МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Значение художественной литературы в становлении личности школьников

    ситуации реформы школы и обновления содержания образования характерно

    изменение информационных потребностей и репертуара делового чтения

    школьников. Новые альтернативные учебные заведения, большинство которых

    работает по экспериментальным и авторским программам, а также изменения в

    содержании базового образования активизировали потребность в гуманитарном,

    естественнонаучном, техническом знании. Свои возросшие потребности в книгах

    дети пытаются удовлетворить в библиотеках, где (таковы сегодняшние реалии)

    также не хватает новой учебной, научно-познавательной, энциклопедической,

    справочной литературы. Картина делового чтения школьников меняется:

    дифференцировались их запросы, деловое чтение стало более индивидуальным,

    самостоятельным и более прагматичным.

    Книжный рынок постепенно насыщается научно-познавательной, справочной

    и энциклопедической литературой: в чтении детей появились как отдельные

    издания, так и серии новых, прекрасно изданных книг. (Но эти книги, как

    правило, очень дороги, и их не могут купить многие семьи, а библиотеки по

    этой же причине приобретают единичные экземпляры.) Помимо "делового"

    чтения, связанного со школьной программой, научно-познавательная литература

    читается подростками в соответствии с их возрастными и индивидуальными

    интересами.

    Круг досугового чтения подростками художественной литературы в начале

    90-х годов также значительно изменился. Эта сфера чтения состоит из двух

    частей: собственно детской литературы и книг, читаемых одновременно

    взрослыми читателями. Обе части репертуара в наше время стали иными. Один

    из протекающих в начале 90-х годов процессов можно обозначить как издание и

    вхождение в круг детского чтения "возвращенной детской литературы".

    Восстанавливается прерванная при советской власти традиция. Сюда относятся

    как отечественные авторы (Л. Чарская, С. Черный и др.), так и зарубежные

    (Л. Жаколио, Ф. Вернет, Г. Мало, С. Джемисон). "Возвращенной" детской

    литературой можно считать и "Детскую Библию", различные издания

    религиозного содержания, мифы и легенды, эпос, историческую дореволюционную

    литературу. Возродились некоторые детские журналы, выходившие до революции.

    Поэтому сегодняшний репертуар детского чтения имеет ряд сходных черт с

    дореволюционным. Заметна тенденция увеличения наименований переводной

    литературы. В круг детского чтения входят издания, учитывающие

    половозрастные особенности юных читателей, такие, как "книги для девочек" и

    "книги для мальчиков" (например, "Энциклопедия для маленьких принцесс",

    "Энциклопедия для маленьких джентльменов"). Созданы новые серии типа

    "детский детектив", серии приключений для подростков, выпускается много

    научно-фантастической и литературы типа "фэнтези". Становится более

    разнообразной и дифференцируется по возрастам детская периодика. Многие

    журналы имеют различное направление ° в традициях православия, для девочек,

    для семейного чтения, досуга и занятий в сфере детского творчества и др.

    Среди журналов и газет есть такие, как "Сказочная газета", журналы и

    газеты, в создании которых принимают участие сами подростки и юношество,

    журналы комиксов.

    В исследовании, проведенном РГБ в 1988 году, наиболее любимые детские

    авторы были очень дефицитны: А. Волков, Ж. Верн, А. Беляев, А. Дюма, Д.

    Дефо, Н. Носов, А. Линдгрен, М. Твен, А. Конан Дойл. Сегодня спрос на них

    практически полностью удовлетворен, и они занимают первые места в

    репертуаре детского чтения. Литературные сказки Т. Янссон, А. Линдгрен, К.

    Льюиса, Р. Толкиена, Ф. Баума любимы многими детьми. Некоторые особенно

    популярные у детей книги вышли большими тиражами, что позволяет говорить о

    феномене "детских бестселлеров", к которым можно отнести Э. Успенского, А.

    Волкова, Г. Остера, Н. Носова, К. Булычева.

