МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Проблемы правового регулирования обязательного страхования в РФ

    В.И. Серебровский выделил условия, которые позволяют интересу быть страховым:

    - он должен носить имущественный характер;

    - лицо, обладающие страховым интересом, (страховой интерресент) должно находится в юридической связи с тем, в чем имеется интерес;

    - он должен быть субъективным;

    - интерес должен быть правомерным;[12].

    Данные условия и сейчас актуальны и необходимы для определения такого явления как страховой интерес и используются в этом качестве исследователями[13]. Данные признаки позволяют с точностью выделить из всех видов заинтересованности в страховом правоотношении именно страховой интерес. В настоящий момент эти положения отражены и в законодательстве: ст. 4 Закона о страховании в качестве объекта страхования выделяет имущественный интерес и в личном, и в имущественном страховании; п. 1 ст. 930 ГК РФ говорит о правовом основании интереса страхователя в сохранении имущества; п. 1 ст. 928 ГК РФ запрещает страхование противоправных интересов. Но в подавляющем большинстве указанные выше положения касаются имущественного страхования.

    Основываясь на этом можно выявить определение страхового интереса в имущественном страховании как имеющую денежную оценку и основанную на каком-либо правовом титуле правомерную заинтересованность страхователя (выгодоприобретателя) в сохранении имущественных ценностей или каких-либо других имущественных ценностей и получении страховой выплаты при наступлении страхового случая, который вызывает определенного рода убыток в этом имуществе или ценности.

    При страховании имущества предусматриваются ситуации выдачи полиса на предъявителя (п. 3 ст. 930 ГК РФ), но и в этом случае выгодоприобретатель обязан доказать наличие у него интереса, иначе ему будет отказано в выплате. Данная процедура имеет массу подтверждений в судебной практике Постановления Президиума ВАС РФ № 6802/95, 21 ноября 1995 г., № 8639/95, 14 мая 1996 г., № 953/96, 9 июля 1996 г., № 6990 95, 6 мая 1997 г.

    В имущественном страховании интерес приобретает функциональное значение, что выражается в следующем:

    Во-первых, он позволяет осуществлять денежную оценку страхового риска, который имеет страховщик, то есть выявить страховую сумму, которая подлежит выплате при наступлении страхового случая. Исходя из объема страховой суммы, на основании страхового тарифа, определяется размер страховой премии.

    Во-вторых, в двух из трех выделяемых ГК РФ видов договора имущественного страхования страхование сверх страховой стоимости не допускается.

    В-третьих, из интереса, который подлежит страхованию, определяется страховой риск, который в наибольшей степени ему угрожает, и который передается «на страх» страховщику.

    В-четвертых, интерессент легитимируется как страхователь или выгодоприобретатель в имущественном страховании. В личном последний определяется застрахованным лицом.

    В-пятых, когда интерес и определяемый на основе интереса риск прекращаются по причинам, которые связаны с чем-то иным, чем страховой случай, прекращается и договор.

    Исходя из этого, в договоре имущественного страхования интерес представляет наиболее важное из существенных условий договора имущественного страхования, определяющим в конечном итоге его действительность и предмет. Страховой интерес в имущественном страховании сильно отличается от такового в личном. Это в конце концов предопределяет те довольно различные подходы законодательства к правовой регламентации данных двух моделей страхования. Это различие вызывает и разделение страхования на имущественное и личное.

    1.2 История становления и развития законодательства о страховании

    Актуальность стабильного развития и существования с давних времён приводит людей к поиску различных способов предотвращения или сведения к минимуму вредоносных последствий чрезвычайных происшествий природного, техногенного и иного характера, вызываемых ими убытков. Для профессионального устранения таких убытков важно искать наличие денежных средств, которые смогут помочь в их возмещении в кратчайшие сроки и безболезненно продолжать хозяйственную деятельность. И главным вопросом является источник, - источник финансирования. Как показывает история, наиболее эффективным источником покрытия таких убытков являются обособленные имущественные фонды, которые образуются в результате осуществления страхования, которое, в свою очередь, выступает главным инструментом для минимизации рисков, а также придания стабильности хозяйственным отношениям, представляя собой одно из направлений этой самой хозяйственной деятельности.

