МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • яснополянская школа

    яснополянская школа

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОСУДАСТВЕННАЯ ПОЛЯРНАЯ АКАДЕМИЯ

    Кафедра социологии и психологии

    Реферат

    по дисциплине

    «История педагогики»

    « Яснополянская школа »

    Выполнила: студентка 151 группы

    Илюшкина В.

    Проверила: доц. Терентьева А.В.

    Санкт-Петербург

    2007

    Содержание:

    Введение……………………………………………………………………3

    Глава I.Открытие Яснополянской школы…………..……………………5

    Глава II.Организация школы………………………………………………6

    Глава III.Школа Л.Н.Толстого. Её система……………………………….8

    Глава IV.Интерес и желание народа учиться…………………………….14

    Глава V.Обыск…………………..…………………………………………17

    Заключение…………………………………………………………………20

    Список использованной литературы……………………………………..22

    Приложение 1………………………………………………………………23

    Введение

    Без своей Ясной Поляны я

    трудно могу себе представить Россию

    и мое отношение ней.

    Без Ясной Поляны я, может быть, яснее

    увижу общие законы,

    необходимые для моего отечества,

    но я не буду до пристрастия

    любить его.

    Л.Н. Толстой.

    Ясная Поляна! Ты открыта для каждого - для учителя и студента, для

    рабочего и инженера, для ученого, поэта, художника… Сюда приезжают люди за

    тысячи километров. Озаренная солнцем, лучезарная Ясная Поляна вмещает в

    себя огромный мир…Мир Толстого…

    Я родилась в Туле. И для меня, как и для всех живущих в этой стране, этот

    человек играет огромную роль. Я выросла на сказках и рассказах Толстого-

    моя бабушка прекрасно знала их наизусть и рассказывала каждый раз на ночь,

    когда я приезжала к ней в Ясную Поляну…

    И в своем реферате я хотела бы уделить внимание его педагогическим

    взглядам, его идеи о системы школы, и подробно изучить Яснополянскую

    школу.

    Цель моего реферата - подробное изучение организации яснополянской школы,

    идей Льва Николаевича Толстого о системе образования и вопроса - как долго

    она просуществовала, внесла ли яснополянская школа вклад в развитие

    педагогики.

    Задачи - изучение литературы, посвященной Л.Н.Толстому, изучение его

    педагогических трудов, рассмотрение статей, связанных с учащимися

    яснополянской школы, их воспоминаний.

    Глава I. Открытие Яснополянской школы

    Яснополянская школа была открыта Толстым в 1859 году. В основу ее работы

    легло мнение Л. Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей

    при помощи преподавателей. Несмотря на кратковременное существование,

    работа школы, которую Л. Н. Толстой систематически освещал в своем

    педагогическом журнале «Ясная Поляна», вызвала живой отклик в России и за

    рубежом и была примером для подражания. Отчеты учителей систематически

    печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода

    учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным

    мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и

    поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы

    обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались

    особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных

    учеников, фиксировались особые периоды их развития. Возвратившись весной

    1861 года из-за границы, Толстой критиковал буржуазную цивилизацию.

    Толстой подверг острой критике и современную ему школу, в которой учат

    тому, что не нужно народу, а требуется тем, кто притесняет и угнетает

    народные массы. В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н.

    Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность,

    догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и

    деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа

    была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по

    созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих

    прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на

    уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности,

    всех его способностей.

    Глава II. Организация школы

    Однажды во время занятий с яснополянскими детьми в своей школе Лев

    Николаевич предложил ученикам писать рассказы на темы русских пословиц.

    Ученики, рассказывает Лев Николаевич, «отшатнулись, убедившись, что это

    дело не по их силам, и принялись за свои прежде начатые работы.

    -Ты сам напиши,- сказал ему кто-то.