    Другая, "взрослая" часть репертуара чтения подростков претерпела еще

    более существенные изменения: сюда вошли ранее отсутствовавшие на прилавках

    книжных магазинов и в фондах библиотек разнообразные жанры и тематические

    направления: детективы и фантастика, криминальные и авантюрно-

    приключенческие романы, "ужасы" и мистика. У подростков 90-х годов

    повышенный интерес к остросюжетной литературе - западной фантастике,

    приключениям, детективу. Большими тиражами вышли в начале 90-х годов

    особенно популярные у подростков А. Дюма, М. Рид, У. Коллинз, Ж. Верн, Ф.

    Купер, А. Хаггард, Д. Лондон, А. Конан Дойл. Но если в 80-е годы эти книги

    были в желаемом чтении, то сейчас они переместились на первый ряд в

    реальном чтении подростков и юношества. Добавились сюда и другие авторы: М.

    Митчелл, Дж. Чейз, С. Кинг, М. Дрюон, А. Хейли, А. Рипли, Л. Жаколио, Э.

    Гарднер, Р. Стаут, М. Спиллейн, Э. Нортон, Р. Сабатини, С. Шелдон.

    С современными детскими и юношескими книгами дело обстоит иначе. За

    редким исключением дети и подростки совсем не знают произведений

    современных авторов (не считая авторов приключенческих и фантастических

    книг). Одна из причин - крайне мало издается талантливых произведений,

    вводящих ребенка в современный мир (так называемой "социально-критической"

    детской литературы); отечественных детских писателей мало печатают. Дело

    осложняется и тем, что медленно переводятся образцы лучшей мировой детской

    литературы.

    Среди негативных процессов, происходящих в современном детском чтении,

    - интенсивное вхождение в репертуар подростков продукции современной

    западной массовой культуры низких художественных достоинств - "кича

    (китча)", "чтива", "паралитературы". Речь идет о триллерах, детективах,

    фантастике, приключениях, ужасах и мистике. Свойственный подросткам интерес

    ко всему необычайному, загадочному по большей части удовлетворяется не

    только научно-познавательной, а иной литературой (по астрологии, магии,

    религии). Подросток зачастую обращается к книгам для взрослых, причем часто

    сомнительного содержания (большая часть покупается и берется из домашней

    библиотеки). В круге детского чтения серьезная, более сложная для

    восприятия, но необходимая детская книга, шедевры мировой литературы

    замещаются более легкой развлекательной продукцией массовой культуры. В

    России эта ситуация отмечалась социологами еще в 80-е годы, когда в

    условиях книжного дефицита большое место в чтении подростков и юношества

    занимала преимущественно слабая в художественном отношении советская

    литература.

    Подобное явление было характерно в 70-80-е годы для многих западных

    стран. Например, в 70-е годы на основании исследований, проведенных в

    Австрии, было установлено, что читательская потребность детей только в

    редких случаях удовлетворена хорошей литературой. Дети и подростки читают

    то, что им более доступно: низкопробные книжки, приобретаемые в киосках,

    иллюстрированные журналы и т. п. Начиная с подросткового возраста они

    предоставлены сами себе и определяющим здесь является их собственный выбор.

    Согласно данным российских исследователей, круг чтения подростков

    практически никем не контролируется. Осуществляется же он обычно в форме

    запретов. Примерно треть подростков отмечают, что родители запрещают читать

    им "взрослые" книги о сексе, ужасах и убийствах. При этом родительские

    запреты, как правило, малоэффективны. Проблема помощи юному читателю в

    выборе литературы в условиях развития "вестернизированной" массовой

    культуры становится все более актуальной.

    Ситуация приобщения подростка к книжной культуре, в наши дни, по-

    видимому, радикально меняется. В процессе социализации личности подростка

    усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую

    называют по-разному: "визуальная", "видеокультура", "электронная культура".

    Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, и к домашней библиотеке

    добавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. Наверное, можно уже

    говорить о том, что в России набирает темпы процесс, который на Западе в 80-

    е годы был назван "кризисом чтения".

    Озабоченность мировой общественности связана прежде всего с ухудшением

    подросткового чтения и ростом телесмотрения. Последние американские

    исследования доказывают, что телепередачи являются "воспитателем,

    практически не имеющим себе равных". По мнению американских специалистов,

    успехи школьников в учебе зависят от времени, которое они посвящают

    просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят

    перед телевизором, тем лучше учатся. Телевизионное воспитание приводит к

    формированию у ребенка "мозаичной культуры", то есть крайне бессистемного

    набора фрагментов знаний о мире, порождает пассивное сознание. Усиливается

    также пагубное влияние на подростковое чтение "новых" (видеотехника и др.)

