Дипломная работа: Планирование и бюджетирование в системе финансового управления предприятием (на примере ОАО "Порт Камбарка")
При определении технологии бюджетирования на ОАО «порт Камбарка»
может возникнуть проблема, связанная со сложностью отчетности и бюджетных показателей.
В действительности показатели должны быть ранжированы в зависимости от
подготовленности пользователя, а отчетность – проста для восприятия.
Перегруженные цифрами и всевозможными показателями отчеты не воспринимаются
пользователями в полном объеме. Как правило, просматриваются только ключевые
показатели, и только по необходимости – их детализация. При создании системы
бюджетирования следует стремиться к максимально простым отчетам и системе
показателей.
Бюджетное планирование затрат предполагает движение по цепочке: запланированный
объем производства – нормы расхода на единицу продукции (товара) – затраты.
Планирование объемов производства зависит от плана продаж и, как правило,
проблем не вызывает. Сложности возникают на этапе применения нормативов, когда
компании нередко допускают следующие ошибки:
- нормативы расходов на единицу продукции не пересматриваются в течение
длительного времени. Старое оборудование, выработав свой ресурс, не в состоянии
соответствовать установленным в момент его выпуска нормам, и показатели бюджета
заранее планируются с ошибкой. Пересмотр нормативов – сложный, но необходимый
процесс. Нормы расхода и распределения косвенных затрат по видам продукции
рекомендуется пересматривать в среднем один раз в год;
- пересмотр нормативов нередко сводится к субъективному индексированию
прошлогодних норм по принципу «лучше заложить резерв, чем потом оправдываться»,
поэтому необходимо проводить фактические замеры производительности
оборудования, составлять фотографии рабочего времени и т.д.
В нормативы, применяемые при бюджетировании, заложен не только
технологически обоснованный брак, но и другие сверхнормативные расходы,
осуществляемые в компании из месяца в месяц. При использовании подобных
нормативов последние попадают в статью «Прямые материальные расходы», хотя в
реальности это «Хищения», «Сверхнормативный брак» или другие подобные затраты.
В структуре себестоимости ОАО «порт Камбарка» преобладают прямые
затраты (в среднем 65-70% по сравнению с 30-35% у зарубежных компаний), поэтому
обоснованное планирование бюджетов затрат невозможно без использования достоверных
нормативов.
Определение
форматов основных бюджетов ОАО «порт Камбарка».
На данном этапе определяется основной набор статей доходов и расходов, притоков
и оттоков денежных средств, активов и пассивов.
К ошибкам при постановке системы бюджетирования можно отнести сосредоточенность
на неключевых показателях и несущественных суммах. В положении о бюджетировании
необходимо выработать методику определения существенности показателей,
поскольку зачастую при составлении, анализе и мониторинге бюджетов излишнее
внимание уделяется тем показателям, которые никак не влияют на реализацию
стратегии.
Разработка
бюджетного регламента ОАО
«порт Камбарка». В ходе реализации этого этапа определяются
бюджетный период, сроки представления бюджетной отчетности центров
ответственности, порядок согласования, корректировки и консолидации бюджетов.
Цели составления бюджетного регламента – обеспечение рационального
использования денежных средств, расходуемых с расчетных счетов и касс
предприятия, осуществление оперативного мониторинга движения денежных средств,
обеспечение финансирования деятельности предприятия в необходимых объемах, а
также повышение ответственности подразделений за использование финансовых
средств и за конечные результаты финансово-хозяйственной и производственной
деятельности.
На данном этапе постановки системы бюджетирования ошибкой является
недостаточная разработанность непосредственно самого регламента. Желательно,
чтобы регламент разработки системы бюджетного управления ОАО «порт Камбарка»
включал следующие этапы:
- определение целей и задач системы бюджетного управления;
- определение центров финансовой ответственности и построение финансовой
структуры компании;
- разработка бюджетной модели компании, т.е. видов бюджетов для центров
финансовой отчетности и учета. В регламенте нужно отразить логику взаимосвязи
бюджетов, а также логику построения бюджетов верхнего уровня;
- разработка технологии обеспечения пользователей план-фактной информацией;
- создание системы документооборота;
- отладка работы системы в тестовом режиме;
- обучение персонала;
- выбор и внедрение системы автоматизации.
Правильно разработанный регламент должен иметь определенный формат.
Он включает назначение, описание и сроки представления как входной, так и
выходной информации, этапы выполнения регламента, перечисление подразделений,
участвующих в управлении, ответственных лиц.
Следует отметить, что регламент разработки и корректировки бюджетов
обязательно должен содержать сроки, когда подразделения получают свои целевые
показатели и ресурсные ограничения, поскольку без этого они не могут начать
разработку своих бюджетов.
Организация
бюджетного процесса ОАО «порт
Камбарка».
На этом этапе определяется, какие службы участвуют в бюджетировании,
распределяются функции и полномочия отдельных служб, устанавливается порядок
взаимодействия служб, составляются организационно-распорядительные документы,
регламентирующие процесс бюджетирования.
