МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе

    ролевых ожиданий и совпадении их психического склада, что позволяет

    выделить два подхода к супружеской совместимости: функционально-ролевой и

    структурный. Особенно значима согласованность ролевых ожиданий, т. е.

    представлений каждого человека о ролевых обязанностях мужа и жены,

    родителях и детях, об ожидаемом поведении партнера в ходе выполнения им той

    или иной функции. В зависимости с ожиданиями и представлениями человека

    находятся и его потребности, удовлетворяемые в браке.

    Что касается структурной совместимости, то благополучные супружеские

    пары, как правило, отличает: противоположность врожденных качеств личности

    и сходство приобретенных в процессе социализации. Из психологических

    особенностей супругов наиболее значимыми являются направленность на другого

    и эмпатия.

    Парам, начинающим в процессе совместной жизни переживать тот или

    иной период семейного цикла приходится решать своеобразные задачи,

    связанные с определением своих ролей, распределением домашних обязанностей,

    нахождением выхода из конфликтных ситуаций.

    Для каждого периода семейного цикла характерны свои достижения,

    задачи и конфликты. Среди стадий, включаемых в семейный цикл, можно назвать

    стадию выкармливания, во время которой родители привязываются к младенцу;

    интерпретативную стадию, во время которой родители пересматривают свои

    устоявшиеся взгляды и представления; и стадию расставания, когда дети

    покидают родительский дом. Каждая стадия требует от родителей разрешения

    своих внутренних конфликтов на более высоком уровне.

    1.3. Вклад семьи в формирование личности подрастающего человека на

    разных возрастных этапах различен и изменяется как бы волнообразно.

    Наиболее велик он в первые 3 года, затем следует период некоторой

    стабилизации семейного влияния. Очередной его «пик» приходится на окончание

    дошкольного возраста, затем приблизительно до подросткового кризиса это

    влияние как будто ослабевает и вновь становится значимым вплоть до

    отделения от родительской семьи и образования собственной.

    Семья традиционно рассматривалась как важнейший институт

    социализации в ряде концепций. Роль семьи как института социализации,

    естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

    Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль,

    которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов,

    малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость

    женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой

    (Кон, 1989, с.26).

    Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия,

    осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование

    черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности.

    Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает влияние на

    формирование у ребенка образа Я.

    Образец отношений мужчины и женщины для подрастающего человека – это

    отношения его отца и матери. И этот образец долгое время во многих своих

    деталях оказывается уникальным, несопоставимым по степени влияния с другими

    возможными отношениями вне дома и семьи.

    Зарождение самосознания и самооценки также во многом предопределено

    семьей. Ребенок, внезапно лишившийся любви родителей (вследствие распада

    семьи или внутрисемейных конфликтов), испытывает тревогу, неуверенность в

    ценности собственного Я; а это нередко порождает враждебность и недоверие

    ко всем людям. Для такого ребенка велик риск в будущем испытать немалые

    трудности в установлении дружеских отношений со сверстниками, в создании

    своей семьи; не исключена и прямая «трансляция» родительских конфликтов в

    собственную семью.

    Социализация личности представляет собой процесс формирования

    личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком

    социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в

    собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему

    поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или

    группе.

    Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он

    определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего

    развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается.

    Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным

    психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера

    общества в котором он живет. Эриксон ввел понятие «групповая идентичность»,

    которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение

    в определенную социальную группу, начинает понимать мир, как эта группа. Но

    постепенно у ребенка формируется и «эгоидентичность», чувство устойчивости

    и непрерывности своего Я, несмотря на то, что идут многие процессы

    изменения. Формирование эгоидентичности – длительный процесс, включает ряд

    стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого

    возраста, а задачи выдвигаются обществом. Но решение задач определяется уже

    достигнутым уровнем психомоторного развития человека и духовной атмосферы

    общества, в котором человек живет.

    Эриксон выделяет всего 8 стадий развития личности от младенчества до

    старости. В возрасте 3 – 5 лет, на 3 стадии, ребенок уже убежден, что он

    личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения

    миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое

    закладывается в игре ребенка. Игра очень важна для развития ребенка, т. е.

    формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми

    посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память,

    мышление и др. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют

    внимание играм ребенка, то это отрицательно влияет на его развитие,

    способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

    В младшем школьном возрасте (4 стадия) ребенок, исчерпав свои

    возможности развития в рамках семьи, входит в новую для него социальную

    среду, и теперь школа приобщает его к знаниям о будущей деятельности,

    передает технологический эгос культуры.Если ребенок успешно овладевает

    знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но

    неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей

    неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потери интереса к учебе.

