МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Роль сестры руководителя по совершенствованию организации работы ЦСО

    По мнению Министерства здравоохранения РФ, резервом повышения качества сестринской помощи является эффективная организация работы сестринских служб: рациональная расстановка кадров, перераспределение функций между средним и младшим медицинским персоналом, планирование работы, снижение непроизводственных затрат рабочего времени и т. п. И здесь немаловажная роль отводится руководителям сестринского персонала отделений - старшим медицинским сестрам [14, с. 11-15].

    От личных, профессиональных и деловых качеств сестры-организатора во многом зависит качество организации деятельности отделения и, соответственно, качество медицинской услуги. Это касается и сестры организатора ЦСО клинической больницы, может быть даже в большей степени.

    Проблема внутрибольничных инфекций (ВБИ) в последние годы приобрела исключительно большое значение для всех стран мира. Бурные темпы роста лечебных учреждений, создание новых видов медицинского (терапевтического и диагностического) оборудования, применение новейших препаратов, обладающих иммунодепрессивными свойствами, искусственное подавление иммунитета при пересадке органов и тканей - эти, а также многие другие факторы усиливают угрозу распространения инфекций среди пациентов и персонала лечебных учреждений.

    Современные научные факты, приводимые в работах зарубежными и отечественными исследователями, позволяют утверждать, что ВБИ возникают по меньшей мере у 5-12% больных, поступающих в лечебные учреждения. Так, в США ежегодно регистрируется до 2 000 000 заболеваний в стационарах, в ФРГ 500000-700000, что составляет примерно 1% населения этих стран. В США из 120000 и более больных, зараженных ВБИ, погибают около 25% заболевших и, по оценкам экспертов, ВБИ представляют собой основную причину летальных исходов. Полученные в последние годы данные свидетельствуют о том, что ВБИ значительно удлиняют срок пребывания больных в стационарах, а наносимый ими ущерб ежегодно составляет от 5 до 10 млрд. долларов в США, в ФРГ - около 500 млн. марок.

    Условно можно выделить три вида ВБИ:

    ·  у пациентов, инфицированных в стационарах;

    ·  у пациентов, инфицированных при получении поликлинической помощи;

    ·  у медицинских работников, заразившихся при оказании медицинской помощи больным в стационарах и поликлиниках.

    Объединяет все три вида инфекций место инфицирования - лечебное учреждение.

    В целях правильного понимания основных направлений профилактики ВБИ целесообразно кратко охарактеризовать их структуру.

    Анализ имеющихся данных показывает, что в структуре ВБИ, выявляемых в крупных многопрофильных ЛПУ, гнойно-септические инфекции (ГСИ) занимают ведущее место, составляя до 75-80% от их общего количества. Наиболее часто ГСИ регистрируются у больных хирургического профиля, в особенности в отделениях неотложной и абдоминальной хирургии, травматологии и урологии. Основными факторами риска возникновения ГСИ являются: увеличение числа носителей штаммов резидентного типа среди сотрудников, формирование госпитальных штаммов, увеличение обсеменности воздуха, окружающих предметов и рук персонала, диагностические и лечебные манипуляции, несоблюдение правил размещения больных и ухода за ними.

    Другая большая группа ВБИ - кишечные инфекции. Они составляют в ряде случаев до 7-12% от их общего количества. Среди кишечных инфекций преобладают сальмонеллезы. Регистрируются сальмонеллезы в основном (до 80%) у ослабленных больных хирургических и реанимационных отделений, перенесших обширные полостные операции или имеющих тяжелую соматическую патологию. Выделяемые от больных и с объектов внешней среды штаммы сальмонелл отличаются высокой антибиотикорезистентностью и устойчивостью к внешним воздействиям. Ведущими путями передачи возбудителя в условиях ЛПУ являются контактно-бытовой и воздушно-пылевой.

    Значимую роль во внутрибольничной патологии играют гемоконтактные вирусные гепатиты В, С, D, составляющие 6-7% в ее общей структуре. Более всего риску заболевания подвержены больные, которым проводятся обширные хирургические вмешательства с последующей кровезаместительной терапией, программный гемодиализ, инфузионная терапия. Обследования, проводимые стационарным больным с различной патологией, выявляют до 7-24% лиц, в крови которых обнаруживаются маркеры этих инфекций. Особую категорию риска представляет медицинский персонал госпиталей, чьи обязанности предусматривают выполнение хирургических манипуляций или работу с кровью (хирургические, гематологические, лабораторные, гемодиализные отделения). При обследованиях выявляется, что носителями маркеров гемоконтактных вирусных гепатитов являются до 15-62% персонала, работающего в этих отделениях. Эти категории лиц в ЛПУ составляют и поддерживают мощные резервуары хронических вирусных гепатитов.

