МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Кредитование малых предприятий в Российской Федерации и перспективы его развития

    Возможно, одна из причин состоит в том, что кредиты в России выдаются под залог и практически никогда – под бизнес-план. Для предпринимателей, получивших кредитпод залог материальных ценностей, наиболее рациональное поведение заключается в том, чтобы потратить этот кредит на материальные ценности и снизить возможные риски. Если же кредиты выдаются под бизнес-планы, в которых маркетинговая составляющая занимает важное место, имеет запланированные бюджетные статьи, то и приоритетность маркетинговых программ при осуществлении финансирования повышается.

    Подавляющее большинство малых и средних предприятий берут кредиты в рублях, а не в какой-либо другой валюте. В 42% случаев размер кредита находился в пределах от 1 до 10 млн. руб.


    Кредиты размером менее 1 млн. рублей получила примерно половина (48%) предпринимателей, при этом «микрокредиты» в размере до 250 тыс. руб. были востребованы только 13% предпринимателей (Рис.9).

    Рис. 9 Размер полученного рублевого кредита

    Разброс процентных ставок по кредиту при этом очень велик, почти половина кредитов была предоставлена по ставке выше 15% годовых по рублевому кредиту. Только 5% из опрошенных малых и средних предприятий смогли получить кредит по ставке менее 9% годовых по рублевому кредиту.

    Самый распространенный период кредитования – больше полугода, но меньше трех лет. В этом временном промежутке берется более 75% всех кредитов для МСБ. На срок больше трех лет берется только 17% кредитов, на срок больше семи лет (а именно такой срок окупаемости обычно имеют более или менее серьезные инвестиционные проекты в промышленном производстве, связанные со строительством новых производственных участков и обновлением оборудования) берется только 3% кредитов.

    С другой стороны, краткосрочные кредиты, которые важны для малого и среднего бизнеса при пополнении оборотного капитала, также слабо развиты – на срок менее 6 месяцев берут кредит только 7% всех предпринимателей из тех, кто в принципе берет кредиты. К сожалению, долгая и сложная процедура оформления кредита, величина общих расходов на привлечение кредита не позволяют предпринимателям оперативно пользоваться этим инструментом для пополнения оборотного капитала, что, безусловно, ограничивает возможности бизнеса (Рис 10).

    Ситуация с залогом для получения кредита сравнительно удобна для малого и среднего бизнеса. Три четверти предприятий, взявших кредит, предоставили залог, составлявший не более 100% от величины кредита, при этом для более чем половины предприятий (54%) размер залога составил менее 75% от величины кредита. Только в 10% случаев залог более чем в 1,5 раз превышал размер кредита.

    Рис.10 Срок и процентная ставка по кредиту

    К сожалению, финансовые инструменты, в том числе и страховые, в России пока недостаточно развиты, поэтому залогом, как правило, являются реальные материальные ценности, имеющиеся у МСБ. В 41% случаев в качестве залога использовались товары в обороте, практически настолько же распространено использование в качестве залога транспортных средств и оборудования малых и средних предприятий (40%) или зданий и сооружений (37%). Предприниматели в России предпочитают разделять бизнес и личное имущество – этот вид залогов использовался только в 13% случаев. Ценные бумаги использовались в качестве залога только в 8% случаев предоставления кредитов.

    С другой стороны, такая ситуация вполне выгодна для большинства российских малых и средних предприятий с учетом реального образовательного уровня и знаний предпринимателей. Для состоявшегося предприятия, обладающего материальными ценностями, предоставление залога не является большой проблемой, если предприятие смогло пройти через сложную и не всегда адекватную процедуру в банке. Размер залога обычно бывает меньше, чем размер кредита, а в качестве залога могут выступать любые материальные ценности, которыми владеет предприятие.

    Однако такая практика залогов, вполне подходящая для предприятий в сфере материального производства или потребительских услуг, совершенно не годится для предприятий, работающих в «нематериальной» сфере, в том числе, для инновационных малых компаний. Для новых только начинающих свою деятельность компаний предоставить требуемый залог совершенно невозможно.

    Вывод заключается в том, что в основном МСБ за информацией о финансировании идет непосредственно к тем, кто и предоставляет само финансирование – к банкам. Значение данного источника информации является основным. Вместе с тем, большим авторитетом у МСБ пользуются люди и организации, которые на регулярной основе предоставляют услуги для предпринимателя – бухгалтер, юрист и внешний консультант. Совокупно эти три источника имеют значение для 30% опрошенных представителей МСБ в России, 35% опрошенных в Евросоюзе и 28% опрошенных в «новых странах» ЕС – т.е. значимость этих источников почти сопоставима с банками. Значительно меньшее значение имеют родственники и деловые контакты – в совокупности их значимость отмечают 21% опрошенных в России, 16% – в «новых» странах ЕС и только 8% опрошенных в «старой» Европе. При этом такие потенциальные источники информации, как отраслевая ассоциация и специализированные издания практически не имеют значения.

