Дипломная работа: Особенности реализации государственной жилищной политики
Дипломная работа: Особенности реализации государственной жилищной политики
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1.
Особенности реализации государственной жилищной политики
1.1 Понятие
государственной жилищной политики
1.2 Основные цели,
принципы и задачи государственной жилищной политики
1.3 Государственное
регулирование жилищной сферы
ГЛАВА 2. Анализ
и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
2.1 Законодательные
основы реализации государственной жилищной политики
2.2 Региональные
особенности реализации государственной жилищной политики
2.3 Особенности
и проблемы реализации жилищной политики Санкт-Петербурга
ГЛАВА 3. Проектные
рекомендации по совершенствованию жилищной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список
используемой литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Преобразования, осуществляемые в России в последнее
десятилетие, кардинально изменили облик страны, ориентиры общественного
развития, внесли существенные изменения в социальную структуру общества.
Радикальные реформы, признанные повысить уровень жизни населения, главным
образом за счёт движения к рыночной экономике западного образца, оказались
сопряженными со многими негативными последствиями, с обострением всех
социальных проблем, в том числе и жилищной.
Жильё является одним из главных оснований бытия человека,
его жизнедеятельности. Для того чтобы, вести здоровый образ жизни, полноценно
трудиться, растить детей, приобретать и обновлять знания человек должен иметь,
прежде всего, жильё, доступ к ресурсам: социальным, экономическим, политическим
духовным и т.д., позволяющим ему вести достойное существование. Без учёта
данных факторов любые реформы, в том числе и жилищная, обречены на провал.
Этим, в первую очередь, обусловливается актуальность избранной темы, ее научная
и практическая значимость.
Актуальность темы исследования определяется современным
этапом развития российского общества, проведением социально-политических и
экономических преобразований в условиях перехода к экономике рыночных
отношений. Происходят коренные изменения в экономической и политической сферах
российского общества.
Жилищная политика как социальное явление, как часть
процесса современных преобразований в обществе осуществляется с большими
трудностями и сопровождается нередко не спрогнозированным тяжелейшим кризисом,
охватывая все сферы реформируемой социальной жизни. Это, в свою очередь,
обусловливает актуальность исследования жилищной политики как важнейшей из
проблем социальной жизни человека, удовлетворения его потребностей, прежде
всего, в жилье.
В России жилищный вопрос всегда был и остаётся актуальным.
Этому способствует ряд факторов: дефицит ресурсов для расширенного
воспроизводства жилья, отсутствие денег у абсолютного большинства населения,
постоянный приток в Россию беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего
зарубежья и «горячих точек», продолжающаяся урбанизация и рост городов и т.д.
К наиболее важным факторам, определяющим актуальность
дипломного проекта, относятся:
· Недостаточная
разработанность теоретико-методологического обоснования социологического
анализа жилищной политики в России;
· Потребность в
выработке скоординированных эффективных мер в реализации жилищной реформы;
· Необходимость
более четкого обоснования и законодательного регулирования региональных
жилищных программ.
Целью дипломного проекта является выявление объективных
возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной
жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить
перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном
этапе развития российского общества.
В соответствии с целью дипломного проекта поставлены и
решаются следующие задачи:
1.
Проанализировать особенности реализации государственной жилищной политики;
2.
Раскрыть понятие, основные цели, задачи и принципы государственной
жилищной политики;
3.
Рассмотреть законодательные основы реализации государственной жилищной
политики;
4.
Выявить региональные особенности реализации государственной жилищной
политики;
5.
Определить особенности и проблемы реализации жилищной политики
Санкт-Петербурга;
6.
Охарактеризовать жилищную политику Санкт-Петербурга ;
7.
Рассмотреть варианты оказания государственной поддержки в улучшении
жилищных условий очередникам, состоящим на учете в улучшении жилищных условий
или на учете в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении
жилищных условий;
8.
Исследовать функционирование целевых программ Санкт-Петербурга, которыми
пользуются очередники , выявить их сущность и рассмотреть количественные
характеристики реализации целевых программ Санкт-Петербурга.
