Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи
вошли как классические, давно известные принципы, так и появившиеся в ходе
развития науки и практики. Ниже приведены основные из них.
Принцип воспитывающего обучения. Его сущность реализуется при решении
воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы.
Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения человек
развивается, изменяется его духовный мир, развиваются познавательные
способности, его самооценка, вырабатываются волевые качества, навыки
общения и т.д.
Научность обучения. В процессе обучения научные знания должны
излагаться в той интерпретации, которая дается современной наукой с
постепенным приобщением учащихся к методам науки.
Связь теории и практики реализуется через применение знаний в
упражнениях, в решении задач, практических работах. Этот принцип
реализуется также путем приобретения личного опыта в самостоятельном
поиске. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке,
способствует осмысленному их усвоению.
Сознательность и активность учащихся. Этот принцип в обучении
реализуется путем самостоятельного добывания знаний, когда учащийся
преодолевает трудности, делает вывод и обобщения, овладевает способами
добывания знаний.
Системность в усвоении знаний. Системность создается в сознании
учащегося путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения
связей, существующих в самой действительности.
Наглядность (принцип единства конкретного и абстрактного). Этот
принцип называют золотым правилом дидактики.
Доступность обучения. Доступность обучения предполагает соответствие
содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки
учащихся. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого
– к далекому", "от простого – к сложному", "от более легкого – к более
трудному", "от известного – к неизвестному".
1.4. Технология обучения
Особенности групповых занятий. Современная технология обучения
связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного
процесса. Обучение при этом должно быть распространено на каждого студента
индивидуально.
Индивидуализация предполагает ориентацию обучения на типологические
особенности студентов. В процессе обучения приходится учитывать, что
студенты обладают неодинаковым развитием и степенью подготовленности, у них
различные особенности нервной системы. Все они разные. Все они по-разному
относятся к учебе, к данной учебной дисциплине, к своим успехам и неудачам.
Они по-разному проявляют эмоции и волю. В процессе учебы у студентов по-
разному развивается мышление, по-разному формируется познавательный
интерес, способность к самообучению и самостоятельному добыванию знаний.
В студенческих группах (коллективах) складывается своя иерархия и
действуют свои механизмы ранжирования – ранжирование по психологическим
типам. Наиболее сильные психологические типы – экстраверты и особенно
сенсорно-логические экстраверты становятся лидерами в группе. Они
подавляют более слабые психологические типы – интровертов [5, 6]. Интроверт
по складу своего характера делает все медленно, пропускает через себя и
осмысливает информацию малыми порциями. Поэтому при обучении в группе он
всегда отстает от экстравертов. Догонять лидеров группы интроверт
может только путем самостоятельных дополнительных занятий вне группы.
Таким образом, при групповой форме организации учебного процесса
помимо занятий с преподавателем необходима организация самостоятельной
работы студентов вне группы.
Понятие об образовательном процессе. Образовательный процесс в
современной отечественной дидактике часто рассматривается в виде
статической модели, которая включает такие компоненты как цель,
содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения
[7].
Реальный образовательный процесс проходит в динамике и понимается как
взаимодействие деятельности преподавателей и студентов, направленной на
достижение учебных целей, задач обучения, развития и воспитания, на
формирование знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя и
деятельность студентов являются главными составляющими реального
образовательного процесса.
В профессиональной деятельности преподавателя всегда присутствуют три
сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап используется преподавателем для планирования
содержания, целей, технологии обучения на занятиях по данной учебной
дисциплине. Составляя рабочую программу преподаватель определяет содержание
образования на лекциях, практических, лабораторных и других видах занятий,
осмысливает и конкретизирует цели обучения, развития и воспитания,
структурирует содержание образования, выделяя в не основные
дидактические единицы учебной информации.
При составлении рабочей программы по учебной дисциплине преподаватель
пользуется нормативной и учебно-методической документацией (государственным
образовательным стандартом, учебным планом специальности, графиком
организации учебного процесса).
Основной этап образовательного процесса предназначен для реализации
содержания образования, целей обучения, развития и воспитания студентов,
формирования у них знаний, умений и навыков. Преподаватель сообщает на
занятиях студентам учебную информацию, организует их учебно-познавательную
деятельность и обеспечивает усвоение ими всех основных
дидактических единиц учебной информации на необходимом уровне.
На стадии основного этапа преподаватель пользуется литературой,
которая несет в себе учебную и методическую информацию, выполняет
тренирующие функции и формирует у студентов знания, умения и навыки.
Учебно-методическая литература расширяет возможности преподавателя в
достижении целей обучения, развития и воспитания.
Заключительный этап образовательного процесса используется
для получения совокупной информации о результатах обучения, на основании
которых делаются соответствующие выводы. Выводы используются при
последующем планировании.