    На долю других инфекций, регистрируемых в ЛПУ, приходится до 5-6% от общей заболеваемости. К таким инфекциям относятся грипп и другие острые респираторные инфекции, дифтерия, туберкулез и др.

    Проблема профилактики ВБИ является многоплановой и весьма трудна для решения по целому ряду причин - организационных, эпидемиологических, научно-методических. Эффективность борьбы с ВБИ определяется тем, соответствует ли конструктивное решение здания ЛПУ последним научным достижениям, а также современным оснащением ЛПУ и строгим выполнением требований противоэпидемического режима на всех этапах предоставления медицинской помощи. В ЛПУ независимо от профиля должны выполняться три важнейших требования:

    ·  сведение к минимуму возможности заноса инфекции;

    ·  исключение внутригоспитальных заражений;

    ·  исключение выноса инфекции за пределы лечебного учреждения.

    Дезинфекция - одно из самых значимых направлений профилактики ВБИ. Данный аспект деятельности медицинского персонала является многокомпонентным и имеет своей целью уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов на объектах внешней среды палат и функциональных помещений отделений стационара, медицинском инструментарии и оборудовании. Организация дезинфекционного дела и его реализация младшими средним медицинским звеном является сложной трудоемкой ежедневной обязанностью.

    Следует подчеркнуть особую значимость этого направления деятельности персонала в отношении профилактики ВБИ, поскольку в ряде случаев (ГСИ, внутрибольничные кишечные инфекции, в т.ч. сальмонеллез) дезинфекция является практически единственным способом снижения заболеваемости в стационаре.

    В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медперсоналу отводится основная, главенствующая роль - роль организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное, тщательное и неукоснительное выполнение требований санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима в ходе исполнения своих профессиональных обязанностей и составляет основу перечня мероприятий по профилактике ВБИ.

    Предстерилизационная обработка изделий медицинского назначения проводится в ЦСО и заключается в их дезинфекции и предстерилизационной очистке.

    Во главе всей этой многогранной работы по профилактике ВБИ в ЛПУ стоит медицинская сестра - основной организатор, исполнитель и ответственный контролер, правильность деятельности которой зависит от полученных в процессе обучения знаний и практических навыков по решению данной проблемы. Сознательное отношение и тщательное выполнение медицинским персоналом требований противоэпидемического режима предотвратит профессиональную заболеваемость сотрудников, что позволит в значительной степени снизить риск заболевания ВБИ и сохранить здоровье пациентам.

    В этой связи следует особо подчеркнуть значимость роли старшей сестры ЦСО стационара. В основе своей - это длительное время проработавший по специальности сестринский состав, обладающий организаторскими навыками, прекрасно разбирающийся в вопросах режимного характера и управления персоналом [11].

    1.3 Проблемы управления персоналом в учреждениях здравоохранения как фактора повышения качества медицинских услуг

    Человеческий ресурс - ресурс особый: несмотря на различные профессиональные и личностные характеристики, человек не будет приносить отдачу до тех пор, пока он не видит личной субъективной мотивации. В отличие от оборудования, капитала, людей невозможно просто купить. Человек не управляем с помощью прямого воздействия. Воздействия на данный объект должны быть опосредованы, и соответствовать внутренним желаниям и потребностям человека. Для того чтобы в сознании человека сформировалось желание работать, на предприятии должна быть правильно сконструирована система мотивации, в том числе мотивации материальной [16].

    Проблема управления персоналом крупных организаций в достаточной степени известна практикам, но ее рассмотрение обычно сводится к рекомендациям общего характера, а серьезных научных обоснований сравнительно немного, но и они по большей части носят общий характер.

    Менеджеры-практики же нуждаются в конкретных рекомендациях, которые помогли бы им, повышая управляемость коллективов, повышать эффективность деятельности организаций. Особые трудности могут возникать в управлении персоналом крупных медицинских учреждений, поскольку менеджеры таких предприятий находятся, по сути, в жестких тисках бюджетных ограничений и потребностей контингента сотрудников и/или населения, здоровье которых попадает под контроль этих учреждений. Схематически это можно представить так, как показано на Рисунке 1 Приложения 1. На основании положений Рисунка 1 можно составить следующее соотношение для потоков информации.