    средств массовой информации.

    Ведущими мотивами обращения к телевидению являются познавательный и

    рекреационно-развлекательный интересы. С одной стороны, телевидение

    пробуждает интерес к окружающему миру и тем самым стимулирует чтение

    школьниками художественной литературы. С другой стороны, оно порождает

    поверхностное восприятие информации. В результате способность детей к

    длительному сосредоточению при чтении утрачивается. На Западе педагоги

    признают появление "ленивых", пассивных читателей, которые умеют, но не

    хотят читать. Исследователи отмечают, что влияние телевидения сказывается

    также и в том, что оно приучает потреблять готовые образы и схемы, и те,

    кто много смотрит телевизор, книгам предпочитают комиксы, иллюстрированные

    журналы, издания типа "Рекордов Гиннеса". Отношение исследователей к

    комиксам противоречиво: одни исследователи считают, что комиксы приносят

    вред, отучают от чтения, другие же подчеркивают их роль как средства,

    стимулирующего чтение тех, кто обычно не читает.

    Еще более неоднозначна проблема содержания культурных образцов,

    предоставляемых теле- и видеоэкраном. Как правило, у подростков нет

    разделения программ на детские и взрослые, они смотрят все. В результате

    специфические детские киноинтересы и предпочтения нивелируются, происходит

    сближение и совпадение их со взрослыми. "Вестернизация" киноэкрана и

    телевидения привела к тому, что дети наравне со взрослыми смотрят фильмы с

    эротикой, насилием и убийствами. Подростки идентифицируют себя с

    киногероями - маргиналами, цели и мотивы которых представлены в

    положительном свете. Юные зрители подсознательно проникаются мыслью, что

    подлинные ценности - не столько истина и добро, сколько грубое насилие,

    сверхъестественная сила и оружие, знание боевых искусств, поддержка какого-

    либо клана и т.д. Таким образом, низший слой массовой культуры все более

    внедряется в читательский и зрительский мир подростка. Общую тенденцию

    можно обозначить как усиление развлекательности, замещение продукции

    детской культуры продукцией массовой "взрослой" культуры.

    Детективы, боевики и триллеры, эротика и "ужасы" - в целом эта

    низкопробная продукция представляет угрозу психическому и нравственному

    здоровью ребенка. Такое "раннее взросление" часто идет во вред детям и

    подросткам, лишая их детства. Защита сознания ребенка от агрессивной

    псевдокультуры - прежде всего забота государства. Ибо согласно статье 17

    Конвенции о правах ребенка, задачей государства является разработка

    принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его

    благополучию. К другим мерам относится поощрение СМИ к распространению

    информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном

    отношениях, а также выпуск и распространение детской литературы.

    Чтение относится к общенациональным проблемам, и от его состояния

    зависит духовное здоровье и будущее нации. Исследования, проведенные в

    разных странах, показывают, что читатели отличаются от нечитателей в своем

    интеллектуальном развитии. Они способны мыслить в категориях проблем,

    схватывать целое и устанавливать противоречивую связь явлений, более

    адекватно оценивать ситуацию, быстрее находить правильные решения, иметь

    больший объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеть

    речью. Они точнее формулируют, свободнее пишут, легче вступают в контакты и

    приятны в общении, более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении.

    Следовательно, чтение формирует качества наиболее развитого и социально

    ценного человека. Однако развитие "общества читателей" возможно лишь в

    определенных социальных условиях. Чтение рассматривается некоторыми

    социологами как "чуткий, надежный и даже универсальный индикатор состояния

    общества". Соглашаясь с вышесказанным, можно добавить, что детское чтение -

    индикатор не только состояния общества, но и отношения общества к своему

    будущему. Вот почему во многих развитых странах проводится государственная

    политика в области чтения, и особые усилия прилагаются для поддержки и

    стимуляции чтения детей и молодежи.