    «Смысл страхования можно выразить, с определенной долей условности, через понятие «разделение ответственности»[14]. В качестве материальной основы такого разделения выступает создаваемый для указанной цели фонд. В этом отношении интересна позиция Г.Ф. Шершеневича, который представил «исторический путь развития страхования в виде трех этапов: «самострахование», следующее за ним «взаимное страхование» и, наконец, «коммерческое страхование»[15]. В.К. Райхер в капитальном труде «Общественно-исторические типы страхования» так же обосновывает, что история страхования - это история создания страховых фондов. Автор указывает на существование трех форм «организации обособленного страхового фонда в тесном смысле». Подобно Г.Ф. Шершеневичу автор признавал первым именно «самострахование». По мнению В.К. Райхера в данном случае имеет место децентрализованная форма «организации страхового фонда: он образуется и используется отдельными хозяйствами, независимо друг от друга, каждым у себя и для себя в отдельности. Потеря, испытанная отдельным хозяйством, на нем же всецело и остается. Потеря не распределяется здесь между многими хозяйствами; она остается внутри того же хозяйства, распределяясь на ряд минувших лет, на весь период образования страхового фонда»[16].

    В России институт имущественного страхования начал свое рождение в конце 17 - начале 18 веков. Так в 1786 г. Императрица Екатерина II в манифесте от 28 июня 1786 г. объявила об учреждении Государственного Заемного Банка. В состав Банка входила Страховая экспедиция, которая занималась принятием к страхованию дома, который состоял в залоге в этом банке, при этом к страхованию представлялись только каменные дома и только в крупных городах. Деятельность Страховой экспедиции не получила широкого распространения, и в 1822 г. банк был упразднен[17].

    В это время в Правительстве было высказано несколько утверждений по созданию частной компании по страхованию. Это привело к успеху. 14 октября 1827 года начало работу «Первое Российское страховое от огня общество». Правительство предоставляло обществу большое количество серьезных льгот и привилегий, которые в частности, представляли исключительное право на проведение страхования строений в ряде регионов страны на 20 лет и освобождение от уплаты всех налогов на это же время. Эти факторы и обуславливают эффективное развитие страхования.

    В начале 19 века фактически было сформировано страхование как вид коммерческой деятельности. Уже начинают работать частные страховые компании - «Второе страховое общество от огня» (1835), Российское общество страхования капиталов и доходов «Жизнь» (1835 г.), общество «Саламандра», и так далее, которые преимущественно специализируются на страховании от огня. Вскоре появляются некоторые виды страхования, как страхование имущества, а также страхование грузов[18].

    С 1885 года была разрешена деятельность в России иностранных страховых обществ. В числе первых были следующие общества: «Нью-Йорк» (США, 1885 г.), «Урбен» (Франция, 1889 г.), «Эквитебл» (США, 1889 г.) Иностранные общества были подчинены общим правилам государственного надзора.

    В 1909 году был создан Российский Союз Обществ взаимного страхования от огня. К 1913 году в числе участников Союза были уже 124 общества.

    Развитие страховой системы в России было сильно приостановлено Первой Мировой войной. Далее, после Великой Октябрьской Социалистической революции, вся страховая система в России была уничтожена. Однако жизнь учит и она заставила новую правительство возродить систему страхования. В 1918 году был создан Всероссийский Кооперативный Страховой Союз.

    6 октября 1921 г. Совет Народных Комиссаров принимает декрет «О государственном имущественном страховании», далее в стране функционировало государственное, построенное на правилах монополии, страхование. В работающих таким образом отношениях страхователям - кооперативным организациям и гражданам в качестве страховщиков противостояла одна по всей стране организация - Госстрах СССР (Главное управление государственного страхования при министерстве финансов СССР).

