Дипломная работа: Формирование и особенности учета себестоимости и расходов на продажу печатной продукции на примере издательского центра "Наука РАН"
Анализ показал, что в 2007 году не
произошло изменений в среднесписочной численности, однако наблюдается
увеличение производительности труда 1 рабочего на 3054,1 руб. Это является
следствием увеличения чистых продаж предприятия на 51920 руб. или 9,7% в
отчетном периоде.
Увеличение фондоотдачи на 0,29 руб.
обусловлено опережением темпов роста чистых продаж (109,7%) над темпами роста
среднегодовой стоимости основных фондов (93,3%).
Кроме того, наблюдается увеличение
такого показателя, как рентабельность, темп роста которой составил 121,3%.
Повышение производительности труда на
3054,1 руб. или 10% привело к незначительному увеличению фонда оплаты труда на
89,5 руб.
Издательства выпускают различную печатную
продукцию (книги, журналы / плакаты и т.д.) в широком ассортименте.
Редакции, как правило, специализируются на
выпуске отраслевых или профильных журналов, но могут выпускать и другую
однотипную печатную продукцию–газеты, календари, буклеты и т.д.
В последнее время в налоговом, бухгалтерском и
гражданском законодательстве произошли значительные изменения. Не явилась
исключением и издательская деятельность, в:порядке регулирования
которой также многое изменилось. Было отменено лицензирование издательской
деятельности, порядок исчисления и уплаты некоторых налогов (в особенности НДС
и налога на прибыль) постоянно претерпевает существенные изменения.
Для осуществления деятельности издательству,
выпускающему периодические издания, необходимо получить свидетельство о
регистрации, за исключением случаев, когда регистрация не требуется.
Регистрации не подлежат (ст. 12 Закона РФ
от 27.12.91 г. №2124–1 «О средствах массовой информации»):
• средства массовой информации, учреждаемые
органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для
издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
• издательства периодических печатных изданий
тиражом менее одной тысячи экземпляров.
Издательствам средств массовой информации в
зависимости от территории, на которой распространяется печатная продукция,
свидетельство о регистрации выдают Министерство РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций либо территориальные органы
Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации.
За выдачу свидетельства о регистрации взимается
регистрационный сбор.
В соответствии с Положением о порядке взимания
регистрационного сбора при регистрации средств массовой информации (утверждено
Постановлением СМ РФ от 05.04.92 г. №216) в зависимости от органа,
производящего регистрацию, регистрационный сбор взимается в следующих размерах:
Регистрирующий орган |
Размер регистрационного
сбора |
Министерство РФ по
делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций |
10МРОТ |
Территориальные органы
Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации |
5 МРОТ |
Для средств массовой информации,
специализирующихся на выпуске продукции рекламного характера, регистрационный
сбор повышается в 5 раз, продукции эротического характера – в 10 раз; для
осуществляющих выпуск продукции для детей и подростков, инвалидов, а также
образовательного и культурно-просветительного назначения регистрационный сбор,
наоборот, понижается в 10 раз.
Сумма регистрационного сбора перечисляется
двумя отдельными платежными поручениями следующим образом:
40% – в регистрирующий орган;
60% – в республиканский бюджет Российской
Федерации.
В соответствии с п. 65 Приказа Минфина
России от 29.07.98 г. №34н «Положение по ведению бухгалтерского учета и
отчетности в Российской Федерации» затраты, произведенные организацией в
отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как
расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом
организацией в течение периода, к которому они относятся.
По правилам бухгалтерского учета (План счетов,
утвержденный Приказом Минфина России от 31.10.2000 г. №94н, (далее – План
счетов) для обобщения информации о расходах будущих периодов предназначен счет
97 «Расходы будущих периодов».
В бухгалтерском учете начисление и уплата
регистрационного сбора отражаются следующими проводками:
Дт 97 Кг 76 – начислена сумма регистрационного сбора в размере 40%
Дт 76 Кт 51 – перечислено
40% регистрационного сбора регистрирующему органу;
Дт 97 Кт 68 – начислена
сумма регистрационного сбора в размере 60%;
Дт 68 Кт 51 – перечислено
60% регистрационного сбора регистрирующему органу.
