а) предоплата, б) оплата за наличный расчет, в) оплата с отсрочкой платежа, осуществляемая обычно в виде безналичных расчетов, основными формами которых являются платежное поручение, аккредитив, расчеты по инкассо и расчетный чек. Последняя схема наиболее невыгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа, и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов [28].


    1.3 Методологические аспекты управления дебиторской  задолженностью

    Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам [28]:

    - срок предоставления кредита (чаще всего в компании существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции);

    - стандарты кредитоспособности (критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты);

    - система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форс-мажорным обстоятельствам; поэтому исходя из принципа осторожности необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя);

    - система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);

    - система предоставляемых скидок (в рыночной экономике является обычной практика предоставления скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).

    Эффективная система взаимоотношений с покупателями подразумевает:

    а) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит;

    б) определение оптимальных условий кредитования;

    в) четкую процедуру предъявления претензий;

    г) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договора.

    Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим основным этапам [15].

    1.  Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.

    2.  Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции.

    3.  Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) кредиту.

    4.  Формирование системы кредитных условий.

    5.  Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциации условий предоставления кредита.

    6.  Формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности.

    7.  Обеспечение использования в организации современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

    8.  Построение эффективных систем контроля за движением и своевременной инкассацией дебиторской задолженности.

    Рассмотрим каждый этап более подробно.

    Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. Основной задачей этого анализа является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита.

    На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность, который рассчитывается по следующей формуле:

    КОАдз = ДЗ/ОА,                                                                                     (1)

    где КОАдз — коэффициент отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность;

    ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации (или сумма задолженности отдельно по товарному и потребительскому кредиту);

    ОА — общая сумма оборотных активов организации.

    На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

    ПИдз = ДЗср/Оо,                                                                                    (2)

    где ПИдз — средний период инкассации дебиторской задолженности;

    ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде;

    Оо — сумма однодневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.

    Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. Этот показатель рассчитывается по следующей формуле:

    КОдз = ОР/ДЗср,                                                                                    (3)

    где КОдз — количество оборотов дебиторской задолженности организации в рассматриваемом периоде;

    ОР — общая сумма оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде;

    ДЗср — средний остаток дебиторской задолженности организации (в целом или отдельных ее видов) в рассматриваемом периоде.

    На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.

    На четвертом этапе анализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность. В процессе этого анализа используются следующие показатели:

    - коэффициент просроченности дебиторской задолженности:

    КПдз = ДЗпр / ДЗ,                                                                         (4)

    где КПдз — коэффициент просроченности дебиторской задолженности;

    ДЗпр — сумма дебиторской задолженности, неоплаченной в предусмотренные сроки;

    ДЗ — общая сумма дебиторской задолженности организации;

    - средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности:

    ВПдз = ДЗпр / Оо,                                                                         (5)

    где ВПдз — средний «возраст» просроченной (сомнительной, безнадежной) дебиторской задолженности;

    ДЗпр — средний остаток дебиторской задолженности, неоплаченной в срок (сомнительной, безнадежной), в рассматриваемом периоде;

    Оо — сумма однодневного оборота по реализации в рассматриваемом периоде.

    На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:

    Эдз = Пдз - ТЗдз - ФПдз,                                                              (6)

    где Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

    Пдз — дополнительная прибыль организации, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;

    ТЗдз — текущие затраты организации, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;

    ФПдз — сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.

    Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:

    Кэдз = Эдз / ДЗрп,                                                                        (7)

    где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;

    Эдз — сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;

    ДЗрп — средний остаток дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.

    Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.

    Формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции. В современной коммерческой и финансовой практике реализация продукции в кредит (с отсрочкой платежа за нее) получила широкое распространение, как в нашей стране, так и в странах с развитой рыночной экономикой. Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой практики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности организации.

    В процессе формирования принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются два основных вопроса [36]:

    - в каких формах осуществлять реализацию продукции в кредит;

    - какой тип кредитной политики следует избрать организации.

    В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:

    - современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;

    - общее состояние экономики, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;

    - сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояние спроса на продукцию организации;

    - потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;

    - правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;

    - финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;

    - финансовый менталитет собственников и менеджеров организации, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.