Объект исследования – основные направления жилищной
политики в современных условиях.
Предмет исследования – факторы и тенденции реализации
жилищной политики в условиях реформирования российского общества.
Методы исследования - системный
подход, анализ документов, общелогические методы.
Жилищная политика во все времена и во всем мире была одной
из самых сложных, социально-противоречивых и социально-приоритетных проблем. В
период сложившегося в настоящее время кризиса в стране очень тяжело заранее
спрогнозировать развитие жилищной политики. Хотя это необходимо для того, чтобы
исключить негативные последствия, трудности в разрешении жилищного вопроса.
Отсутствие прогноза затрудняет решение проблем жизнедеятельности людей, зависящих
от жилищно-бытовых условий. Таким образом, анализ жилищной политики не только
на федеральном, но и на региональном уровне усиливает актуальность темы
дипломного проекта.
ГЛАВА 1.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие государственной
жилищной политики
Одним из важнейших направлений социально-экономических
преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы,
создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека.
Стратегической задачей функционирования данной отрасли является создание
условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда,
в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются
и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья,
воспроизводятся положительные импульсы для развития других секторов.
Существует много определений понятия «жилищная политика».
Следует отметить некоторые из них:
· Под жилищной
политикой в целом понимается совокупность целей и способов действий по их
реализации, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее
предпочтительные направления развития жилищной сферы.
· Под жилищной
политикой понимается деятельность государства и муниципальных образований,
направленная на обеспечение граждан Российской Федерации качественным жильем
как путем прямого участия в строительстве или субсидирования приобретения
жилья, так и с помощью создания эффективных механизмов, способствующих
самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.
· Жилищная
политика представляет собой совокупность мер, направленных на
создание условий и упорядочение процессов, обеспечивающих возможность
свободного выбора, способа удовлетворения индивидуальных жилищных потребностей
всех категорий населения, имеющих различные доходы.
Второе определение в большей степени раскрывает сущность
жилищной политики государства и дает более точную оценку направлениям, которые
включает в себя государственная жилищная политика. Конечно, это далеко не все
направления, которые реализуются, как на федеральном, так и на региональном
уровне, их гораздо больше, но в этом определении довольно четко отражена
специфика деятельности государства в жилищной сфере.
Жилищная сфера в настоящее время находится в состоянии
переходного периода, характеризующегося поворотом от
административно-распределительной и централизованно-управляемой системы к
открытой, свободной, основанной на превращении жилища в товар, на
самостоятельном взаимодействии хозяйствующих субъектов, повышении статуса потребителя
жилья, удовлетворении потребностей населения в жилье на основе спроса и
предложения.
Несмотря на трудности выработки и принятия хозяйственных
решений, жилищная сфера начала активное движение в сторону формирования рынка
жилья и быстро адаптируется к рыночным принципам.
Для того чтобы выработать наиболее верную жилищную
политику, необходимо понять, каких целей требуется достичь и какой должен быть
инструментарий (метод) достижения желаемых результатов. При этом нужно также
располагать достаточным количеством действенных политических документов и иметь
представление об их эффективности и, в первую очередь, о степени воздействия
предлагаемых механизмов для достижения цели и быстродействия.
На федеральном уровне в настоящее время ставится задача
достижения жилищной обеспеченности 18 - 20 кв. м общей площади на одного гражданина, для этого необходимо решить множество подцелей в увязке
с временными факторами.[1]
В условиях развития рынка жилья, предполагающего наиболее
полное удовлетворение жилищных предпочтений населения, можно формулировать
множество целей, определяющей процесс, связанный с принятием государством
стратегического курса решения жилищной проблемы, сформулированного в
Конституции РФ.
Следует понимать при этом, что ни один из известных
законодательных документов не имеет прямого контакта с целями в современных
условиях. Об этом свидетельствует та реальная практика с обеспечением населения
жильем в условиях становления рынка, когда провозглашенные политические и
законодательные документы содержат инструменты достижения цели, а развитие
жилищной системы зависит, в первую очередь, от строительного производства,
уровня доступности цен на жилье для населения и т.д.