    -Ну,- сказал я, - кто лучше напишет? И я с вами. Я начал повесть…»

    «Всякий непредубежденный человек,- пишет Толстой,- имеющий чувство

    художественности и народности, прочтя эту первую, писанную мною, и

    следующие страницы повести, писанные самими учениками, отличит эту

    страницу от других, как муху в молоке: так она фальшива, искусственна и

    написана таким плохим языком.

    Федька из-за своей тетрадки все поглядывал на меня и, встретившись с

    глазами учителя, улыбаясь, подмигивал и говорил: «Пиши, пиши, я-те задам».

    Его, видно, занимало, как большой тоже сочиняет. Кончив свое сочинение

    хуже и скорее обыкновенного, он влез на спинку моего кресла и стал читать

    из-за плеча. (2 с.178)

    Школа размещалась в конце 50-х - начале 60-х годов во флигеле, где в наши

    дни находится литературный музей.( 6 с.45)

    Дети приходили утром, не к определенному часу, а когда освободятся от дел

    по дом и хозяйству и когда их отпустят родители. Расписания занятий и

    распределения часов на уроки со звонками на перерыв, такого, к которому мы

    привыкли в современных школах, в яснополянской школе не было. Каждый

    занимался тем, чем ему хотелось :кто географией или историей, кто

    тренировался в письме или рисовал, некоторые читали , а если устал, то

    прикорнуть можно было где-нибудь в уголке или под столом. Одним словом,

    дети себя чувствовали совсем свободно и часто проводили в школе весь день,

    до позднего вечера.(1 с.89)

    Отношения с учителем- Львом Николаевичем Толстым - складывались взаимного

    на основах уважения и любви: ученик, как мы видим, мог хитро подмигнуть

    учителю, как бы говоря: « я-те задам» или «пиши, мол, пиши, а я напишу

    лучше», вызывая тем самым уже известного писателя и в то же врем своего

    любимого учителя на соревнование. А учитель верил в ученика, и не без

    некоторой робости принимал его вызов.

    Как только он сказал это, так вся комната застонала от гордого восторга.

    Какого-то маленького придушили сзади, и никто не замечал»...

    Когда они вышли из школы, немец, присутствовавший на уроке, заметил, что

    Лев Николаевич рассказывал историю 1812 года совершенно по-русски, что у

    них эту историю рассказывают иначе. И Лев Николаевич, конечно, согласился

    с ним:

    - Мой рассказ, - сказал он, - не была история, а сказка, возбуждающая

    народное чувство.

    В нем снова говорил прежде всего поэт и патриот. Но собой как историком он

    все же остался недоволен.

    Никаких наказаний в школе Толстого не было и в помине. И это в те времена,

    когда не только в церковноприходских школах, в бурсе, но даже в гимназиях

    били розгами или линейкой, ставили в угол на гречиху и изощрялись в

    жестокостях «профессиональные учителя», чтобы добиться обыкновенного

    школьного порядка и дисциплины.

    Глава III.Школа Л.Н. Толстого. Её система

    А вот как обстояло дело в «классических», старинных школах, которые

    наблюдал у себя в уезде молодой Толстой: «Учитель устраивает стол, лавки,

    назначает время учения, обыкновенно с 8 часов до сумерек... Родители дают

    детям вычурные, вроде славянских букв, вырезанные указочки. Приводя в

    школу или на дом к учителю, всегда при ученике просят учителя наказывать,

    бить, и говорят почти одну и ту же обычную фразу, имеющую цель внушить

    страх мальчику и убедить учителя в том, что родитель передает ему свою

    власть побоев над сыном. Большей частью, в день отведения в школу,

    родители ведут еще ученика в церковь и служат молебен св. Науму, который

    должен, по их убеждению, на ум наставить мальчика ...

    Входя в школу, все молятся богу, садятся за книги, вновь крестятся и

    целуют эти книги. Книга для них есть божество, вроде идолов у чувашей,

    которое они просят быть милостивым к ним. Каждому задается стишок, который

    он должен выучить (стишок - значит строка или две)... Учитель поручает

    старшему смотреть за порядком, сам же большею частью уходит... Заучивание

    стишков продолжается целый день. Единственную перемену - диверсию

    составляют спрашивание учителя, соединенное обыкновенно с побоями, и

    промежутки, когда учитель выходит и ребята начинают баловаться, вслед за

    чем обыкновенно бывают доносы и наказания...