1.5. Содержание и качество образования
Содержание учебного процесса по учебной дисциплине любой
специальности определено государственным образовательным стандартом высшего
профессионального образования (ГОС ВПО). В ГОС ВПО приведены минимальные
требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности.
Требования содержат базу знаний по учебным дисциплинам, культурно-
ценностную ориентацию обучаемых, уровень усвоения учебного материала.
Весь теоретический курс обучения в вузе составляет около 8000 ч.
Учебные дисциплины сгруппированы в блоки. Их примерный объем в часах
приведен ниже [8. 9, 10]:
– общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, 1800 ч.;
– общие математические и естественнонаучные дисциплины, 2000 ч.;
– общепрофессиональные дисциплины, 2100 ч.;
– специальные дисциплины, 1900 ч.
Таким образом, при формировании специалиста лесотехнического профиля
три четверти объема часов теоретического обучения отводится на
фундаментальное и гуманитарное образование, на формирование мировоззрения и
развитие мышления.
В ГОС ВПО сформулированы также требования к уровню подготовки
выпускников, которые задают качественный уровень усвоения содержания
образования по учебным дисциплинам. В ГОСах эти требования изложены в
понятиях "иметь представление", "знать", "уметь использовать", "иметь
навыки".
Содержание указанных понятий следует понимать следующим образом [7]:
– "иметь представление"(первый уровень усвоения) означает способность
идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание,
сформулировать характерные свойства;
– "знать" (второй уровень усвоения) означает способность
воспроизвести изучаемый материал с требуемой степенью научности;
– "уметь использовать" (третий уровень усвоения) характеризует
способность применять полученные знания в сфере профессиональной
деятельности с возможностью использования справочной литературы;
– "иметь навыки" (четвертый уровень усвоения) понимается как
способность самостоятельно выполнять действия в изученной
последовательности, в том числе в новых условиях на новом содержании.
1.6. Формирование тезауруса
Обучение можно представить как процесс формирования в сознании
человека модели предмета, который он изучает. Считается, что обучение
проходит успешно, если созданная учащимся модель максимально
соответствует исходной модели [11].
Знания человека структурно можно представить как систему понятий и их
взаимосвязей. Иерархическую структуру понятий и отношений между ними
называют тезаурусом.
Таким образом, тезаурус структурно можно представить как систему
кубиков понятий, пронизанных взаимными связями. Тезаурус – это основа
знаний человека, а обучение – процесс увеличения тезауруса. Когда человек
читает книгу, то он встречается со старыми и новыми понятиями. Старые
понятия благодаря существующим взаимосвязям, определенным образом
отражаются в сознании и становятся понятными. Если встречается новое
понятие, то оно не понятно, так как его взаимосвязи со старыми понятиями
пока не установлены и не закреплены. Новое понятие не воспроизводится в
сознании человека даже тогда, когда в нем возникает потребность. Необходимы
время, упражнения, тренировки для установления взаимосвязей нового понятия
со старыми. После этого тезаурус обучающегося будет увеличен, и новое
понятие будет воспроизводиться в любых условиях.
Из сказанного следует, что излагаемый новый материал в книге должен
даваться малыми порциями и сопровождаться достаточным количеством задач,
упражнений, контрольных вопросов.
1.7. Приемы подготовки учебного материала
Современная образовательная технология интегрирует предшествующие
достижения педагогической теории и практики. Интеграция осуществляется по
различным направлениям. Некоторые из них приведены ниже.
Сжатие. Текстовая информация не соответствует современным
требованиям. Объем ее в мире увеличивается ежегодно на 60 000 000 страниц.
Только в России издается около 15 000 газет и журналов. В этих условиях
информация, подготовленная для учебных целей, должна быть сжатой,
компактной, удобной для усвоения. Информация должна быть классифицирована и
систематизирована. Классификация позволяет отобрать самую важную
информацию, а систематизация помогает из разрозненных фактов, помещенных в
различных источниках информации, составить представление о проблеме в
целом.
Системность. При изучении учебного материала часто используются
методы анализа и синтеза. Анализ – это метод познания, содержанием
которого является совокупность приемов расчленения объекта на составляющие
части с целью их всестороннего изучения. Синтез – это метод познания,
содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных
частей объекта в единое целое.
Методы анализа и синтеза взаимно дополняют друг друга. Чтобы
приступить к анализу, надо зафиксировать объект как целое, как систему.
Если объект рассматривается как система, то становится возможным ее
расчленение на составляющие подсистемы. Внутри подсистемы устанавливается
иерархия элементов. Так достигается главное свойство системы – целостность.
Системный подход в изложении учебного материала дает целостное
представление об учебной дисциплине, ее правилах и законах, показывает
связи между разделами. Системность в изложении теоретических сведений
повышает их обучающую силу. Это не исключает, а предполагает дидактическую
направленность учебного материала, что должно проявляться в определении
основных понятий, в отборе, порядке расположения и способе рассмотрения
вопросов учебной дисциплины, как составных частей системы [4].
