МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Совершенствование управления кредитными рисками коммерческого банка

    Кредитный риск, связанный с деятельностью банка-кредитора обусловлен деятельностью кредитной организации и видом предоставленного кредита, порядком его заключения, управлением кредитным портфелем и т.д. Кредитный риск, связанный с деятельностью банка-кредитора, делится на совокупный кредитный риск и индивидуальный кредитный риск. Совокупный кредитный риск - это риск по всему кредитному портфелю банка.[5] Его формируют следующие разновидности кредитных рисков:

    ·  риски по предоставленным и полученным кредитам (займы);

    ·  риски по размещенным и привлеченным депозитам, в том числе межбанковским кредитам (депозитам, займам);

    ·  риски по прочим размещенным средствам, включая требования на получение (возврат) долговых ценных бумаг, акций и векселей, предоставленных по договору займа;

    ·  риски по учтенным векселям;

    ·  риски по суммам, уплаченным кредитной организацией бенефициару по банковским гарантиям, но не взысканным с принципала;

    ·  риски по денежным требованиям кредитной организации по сделкам финансирования под уступку денежного требования (факторинг);

    ·  риски по требованиям кредитной организации по приобретенным по сделке правам (требованиям) (уступка требования);

    ·  риски по требованиям кредитной организации по приобретенным на вторичном рынке закладным;

    ·  риски по требованиям кредитной организации по сделкам продажи (покупки) финансовых активов с отсрочкой платежа;

    ·  риски по требованиям кредитной организации к плательщикам по оплаченным аккредитивам (в части непокрытых экспортных и импортных аккредитивов);

    ·  риски по требованиям к контрагенту о возврате денежных средств по второй части сделки по приобретению ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного отчуждения в случае, если ценные бумаги являются некотируемыми;

    ·  риски по требованиям кредитной организации (лизингодателя) к лизингополучателю по операциям финансовой аренды (лизинга).

    Чаще всего требуется оценка совокупности факторов кредитных рисков, которым подвержена кредитная организация. Они возрастают с увеличением кредитных рисковых вложений, сокращением деятельности банка по выгодному размещению кредитных ресурсов. Риски банка-кредитора разграничиваются самым различным образом. В первую очередь это зависит от определяющих их факторов, таких как:

    Риск рыночной стратегии, который возникает при неспособности кредитной организации разрабатывать и предлагать новые банковские услуги в области кредитования (факторинг, форфейтинг, венчурные, инвестиционные кредиты, лизинговые, учетные операции); потери из-за колебаний норм ссудного процента и другие.

    Риск кредитной политики, возникающий оттого, что кредитная организация неверно определила кредитную политику, в результате чего величина соизмерения ожидаемых доходов с ожидаемыми потерями оказалась ниже расчетной.

    Риск структурный (диверсификации кредитного портфеля) — это риск потерь из-за существенного ухудшения качества кредитного портфеля по видам ссуд, срокам, заемщикам и т.д., что приводит к необходимости списания потерь и убыткам.

    Операционный, или селективный риск — риск неверного определения кредитоспособности заемщика, размера кредита, порядка его предоставления, то есть возникающий в связи с низким качеством работы сотрудников кредитного отдела (комитета). Этот фактор свидетельствует о связи кредитного риска кредитной организации с операционным.

    Временной риск — риск срока, на который предоставляется кредит, — краткосрочный, долгосрочный, среднесрочный. Чем на больший срок предоставляется кредит, тем выше риск. Поэтому в настоящее время преобладают краткосрочные кредиты.

    Отзывной риск — риск потерь в случае, если кредитор отзовет сумму предоставленного кредита в связи с утерей залога либо невыполнением заемщиком условий кредитного договора.

    Процентный риск — это риск сокращения или потери банковской прибыли из-за уменьшения процентной маржи в виде разницы между процентами, полученными по кредитным операциям, и процентами, уплаченными по привлеченным кредитной организацией средствам по пассивным операциям, то есть риск спрэда (риск превышения средней стоимости привлеченных средств кредитной организации над средней стоимостью по размещаемым активам). Риск изменения процентных ставок, связанных с кредитованием, является также частью совокупного процентного риска.

    Риски по балансовым операциям и по забалансовым операциям относятся к факторам кредитного риска, зависящим от характера операций. Риски по балансовым операциям — это риски по выданным ссудам и приравненным к ним операциям, а по забалансовым операциям — это риски по требованиям банка по внебалансовым операциям и требованиям по выданным гарантиям, акцептам переводных векселей, аккредитивным операциям и т. д.

    Риск банковских злоупотреблений — это потери из-за недобросовестности или мошенничества банковских служащих. Такой риск является наиболее распространенной причиной безнадежной задолженности кредитной организации. Речь идет о выдаче руководством и высшими служащими дружеских кредитов родственникам, друзьям, деловым партнерам без должного обеспечения и обследования финансового положения заемщика. Данный фактор риска также показывает связь кредитного риска с операционным.[6]

    Таким образом, правильная классификация кредитных рисков дает возможность эффективно управлять каждой разновидностью вышеперечисленных рисков и нивелировать вызывающие их факторы. В связи, с чем представляется целесообразным рассмотреть организацию управления кредитными рисками.