Впоследствии (после начала деятельности) данные
расходы следует списывать в состав общепроизводственных (общеиздательских)
расходов в порядке, установленном организацией самостоятельно и закрепленном в
ее учетной политике.
Федеральным законом от 08.08.2001 г. №128-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено
лицензирование, издательской деятельности. Согласно этому Закону он вступает в
силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования. Закон №128-ФЗ
вступил в силу с 10.02.2002 г. В настоящее время издательская деятельность
не лицензируется (письмо Минэкономразвития №АМ-31/03–43).
Издательская продукция подлежит сертификации, в
порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и. Приказом Минздрава
России от 15.08.2001 г. №325 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе
продукции» (далее – Приказ Минздрава №325).
Пунктами 2, 8 Приложения №2 к Приказу Минздрава
№325 определено, что обязательной санитарно-эпидемиологической экспертизе
подлежат учебные издания, пособия, дидактические материалы для общеобразовательных
средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и
подростков.
Подтверждением соответствия продукции
санитарно-гигиеническим требованиям является наличие
санитарно-эпидемиологического заключения, срок действия которого составляет
пять лет.
Основы формирования и раскрытия учетной
политики организации (для целей бухгалтерского учета) устанавливаются ПБУ №1/98
«Учетная политика организации».
Учетная политика формируется главным
бухгалтером на основе данного ПБУ и утверждается руководителем издательства.
Принятая учетная политика оформляется соответствующей
организационно-распорядительной документацией – приказом, распоряжением и т.п.
Учетная политика издательства наряду с
общепринятыми положениями (порядок ведения бухгалтерского учета; график
документооборота; определение круга лиц, ответственных за приемку и отпуск
материальных ценностей; порядок проведения инвентаризации; порядок начисления
амортизации по основным средствам и нематериальным активам; метод оценки
производственных запасов при списании в производство и реализации и т.д.)
должна отражать и специфику организации бухгалтерского учета в издательстве.
В соответствии с названными особенностями
издательского дела в учетной политике издательства следует зафиксировать:
• методы учета затрат на производство,
калькулирования себестоимости продукции и формирования финансового результата;
• базу распределения косвенных расходов между
видами печатной продукции, видами осуществляемой издательством деятельности и
другие необходимые элементы.
Бухгалтерский учет в издательстве ведется в
соответствии с типовым Планом счетов, но особенности издательской деятельности
обусловливают необходимость разработки и утверждения в составе учетной политики
издательства рабочего плана счетов.
Для выпуска печатной продукции издательству
необходимы бумага, картон, переплетные и другие материалы.
Плановая потребность в материалах для выпуска
конкретного издания определяется по отдельным видам литературы, названиям и
номерам в следующем порядке (п. 2.4.2 Инструкции по планированию, учету и
калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской
деятельности, утвержденной Приказом Мининформпечати РФ от 28.12.93 г. №259
(далее – Инструкция №259):
1) потребность в бумаге для текста, вклеек, вкладок
– исходя из количества печатных листов-оттисков с учетом производственных
отходов, возникающих, например, при резке рулонной бумаги;
2) потребность в бумаге для обложек, форзацев и
суперобложек – исходя из их количества, формата и норм расхода на 1 000
экземпляров с учетом отходов;
3) потребность в картоне – исходя из твердых
переплетных крышек, их формата и норм расхода на 1 000 экземпляров с учетом
отходов;
4) потребность в переплетных и других
материалах – исходя из количества и формата переплетных крышек и норм расхода
на 1 000 экземпляров с учетом отходов.
Получение материалов отражается в бухгалтерском
учете согласно Плану счетов. При условии осуществления расчетов с поставщиками
самими издательствами материальные ценности приходуются непосредственно
издательствами:
Дт 10 «Материалы
на складе издательства», Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками»;
Дт 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетные счета»;
Дт 68 «Расчеты
с бюджетом по налогам и сборам» Кт 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Полученные материалы приходуются на основании
первичных документов, что оформляется приходным ордером (типовая межотраслевая
форма №М-4 утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 г. №71а).
Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов могут оформляться
проставлением на документе поставщика (счет, накладная и т.п.) штампа, в
оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В
качестве первичных документов на поступившие материалы организация получает от
поставщика различные расчетные документы (платежные требования, платежные
требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и
сопроводительные документы (спецификации, сертификаты и др.).
Для того чтобы применить налоговый вычет по
НДС, издательству необходим оформленный надлежащим образом счет-фактура от
поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ). В общеустановленном порядке
издательство обязано также вести журнал учета полученных счетов-фактур и книгу
покупок (п. 3 ст. 169 НК РФ). Порядок ведения журнала учета
счетов-фактур и книги покупок регулируется ст. 168–169 НК РФ и
Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. №914 в редакции от 27.07 2002 г.
Материалы, закупленные подотчетными лицами
организации, приходуются в общеустановленном порядке на основании
оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов,
квитанция к приходному кассовому ордеру при покупке у другой организации за
наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые
прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.
В свою очередь типографии полученную от
издательства для выпуска тиража бумагу и другие расходные материалы учитывают
на забалансовых счетах (003 «Материалы, принятые в переработку»).
В ряде случаев типографии сами рассчитываются с
поставщиками за приобретенные материалы с последующим возмещением затрат
издательствами (то есть стоимость материалов входит в стоимость полиграфических
услуг), что отражается в учете издательства проводкой.
Дт 20 «Основное
производство», Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кт 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» – отражены услуги типографии, в том числе
стоимость материалов;
Дт 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками» Кт 51 «Расчетные счета» – оплачены услуги
типографии.
В соответствии с учетной политикой операции по
приобретению материалов могут отражаться с использованием счетов 15 «Заготовление
и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости
материальных ценностей».
Дт 15 Кт 60 – приняты
к оплате счета поставщиков за материалы,
Дт 15 Кт 70 – начислены
суммы по оплате труда за погрузку и выгрузку материалов;
Дт 15 Кт 69 – начислен
ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование;
Дт 15 Кт 71 – оплачены
материалы подотчетными лицами;
Дт 19–3 Кт 60, 71 – отражена сумма НДС по приобретенным материалам;
Дт 10 Кт 15 – оприходованы
материалы по фактической цене приоб ретения.
Сумма отклонений по окончании месяца (отчетного
периода) в полном объеме списывается на счет «Отклонения в стоимости
материальных ценностей»:
Дт 16 Кт 15
Дт 15 Кт 16 – отражена
сумма отклонений фактической цены приобретения материалов от их учетной цены
(учетная цена соответственно ниже и выше цены приобретения).
В остатке по счету 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей» у издательства может числиться только стоимость
материалов, указанная в расчетных документах поставщика, на которые уже перешли
права владения, пользования и распоряжения, но сами материалы еще не поступили
(п. 85 Приказа Минфина России №119н).
Отпуск материалов типографиям или на другие
цели оформляется такими первичными документами, как требование,
накладная-требование на отпуск материалов, накладная на внутренний отпуск
материалов и другие.
При этом при передаче расходных материалов в
типографию их стоимость со счета 10 «Материалы» не списывается, а продолжает
отражаться на субсчете 10–7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».
Списание материалов отражается после получения
отчета типографии:
Дт 20 Кт 10 – израсходованы
материалы на производство печатной продукции.
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) или
отклонения в стоимости материалов, переданных в производство (типографиям), на
нужды управления и на иные цели, подлежат ежемесячному списанию на счета бухгалтерского
учета, на которых отражен расход соответствующих материалов (на счета
производства – 20, 23, 25, 26, на счет учета расходов на продажу – 44 и др.):
¾
Дт 20,23,25,26,44 Кт 10, субсчет «Отклонения», Кт 16 – списаны суммы отклонений по
материалам, отпущенным типографиям или на другие цели.