Население привыкло к максимальной социальной опеке со
стороны государства и другой более жесткий вариант может принести к социальным
конфликтам.
Представляется, что в условиях экономики переходного
периода формирование жилищной политики должно рассматриваться как совокупность
классических теорий рынка жилья, дополненная, что чрезвычайно важно, анализом
особенностей трансформационных процессов в каждом из регионов, а также рядом
гипотез (или механизмов), подтвержденных в процессе их реализации практикой.
Поэтому важно критически анализировать все составляющие жилищной политики в
развитых капиталистических странах.
Одной из важнейших характеристик жилищной политики выступает
участие (активность) государства.
Классифицируя степень воздействия государства на экономику,
можно выделить четыре основных способа влияния государства на жилищную политику
и систему в целом.
1.Непосредственное обслуживание. Здесь,
очевидно, следует отметить систему технического обслуживания и содержания
жилищного фонда, которая, получая значительную роль дотаций из местных
бюджетов, по существу является государственной.
2.Регулирование и контроль. Государство
регулирует развитие частного предпринимательства в жилищной сфере через систему
стимулирования льготного налогообложения, конкурсного привлечения для
выполнения отдельных функций. Регулирование также необходимо в сфере инженерной
инфраструктуры, где имеет место монопольный характер производства (водоснабжение,
энергоснабжение, транспорт и т.д.). Государственные органы разрешают таким
организациям получать разумную прибыль, но ограничивают их возможности повышать
цены, поскольку общество зависит от предоставления такого рода услуг.
3. Стабилизация и развитие. Государственные органы
пытаются удержать под контролем резкие колебания строительного производства от
роста к спаду, устанавливая льготные налоговые условия, формируя
соответствующее, адекватное рынку правовое обеспечение, осуществляя расходы на
жилищное строительство и инженерную инфраструктуру.
4. Прямое воздействие. Государство осуществляет
социальную поддержку в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг,
а также приобретение и строительство жилья через программы адресной помощи
малоимущим, военным, мигрантам.
Вместе
с тем необходимо подчеркнуть, что значительная роль форм участия государства
проявляется в издании законов и распорядительных документов, создающих
предложения или запреты. Эта деятельность имеет большое результативное влияние
на развитие жилищной политики.
Анализируя объемы государственных расходов на развитие
жилищной сферы, можно сделать вывод о смещении акцентов: на региональном уровне
повышается экономическая самостоятельность решений социальных задач и в том
числе жилищной проблемы. На федеральном уровне приоритетным направлением
становится формирование законодательно-правовой базы по принципиальным подходам
к реализации жилищной политики.
На цели и задачи жилищной политики крупного города
объективно влияют масштабы и структура ресурсов: производственная, социальная и
инженерная инфраструктура, местная строй-индустрия и промышленность
строительных материалов, трудовые, природные и, что в современных условиях
наиболее важно, финансовые источники, степени развития рыночных механизмов.
В зависимости от финансово-экономических,
градостроительных, демографических, фондовых и других факторов, жилищная
политика крупного города может иметь различные целевые установки: приоритетное
развитие жилищного строительства, повышение доли реконструируемого жилья,
активный или замедленный снос не подлежащего амортизации жилья, соотношение
жилой площади, реализуемой на бесплатной и коммерческой основе, развитие
приватизационных процессов и т.д. Если цели жилищной политики можно считать
выявленными, то определяется характер активной политики в рамках процесса
перехода к рынку.
В результате реализации жилищной реформы в России, в
некоторых регионах, удалось стабилизировать жилищное строительство, изменить
структуру жилищного фонда по формам собственности в направлении увеличения
частного жилья, активизировать приток внебюджетных инвестиций. При этом
важнейшим направлением жилищной политики явилось создание правовой основы,
регулирующей все направления деятельности органов государственной власти в
области жилищного законодательства.
Одной из главных задач текущего периода является
обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоящих на учете и
имеющих менее 10 кв. м общей площади на человека.
Предоставление безвозмездных субсидий позволяет реализовать
альтернативные варианты обеспечения очередников жильем.