    ·  где D - деятельность организации,

    ·  ∂D/∂t - ее изменение во времени (используются частные производные, так как D может зависеть от многих переменных);

    ·  R - требования потребителей (населения и/или сотрудников организации как потенциальных пациентов или заинтересованных в них лиц);

    ·  В - бюджетные возможности и/или ограничения, фактически объем средств, имеющийся в распоряжении организации [12].

    В выражении (1) сопоставлены величины, имеющие различную природу, поэтому оно представляет собой не уравнение, а функциональное соотношение. Чтобы перевести его в уравнение, его составляющие необходимо выразить относительно одной величины, зависящей в данном случае от времени t. Такой величиной может быть стоимость услуг и других действий, так что это соответствует принятому в финансовом анализе подходу, который принято назвать переводом в денежное выражение.

    Требования потребителей легко можно перевести в денежное выражение с использованием стоимости L тех услуг медицинского назначения, в которых имеется потребность населения, вне правильности объемов и специализации этих услуг и размерного коэффициента пропорциональности k1 ,так что R = k1L

    Деятельность организации также имеет финансовое измерение G, но его необходимо трактовать с учетом двух коэффициентов k2 и k3. Первый из них k2 как и k1является размерным коэффициентом пропорциональности. Второй k3 отражает эффективность использования средств в медицинском учреждении и, в свою очередь, состоит из четырех сомножителей. Первый сомножитель w1 представляет, по существу, прямую арифметическую эффективность использования возможностей организации, и его принято измерять в мерах заполнения койко-мест. Второй сомножитель h1 представляет собой реальный уровень эффективности современной медицинской науки. Третий s1 отмечает собой уровень овладения достижениями современной медицинской науки в данном лечебном учреждении. Четвертый m1 представляет собой уровень мотивации сотрудников рассматриваемого лечебного учреждения.

    После подстановки можно получить следующее уравнение:

    Иными словами, изменение во времени деятельности выглядит, как

    По мнению авторов гибридной модели мотивации [12] для управления персоналом в стационарах можно использовать показатели и коэффициенты, входящие в уравнение (3).

    ·  k1 и k2 являются константами и легко определяются из текущей документации медицинских учреждений.

    ·  h1 также принимается константой, поскольку изменение его со временем, с точки зрения специалистов, происходит быстро, но с точки зрения социума его темпы настолько недостаточны, что порой кажутся даже отрицательными, так как отстают от появления и развития все новых и новых болезней и утяжеления течения известных.

    ·  s1 также изменяется, но в течение контролируемого периода отчетности в год этим изменением также можно пренебречь, поскольку его величина совсем не соответствует потребностям социума.

    ·  m1 можно считать одним из важных инструментов в руках менеджеров для управления деятельностью лечебного учреждения.

    ·  В - растет со временем, поскольку финансирование медицины под влиянием требований социума постепенно увеличивается, однако часть этого повышения "съедает" инфляция, причем здесь имеют место три составляющих.

    Первая - является общеэкономической для всей страны и связана с инфляционными и подобными им процессами.

    Вторая - является следствием повышения сложности и наукоемкости лекарств, приборов, технологий и методов лечения, и ее рост носит более интенсивный характер.

    Для одной из крупных клинических больниц г. Москвы зависимость бюджета расходов может быть выражена, как следует из Рисунка 2 Приложения 1, следующей формулой:

    В эту зависимость необходимо добавить путем умножения влияние процессов инфляции с учетом данных источника, которые представлены на Рисунке 3 Приложения 1.

    Стоимость услуг медицинского профиля L со временем сначала падает, а затем возрастает, как свидетельствуют данные Рисунка 4 Приложения 1, для того же лечебного учреждения. Зависимость на Рисунке 4 аппроксимируется выражением: b3 = 17 (t - 0,7)4 + 0,03t + 0,3 (5)

    Дальнейшие расчеты, проведенные в исследованиях [12] показали необходимость предварительного накопления опыта лечебным учреждением, "становления школы", т.е. накопления необходимых традиций, навыков и умений, кадровых приобретений и установления соответствующих взаимоотношений с другими лечебными и научными учреждениями (Рисунок 5 Приложения 1).

    Из Рисунка 5 видно, что зависимость пересекает ось абсцисс в районе точки с абсциссой 0,3, далее прирост идет практически линейно, и соответствующая линия регрессии характеризуется выражением 0,371t - 0,052. Тогда:

    G =(0,371t -0,052)/k2w1h1s1m1 (6)


    k2 и h1 - константы. w1 также является константой, но его значение легко измерить, и для упоминавшейся выше клинической больницы, выбранной авторами в качестве базы для сравнения, составляет 0,997. Очевидно, что возможности для его роста не очень велики, да и эффект это даст, по сравнению с влиянием других факторов, в достаточной степени незначительный.