    Я не видел еще старинного учителя - кроткого человека и не пьяницу. Я

    убежден, что эти люди по обязанности своей должны быть тупы и жестоки, как

    палачи, как живодеры, - должны пить, чтобы заглушать в себе раскаяние в

    совершаемом ежедневно преступлении над самыми лучшими, честными и

    безобидными существами в мире...» (11 с.198-199)

    Толстой борется за иную, новую в своем основании школу, построенную на

    праве свободы человека, полной свободы, даже если ему, этому человеку,

    10-12 лет. Школа в Ясной Поляне «развивалась свободно, - рассказывает Лев

    Николаевич, - из начал, вносимых в нее учителем и учениками. Несмотря на

    все преимущество влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в

    школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не

    пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего

    влияния на большинство учеников, на общество, всегда составляющееся из

    учеников... При нормальном, ненасильственном развитии школы, чем более

    образовываются ученики, тем они становятся способнее к порядку, тем

    сильнее ими самими чувствуется потребность порядка, и тем сильнее на них

    влияние учителя».(4 с.203)

    Толстой, правда, признается, что старые привычки школ так сильны, что и

    ему нередко приходится отступать от своего правила. И в признании этом он,

    как всегда, строг к себе. Описанный им случай воровства в школе,

    психологическое проникновение в души школьников - судящих и судимых -

    настолько глубоки и интересны, так полно рисуют страдание самого Толстого

    за мальчиков, уличенных в краже, что считаю нужным включить его в реферат

    о яснополянской школе.