    1.2 Организация управления кредитными рисками

    Кредит обеспечивает трансформацию денежного капитала в ссудный и выражает отношения между кредиторами и заемщиками. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, личного сектора и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

    По мнению Г.И. Кравцовой, кредитный портфель представляет собой остаток кредитной задолженности по балансу коммерческого банка на определенную дату. В российской экономической литературе кредитный портфель определяется как совокупность требований банка по кредитам, которые классифицированы на основе определенных критериев. Одним из таких критериев, применяемых в зарубежной и отечественной практике, является степень кредитного риска. По этому критерию определяется качество кредитного портфеля. Анализ и оценка качества кредитного портфеля позволяет менеджерам банка управлять его ссудными операциями.

    В отечественной практике кредитный портфель определяют как совокупность заключенных контрактов по сделкам кредитного характера. Сюда относят, помимо непосредственно ссуд, также факторинговые операции, лизинг, учет векселей, исполнение обязательства по выданным банковским гарантиям и поручительствам.

    Управление кредитным портфелем в общем виде представляет собой его формирование с соблюдением всех параметров, установленных кредитной политикой и обеспечивающих эффективное функционирование банка, а также регулирование портфеля для поддержания его в хорошем состоянии. Таким образом, можно выделить три главных этапа в процессе управления портфелем: формирование портфеля, оценка качества с целью определения необходимости и способов регулирования, а также непосредственное осуществление корректирующих мероприятий.

    По мнению Сабирова М.З., управление кредитным портфелем можно определить как целенаправленные действия соответствующих подразделений банка по анализу, планированию, организации, контролю и регулированию, направленные на обеспечение (достижение) оптимального портфеля с позиции риска, доходности и ликвидности, и формирование резервов, достаточных для устойчивого функционирования коммерческого банка.

    С нашей точки зрения, управление кредитными рисками является «сквозным» процессом, затрагивающим все элементы кредитной деятельности; от поиска потенциальных заемщиков на стадии формирования кредитного портфеля и потенциального (резервного) кредитного портфеля.

    Важно отметить также следующее. Невозможно управлять кредитным портфелем, если мы не можем управлять каждым кредитным риском в отдельности. Поэтому, на наш взгляд, управление кредитным портфелем содержит в себе два вида управления: управление кредитным портфелем в целом (стратегическое управление) и управление отдельными кредитами (текущее управление). Эти два вида невозможно осуществлять изолированно друг от друга, они являются взаимопроникающими и взаимоподдерживающими.

    Разработка (определение) способа оценки качества кредитных рисков обычно включает решение следующих вопросов[7]:

    - выбор критериев для оценки качества ссуд, составляющих кредитный портфель;

    - разработка определенного метода оценки качества ссуд (процедура кредитного анализа) на основе выбранных критериев;

    - разработку методов накопления статистической информации по банку для определения процента риска для каждой группы классифицированных ссуд доли просроченной задолженности и процентов списания ее за счет резерва банка в разрезе отдельных групп ссуд;

    - разработку методов определения абсолютной величины кредитного риска в разрезе групп ссуд кредитного портфеля и совокупного риска по банку;

    - определение методов расчета величины создаваемого резерва для покрытия возможных потерь по ссудам, источников отчисления в этот резерв;

    - разработка способов и процедур оценки качества кредитного портфеля на основе финансовых коэффициентов и сегментации кредитного портфеля и т.д.

    Следует отметить, что система управления любым объектом требует наличия инструментов управления, отражающих специфику объекта и предмета управления.[8]

    Правовое регулирование банковской деятельности в том числе и кредитования, осуществляется Федеральным законом «О центральном банке Российской федерации (банке России)», Федеральном законом «О банках и банковской деятельности», другими Федеральными законами, нормативными актами банка России. В регулировании банковского кредитования значительное место принадлежит кодексам, Федеральным законам, инструкциям, постановлениям и положениям, также деловым обыкновениям и банковским обычаям.

    В первую очередь необходимо выделить закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (банке России)» (с изм. и доп. От 10.02.03г.) Закон «От ЦБР» устанавливает основы функционирования центрального банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений с служащими ЦБР. Подчеркнем, что 10.07.02 года был изложен в новой редакции. Заметим, то последние 10-13 лет законодательствах о банках и банковской деятельности переиначивалось несколько раз.

    Второй по значению Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (с изм. от 10.07.98г., 5,8.07.99г., 19.06., 7.08.2001г, 21.03.02). Закон «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту Закон «О банках….» - специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус объектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.

    Конституционные основы банковской деятельности закреплены в п. «ж» ст.71 Конституции РФ, согласно которой кредитное регулирование и федеральные банки находятся в ведении Российской Федерации.