    Малый и средний бизнес в России достаточно рационально подходит к

    поиску и привлечению финансирования. Многие стороны банковского кредитования малого и среднего бизнеса также соответствуют обычной мировой практике. Проблема состоит в следующем:

    1) процедура подготовки и рассмотрения заявок в банках не всегда удобна для малого и среднего бизнеса;

    2) высокая стоимость кредитов для МСБ;

    3) недоступность получения долгосрочных кредитов и неудобные условия получения краткосрочных кредитов; 4) практическое отсутствие кредитных возможностей для только, что стартовавших предприятий и предприятий, действующих в «нематериальной» сфере производства.

    Статистика свидетельствует, что вот уже три года банковский сектор демонстрирует бурный рост объемов кредитования. Но на последнем этапе темпы заметно снизились. На наш взгляд, это обусловлено тем, что наиболее привлекательная часть рынка кредитования крупного и среднего бизнеса практически полностью освоена, а также возрастающей конкуренцией со стороны иностранных банков.

    Это существенно укрепляет позиции малого бизнеса. Особенно в сочетании с наметившейся тенденцией его легализации и повышения устойчивости.

    Однако в настоящее время  участие банков в кредитовании малого бизнеса весьма ограничено. Тем не менее, и здесь уже отмечаются некоторые подвижки, и со временем банки будут в большей степени удовлетворять потребности малых предприятий.

    Российская банковская система остается недостаточно капитализированной. Совокупный капитал банковской системы не превышает 4% от ВВП, что значительно ниже, чем в большинстве развитых стран.

    Банковская система России отличается высоким уровнем концентрации. В 2006 г. активы пяти ведущих российских банков составляли порядка 40% совокупных активов банковской системы России. Доля активов трех банков, прямо или косвенно контролируемых государством (Сбербанк, Внешторгбанк и Газпромбанк), составляет порядка 32%. Доля государства в совокупных активах банковской системы России достигает примерно 35%.  Более того, Сбербанк обладает монополией на рынке розничных вкладов, поскольку на него приходится 67% всех частных вкладов и примерно 87% рублевых вкладов.

    В общем, можно сделать вывод, что в плане уровня капитализации, кредитования реального сектора, качества кредитного портфеля и депозитной базы ситуация в российском банковском секторе улучшается. Это открывает возможности для расширения операций, связанных с кредитованием малых предприятий. Однако недостаточная капитализация, краткосрочный характер депозитной базы и высокая концентрация активов неблагоприятно сказываются на развитии кредитования малого бизнеса.

    Менее половины банков предоставляют кредиты в форме овердрафта, и их удельный вес в портфеле является незначительным. Это объясняется тем, что такой вид кредитования выгоден для торговых предприятий, которым необходим быстрый оборот и одновременно экономия на процентах. Однако для банков, при небольших оборотах на счете заемщика, рентабельность этого вида кредитования является минимальной в связи с большей трудоемкостью по сравнению с оформлением стандартных ссуд.

    В своих кредитных заявках малые предприятия часто уменьшают сроки несоразмерно периоду оборота, с целью показать банку планы быстрой реализации и возврата кредита. В результате возникает необходимость пролонгации и переоформления ссуд, что ухудшает качество кредитного портфеля. Удлинение сроков кредитования явилось результатом применения как более взвешенного подхода к кредитованию со стороны банков, так и более серьезного и ответственного отношения со стороны заемщиков. В то же время срок финансирования до 1 года является слишком коротким для становления бизнеса, все еще основывающегося на заемных средствах.

    Анализ случаев невозврата показывает, что основные причины можно свести к трем:

    недостаток информации – из-за непрозрачности отчетности заемщика и отсутствия кредитной истории;

    недобросовестность клиента;

    несовершенство законодательного поля, что позволяет недобросовестному заемщику оставаться безнаказанным. Однако в целом приведенные данные свидельствуют, что банки положительно оценивают практику и перспективы работы с малым бизнесом и предполагают в дальнейшем расширять кредитование малых предприятий.