    «Летом, во время перестройки дома, из физического кабинета пропала

    лейденская банка, несколько раз пропадали карандаши и пропали книжки уже в

    то время, когда ни плотников, ни маляров не работало в доме. Мы спросили

    мальчиков: лучшие ученики, первые школьники по времени, старые друзья

    наши, покраснели и заробели так, что всякий следователь подумал бы, что

    замешательство это есть верное доказательство их вины. Но я знал их и мог

    ручаться за них, как за себя. Я понял, что одна мысль подозрения глубоко и

    больно оскорбила их: мальчик, которого я назову Федором, даровитая и

    нежная натура, весь бледный дрожал и плакал. Они обещались сказать, ежели

    узнают; но искать отказались. Через несколько дней открылся вор, -

    дворовый мальчик из дальней деревни. Он увлек за собой крестьянского

    мальчика, приехавшего с ним из той же деревни, и они вместе прятали

    краденые вещи в сундучок. Открытие это произвело странное чувство в

    товарищах: как будто облегчение, и даже радость, и вместе с тем -презрение

    и сожаление к вору. Мы предложили им самим назначить наказание: одни

    требовали высечь вора, но непременно самим; другие говорили: ярлык пришить

    с надписью вор. Это наказание, к стыду нашему, было употребляемо нами

    прежде, и именно тот самый мальчик, который год тому назад сам носил ярлык

    с надписью лгун,, настоятельнее всех требовал теперь ярлыка на вора. Мы

    согласились на ярлык, и когда девочка нашивала ярлык - все ученики с злою

    радостью смотрели и подтрунивали над наказанными. Они требовали еще

    усиления наказания: «провести их по деревне, оставить их до праздника с

    ярлыками», говорили они. Наказанные плакали. Крестьянский мальчик,

    увлеченный товарищем, - даровитый рассказчик и шутник, - толстенький белый

    карапузик, плакал просто распущенно, во всю ребячью мочь; другой, главный

    преступник, горбоносый, с сухими чертами умного лица, был бледен, губы у

    него тряслись, глаза дико и злобно смотрели на радующихся товарищей, и

    изредка неестественно у него в плач искривлялось лицо. Фуражка с

    разорванным козырьком была надета на самый затылок, волосы растрепаны,

    платье испачкано мелом. Все это меня и всех поразило теперь так, как будто

    мы в первый раз это видели. Недоброжелательное внимание всех было

    устремлено на него. И он это больно чувствовал. Когда он, не оглядываясь,

    опустив голову, какою-то особенной преступной походкой, как мне

    показалось, пошел домой, и ребята, толпой бежа за ним, дразнили его как-то

    ненатурально и странно жестоко, как будто против их воли злой дух

    руководил ими, что-то мне говорило, что это не хорошо... Все убедились,

    что есть тайны души, закрытые от нас, на которые может действовать жизнь,

    а не нравоучения и наказания. И что за дичь? Мальчик украл книгу, - целым

    длинным, многосложным путем чувств, мыслей, ошибочных умозаключений

    приведен был к тому, что взял чужую книжку и зачем-то запер ее в свой

    сундучок, -а я налепляю ему бумажку со словом «вор», которое значит совсем

    другое! Зачем? Наказать его стыдом, - скажут мне. Наказать его стыдом?

    Зачем? Что такое стыд? И разве известно, что стыд уничтожает наклонность к

    воровству? Может быть, он поощряет ее.

    Толстой во всех жизненных ситуациях наблюдает, анализирует, делает

    открытия, размышляет о постигнутом им в поведении человека и делится

    своими выводами с читателями. Толстой никогда не перестает быть писателем.

    Еще в 1861 году в одном из писем он сообщал: «Есть у меня поэтическое

    прелестное дело, от которого нельзя оторваться, - это школа... Нельзя

    рассказать, что это за дети - их надо видеть... Подумайте только, что в

    продолжение двух лет, при совершенном отсутствии дисциплины ни один и ни

    одна не были наказаны. Никогда лени, грубости, глупой шутки, неприличного

    слова».

    Когда Лев Николаевич замечал, что ученикам нужна разрядка, он неожиданно

    для всех мог весело крикнуть: «Догоняйте меня!» - и побежать в сад. Дети

    срывались с мест и мчались за ним.

    - Ну, все на меня валяйте! Свалите или нет? - предлагал сф.

    «И мы, - вспоминает его бывший ученик, яснополянский крестьянин В. С.

    Морозов, - окружаем Льва Николаевича, цепляемся за него сзади и спереди,

    подставляя ему ноги, кидаемся в него снежками, набрасываемся на него и

    вскарабкиваемся ему на спину,

    усердно стараясь его повалить. Но он, еще усерднее нас, как сильный вол,

    возит нас на себе. Через некоторое время от усталости, но чаще в шутку, он

    валится в снег. Восторг неописанный наш! Мы сейчас же начинаем его

    засыпать снегом и кучей наваливаемся на него...»

    В комнатах школы было всегда убрано; классы побелены, вдоль стен и на

    стенах были развешаны и поставлены разные камни и камушки, высушенные

    бабочки и букашки, камыши, травы и цветы для учеников. Лев Николаевич

    любил показывать свои экспонаты друзьям, мог говорить о школе часами,

    увлекаясь рассказами о своих питомцах-учениках и их одаренности. Но, к

    сожалению, его плохо понимали, и разговоры эти мало занимали его

    собеседников.

    Занятия в яснополянской школе проходили не только в классах, но и на

    прогулках. Иногда уходили на Воронку или в Засеку - это были обыкновенно

    уроки ботаники и зоологии, - и, если уж очень не хотелось возвращаться

    домой, раскладывали костры в темном лесу, рассказывали сказки и разные

    истории, засиживались допоздна.

    Вечерняя прогулка могла превратиться в урок астрономии: Лев Николаевич

    хорошо знал созвездия, много занимался законами движения небесных тел, а в

    ребятах он всегда находил благодарных слушателей , им все было в

    диковинку. Софья Андреевна пишет сестре: «Левочка всю ночь не спал,

    наблюдая звезды». А в записных книжках Толстого мы нахо-

    дим многочисленные выписки, содержащие сведения из астрономии,

    математические расчеты и теории происхождения планет, чертежи и формулы.