    При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него

    убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть

    трудности в учебе. В случае, если родители лишь ругают и наказывают за

    плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю

    его жизнь.

    Родителям необходимо грамотно воспитывать ребенка, чтобы вырастить

    полноценного члена общества, не нанести ребенку тяжелой психологической

    травмы, которая может наложить отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

    Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:

    Безнадзорность, бесконтрольность – встречается, когда родители

    излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге

    дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений,

    попадают под влияние «уличных» компаний.

    Гиперопека – жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным

    надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В

    результате становятся нерешительными, безынициативным, боязливым,

    неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы.

    Постепенно нарастает обида за то, что другим «все дозволено». Другая

    разновидность гиперопеки – воспитание по типу «кумира» семьи. Ребенок

    привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно

    выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии

    правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В

    коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только

    не себя.

    Воспитание по типу Золушки, т. е. в обстановке эмоциональной

    отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или

    мать его не любят, тяготится им, хотя посторонним может казаться, что

    родители достаточно внимательны к нему. «Нет ничего хуже притворства

    доброты, - писал Л. Толстой, - притворство доброты отталкивает больше, чем

    откровенная злоба». Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то

    другого из членов семьи любит больше. Такая ситуация способствует появлению

    неврозов, чрезмерной чувствительности к невзгодам и озлобленности детей.

    «Жесткое воспитание» – за малейшую провинность ребенка сурово

    наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что

    страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность,

    приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).

    Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности – с малых

    лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать

    многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются

    недетские непосильные заботы. В итоге у таких людей появляются навязчивые

    страхи, постоянная тревога за благополучие свое и своих близких.

    Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на

    невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.

    Расширение мира ребенка происходит непрерывно, хотя и неравномерно,

    ускоряясь такими важными для него событиями, как поступление в первый

    класс, вступление в различные клубы, посещение внешкольных занятий, участие

    в рискованных вылазках за пределы ближайшей округи.

    Рассматривая семью как контекст психо-социального развития детей,

    следует учитывать меняющийся в период обучения в начальной школе характер

    взаимодействий «родители – ребенок». Дети уже не столь прямо выражают свое

    недовольство действиями родителей, они теперь не будут добиваться своего

    хныканьем, криком и катанием по полу, как могли это делать раньше. Со своей

    стороны и родители теперь уже меньше озабочены приучением детей к

    самостоятельности и соблюдением ими распорядка дня; их больше заботят

    учебные навыки и достижения ребенка.

    В младшем школьном возрасте поведение детей требует меньшего, хотя и

    более тонкого контроля; однако родительский контроль сохраняет свою

    важность. По мнению современных ученых, единственно важная цель действий

    родителей – способствовать росту саморегулируемого поведения у своих детей.

    Дисциплинарные меры, основанные на авторитете родителей, более эффективны в

    развитии саморегуляции у детей, чем авторитарные методы насаждения

    дисциплины. Когда родители прибегают к словесным аргументам и предложениям,

    ребенок склонен договариваться с ними, вместо того чтобы выказать открытое

    неповиновение. У родителей, напоминающих своим детям о возможных

    последствиях их действий для других детей (ориентированная на других

    индукция), дети, как правило, пользуются большей популярностью и обладают

    интернализованными моральными нормами.

    Таким образом, семья – один из самых важных факторов социализации

    детей. Дети усваивают принятые в их семьях жизненные ценности, социальные

    ожидания и модели поведения. Родители, старшие братья и сестры, с одной

    стороны, служат моделями поведения, - а с другой стороны, поощряют или

    наказывают детей за их поведение. Расширяющиеся познавательные способности

    позволяют детям овладеть широким спектром социальных норм и правил.

    Семья предопределяет развитие у ребенка самооценки и самосознания,

    формирование образа Я, дает первые представления об отношениях мужчины и

    женщины.

    Согласно психосоциальной концепции личности, разработанной

    психологом Эриксоном, у ребенка с первых дней жизни формируется групповая

    идентичность, а затем эгоидентичность. В возрасте 3 – 5 лет ребенок

    осознает себя личностью, в младшем школьном возрасте эгос культуры ребенку

    передает школа. Если обучение проходит успешно, у ребенка формируется

    уверенность в себе, компетентность. Неудачи в школе приводят к неверию в

    свои силы, чувству неполноценности. Если в этот период ребенок не находит

    поддержки в семье, чувство неполноценности может закрепиться на всю жизнь.