    В сегодняшней России подростки, как никогда, нуждаются в

    высококвалифицированной помощи. В нашей стране проблема детского чтения

    долго не осознавалась как государственная задача. Государственные структуры

    управления до сих пор не уделяют должного внимания изучению системы

    "Ребенок-книга", не признают приоритета детства в ряду социальных

    исследований и всячески отказываются финансировать соответствующие проекты

    и разработки. У нас нет ни "карты детской культуры" (которая есть в

    Швеции), ни "карты детского чтения" (которая была сделана в Германии), ни

    специального института или хотя бы центра изучения детского чтения и книги

    для детей (которые есть во многих государствах).

    Глава II. Общее значение восприятия и анализа художественных произведений в

    процессе становления личности подростка

    Восприятие читателем-школьником литературного произведения - это

    сложный творческий процесс, опосредованный всем жизненным, эстетическим,

    читательским и эмоциональным опытом ученика. Соотнесенность процесса чтения

    и изучения литературы не раз отмечались и в психологии, и в методике

    (исследования В.В. Голубкова, А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, Н.И.

    Кудряшева, О.И. Никифоровой, Н.О. Корста, Н.Д. Молдавской, В.Г. Маранцмана,

    О.Ю. Богдановой). Преподавателю-словеснику следует не просто учитывать в

    учебном процессе характер ученического восприятия, а стремиться активно на

    него воздействовать, используя для этого оптимальные варианты анализа

    литературного произведения.

    Говоря о восприятии произведений искусства слова, мы имеем в виду не

    восприятие в гносеологическом смысле, а по сути - осознание произведения,

    различая восприятие первичное и вторичное, являющееся результатом анализа.

    Именно так толкуется термин "восприятие искусства" в большинстве

    исследований методистов и психологов. Проблема восприятия не может решаться

    изолированно от общих задач воспитания читателя и его отношения к

    действительности и искусству, формирования его личности, мировосприятия,

    духовного мира.

    Восприятие, кроме того, выступает в качестве своеобразного компаса при

    определении возможностей ученика и результативности той или иной

    организации процесса обучения литературе.

    Существует несколько основных приемов изучения восприятия учеником

    прочитанного.

    Выяснение предварительных впечатлений учащихся о прочитанном.

    Сопоставление первоначальных впечатлений с теми, которые формируются в

    ходе анализа и на итоговых занятиях. В этих случаях используются анкеты,

    устные опросы, которые могут быть включены в ход той или иной беседы с

    учащимися в качестве учебных заданий.

    Домашние задания опережающего характера.

    Экспериментальное исследование методом "срезов", когда от темы к теме

    выясняются "сдвиги" в литературном развитии учащихся, в характере их

    непосредственного читательского восприятия, в понимании ими различных

    произведений, в отношении к различным компонентам произведения, в уровнях

    их обобщений, эмоциональных и эстетических оценок.

    Систематические наблюдения в течение учебного года или нескольких лет.

    Столь актуальная в настоящее время проблема восприятия литературы

    читателем-учеником волновала исследователей давно. Богатые традиции

    отечественной методики и практики преподавания являются основой поисков

    современных ученых и учителей-практиков.

    В настоящее время проблема восприятия литературы изучена в

    различных аспектах: основные особенности и этапы восприятия произведений

    различных жанров, возрастные особенности восприятия читателя-школьника,

    структура читательского восприятия, взаимосвязь восприятия и анализа

    художественного произведения (работы О.И. Никифоровой, А.М. Левидова,

    А.АЛеонтьева, З.Я. Рез, Л.Г. Жабицкой, Л.Н. Рожиной, П.М. Якобсона, М.М.

    Варшавской, Н.А. Демидовой, М.Г. Качурина, Е.В. Карсаловой, В.Г.

    Маранцмана, Т.Д. Полозовой и др.). Именно последний аспект - взаимосвязь

    первоначального восприятия текста и его последующего углубления в процессе

    анализа - представляется особенно актуальным. В этом вопросе много

    нерешенного, спорного, дискуссионного, а следовательно, велико поле

    деятельности любого методиста или учителя, заинтересовавшегося этой

    проблемой. Тем более что вариативные программы по литературе ориентируют

    преподавателя-словесника на совершенствование содержания уроков, на

    развитие у учащихся способности наслаждаться искусством, на обогащение их

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.