    Не всем известно, что в дальнейшем Толстой написал и издал свой учебник

    арифметики, что он изобрел свой способ обучения школьников таблице

    умножения при помощи десяти пальцев рук через сложение и вычитание.

    Толстой глубоко и всесторонне изучал химию и физику, законы органического

    и неорганического мира, стремясь при этом в каждом конкретном случае найти

    свои доказательства или опровержения господствующих в его время научных

    положений. Он ничего не принимал на веру и поэтому проделывал

    предварительную огромную работу ученого-теоретика и

    ученого-экспериментатора, формируя таким, образом свое научное

    мировоззрение.

    Того же он требовал и от учеников: активного мышления, сомнения и проверки

    истинности того, что считается общепринятым. Больше всего он ценил в детях

    их самобытность, любознательность, ненасытное стремление к знаниям.

    Этими же чертами должен обладать и учитель. Самое страшное в учителе -

    рутина, умственная лень, движение в своей работе по проторенной дорожке.

    Толстой считал, что «так как дело преподавания есть искусство, то

    оконченность и совершенство недостижимы, - а развитие и совершенствование

    бесконечны». «Всякий учитель должен знать, что каждая изобретенная метода

    есть только ступень, на которую должно становиться для того, чтобы идти

    дальше ...» ( 7 с.140)

    Как всегда, стремясь к предельной лаконичности и точности выражения мысли,

    он отливает ее в парадоксальную формулу: «Лучшая метода есть отсутствие

    всякой методы»; и тут же добавляет: «Но знание и употребление всех метод и

    изобретение новых по мере встречающихся трудностей».

    И это не было.сказано «для красного словца», -Толстого в этом никогда

    нельзя заподозрить, - он действительно не сомневался в том, что нужно

    «знать и употреблять все методы», используемые в педагогической практике,

    и он действительно знал их. Он не только прочитал огромную методическую

    литературу своего времени, но и специально ездил дважды за границу (в 1858

    и 1860 годах) - в Германию, Францию, Англию, чтобы познакомиться с

    системой образования в этих странах. Он встречался там с наиболее

    известными педагогами и теоретиками школьного дела, посещал считавшиеся

    образцовыми школы, проверял свои взгляды на просвещение народа и систему

    народного (в прямом смысле этого слова) образования в беседах с

    выдающимися философами, такими, как Прудон, Герцен, слушал лекцию о

    воспитании Чарлза Диккенса в Лондоне.

    Глава IV.Интерес и желание народа учиться

    Первая школа, которую Л. Н.Толстой завел у себя в Ясной Поляне, относится

    к 1858-1859 годам. В скором времени он стал расширять сеть школ в окружных

    деревнях, приглашал учителей, руководил ими, советовался, совещался с ними

    и постепенно создал в своей округе, 21 школу нового типа на 9 тысяч

    населения.

    Лев Николаевич не мог остановиться на этом: если уж взялся за дело

    народного образования, то осуществить его нужно не меньше, чем в масштабах

    всей России. Ведь народ безграмотен, живет в темноте.

    Школ, где могли бы учиться крестьянские дети, было мало, да и в них

    загоняли детей чуть ли не насильно: «На кой нам грамота, пахать

    безграмотному сподручней, - считали мужики. - Жили без грамоты - и

    проживем». Девочек родители не пускали в школу и вовсе.

    Льву Николаевичу удалось возбудить интерес и желание народа учиться. В его

    школах учились и мальчики и девочки, конечно же, без всякого принуждения.

    Достаточно вспомнить Филиппка.

    Сам Толстой горел своей работой. Он составлял проекты «Общества народного

    образования», старался привлечь многих лучших людей России к этому столь

    важному, а может быть, и самому важному для него в то время делу. Ну, а

    если его проект не пройдет в правительстве, то, писал он, «хоть я один, а

    все буду составлять тайное общество народного образования».