    2.3. Небанковское кредитование малых предприятий: состояние, тенденции развития

    Ограниченный доступ к банковским источникам финансирования является одной из причин, сдерживающих развитие сектора малого предпринимательства. Как свидетельствует мировой опыт, альтернативным инструментом доступа к финансовым услугам малых предприятий, индивидуальных частных предпринимателей являются программы микрофинансирования.

    Логика услуг микрокредитования обращена к потребностям малых предприятий, индивидуальных предпринимателей, постоянно нуждающихся в финансовых ресурсах, но не имеющих возможности пользоваться услугами банков. Однако рынок микрофинансовых услуг в России только начинает складываться. При значительном числе потенциальных потребителей микрокредитов рынок со стороны предложения остается крайне узким.

    Первые программы микрофинансирования в России были запущены в 1994 г., когда в г. Арзамасе Нижегородской области был создан кредитный кооператив «Возможность» – организация-партнер «Opportunity International». За все эти годы, несмотря на объективные трудности: отсутствие необходимой нормативно-правовой базы, недостаток опыта, ограниченность в финансовых ресурсах, – ежегодно происходило увеличение числа действующих микрофинансовых организаций (МФО).

    Достаточно активный процесс создания МФО за последние годы во многом обусловлен реализацией программ международной помощи, в рамках которых предусмотрено предоставление реальных финансовых средств для этих целей, расширение возможностей российских организаций по кредитованию малого бизнеса, совершенствование систем и механизмов кредитования, обучение и повышение квалификации российского персонала организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги. Такие программы и проекты в России реализует Агентство международного развития США (ААМР) на средства, выделяемые Правительством США. Компоненты микрофинансирования есть в проектах, реализуемых Всемирным банком, Правительством Канады, Правительством Швейцарской Конфедерации, Фондом «Евразия», европейской программой Тасис, различными частными фондами.

    Распределение МФО по сроку функционирования на российском рынке показывает, что основной фундамент организаций уже сформирован. Причем, они рассматривают этот вид деятельности достаточно рентабельным и в дальнейшем планируют наращивать объемы работ в данной области. Рынок участников микрофинансирования имеет тенденцию к расширению. На сегодняшний день 6% от попавших в выборку МФО (3% – кооперативы и 3% государственные фонды) рассчитывают уже в скором времени приступить к запуску программ микрофинансирования.

    Микрофинансирование является рентабельным видом деятельности, находящим все большее распространение на российском рынке, что наглядно подтверждается данными о динамичном расширении масштабов хозяйственных операций каждой отдельной МФО

    Примерно одинаковыми темпами с ростом объема микрофинансовых ресурсов в расчете на одну МФО происходило увеличение числа договоров на получение микрофинансовых услуг.

    Можно говорить о росте активности деятельности каждой отдельной МФО, увеличивающей совокупное предложение ресурсов не за счет укрупнения средних размеров выдаваемых займов, а за счет увеличения числа договоров. С точки зрения микрофинансирования, это положительная тенденция. Российские МФО продолжают оставаться нацеленными на работу с мелкими предпринимателями, нуждающимися в небольших по объему займах. С другой стороны, выдавая небольшие займы, кредитующая организация испытывает меньший финансовый риск в случае невозврата.

    Наиболее крупные кредиты предоставляют государственные фонды поддержки. Фонды предпочитают иметь дело с уже успешно функционирующими субъектами малого бизнеса (прежде всего, с малыми предприятиями), имеющими несколько большие масштабы деятельности, по сравнению с основной массой предпринимателей, для которых, следовательно, требуются и большие заемные средства.

    С мелкими заемщиками наиболее активно работают кооперативы. В большинстве своем кооперативы предоставляют совсем небольшие по размеру средства, что в наибольшей степени соответствует идее микрофинансирования. Однако, безусловно, оптимальный размер кредита определяется целями, на которые он берется, масштабами бизнеса, а также отраслью, в которой работает заемщик, характером и продолжительностью производственного цикла.

    Одной из основных характеристик доступности кредитов является процентная ставка. Процент, под который предоставляются микрозаймы, сопоставим с процентом по обычным банковским кредитам.

    Это несколько не согласуется с зарубежной практикой, где ставка процента за пользование микрофинансовыми ресурсами достаточно высока. Ведь эффективно работающие финансовые посредники вынуждены взимать высокие проценты, чтобы покрывать расходы на маленькие ссуды. Деньги международных доноров и целевые государственные средства не могут являться долгосрочными источниками финансирования.