    Основу правового регулирования банковского кредитования составляют: гл.42 (ст.807-821) гражданского кодекса РФ. Под размещением (предоставлением) банком денежных средств понимается заключение между банком и клиентом банка договора, составленного с учетом требований ГК РФ. В соответствии со ст.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Банк передает денежные средства на условиях платности, срочности и возвратности, а клиент банка осуществляет возврат полученных денежных средств в соответствии с условиями договора. В России как и в других странах, существует система государственного регулирования денежно-0кредитной сферы, позволяющая защищать интересы населения и банковских структур. Правовое основание этой системы составляют два закона «О банках и банковской деятельности» в РФ, последний вариант принят Государственной думой 20.01.95 года и «О центральном банке РФ (банке России)», последняя редакция – май 2002 года. Согласно этим законом банк России, банк внешней торговли РФ, сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций, образуют банковскую систему России. Для финансирования отдельных целевых республиканских, региональных и иных программ могут создаться специальные банки (банки развития).

    В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» От 02.11.04г. №2127-Ф кредитная организация это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным законом. Кредитная организация обязуется на основе любой формы собственности, как хозяйственное общество (ч.1, ст.1). Из этого следует, что российские кредитные организации как юридические лица по своей организационно правовой форме признаются коммерческими организациями которые могут быть созданы в виде следующих хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерного общества (АО), в форме закрытого акционерного общества (ЗАО) и открытого акционерного общества (ОАО).[9]

    Центральный банк Российской Федерации, являясь важнейшим элементом банковской системы страны, оказывает большое воздействие на функционирование и жизнедеятельность государства и общества. Статус, задача, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются конституцией РФ Федеральном законом «О центральном банке РФ»и другими Федеральными законами. В соответствии со ст.71 Российской конституцией Федеральные банки следовательно, и (Центральный банк РФ, имущество которого является федеральной собственность) относятся к Федеральным экономическим службам и находится в ведении РФ. В ч.1,ст.75 основного закона закрепляется, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ; а в ч.2, этой статьи определяется основная функция банка России – защита и обеспечении устойчивости рубля. Эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Вопросы правового регулирования деятельности Центрально банка РФ затрагиваются в ряде других Федеральных законах. В частности взаимоотношения банка России и кредитных организаций регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитной организаций осуществляется банком России в порядке, установленном главой X Федерального закона в которой, в частности, предусмотрено, что главной целью банковского регулирования и надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

    Помимо названных и законодательных актов правовое регулирование банковской деятельности в РФ строится на множестве иных законодательных актов. В частности можно выделить: Федеральный закон от 23 июня 1999г. №117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001г.); Федеральный закон от 7 августа 2001г. №115-ФЗ «О противодействий легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм.и доп. от 25 июля, 30 октября 2002г.), Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003г.№173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и др.[1]

    Наряду с законодательными актами правовое регулирование банковской деятельности строится и на подзаконных нормативных актах. В частности можно выделить

    -  Указ Президента РФ от 10 июня 1994г. №1184 «О совершенствовании работы банковской системы РФ» (с изм. от 27.04. 1995г.)

    -  Постановление Правительства РФ от 7.03.2000г. №194 «Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых организаций»;

    -  Распоряжение Правительства от 2.04.2006г. №454-р «О прекращении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций».

    Огромную роль, на современном этапе развития законодательства о банках и банковской деятельности играют ведомственные акты ЦБР, в этой связи, одним их элементов особого публично-правового статуса Центрального банка РФ является право осуществлять нормотворчество. Согласно ст.7 Федерального закона «О центральном банке Российской Федерации (банке России)», Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим и другими федеральными законами, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

    Согласно Положению ЦБР от 18 июля 2006г. №115 ЦБР Банк России издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «Обязательно для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативно-правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

    Осуществление нормотворческой функции регламентировано банком России в положении в порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России, утвержденным 15.09.05.

    Официальное разъяснение Банка России по вопросам применения Федеральных законов, иных нормативных правовых актов (кроме нормативных актов Банка России) являются актами толкования права и могут приниматься Банком только при условии, что это прямо предусмотрено Федеральным законов для случая их толкования, а также иными нормативными правовыми актами для случаев толкования последних.[10]

    Официальное разъяснение банка России по вопросам применения его собственных нормативных актов являются актами их толкования и применяются в случаях необходимости в исполнения пробела правового регулирования по предмету нормативного акта банка. Нормативные акты банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании банка России – «Вестнике банка России», за исключением случаев, установленных советом директоров. Нормативные акты банка России не имеют обратной силы.

    Важно подчеркнуть, что нормативные акты банка России должны быть зарегистрированы в министерстве юстиции РФ в порядке, установленном для государственной регистрации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Не подлежат государственной регистрации нормативные акты банка России, устанавливающие:

    -  курс иностранных валют по отношению к рублю;

    -  изменение процентных ставок;

    -  размер резервных требований;

    -  размер обязательных нормативах для кредитных организаций и банковских групп;

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.