Специалисты шутят: для обычных людей 2 + 2 = 4, а для системников – 4
и еще кое-что. Это выходящее за рамки здравого смысла “еще кое-что”, есть
результат давно замеченного дополнительного эффекта системы: сочетание
различных факторов в целое способно рождать новое качество, недоступное ни
одному из них, взятому отдельно. Например, возьмем три элемента:
трубопровод с потоком ацетилена, трубопровод с потоком кислорода и корпус.
Объединив их в единое целое, получим газовую горелку. Ее суммарный эффект
равен сумме эффектов указанных элементов, да еще кое-что. Это “еще кое-что”
есть факел пламени с высокой температурой, способный резать металл.
Таким образом, системный подход предполагает, что тот или иной объект
рассматривается как система с множеством различных элементов и связей между
ними. Такой подход предписывает анализировать не только целесообразность
функций элементов, но и структуру взаимосвязей элементов, способы их
связей.
Научность. Система науки и система образования – два взаимосвязанных
но разных явления. Назначение науки – добывать знания, а главная функция
образования – освоение знаний, формирование способности применять знания
[12]. Для добывания знаний наука создает свои приемы, процедуры.
Для того, чтобы войти в содержание образования, результаты научных
изысканий должны быть педагогически переработаны, преобразованы
педагогическую систему. Инструментом педагогики является методика.
Стремясь повысить научный уровень учебной дисциплины, преподаватель
иногда старается включить в нее побольше научной информации, практических
сведений. Эти сведения нужны специалисту, однако, они совсем не нужны для
целей образования. Для процесса образования важно установить взаимосвязь
между деятельностью педагога, владеющего методикой, и деятельностью
учащегося, стремящегося с наименьшими затратами понять и запомнить
изучаемый материал. После методической обработки научной информации такая
взаимосвязь может быть установлена, и тогда процесс образования сможет
выполнять свои главные функции: образовательную, развивающую и
воспитательную.
Излагая учебный материал, преподаватель приводит историческую справку
о развитии учебной дисциплины, указывает основоположников. Это позволяет
осознать, что изучаемая дисциплина – это наука, которая открывает новые
знания, развивается, совершенствуется, находит применение в практической
деятельности людей. Открытые наукой знания становятся составной частью
культуры общества, входят в мировоззрение людей.
Вводя учащихся в целостный мир культуры, обеспечивая его усвоение
поколениями людей, учебные дисциплины всей своей совокупностью и каждая в
отдельности формируют и утверждают систему ценностей общества.
Модульность. Для успешного усвоения и запоминания изучаемый материал
рекомендуется делить на блоки, модули. Модуль – это завершенная часть темы
с небольшой дозой новой информации. Подача изучаемого материала малыми
дозами благоприятно влияет на увеличение тезауруса учащегося, на
закрепление связей между новыми понятиями и содержащимися в тезаурусе.
Надежное закрепление новых знаний достигается путем тренировок, путем
решения задач, выполнения упражнений и т.п.
Переход к новому модулю учебной информации возможен только тогда,
когда учащийся почувствует, что информация предыдущего модуля надежно
воспроизводится, когда в ней возникает потребность.
Эмоциональность. Общеизвестно, что только то учебное содержание
осознанно и прочно усваивается учащимся, которое становится предметом его
активных действий [13]. Активность необычайно повышается в моменты
ощущения положительных эмоций. Ситуации, в которых человек был очень
эмоционален, остаются надолго в памяти, благодаря какому-то механизму.
Имея это в виду, некоторые преподаватели начинают занятия со
студентами рассказами некоторых историй, фактов, баек, несущих
эмоциональный заряд аудитории, и достигают хороших результатов.
В учебниках эмоционально заряжающая информация помещается в начале
глав.
Эмоциональность учащегося базируется на использовании его сенсорных
возможностей. В мозгу человека сенсорная информация (информация полученная
с помощью органов чувств) трансформируется в некоторую репрезентативную
модель [13].
Мир воспринимается человеком зрительно (визуальная система
восприятия), на слух (аудиальная система восприятия) и в ощущениях
(кинестетическая система восприятия). Человек обычно использует все
сенсорные системы восприятия, но у каждого при этом есть одна
предпочтительная репрезентативная система восприятия.
Визуаля используют в своей речи такие слова, как посмотрите,
выглядят, ясно, вид, цвет и т.д. Аудиалов характеризуют такие слова их
речи: расскажите, звучит, слышится, шумно, звенит и т.д. Кинестетики
говорят: чувствую, переживаю, тепло, вкусно, ощущаю и т.п. После длительной
тренировки студенты старших курсов становятся, как правило, визуалами.
Учитывая сказанное, преподаватель или автор учебной книги должен
создавать яркие сенсорные образы, вызывающие эмоциональный отклик, в душе
Страницы: 1, 2, 3, 4
|