¾
Если остаток неизрасходованной бумаги и
других материалов возвращается типографией, делается сторнировочная запись,
обратная той проводке, которой ранее было отражено списание данных материалов
(например, Дт 10 «Материалы в типографии» Кт 10 «Материалы на складе
издательства» сторно).
Иногда в силу технологических особенностей в
типографиях образуются возвратные отходы из материалов, принадлежащих
издательству.
Например, в процессе печатания газет на
рулонной бумаге образуются возвратные отходы, которые представляют собой:
• внешний слой бумаги, прилегающий к
поверхности рулона и защищающий его от повреждений;
• внутренний слой бумаги, прилегающий к втулке,
который технологически нельзя использовать при печатании газет.
Остающиеся от списания материальных ценностей
отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены их
возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые
результаты (п. 131 Приказа Минфина России №119н).
При этом делается проводка:
Дт 10 «Материалы»
Кт 91 «Прочие доходы и расходы» – оприходованы возвратные отходы.
Возвратные отходы могут реализовываться на
сторону (например, типографии):
Дт 62 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками» Кт 91 «Прочие доходы и расходы» – отражена
выручка от продажи отходов;
Дт 91 «Прочие
доходы и расходы» Кт 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», субсчет «НДС»
– начислен НДС;
Дт 91 «Прочие
доходы и расходы» Кт 10 «Материалы» – списана стоимость отходов.
В налоговом учете согласно п. 6 ст. 254
НК РФ сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов.
Возвратные отходы для целей налогообложения
оцениваются в следующем порядке:
¾
по пониженной цене исходного
материального ресурса, если эти отходы могут быть использованы для
производства, но с повышенными расходами (пониженным выходом готовой
продукции);
¾
по цене реализации, если эти отходы
реализуются на сторону.
Себестоимостью издательской (печатной)
продукции признается совокупность затрат на выпуск и реализацию этой продукции.
Она складывается из авторского гонорара, оплаты полиграфических услуг, расходов
на материалы, на оплату труда и рекламу, из затрат, связанных с использованием
в издательском процессе производственного оборудования, и других расходов.
Затраты издательства могут учитываться в
разрезе следующих калькуляционных статей, соответствующих типовой группировке
затрат по статьям калькуляции с учетом особенностей расходов в издательской
деятельности:
¾
Стоимость бумаги, картона, переплетных
и других материалов.
¾
Возвратные отходы (вычитаются).
¾
Авторский гонорар за литературные и
другие аналогичные произведения.
¾
Авторский гонорар за
художественно-графические работы.
¾
Отчисления с сумм авторского гонорара
(в том числе взносы на пенсионное страхование, ЕСН).
¾
Типографские расходы (расходы на
полиграфическое исполнение).
¾
Редакционные расходы (обработка и
оформление оригиналов).
¾
Общеиздательские расходы.
¾
Прочие производственные расходы.
¾
Потери от брака.
¾
Коммерческие расходы.
Сумма затрат по пп. 1–10 составляет
производственную себестоимость печатной продукции, а сумма производственной
себестоимости и коммерческих расходов – полную себестоимость печатной
продукции.
Издательской деятельности, как уже отмечалось,
присущи определенные особенности, связанные со структурой затрат в силу ее
специфики.
Так, в себестоимости печатной продукции, как
правило, велик удельный вес затрат на оплату труда и выплату авторских
вознаграждений, поскольку в подготовке печатных изданий участвуют авторы статей,
корреспонденты, переводчики, составители, художники, карикатуристы, рецензенты,
редакторы и т.д. При этом расходы по выплате авторских гонораров следует
отражать по отдельной статье затрат «Авторский гонорар».
Значительную величину в себестоимости составляют
материальные затраты на приобретение бумаги, картона, переплетных и других
материалов.
После того как материал подготовлен для печати
(проделаны корректура, верстка, оформление и т.д.), он передается в типографию
для тиражирования. Поэтому в калькуляции себестоимости печатной продукции
отдельной статьей выделяются типографские расходы, величина которых зависит от
вида издания, его тиража, качества печати, сроков исполнения заказа, а также от
технической оснащенности типографии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|