МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Управление дебиторской задолженностью на материалах ООО "Торговый дом "Ресурс Поволжье"

    Объем выручки, также зависящий от своевременности и полноты расчетов с дебиторами, полученный в каждом отчетном периоде, значительно варьирует, что может означать, что значительно изменяется оборачиваемость дебиторской задолженности, являющейся важнейшей характеристикой деловой активности предприятия и косвенно характеризующей эффективность расчетных взаимоотношений ООО «ТД «Ресурс-Поволжье» со своими покупателями. Кроме того, для получения более полной картины состояния расчетов необходимо рассчитать не только показатели оборачиваемости дебиторской, но и кредиторской задолженности. Необходимые для анализа данные приведены в таблице 15.

    Таблица 15

    Показатели оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности

    Показатели 2005г. 2006г. 2007г. 2007г. в % к 2005г.
    Среднегодовая выручка, тыс. руб. 77134 94349 127984 165,92
    Среднегодовые остатки дебиторской задолженности, тыс.руб. 799 16945 1531 191,6
    Среднегодовые остатки кредиторской задолженности, тыс.руб. 2947,5 3320,5 3912 132,72

    Коэффициент оборачиваемости, количество оборотов

    -дебиторской задолженности

    -кредиторской задолженности

    61,63

    26,17

    5,57

    28,41

    83,6

    32,71

    135,65

    129,99

    Период погашения, дней

    -дебиторской задолженности

    -кредиторской задолженности

    5,84

    13,75

    62,6

    12,67

    4,3

    11

    73,63

    80,0

    По данным таблицы 15 на предприятии наблюдается ускорение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, о чем свидетельствует увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, характеризующего количество оборотов с 61,63 оборотов в 2005 году до 83,6 оборотов в 2007 году. Средний период погашения дебиторской задолженности снизился с 5,84 дней в 2005 году до 4,3 дней в 2007 году. Отмеченное снижение является незначительным, однако, если наметившаяся тенденция сохранится, это будет свидетельствовать о положительных изменениях в организации расчетов в целом и с покупателями в частности.

    Таким образом, завершая анализ состояния дебиторской задолженности, следует отметить, что за три года анализируемого периода значительных изменений в состоянии дебиторской задолженности не произошло, тем не менее, наблюдается незначительное улучшение расчетов, обусловленное их ускорением.

    договорной дебиторская задолженность


    Глава 3. Совершенствование управления дебиторской задолженностью в «Торговый дом «Ресурс Поволжье»

    3.1 Пути улучшения управления дебиторской задолженностью

    Политика управления дебиторской задолженностью – часть общей бизнес-политики предприятия, направленная на расширение объема реализации продукции и заключающаяся в оптимизации общего объема размера дебиторской задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации.

    В ООО «ТД «Ресурс-Поволжье» с целью максимизации притока денежных средств следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

    Формирование политики управления дебиторской задолженностью предприятия должно осуществляться по следующим основным этапам [28]:

    - анализ дебиторской задолженности в предшествующем периоде;

    -формирование принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции;

    -определение возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту;

    -формирование системы кредитных условий;

    -формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация предоставления кредитов;

    -формирование процедуры инкассации дебиторской задолженности;

    -обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности.

    Анализ дебиторской задолженности ООО «ТД «Ресурс-Поволжье» целесообразно проводить по схеме, аналогичной приведенной в работе, но ее следует дополнить расчетом суммы эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной за счет предоставления кредита, необходимо сопоставить с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности).

    При формировании принципов кредитной политики по отношению к покупателям продукции решаются вопросы о форме осуществления реализации продукции в кредит и о типе кредитной политики предприятия (консервативном, умеренном или агрессивном)

    При определении возможной суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность по кредиту необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики; коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой продукции. При формировании системы кредитных условий, вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, ООО «ТД «Ресурс-Поволжье» должен определиться по следующим вопросам:

    - срок предоставления кредита – чаще всего применяются стандартизированные по условиям оплаты, в том числе и по продолжительности кредитования, договоры; тем не менее возможны и отклонения от данной политики; определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции);

    - стандарты кредитоспособности – заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться;

    - система создания резервов по сомнительным долгам – при заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей, однако, не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя, рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу;

    - система сбора платежей – этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку: процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания недобросовестных контрагентов;

    - система предоставляемых скидок – в предыдущем пункте делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами; гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относятся предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

    Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита включает следующие основные элементы:

    - определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;

    - формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;

    - выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;

    - группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;

    - дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

    Отбор должен осуществляться с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из неформальных источников.