    В нерыночной системе хозяйствования возмещение ущерба чаще всего осуществлялось государством, которое осуществляло выделение средств из бюджета на восстановление разрушенного предприятия, жилья, ликвидацию последствий стихийного бедствия и на другие подобные цели. Фактически, система страхования осуществляла вспомогательную роль, страховой фонд, собираемый Госстрахом, часто использовался для покрытия необходимых расходов государства без ограничений.

    Возрождение полного и объемного страхования происходит в начале 90-х годах. Принимается ряд нормативных документов:

    - Правила страхования грузов (утв. Минфином СССР 24 декабря 1990 г. № 140) Правила страхования грузов (утв. Минфином СССР 24 декабря 1990 г. № 140)[19];

    - Правила добровольного страхования риска непогашения кредитов. (утв. Минфином СССР от 28 мая 1990 г. № 65) Правила добровольного страхования ответственности заемщиков за непогашение кредитов Министерства финансов СССР от 28 мая 1990 г. № 66[20].

    27 ноября 1992 г. принимается Закон РФ «О страховании», который в последующем переименуется в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

    В связи с принятием нового ГК РФ Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ в Закон «Об организации страхового дела в РФ» вносятся изменения, в частности была исключена гл. 2 Закона, направленная на регулирования страхового договора. Вступает в юридическую силу гл. 48 ГК РФ.

    В 2003 г. наблюдалась достаточно высокая активность законодателя в правовом регулировании отношений по страхованию: изменения были внесены в Законы: «Об организации страхового дела в РФ», «О медицинском страховании в РФ», был принят закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», обсуждался проект закона «О взаимном страховании» Законопроект № 295151-3 // ИПС Кодекс.

    1.3 Источники регулирования страховых отношений

    Можно придерживаться традиционной классификации источников правового регулирования страхования по их юридической силе.

    Самой верхней ступенью является Конституция РФ, которая устанавливает право на охрану собственности в статье 35, при равенстве форм собственности, закрепляемых в ст. 8 с одной стороны, и гарантии свободы экономической деятельности, позволяющие страховщикам систематически извлекать прибыль из операций по страхованию, с другой.

    Центральным законодательным актом, регулирующим страхование в РФ, является Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». В указанный законодательный акт (далее по тексту - Закон о страховании) неоднократно вносились изменения, и в настоящее время он действует в редакции от 7 марта 2005 года О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и в ст. 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации»: Федеральный закон РФ, 10.12.2003 № 172-ФЗ[21].

    Как замечается в самом Законе о страховании (ст.1), он занимается регулированием отношений в области страхования непосредственно между страховой организацией и гражданином, предприятием, учреждением, организацией, отношений страховых организаций друг с другом, а также устанавливает ряд определенных принципов государственного регулирования страховой деятельности.

    Среди специальных законодательных актов РФ, которые устанавливают в том числе и особенности страхования, можно определить:

    - Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г.)[22].

    - Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (с измен. и доп. от 23 июня 2003 г.)[23]

    - Федеральный закон от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (с изм. и доп. от 29 января, 24 декабря 2002 г.)[24]

    Наряду с законодательными актами на правовое регулирование отношений страхования направлена целая группа подзаконных нормативных актов и ведомственных актов. Так, например, среди подзаконных актов можно выделить:

    - Постановление Правительства РФ от 21 февраля 1996 г. №365 «О государственной поддержке фермерских страховых компаний»[25]

    - Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. №758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства»[26].

    Важно заметить, что подзаконные нормативные акты заведомо не противоречат законодательным актам и должны применяться в целях урегулирования конкретных вопросов (на что должна быть соответствующая отсылка из законодательного акта).