    Горячность Толстого выливалась в статьях «О народном образовании», «О

    методе преподавания грамоте». Он стремился доказать правильность ведения

    своей педагогической работы, а чтобы легче было распространить свои мысли,

    он организовал журнал, который назвал «Ясная Поляна». В первом номере

    этого журнала он писал: «Выступая на новое для меня поприще, мне

    становится страшно и за себя, и за те мысли, которые годами вырабатывались

    во мне и которые я считаю з% истинные. Я наперед убежден, что многие из

    этих \'мыслей окажутся ошибочными». Своих ошибок Толстой не боялся, он и

    здесь исходил из того, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

    В школах Толстого, да и в журнале «Ясная Поляна», работало все больше и

    больше студентов, многие из которых были отчислены из университетов за

    участие в революционно-демократическом движении. К 1862 году таких

    студентов-учителей в Ясной Поляне уже было 12, и Толстой готов был взять к

    себе и поместить у себя еще 10, он их искал. Это не могло нравиться

    крапивенскому и тульскому начальству. Против Толстого была организована

    травля, пока в виде доносов, будто в Ясной Поляне размножаются и

    распространяются студентами «Колокол» Герцена, статьи и прокламации

    революционного содержания. В III отделение поступило донесение

    жандармского полковника Воейкова, в котором сообщалось о возможной

    крамольной деятельности в среде преподавателей Ясной Поляны. За Толстым и

    всеми, кто его посещал, стали следить.

    Так, весной 1862 года в Ясную Поляну заезжал управляющий помещика

    Костомарова. Вскоре его пригласили в канцелярию губернатора, ему был

    устроен «настоящий допрос»: «Итак, вы знакомы с графом Толстым? Вы дважды

    его посещали? О чем вы с ним говорили? Видели ли вы его школу? Говорили ли

    вы с ним о школе?» ( 3 с.178)

    Сам Лев Николаевич пока еще ничего не знает о надвигающихся неприятностях

    и в мае 1862 года по предписанию врачей уезжает с двумя яснополянскими

    учениками в самарские степи на кумыс-лечиться. 2 июля жандармский

    полковник Дурново получил предписание шефа жандармов князя Долгорукова

    произвести обыск в Ясной Поляне в связи с тем, что «в III отделении

    получены сведения: в принадлежащем графу Л. Н. Толстому в Тульской

    губернии сельце Ясная Поляна проживает около 20 студентов разных

    университетов, некоторые без письменных видов, занимая там должность

    учителей сельских школ и писарей в волостных правлениях, по воскресным же

    дням собираются все они у него, графа Толстого, и хотя цель этих собраний

    и предмет бывших там суждений не известны, но собрания сии возбуждают

    подозрение, тем более, что граф Толстой других своих знакомых и соседей

    принимает вообще очень редко. На четвертой неделе великого поста привезены

    были к нему... из Москвы литографические камни и краски, для печатания,

    как говорят, запрещенных сочинений ... Дом графа Толстого охраняется в

    ночное время значительным караулом, а из кабинета и канцелярии его

    устроены потаенные двери и лестница».

    Глава V. Обыск

    Обыск проходил два дня, 6 и 7 июля. Вот как его увидел учитель

    Е.Л.Мережков, срочно вызванный Татьяной Александровной из Тулы: «Въезжаем

    на двор, смотрим - там целое нашествие! Почтовые тройки с колокольчиками,

    обывательские подводы, исправник, становые, сотские, понятые и в

    довершение всего - жандармы. Жандармский полковник во главе этой грозной

    экспедиции, со звоном, шумом и треском подкативший вдруг к мирному дому

    Льва Николаевича, к бесконечному изумлению деревенского люда. Нас едва

    пропустили в дом. Бедные дамы (тетенька Татьяна Александровна и сестра

    Мария Николаевна. - И. Т.) лежат чуть не в обмороке. Везде кругом стража,

    все разрыто, раскрыто, перевернуто, ящики столов, шкапы, комоды, сундуки,

    шкатулки. В конюшне поднимают ломом полы, в прудах парка стараются

    выловить сетью преступный типографский станок, вместо которого попадаются

    только одни невинные караси да раки. Понятно, что злополучную школу и

    подавно вывернули вверх дном».

