МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета Хранение плодов и овощей

    проверяют умение применять полученные знания для решения конкретных задач;

    комплексные, содержащие задания как теоретического, так и практического

    характера.

    Зачет как итоговая форма контроля применяется главным образом в период

    производственной практики. По результатам учебной, производственной

    технологической и производственной преддипломной практики учащиеся получают

    зачет с дифференцированной оценкой.

    Зачет служит также одной из форм контроля за выполнение лабораторных

    и практических работ, предусмотренных учебным планом и программами.

    Квалификационные испытания предусматриваются только учебными планами по

    техническим и сельскохозяйственным специальностям. Основное направление

    квалификационных испытаний заключается в проверке сформированности знаний,

    умений и навыков по одной из рабочих профессий, установленной учебным

    планом специальности. Проводятся квалификационных испытаний после

    завершения учебной практики для получения рабочей профессии.

    Курсовое и дипломное проектирование наряду с обучающей функцией выполняет в

    учебном процессе и функцию контроля, является важнейшей формой проверки

    овладения учащимися теоретическими знаниями, практическими умениями и

    навыками.

    Дипломное проектирование, являясь завершающим этапом обучения и

    заключительной формой контроля, обеспечивает наиболее глубокую и системную

    проверку подготовленности учащихся к профессиональной деятельности.

    Семестровые экзамены являются ведущими, наиболее значительными формами

    контроля. В ходе их проводится итоговая проверка результатов учебной

    деятельности учащихся по изучению конкретной дисциплины, выявляется уровень

    сформированности знаний и умений.

    Государственные экзамены – заключительная форма контроля, направленная на

    комплексную проверку подготовки будущего специалиста к работе, на

    определение степени овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии

    с характером профессиональной деятельности. [ 5]

    Виды контроля

    Различают следующие виды контроля: предварительный, текущий, рубежный,

    (периодический) и итоговый.

    Основанием для выделения этих видов контроля является специфика

    дидактических задач на разных этапах обучения: текущий контроль проводят в

    процессе усвоения нового учебного материала, рубежный применяют для

    проверки усвоения значительного объема изученного материала (темы,

    раздела); с помощью итогового контроля выявляют степень овладения учебным

    материалом по предмету, ряду дисциплин (на экзаменах, приеме курсового

    проекта, защите дипломного проекта ). Таким образом, все эти виды в какой-

    то степени повторяют логику учебного процесса.

    Предварительный контроль служит необходимой предпосылкой для успешного

    планирования и руководства учебный процессом. Он позволяет определить

    наличный (исходный) уровень знаний и умений учащихся, чтобы использовать

    его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного

    материала. На основании данных предварительного контроля, проводимого в

    начале года, преподаватель вносит коррективы в календарно-тематический

    план, определяет, каким разделам учебной программы следует уделить больше

    внимания на занятиях с конкретной группой, намечает пути устранения

    выявленных проблем в знаниях учащихся.

    Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений

    и навыков учащихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное

    управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка. Он позволяет

    получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного

    материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

    Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной,

    напряженной деятельности; определение уровня овладения учащимися умениями

    самостоятельной работы, создание условий для их формирования.

    Проведение текущего контроля – это продолжение обучающей деятельности

    преподавателя. Текущий контроль является органической частью всего учебного

    процесса, он тесно связан с изложением, закреплением, повторением и

    применением учебного материала. Текущий контроль осуществляется во всех

    организационных формах обучения. При этом он может быть особым структурным

    элементом организационной формы обучения и может сочетаться с самим

    изложением, закреплением, повторением учебного материала. Данный контроль

    может быть индивидуальным и групповым.

    При организации текущего контроля необходимо добиться сознательного, а не

    формального, механического усвоения учащимися учебного материала.

    Текущий контроль должен занимать небольшую часть учебного занятия, чтобы

    не приводить к спешке при изложении нового материала и закреплении

    полученной информации.

    Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого учащегося. В этом

    случае учащиеся перестают регулярно готовится к занятиям, а следовательно,

    и систематически закреплять пройденный материал.

    Периодический (рубежный) контроль позволяет определить качество изучения

    учащимися учебного материала по разделам, темам предмета. Такой контроль

    проводят обычно несколько раз в семестр. Примером рубежного контроля могут

    служить контрольные работы, контрольно-учетные и учетно-обобщающие уроки,

    зачеты по лабораторным работам.

    Периодический контроль позволяет проверить прочность усвоения полученных

    знаний и приобретенных умений, так как он проводится через продолжительный

    период времени и не по отдельным дозам учебного материала. Как уже было

    сказано, при этом виде контроля охватываются значительные по объему разделы

    курса и от учащихся требуется большая самостоятельная конструктивная

    деятельность. С помощью периодического (рубежного) контроля обобщается и

    усваивается целый раздел (тема), выявляются логические взаимосвязи с

    другими разделами, другими предметами.