    Иная группа нормативных актов – представляет собой ведомственные нормативные акты. Орган, который обладает правомочием издавать такие акты, относительно отношений по страхованию – это орган страхового надзора (в данный момент - это департамент страхового надзора Министерства финансов РФ).

    К нормативным документам, изданным органом страхового надзора, в частности, относятся:

    - Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19 мая 1994 г. Об утверждении новой редакции «Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации» : Приказ Росстрахнадзора, 9 мая 1994 г. № 02-02/08[27].

    - Положение о порядке дачи предписания, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, утвержденное Приказом Росстрахнадзора № 02-02/17 от 19 июня 1995 г.;

    - Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, утвержденные Приказом Росстрахнадзора № 02-02/04 от 18 марта 1994 г.;

    - Правила размещения страховых резервов, утвержденные Приказом Росстрахнадзора № 02-02/06 от 14 марта 1995 г.;

    - Временное положение о ведении реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории РФ, утвержденное Приказом Росстрахнадзора № 02-02/03 от 9 февраля 1995 г.;

    - Инструкция о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденная Приказом Росстрахнадзора № 02-02/20 от 30 октября 1995 г.

    Вместе с органом страхового надзора, в части урегулирования правоотношений в области страхования участвуют и другие полномочные органы. А именно можно выделить следующие акты, установленные ими:

    - Порядок подачи разрешений страховым организациям с участием иностранных инвестиций и порядок расчета размеров (квот) участия иностранных капиталов в уставных капиталах страховых организаций регулируются Приказом Минфина РФ от 16 мая 2000 г. № 50;[28]

    - Порядок определения доминирующего положения участников рынка страховых услуг (утв. приказом МАП РФ от 6 мая 2000 г. №340а)[29].

    В данный момент времени используется легальное определение страхования, которое было предложено в ст. 2 Закона «Об организации страхового дела в РФ» (в ред. от 10 декабря 2003 г.) о том, что «страхование это отношения в области защиты интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенного рода страховых случаев путем применения денежных фондов, которые формируются страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также путем использования других средств страховщиков»[30].

    В соответствии с законодательством, положения о том, что добровольное страхование производится на основании договора страхования и правил страхования, которые определяют ряд общих условий и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиками или объединениями страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ и действующим Законом и имеют ряд положений о субъектах страхования, а также об объектах страхования, о страховых случаях, о рисках, о правилах определения страховой суммы, страховых тарифов, страховых премий (страховых взносов), о порядке заключения, выполнения и аннулирования договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об установлении объемов убытков или ущерба, о порядке определения страховых выплат, о случаях отказа в страховой выплате и другие положения.

    Ю.Б. Фогельсон в этом отношении отмечает: «Кроме того, установленный в ст. 3 Закона перечень того, что должны содержать правила страхования (положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения) фактически расширяет императивно установленный ст. 942 ГК РФ перечень существенных условий договора страхования. Недостижение сторонами согласия по существенным условиям договора влечет признание его незаключенным с вытекающими из этого правовыми последствиями (в том числе налоговыми, надзорными и т.п.)»[31].

    Вывод по первой главе: актуальность стабильного развития и существования общества приводит законодательные органы к поиску различных способов предотвращения или сведения к минимуму вредоносных последствий чрезвычайных происшествий природного, техногенного и иного характера, вызываемых ими убытков. Для этого вначале разрабатывается стратегия следования определённому законом порядку. Насколько теоретические аспекты соответствуют правоприменительной практике, об этом речь пойдёт в третьей главе данного исследования.


    Глава 2. Особенности обязательного страхования

    2.1 Специфика правового регулирования обязательного страхования

    Действующий в данный момент времени Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами, а также нормами международного права регулирует отношения в процессах обязательного социального страхования, что определяет определенное правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования. Отношения, которые связанны с установлением и уплатой платежа на обязательное социальное страхование, контроль их уплаты, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами об определенных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах[32].

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.