Вместе с тем, уровень имущественного положения семей не
позволяет многим из них реализовать право на субсидии - приобрести жилье.
Высокий уровень рыночных цен на недвижимость, а также
себестоимости строительства жилья требует создания интегрированной системы
жилищного финансирования, основанной на использовании как личных средств
очередника, так и жилищной субсидии. Данная схема приобретения жилья находит
широкое распространение в муниципальных округах, и задача состоит в обработке
механизма социальной поддержки.
Определяющим направлением, принципиально влияющим на
проблему жилищного обеспечения граждан со средними доходами, выступает
ипотечное кредитование. Местные органы власти регулируют развитие рынка
ипотечных кредитов и взаимодействуют со всеми сторонами, участвующими в
процессе жилищного кредитования: заемщиками, кредиторами и инвесторами,
предоставляющими в той или иной форме денежные средства для строительства или
приобретения жилья.
Реализация жилищной политики в новых условиях невозможна
без создания единой общегородской автоматизированной информационной системы
«Жилище», объединяющей действующие в жилищной сфере банки данных и содействующей
на основе единых принципов их развитию и созданию новых систем, обеспечивающих
государственные органы и коммерческие структуры оперативной достоверной
информацией о рынке жилья.
Создание такой системы обеспечит принятие более
обоснованных управленческих решений при формировании жилищной политики в
направлении реализации следующих задач:
- защиты прав
собственности на недвижимость;
- определения
оценки стоимости недвижимого имущества;
- регистрации
учета и отчетности по совершению операций с недвижимостью;
- контроля за
взиманием налогов в жилищной сфере;
- учета данных
спроса и предложения на жилье при проектировании и строительстве квартир,
- защиты прав
инвесторов и регулирования структурных объемов и пропорций жилой площади,
реализуемой по коммерческим ценам, и муниципального жилья, распределяемого
бесплатно или на льготных принципах, и т.д.
В заключение краткого анализа направлений жилищной политики
и механизмов ее реализации следует отметить, что, взаимообусловливая и
взаимодополняя, они создают конкурентную среду.
Государственная жилищная политика является важной составной
частью социально-экономических преобразований в России и одним из главных
направлений деятельности государственных органов. В процессе перехода к
рыночной экономике содержание данной деятельности составляет реформирование
жилищного сектора, центральное место в котором принадлежит реформе жилищной
сферы.
1.2 Основные
цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
Сегодня стала настоятельно
необходимой национальная жилищная политика. Её общегосударственный характер и
программные установки предопределяются тем, что достижение жилищной
обеспеченности отдельных граждан требует одновременного решения общественных
задач: организации системы расселения, проработки её региональных аспектов,
формирования современной жилой среды, обеспечения коммуникаций, экологических
условий и природоохранных мероприятий.
Поскольку жилье – это самое
дорогостоящее благо, и достижение современных удобств предполагает высокий
уровень развития соответствующей инфраструктуры и отраслей строительного
комплекса, принятие продуманной государственной программы строительства и
общедоступной системы предложения жилья является обязательным условием
достижения нормальной жилищной обеспеченности. В этой программе должны быть
осмыслены многообразные пути удовлетворения жилищных потребностей, которые
заведомо будут неодинаковыми для отдельных групп населения в зависимости от их
социально-демографических характеристик (возраста, семейного положения, здоровья),
рода занятий и профессии, проживания в городских и сельских поселениях,
экономического положения, образования и культуры и т.д.
Жилье служит важным фактором
стабилизации и устойчивого развития общества.
Неотъемлемым принципом
политики должна быть общая доступность удовлетворения жилищных
потребностей на основе создания разнообразных форм предложения и кредитования
жилья для дифференцированного его приобретения в соответствии с экономическим и
социальным положением семей и отдельных граждан.
В иерархии жизненных потребностей
людей жилище находится на одном из первых мест. Жилищные условия являются
существенным фактором формирования личности, утверждения человеческого
достоинства, сохранения здоровья, самореализации в трудовой и духовной сфере.
Во всем мире выработаны и
действуют (в развитых странах более полувека) единые принципы государственной
жилищной политики. Главные среди них – два следующие:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|