К организационным ошибкам можно отнести неучастие топ-менеджеров
компании в постановке системы бюджетирования. Практика показывает, что
заинтересованность и непосредственное участие высшего руководства компании во
внедрении системы бюджетирования обязательны, поскольку:
- во-первых, бюджетирование как система управления предприятием необходима
именно топ-менеджерам – разработку и внедрение бюджетных форм с точки зрения
теории и практики следует осуществлять от верхних уровней управления к нижним;
- во-вторых, в процессе разработки и внедрения системы бюджетирования
нередко возникает необходимость по-новому организовать бизнес-процессы или
перераспределить функции между сотрудниками и подразделениями.
Покажем
процедуру бюджетирования, рекомендуемую нами для
внедрения на ОАО «порт
Камбарка».
Таблица 3.2.1. Объемы продаж и
цен ОАО «порт Камбарка» на 2008 г.
Прогноз сбыта и цен |
Квартал |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ожидаемый объем, руб. |
10000 |
30000 |
40000 |
20000 |
Ожидаемая цена единицы продукции
(руб.) |
20.00 |
20.00 |
20.00 |
20.00 |
Следует отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам
в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются финансовым
менеджером предприятия. В качестве первого блока исходных данных используется
прогноз объемов продаж и цен (табл. 3.2.1)
Доля оплаты деньгами в данном квартале составляет 70% от объема выручки,
оставшиеся 30% оплачиваются в следующем квартале. Планируемый остаток запасов
готовой продукции на конец планового периода (квартала) составляет 20% от
объема продаж будущего периода. Запасы готовой продукции на конец года
планируются в объеме 3000 единиц продукции. Требуемый объем материала на единицу
продукции составляет 5 кг, причем цена одного килограммы сырья оценивается на
уровне 60 коп. Остаток сырья на конец каждого квартала планируется в объеме 10%
от потребности будущего периода. Оценка необходимого запаса материала на конец
года составляет 7500 кг Оплата поставщику за сырье производится на следующих
условиях: доля оплаты за материалы, приобретенные в конкретном квартале,
составляет 50% от стоимости приобретенного сырья. На оставшиеся 50% сырья
поставщик предоставляет отсрочку платежа, которая должна быть погашена в
следующем квартале. Оплата прямого труда производится на следующих условиях:
затраты труда основного персонала на единицу продукции составляют 0.8 часа.
Стоимость одного часа вместе с начислениями составляет 7.50 руб. Накладные
издержки представлены переменной и постоянной частями в отдельности.
Планирование переменных издержек производится исходя из норматива 2 руб. на 1
час работы основного персонала. Постоянные накладные издержки оценены на уровне
60600 руб. за квартал, причем из них на амортизацию приходится 15000 руб.
Величина затрат на реализацию и управление также планируется в виде
двух частей – переменной и постоянной. Норматив переменной части составляет
1.80 руб. на единицу проданного товара. Планируемые объемы постоянных
административных и управленческих затрат приведены в табл. 3.2.2.
Таблица
3.2.2. Объемы постоянных административных и управленческих затрат ОАО «порт
Камбарка» на 2008 г. (руб.)
Прогноз сбыта и цен |
Квартал |
1 |
2 |
3 |
4 |
Реклама |
40000 |
40000 |
40000 |
40000 |
Зарплата управляющих |
35000 |
35000 |
35000 |
35000 |
Страховка |
|
1900 |
37750 |
|
Налог на недвижимость |
|
|
|
18150 |
ОАО «порт Камбарка» планирует закупку оборудования на сумму 30000
руб. в первом квартале и 20000 руб. – во втором квартале.
Планируемая к выплате сумма прибыли между участниками 40000 в год,
равномерно распределенные по кварталам. ОАО «порт Камбарка» имеет возможность
брать банковскую ссуду под 10% годовых. Причем выплата процентов производится
одновременно с частичным погашением основной суммы долга при начислении
процента только на погашаемую часть ссуды.
Бюджет продаж с графиком получения денег от потребителя. Составляется
с использованием прогноза продаж, цен на готовую продукцию и коэффициентов
инкассации. Для ОАО «порт Камбарка» бюджет продаж представлен в табл. 3.2.3
Таблица
3.2.3. Бюджет продаж ОАО «порт Камбарка» на 2008 г. и график поступления денег (руб.)
Показатели |
Квартал |
За год |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ожидаемый объем (шт.) |
10000 |
30000 |
40000 |
20000 |
100000 |
Ожидаемая цена единицы продукции |
20.00 |
20.00 |
20.00 |
20.00 |
|
Выручка за реализованную продукцию |
200000 |
600000 |
800000 |
400000 |
2000000 |
График поступления денежных средств |
|
|
|
|
|
Счета дебиторов на начало года |
90000 |
- |
- |
- |
90000 |
Приток денег от продаж 1 кв. |
140000 |
60000 |
- |
- |
- |
Приток денег от продаж 2 кв. |
- |
420000 |
180000 |
- |
600000 |
Приток денег от продаж 3 кв. |
- |
- |
560000 |
240000 |
800000 |
Приток денег от продаж 4 кв. |
- |
- |
- |
280000 |
280000 |
Итого поступление денег |
230000 |
480000 |
740000 |
520000 |
1970000 |
В первом квартале ОАО «порт Камбарка» планирует получить деньги по
счетам дебиторов в размере 90000 руб. Это значение берется из начального баланса
предприятия. Дополнительно, в первом периоде предприятие получает деньгами 70%
выручки первого периода в объеме 200000 руб., что составляет 140000 руб. В
итоге, ожидаемая сумма поступлений в первом периоде составляет 230000 руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|