    В России ставки достаточно низкие, особенно у государственных фондов поддержки предпринимательства. С одной стороны, это результат того, что фонды работают за счет бюджетных средств и не являются коммерческими структурами. С другой стороны, государственные фонды сознательно занижают ставку, стремясь снизить финансовое бремя для субъектов малого предпринимательства. Ведь с точки зрения государственной политики, субъекты малого бизнеса – льготная категория, следовательно, и денежные займы они должны получать под более низкий процент. Но мировой опыт показал, что малые предприятия не нуждаются в такого рода льготах. Подавляющая часть предпринимателей берут короткие кредиты на текущие расходы, а полученной выручки обычно достаточно для уплаты высоких процентов. Предпринимателю с низким доходом нужен быстрый и постоянный доступ к финансовым ресурсам. Именно в этом задача таких программ, как микрофинансирование. Более того, льготное кредитование подчас может сыграть отрицательную роль, создавая мягкие условия хозяйствования, снижая рыночную жизнеспособность хозяйствующего субъекта. Таким образом, основная проблема не в высоких ставках на микрофинансовые услуги, а в том, что микрофинансовых институтов в России функционирует на данный момент пока еще мало. Предприниматели вынуждены обращаться в ломбарды, к теневым ростовщикам. Как показали интервью с руководителями ломбардов Кемеровской области, ставка процента по таким займам колеблется от 0,5 до 1,5% в день. Эти ставки можно расценивать как «верхний потолок» платы за пользование микрокредитами. В этом случае предпринимателю предпочтительнее будет обращаться в легально функционирующую МФО.

    При анализе процентных ставок четко прослеживается их зависимость от сроков предоставления займов. Чем короче срок, тем выше стоимость ресурсов. Это вполне согласуется с общепризнанным подходом предоставления денежных средств: чем они «короче» – тем дороже (Рис.11).

    Рис. 11. Зависимость ставки процента по рублевым кредитам от срока предоставления

    В ходе анализа между средней ставкой и видом деятельности выявлена следующая зависимость: предприниматели, работающие в сфере услуг и в торговле, заимствовали средства под более высокие проценты, нежели занятые в промышленности и в сельском хозяйстве. Это связано с тем, что хозяйственный цикл в торговле короче, вложенные деньги быстро приносят прибыль. В этом случае предприниматель готов платить повышенную ставку процента, для него главное – бесперебойная работа, наличие требуемых оборотных средств.

    Традиционно принято считать, что микрофинансовые ресурсы – это краткосрочные средства. В России основная масса микрокредитных ресурсов предоставлялась на срок шесть и более месяцев. Данные сроки были предпочтительны для всех типов МФО, за исключением кооперативов. Указанная особенность наиболее ярко проявляется у государственных фондов поддержки предпринимательства.

    Объясняется данный факт тем обстоятельством, что данный тип МФО работает с более крупными клиентами среди предпринимателей, которым нужны деньги на более длительные сроки. Прежде чем предоставить кредит, эти финансовые институты проводят серьезную процедуру рассмотрения заявки.

    Требуются достаточно тщательный разработанный бизнес-план, технико-экономическое обоснование. Ради получения краткосрочных займов составление подобного рода документов является весьма обременительным для предпринимателей.

    Наиболее типично, с точки зрения мировой практики микрофинансирования, в России ведут себя кооперативы. Здесь основная масса займов предоставлялась на срок до шести месяцев. Причем, как показали опросы, проведенные Тасис, действовал принцип: по погашению короткого займа клиенту выдавался более длительный. Таким образом, у заемщика была заинтересованность в своевременном возврате полученных денег, что выступало своего рода гарантией для кредитующей организации.

    Доказательством того, что заемщика вполне устраивают условия предоставления микрозаймов, и он готов соблюдать их и следовать им, является процент возвратности микрофинансовых ресурсов. По всем МФО в 2007 г. он составил 96,1%, что вполне укладывается в допустимые показатели риска. Таким образом, операции с микрозаймами можно классифицировать как вполне укладывающиеся в допустимые показатели риска. Риск невозврата кредитов, выданных микрофинансовыми организациями, сопоставим с риском невозврата в банковском секторе.

    Из вышепроведенного анализа можно сделать вывод, что развитие небанковского кредитования малых предприятий достаточно перспективно на данном этапе в России. Однако и в этом секторе существует ряд проблем, требующих решения. Одна из них – небольшая распространенность микрофинансовых организаций, отсутствие информации у малых предприятий о данном типе организаций. Кроме того, вызывает беспокойство  неоднозначность федерального законодательства, которое на практике ведет к тому, что российские МФО в процессе создания и уже в ходе работы с микрофинансовыми ресурсами вынуждены решать вопрос в области законодательства.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.