    Дифференциация кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей может осуществляться по таким параметрам, как срок предоставления кредита, необходимость страхования кредита за счет покупателей, формы штрафных санкций.

    Основными формами, обеспечивающими использование на предприятии современных форм рефинансирования дебиторской задолженности, используемыми в настоящее время, являются:

    -факторинг – финансовая операция, заключающаяся в уступке предприятием-продавцом на возмездной основе права получения денежных средств по платежным документам за поставленную продукцию в пользу банка или специализированной компании, которые принимают на себя все кредитные риски по инкассации долга;

    -учет векселей, выданных покупателям продукции, - финансовая операция по их продаже банку или другому финансовому институту по определенной (дисконтной) цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки.

    Среди проблем управления дебиторской задолженностью ООО «ТД «Ресурс Поволжье» можно выделить следующие:

    -  нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;

    -  не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;

    -  отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;

    -  не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;

    -  функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.

    Для решения проблем управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «Ресурс Поволжье» можно предложить:

    1) Для контроля и планирования дебиторской задолженности на предприятии должна быть налажена работа по получению следующей информации:

    -  данные о выставленных дебиторам счетах, которые не оплачены на настоящий момент;

    -  время просрочки платежа по каждому из счетов;

    -  размер безнадежной и сомнительной дебиторской задолженности, оцененной на основании установленных внутрифирменных нормативов;

    -  кредитная история контрагента (средний период просрочки, средняя сумма кредита).

    2) Автоматизировать процесс управления дебиторской задолженностью. Основная причина, по которой ООО «ТД «Ресурс Поволжье» должен отказаться от ведения учета и контроля дебиторской задолженности в Excel, связана с трудностью оперативного обновления данных и настройки обязательных для исполнения процедур утверждения.

    3) Снизить риск несвоевременного возврата денежных средств и возникновения убытков можно, заключив договор страхования дебиторской задолженности. Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств покупателем или его банкротства. Безусловно, страхование дебиторской задолженности со временем станет нормой для многих российских компаний. Заключение договора страхования позволит не только провести обоснованную оценку кредитных рисков компании, но и переложить сами риски на страховую компанию.

    Таким образом, рекомендуемые выше положения, которые могли бы лечь в основу политики управления дебиторской задолженностью в ООО «ТД «Ресурс Поволжье», позволят предприятию избежать убытков связанных со списанием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, повысить эффективность расчетов с покупателями.

    3.2 Использование опыта передовых предприятий в управлении дебиторской задолженностью

    В отечественной и мировой практике наработан определенный эффективный механизм управления дебиторской задолженностью. Рассмотрим некоторые примеры построения эффективной системы управления дебиторской задолженностью.

    В первую очередь важно определить, кто все же должен и будет заниматься сбором информации о должниках, ведением учета и получением просроченных платежей. Под получением понимается весь процесс напоминаний и переговоров до момента поступления денежных средств на расчетный счет компании. Чаще всего это входит в обязанности менеджеров, которые работают со своими клиентами и непосредственно заинтересованы в четких финансовых поступлениях. В некоторых компаниях этим вопросом занимается отдельный человек, который специально обучен именно ведению переговоров по возврату задолженностей и полностью сосредоточен только на решении этого вопроса. Здесь есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, действительно, при большом количестве клиентов и большой нагрузке менеджер не всегда имеет возможность постоянно и четко отслеживать все платежи и сидеть на обзвоне должников, тем более, если их количество не так уж мало. Кроме того, менеджеры, которые могут быть вполне профессиональны в продажах, не всегда комфортно чувствуют себя в роли «сборщика долгов». Также необходимо учесть тот факт, что, потратив много усилий на установление и поддержание с клиентом хороших отношений, совсем не хочется их портить таким моментом, как постоянное напоминание о долге. Да и профессионализм в технике продаж, не всегда означает такое же умение и способность к переговорам с должниками. С другой стороны, именно менеджер, как никто другой знает своего клиента. Именно менеджер может оценить реальное положение дел у клиента и определить причины задержки платежей: не могут или не хотят. Менеджер как раз может использовать и свои установившиеся отношения для того, чтобы убедить клиента производить расчеты своевременно [15].

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.