    Таким образом, авторы исследования [12] делают вывод:

    "Для управления в руках менеджеров лечебного учреждения остаются два фактора, определяемые показателями s1 и m1"

    Первый из них хотя и очень важен, но требует существенных затрат и в большей части лежит за пределами возможностей управления на данном иерархическом уровне. Таким образом, видно, что, по существу, единственным рычагом управления в руках менеджеров остается мотивация персонала. Хотя такой вывод может показаться очевидным, это, вероятно, можно отнести к любым другим организациям любой иной сферы деятельности, но там присутствуют и другие факторы усиления деятельности, как, например, реконструкция, изменение структуры, поиск новых рынков сбыта, технологические прорывы и многое другое, в силу специфики функционирования лечебным учреждениям недоступные.

    Это подтверждает вывод о необходимости особого внимания к мотивации персонала лечебных учреждений.

    Необходимо отметить, что здесь имеет место ряд важных отличительных особенностей, начиная со ставшей притчей во языцех низкой заработной платы, фактического размывания рамок "бесплатной медицины", общего снижения образовательного уровня общества и профессионального уровня выпускников медицинских вузов, что может иметь непоправимые и непредсказуемые последствия.

    С одной стороны, работники медицинских учреждений, в особенности крупных стационаров, в чем-то сродни солдатам большой армии. При этом их заставляет работать не угроза судебного преследования, как солдат и офицеров, а угроза создания недостаточной заботы о человеческой жизни по халатности. Кроме того, для многих важным будет, скорее всего, требование совести. Фактически это не просто внеэкономическая мотивация, а это в определенной мере продолжение традиционного для нашей страны подхода, в соответствии с которым люди являются некими элементами определенной "системы", в данном случае системы здравоохранения, и должны выполнять свои обязанности, чтобы эта система работала, поскольку, кроме них, "больше некому".

    При этом существуют и настоящие источники мотивации, среди которых не последнюю роль играет взаимодействие с людьми, несмотря на то, что это утомляет. Вероятно, частично это можно соотнести с социальной теорией Э. Мэйо, но другая часть отражает реализацию стремления людей к заботе о ком-либо, что в силу традиций и истории формирования человеческого сообщества и каждого индивида является неотъемлемой их особенностью, так что мотивация осуществляется в форме реализации этого стремления заботиться о людях.

    Кроме того, нельзя не отметить, что мотивация работает по достижениям по модели Д. МакКлелланда и Дж. Аткинсона, поскольку это проявляется в том, что при удачных действиях результат выражается в том, что медицинский работник вылечил, добился победы над болезнью и природой человека [25].

    Материальная мотивация, как уже указывалось, оставляет "желать лучшего", но и здесь наметился в последние годы определенный прогресс. Немаловажную роль играет и мотивация социальным положением в обществе. Вероятно, можно выделить особый вид мотивации именно для медицинских работников, а именно профпригодность. Возможно, его можно отнести и к другим сферам деятельности, но только медики имеют дело с самым сложным объектом, из имеющихся в распоряжении человечества, - с человеком.

    Можно, вероятно, выделить и достаточно новый подход, выражающийся в мотивации тайной, которая, по существу, является неосознанной мотивацией. Медицинский работник волей обстоятельств ежедневно вынужден эту тайну разгадывать, и, в отличие от теории мотивации "логическими ловушками", новая теория говорит о том, что такое поведение у медиков закрепляется и становится стереотипным. И это закрепление, стереотипизация когнитивного поведения по отношению к пациентам, по существу, перешедшее на уровень подсознания, становится частью личности, переходит на уровень установок, а это означает наиболее сильную мотивацию из реально возможных.

    Все эти механизмы действуют параллельно между собой и параллельно "побуждением системой", которое отмечено выше. Фактически в лечебных учреждениях реализуется гибридная модель мотивации, в которую на равных правах входят указанное "побуждение системой" и другие механизмы мотивации реализацией потребностей, такие как: социальная теория, рационально-экономическая теория, модель мотивации достижением, модель мотивации возможностью заботы и предложенная выше теория мотивации неосознанным поведением. Учесть это можно, использовав аналогию с параллельным включением сопротивлений, считая, что каждый из коэффициентов описывает неполноту применения соответствующего механизма мотивации. Тогда полноту применения описывает величина, обратная каждому из коэффициентов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.