    Рубежный контроль охватывает учащихся всей группы и проводится в виде

    устного опроса, небольших письменных, графических, практических работ.

    Проведение его обычно предусматривается в календарно-тематических планах

    работы преподавателей.

    Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения,

    выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков,

    полученных в процессе изучения отдельного предмета или ряда дисциплин.

    Итоговый контроль – это контроль интегрирующий, именно он позволяет

    судить об общих достижениях учащихся. При подготовке к нему происходит

    более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что

    позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и

    обобщении знаний и умений учащихся проявляется в большей степени и

    развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно

    формируются интеллектуальные умения и навыки.

    Итоговый контроль осуществляется на переводных и семестровых экзаменах,

    квалификационных испытаниях (для технических и сельскохозяйственных

    специальностей), государственных экзаменах, защите дипломного проекта. [4]

    Методы контроля

    Методы контроля – это способы деятельности преподавателя и учащихся, в

    ходе которых выявляются усвоения учебного материала и овладения учащимися

    требуемыми знаниями, умениями, навыками.

    В средних специальных заведениях основными методами контроля знаний,

    умений и навыков учащихся являются: устный опрос, письменная и практическая

    проверки, стандартизированный контроль и др.

    Общее назначение этих методов заключается в том, чтобы наилучшим образом

    обеспечить своевременную и всестороннюю обратную связь между учащимися и

    преподавателем, на основании которой устанавливается, как учащиеся

    воспринимают и усваивают учебный материал. Цели контроля определяют выбор

    методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться

    во всех видах контроля. Необходимо помнить, что только комплексное их

    применение позволяет регулярно и объективно выявлять динамику

    формирования системы знаний и умений учащихся. Каждый метод контроля имеет

    свои достоинства и недостатки, область применения, ни один из них не может

    быть признан единственным, способным диагностировать все аспекты процесса

    обучения. Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех

    методов способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса.

    Устный опрос – наиболее распространенный метод контроля знаний учащихся.

    При устном опросе устанавливается непосредственный контакт между

    преподавателем и учащимся, в процессе которого преподаватель получает

    широкие возможности для изучения индивидуальных особенностей усвоения

    учащимися учебного материала.

    Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки:

    тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и

    примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех

    учащихся группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и

    доброжелательной обстановки.

    Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

    Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Он

    органически сочетается с повторением пройденного, являясь средством для

    закрепления знаний и умений. Его достоинство в том, что в активную

    умственную работу можно вовлечь всех учащихся группы. Для этого вопросы

    должны допускать краткую форму ответа, быть лаконичными, логически

    увязанными друг с другом, даны в такой последовательности, чтобы ответы

    учащихся в совокупности могли раскрыть содержание раздела, темы. С помощью

    фронтального опроса преподаватель имеет возможность проверить выполнение

    учащимися домашнего задания, выяснить готовность группы к изучению нового

    материала, определить сформированность основных понятий, усвоение нового

    учебного материала, который только что был разобран на занятии.

    Целесообразно использовать фронтальный опрос также перед проведением

    лабораторных и практических работ, так как он позволяет проверить

    подготовленность учащихся к их выполнению.

    Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать

    учащихся к самостоятельной мыслительной деятельности. Этому требованию

    отвечают, например, вопросы таких видов: на установление последовательности

    действия, процесса, способа ( “Что произойдет…”, “Как изменится…”); на

    сравнение (“ В чем сходство и различие…” , “Чем отличается…”); на

    объяснение причины (“Почему…”, “Для чего…”); на выявление основных

    характерных черт, признаков или качеств предметов явлений (“Укажите важные

    свойства…”, “В каких случаях…”, “Какие условия необходимы…”); на

    установление знания того или иного явления, процесса (“Какое значение

    имеет…”, “Какое влияние оказывает…”); на объяснение (“Чем объяснить…”, “Как

    обосновать…”).

    Индивидуальный опрос предполагает объяснение, связные ответы учащихся на

    вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит

    важным средством развития речи, памяти, мышления учащихся.

    Чтобы сделать такую проверку более глубокой, необходимо ставить перед

    учащимися вопросы, требующие развернутого ответа.

    Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными,

    конкретными, емкими, иметь прикладной характер, охватывать основной, ранее

    пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать учащихся

    логически мыслить, сравнивать, анализировать сущность явлений, доказывать,

    подбирать убедительные примеры, устанавливать причинно-следовательнные

    связи, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному

    выявлению знаний учащихся.