    ( 8 с.124)

    Такой же обыск был произведен и в школах Колп-ны и Кривцова, а также в

    селе Никольском Чернско-го уезда (Никольском-Вяземском).

    Л.Н.Толстой узнал о происшедшем, лишь когда приехал из самарских степей в

    Москву: ему рассказала об этом в письме сестра Мария Николаевна.

    Насколько он был возмущен обыском в Ясной Поляне, можно представить себе

    по раздраженному тону письма к А. А. Толстой, столь нехарактерному для их

    переписки: «Хороши ваши друзья! Ведь все Потаповы (управляющий III

    отделением в 1861-1864 годах. -И. Т.), Долгорукие (начальник III отделения

    и шеф жандармов в 1856-1866 годах. -И. Т.) и Аракчеевы (временщик при

    Александре!. - И. Т.) к равелины (в Петропавловской крепости, где

    содержались наиболее опасные политические преступники. -И. Т.)-это все

    ваши друзья. Мне пишут из Ясной Поляны: 1-го июля приехали 3 тройки с

    жандармами, не велели никому выходить; должно быть и тетиньке, и стали

    обыскивать. - Что они искали - до сих пор неизвестно. Какой-то из ваших

    друзей перечитал все мои письма и дневники, которые я только перед смертью

    думал поручить тому другу, который будет мне тогда ближе всех; перечитал

    все переписки, за тайну которых я бы отдал все на свете, и уехал, объявив,

    что он подозрительного ничего не нашел. Счастье мое и этого вашего друга,

    что меня тут не было, - я бы его убил! Мило! славно! Вот как делает себе

    друзей правительство. Ежели вы меня помните с моей политической стороны,

    то вы знаете, что всегда и особенно со времени моей любви к школе, я был

    совершенно равнодушен к правительству и еще более равнодушен к теперешним

    либералам, которых я презираю от души. Теперь я не могу сказать этого, я

    имею злобу и отвращение, почти ненависть к тому милому правительству,

    которое обыскивает у меня литографские и типографские станки для

    перепечатывания прокламаций Герцена».( 9 с.304)

    Через две недели, уже из Ясной Поляны, он снова пишет все той же

    Александре Андреевне пространное письмо, чтобы она «показала его разным

    разбойникам Потаповым и Долгоруким»... Теперь, чем дольше я в Ясной, тем

    больней и больней становится вся испорченная жизнь... Дела этого оставить

    я никак не хочу и не могу. Вся моя деятельность, в которой я нашел счастье

    и успокоенье, испорчена. Тетенька больна так, что не встанет. Народ

    смотрит на меня уж не как на честного человека, мнение, которое я заслужил

    годами, а как на преступника, поджигателя или делателя фальшивой монеты,

    который только по плутоватости увернулся. «Что, брат, попался? будет тебе

    толковать нам об честности, справедливости; самого чуть не заковали». О

    помещиках что и говорить, это стон восторга... Выхода мне нет другого, как

    получить такое же гласное удовлетворение, как и оскорбление (поправить

    дело уже невозможно), или экспатриироваться, на что я твердо решился. К

    Герцену я не поеду. Герцен сам по себе, я сам по себе...»

    Школе Толстого был нанесен большой урон, и немало усилий потребовалось

    затем Льву Николаевичу, чтобы отстоять в глазах запуганных крестьян свой

    авторитет и с таким трудом завоеванное доверие.