    Выделяют несколько типов неправильного воспитания детей:

    безнадзорность, бесконтрольность, при которой дети предоставлены сами себе;

    гиперопека, основанная на запретах и формирующая у детей неуверенность в

    себе, или воспитание по типу «кумира» семьи, лишающее ребенка возможности

    адекватно оценивать себя и других; воспитание по типу Золушки, т. е. в

    обстановке эмоциональной отверженности; «жесткое воспитание», где ребенок

    живет в постоянном страхе; и воспитание в условиях повышенной моральной

    ответственности, где на ребенка возлагаются недетские заботы или

    честолюбивые надежды взрослых. Неправильное воспитание уродует характер

    ребенка, что в будущем отрицательно сказывается на его взаимоотношении с

    окружающими.

    На протяжении среднего детства у большинства детей развивается

    чувство собственного достоинства и самоуважения, при условии, что их

    родители или сверстники относятся к ним доброжелательно. Часто бывает так,

    что ребенок, не хватающий с неба звезд в каком-либо виде деятельности,

    например в учебе, может проявить себя в другой области – в искусстве,

    музыке, спорте. Это также способствует повышению его самоуважения.

    Одним из наиболее важных условий развития самоуважения являются

    семейные отношения. Также поддержка и понимание со стороны семьи (близких,

    родителей), обладание оптимистичным и неунывающим характером помогают детям

    успешно преодолевать жизненные трудности, стрессовые ситуации, а кроме

    того, - пользоваться большей популярностью в кругу сверстников.

    1.4. С момента поступления в школу ребенку открывается более широкий

    мир, состоящий из одноклассников, учителей и других взрослых и детей,

    проживающих по соседству. С поступлением ребенка в школу происходят

    изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Прежде всего,

    значительно увеличивается время отводимое на общение. Большую часть времени

    дети проводят в контактах с родителями, учителями, другими детьми.

    Изменяется содержание общения. Если в раннем детстве основной темой общения

    была игра, то сейчас выделяется особое деловое общение со взрослыми. В

    первых классах школы дети больше общаются с учителем, проявляя к нему

    больший интерес, чем к своим сверстникам, так как авторитет учителя

    является для них очень высоким. Выбор партнера по общению в первых классах

    школы определяется так же в основном оценками учителя, успехами в учении.

    Только к 3 – 4 классам появляются признаки иной мотивации межличностных

    выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных

    достоинств и форм поведения партнера по общению.

    В начальный период обучения в школе, в возрасте от 6 до 8 лет,

    впервые образовываются неформальные группы детей с определенными правилами

    поведения в них. Однако эти группы существуют недолго и обычно недостаточно

    стабильны по своему составу. Дети младшего школьного возраста по-прежнему

    много времени проводят в различных играх, где их партнерами по игре

    становятся сверстники. В детских группах во время игры устанавливаются свои

    специфические взаимоотношения с более или менее выраженными мотивами

    межличностных предпочтений.

    Как отмечает Н. М. Швалева, «в группах различного уровня развития

    межличностный выбор характеризуется специфическим содержанием». При этом

    намечается следующая последовательность развития содержания мотивов на

    стадии формирования коллектива: «начальная стадия характеризуется

    преимущественно мотивацией, связанной с эмоциональной сферой, внешней

    привлекательностью, общением; на более высоких уровнях развития коллектива

    усиливается ориентация на деловые качества, глубину знаний, эрудицию,

    способность оказать помощь и поддержку, коллективистскую направленность

    личности, увеличивается удельный вес мотивов, связанных с деятельностью

    группы, возможностью задушевных отношений и способностью к сопереживанию».

    С момента знакомства детей в группе начинается процесс ролевой

    дифференциации. Появляются общие ценности и интересы. Растут взаимные

    ожидания и влияние членов группы друг на друга, складываются групповые

    традиции. Такое развитие событий можно считать почти универсальным.

    В каждой детской группе есть пользующиеся популярностью и не

    популярные дети. На это различие в положении среди сверстников влияет ряд

    факторов. Уже у первоклассников зафиксированы обоснования выбора, связанные

    с указанием на привлекательные нравственно-психологические черты

    сверстника. В качестве причины нежелания выбрать сверстника – для

    первоклассников по материалам исследования Швалевой характерны указание на

    плохую учебу, особенности поведения, прямо проявляющиеся в сфере общения

    («дразнится», «драчун», «обижает»); указание на плохое поведение на уроках;

    низкий уровень развития санитарно-гигиенических навыков и особенности

    внешности.

    По данным Р. Ф. Савиных, первоклассники выдвигают мотивы, связанные

    с содержательной стороной общения, общностью интересов и совместным

    проведением досуга. Среди качеств личности и особенностей поведения

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.