    Вопросы обычно задают всей группе и после небольшой паузы, необходимой

    для того, чтобы все учащиеся поняли его и приготовились к ответу, вызывают

    для ответа конкретного учащегося.

    Для того чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные

    преподаватели используют разные приемы. Например, учащимся предлагается

    составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину,

    последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную

    работу в виде рецензирования ответа товарища. Эта работа первоначально

    сложна для учащихся, поэтому их следует обучить элементарным правилам

    рецензирования, например, предложить следующий план рецензии: определить

    полноту ответа, его правильность, выявит ошибки, недочеты,

    последовательность (логику) изложения. Учащиеся могут предложить свой план

    ответа. Для подготовки рецензии следует рекомендовать учащимся записывать

    свои замечания по ходу ответа. В таких случаях оценить можно не только

    отвечающего у доски, но и тех, кто участвовал в обсуждении.

    Можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как

    постановка вопросов учащемуся, отвечающему у доски. В тех случаях, когда

    учащийся испытывает затруднение, преподаватель предлагает группе задавать

    вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью

    и логично раскрыть содержание полученного задания.

    Для организации коллективной работы группы во время индивидуального

    опроса преподаватель может дать и такое задание, как приведение примеров по

    тому или иному положению ответа.

    Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность

    учащихся всей группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный

    опрос.

    Важное значение имеет умение преподавателя управлять опросом. Оно

    заключается в умении слушать учащегося, наблюдать за процессом его

    деятельности, корректировать эту деятельность. Преподаватель не должен

    торопить или без особой надобности прерывать учащегося. Это допускается

    только в тех случаях, когда учащийся делает грубые ошибки, либо отвечает не

    по существу. Если отвечающий не в состоянии понять и исправить ошибку,

    преподаватель вызывает другого учащегося для ее исправления. В необходимых

    случаях целесообразно наводящими вопросами помогать учащемуся, не

    подсказывая ему правильного ответа.

    Длительность устного опроса зависит от учебного предмета, вида занятий,

    индивидуальных особенностей учащихся.

    В процессе устного опроса преподавателю необходимо побуждать учащихся

    использовать при ответе схемы, чертежи, действующие модели, лабораторное и

    заводское оборудование.

    Для углубления и расширения знаний учащихся, можно дать индивидуальные

    задания исследовательского характера, например, подготовить сообщение по

    проблемным вопросам учебного материала, по истории вопроса.

    Заключительная часть устного опроса – подробный анализ ответов учащихся.

    Преподаватель отмечает положительные стороны, указывает на недостатки

    ответов, делает вывод о том, как изучен учебный материал. При оценке ответа

    учитывает его правильность и полноту, сознательность, логичность изложения

    материала, культуру речи, умение увязывать теоретические положения с

    практикой, в том числе и с будущей профессиональной деятельностью.

    Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших

    затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверять

    всех учащихся. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального

    использования учебного времени проводят комбинированный, уплотненный опрос,

    сочетая устный опрос с другими методами: письменным опросом по карточкам, с

    самостоятельной работой. Все это позволяет при тех же затратах времени

    проконтролировать работу большого количества учащихся. Так, пока одни

    работают у доски, другие – решают задачи на доске, выполняют письменную

    работу, отвечают на поставленные вопросы с места.

    Письменная проверка наряду с устной является важнейшим методом контроля

    знаний, умений и навыков учащегося. Однородность работ, выполняемых

    учащимися, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, повышает

    объективность оценки результатов обучения. Применение этого метода дает

    возможность в наиболее короткий срок одновременно проверить усвоение

    учебного материала всеми учащимися группы, определить направление для

    индивидуальной работы с каждым.

    Письменная проверка используется во всех видах контроля и осуществляется

    как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе ( выполнение домашних

    заданий).

    Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от предмета могут

    быть самыми разнообразными: диктанты ( технологические и др.), сочинения,

    ответы на вопросы, решения задач и примеров, составление тезисов,

    выполнение различных чертежей и схем, подготовка различных ответов,

    рефератов. По продолжительности письменные контрольные работы могут быть

    кратковременными ( 7-15 мин.), когда проверяется усвоение небольшого объема

    учебного материала, и более длительными, но не свыше одного академического

    часа.

    Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ

    рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий.

    При этом трудность контрольных вопросов и задач для всех вариантов должна

    быть одинакова. В отдельных случаях полезно давать индивидуальные задания.

    После проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ

    результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки и причины, вызвавшие

    неудовлетворительные оценки. При большом количестве однотипных ошибок,

    свидетельствующих о недостаточном усвоении многими учащимися того или иного

    раздела (темы), на занятии следует провести разбор плохо усвоенного

    материала. Однако анализ не должен ограничиваться только рассмотрением

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.