    Как известно, Лев Николаевич в сентябре 1862 года женился. Его поглотила

    всецело новая, семейная жизнь и хозяйственная деятельность. Школа

    продолжает существовать, журнал «Ясная Поляна» просуществует лишь до марта

    1863 года, принеся Толстому «3000 убытку» - не хватало подписчиков. А в

    дневнике уже в декабре 1862 года Толстой записывает: «Пропасть мыслей, так

    и хочется писать». (11 с.270)

    Заключение

    Каждый человек - алмаз,

    который может очистить

    и не очистить себя.

    В той мере, в которой он очищен,

    через него светит вечный свет.

    Стало быть, дело человека

    не стараться светить,

    но стараться очищать себя.

    Л.Н.Толстой

    И Лев Николаевич Толстой - один из тех людей, которые будут «светить

    вечно».

    Я рассмотрела организацию яснополянской школы, идеи Л.Н.Толстого.

    К сожалению, в музее в Ясной Поляне нет экспозиции, посвященной ей, но о

    ней упоминается пара слов время экскурсии.

    Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что очень большое

    внимание уделялось Л.Н.Толстому. Причем уделялось и у нас, и за рубежом,

    особенно в советское время. Все книги, проработанные мной, относятся ко

    второй половине ХХ века.

    Проводились даже эксперименты в школах Тульской области, где применялась

    система Л.Н.Толстого, но в конце концов, решили вернутся к классической

    системе.

    Можно в двух словах охарактеризовать концепцию Яснополянской школы Л. Н.

    Толстого и выделить:

    1) взгляд на ребенка как гармоническое и целостное существо; ребенок

    -цель, а не средство образовательного процесса;

    2) обеспечение школой условий проявления и развития в ребенке его

    положительной сущности;

    3) ориентация содержания образования на гармонию человека и мира,

    единство рационального, эмоционального и волевого начал;

    4) свобода и выбор деятельности обучающего в пределах разумного;

    5) опыт как один из методов образования и воспитания; признание за каждым

    педагогическим коллективом права на эксперимент;

    6) формирование своего свободного отношения к жизни и знаниям;

    самостоятельность как способность сделать собственный выбор, исходя из

    принципов этики ненасилия;

    7) недопустимость сдерживания общего развития ученика (опережающее

    обучение);

    8) непрерывность образования, переходящего в самообразование и

    саморазвитие.

    Л. Н. Толстой ведет нас путями педагогических исканий, учит видеть

    истинное счастье в раскрытии индивидуальности каждого ученика. Теперь,

    столько лет спустя после смерти великого педагога, мы многое можем

    по-новому понять, оценить; Л. Н. Толстой предстает перед судом времени в

    величии своего гуманизма и мудрости. И поэтому его имя как великого

    педагога-гуманиста бессмертно.

    Список использованной литературы

    1.Апостолов Н.Н.Живой Толстой: Жизнь Л.Н.Толстого в воспоминаниях и

    переписке. - М.,2001.

    2.Арискин И. Т. Вопросы дидактики в творчестве Л. Н. Толстого.- Тула,

    1967.

    3. Бондаревский В. Б. Проблема интереса в педагогической теории и практике

    Л. Н. Толстого.- Тула, 1969.

    4.Воспоминания яснополянских крестьян о Л.Н.Толстом. - Тула,1960.

    5. Ежов И. В. Введение в психологию духовного развития личности ребенка:

    Психологические основы духовной педагогики. - Тула, 1997.

    6.Пузин Н.П.Ясная Поляна: Дом-музей Л.Н.Толстого.- М.,1986.

    7.Смирнов Н.А.Лев Толстой-редактор журнала «Ясная Поляна».- Тула,1972.

    8.Сухотина - Толстая Т.Л.Воспоминания. - М.,1981.

    9. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. - М., 1953.

    10. Толстой Л. Н. Полн. Собр. Соч.: В 10 т. (Юбилейное изд.) - М., 1989.

    т.3

    11.Толстой И.В. Свет Ясной Поляны. - М., 1986.

    12.Яснополянский сборник. Литературно-критические статьи и материалы о

    жизни Л.Н.Толстого. - Тула.,1955.

    Приложение 1

    11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.