МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Учебное издание: характеристика и подготовка рукописи

    вошли как классические, давно известные принципы, так и появившиеся в ходе

    развития науки и практики. Ниже приведены основные из них.

    Принцип воспитывающего обучения. Его сущность реализуется при решении

    воспитательных задач через содержание образования и методы учебной работы.

    Обучение всегда является воспитывающим. В процессе обучения человек

    развивается, изменяется его духовный мир, развиваются познавательные

    способности, его самооценка, вырабатываются волевые качества, навыки

    общения и т.д.

    Научность обучения. В процессе обучения научные знания должны

    излагаться в той интерпретации, которая дается современной наукой с

    постепенным приобщением учащихся к методам науки.

    Связь теории и практики реализуется через применение знаний в

    упражнениях, в решении задач, практических работах. Этот принцип

    реализуется также путем приобретения личного опыта в самостоятельном

    поиске. Подобное повторное открытие знаний, уже известных в науке,

    способствует осмысленному их усвоению.

    Сознательность и активность учащихся. Этот принцип в обучении

    реализуется путем самостоятельного добывания знаний, когда учащийся

    преодолевает трудности, делает вывод и обобщения, овладевает способами

    добывания знаний.

    Системность в усвоении знаний. Системность создается в сознании

    учащегося путем установления связей, имеющихся в понятиях, и отражения

    связей, существующих в самой действительности.

    Наглядность (принцип единства конкретного и абстрактного). Этот

    принцип называют золотым правилом дидактики.

    Доступность обучения. Доступность обучения предполагает соответствие

    содержания, характера и объема изучаемого материала уровню подготовки

    учащихся. С этим принципом в дидактике связывается ряд правил: "от близкого

    – к далекому", "от простого – к сложному", "от более легкого – к более

    трудному", "от известного – к неизвестному".

    1.4. Технология обучения

    Особенности групповых занятий. Современная технология обучения

    связана с самообразованием и групповыми формами организации учебного

    процесса. Обучение при этом должно быть распространено на каждого студента

    индивидуально.

    Индивидуализация предполагает ориентацию обучения на типологические

    особенности студентов. В процессе обучения приходится учитывать, что

    студенты обладают неодинаковым развитием и степенью подготовленности, у них

    различные особенности нервной системы. Все они разные. Все они по-разному

    относятся к учебе, к данной учебной дисциплине, к своим успехам и неудачам.

    Они по-разному проявляют эмоции и волю. В процессе учебы у студентов по-

    разному развивается мышление, по-разному формируется познавательный

    интерес, способность к самообучению и самостоятельному добыванию знаний.

    В студенческих группах (коллективах) складывается своя иерархия и

    действуют свои механизмы ранжирования – ранжирование по психологическим

    типам. Наиболее сильные психологические типы – экстраверты и особенно

    сенсорно-логические экстраверты становятся лидерами в группе. Они

    подавляют более слабые психологические типы – интровертов [5, 6]. Интроверт

    по складу своего характера делает все медленно, пропускает через себя и

    осмысливает информацию малыми порциями. Поэтому при обучении в группе он

    всегда отстает от экстравертов. Догонять лидеров группы интроверт

    может только путем самостоятельных дополнительных занятий вне группы.

    Таким образом, при групповой форме организации учебного процесса

    помимо занятий с преподавателем необходима организация самостоятельной

    работы студентов вне группы.

    Понятие об образовательном процессе. Образовательный процесс в

    современной отечественной дидактике часто рассматривается в виде

    статической модели, которая включает такие компоненты как цель,

    содержание образования, методы, средства и организационные формы обучения

    [7].

    Реальный образовательный процесс проходит в динамике и понимается как

    взаимодействие деятельности преподавателей и студентов, направленной на

    достижение учебных целей, задач обучения, развития и воспитания, на

    формирование знаний, умений и навыков. Деятельность преподавателя и

    деятельность студентов являются главными составляющими реального

    образовательного процесса.

    В профессиональной деятельности преподавателя всегда присутствуют три

    сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный.

    Подготовительный этап используется преподавателем для планирования

    содержания, целей, технологии обучения на занятиях по данной учебной

    дисциплине. Составляя рабочую программу преподаватель определяет содержание

    образования на лекциях, практических, лабораторных и других видах занятий,

    осмысливает и конкретизирует цели обучения, развития и воспитания,

    структурирует содержание образования, выделяя в не основные

    дидактические единицы учебной информации.

    При составлении рабочей программы по учебной дисциплине преподаватель

    пользуется нормативной и учебно-методической документацией (государственным

    образовательным стандартом, учебным планом специальности, графиком

    организации учебного процесса).

    Основной этап образовательного процесса предназначен для реализации

    содержания образования, целей обучения, развития и воспитания студентов,

    формирования у них знаний, умений и навыков. Преподаватель сообщает на

    занятиях студентам учебную информацию, организует их учебно-познавательную

    деятельность и обеспечивает усвоение ими всех основных

    дидактических единиц учебной информации на необходимом уровне.

    На стадии основного этапа преподаватель пользуется литературой,

    которая несет в себе учебную и методическую информацию, выполняет

    тренирующие функции и формирует у студентов знания, умения и навыки.

    Учебно-методическая литература расширяет возможности преподавателя в

    достижении целей обучения, развития и воспитания.

    Заключительный этап образовательного процесса используется

    для получения совокупной информации о результатах обучения, на основании

    которых делаются соответствующие выводы. Выводы используются при

    последующем планировании.

    1.5. Содержание и качество образования

    Содержание учебного процесса по учебной дисциплине любой

    специальности определено государственным образовательным стандартом высшего

    профессионального образования (ГОС ВПО). В ГОС ВПО приведены минимальные

    требования к содержанию и уровню подготовки выпускника по специальности.

    Требования содержат базу знаний по учебным дисциплинам, культурно-

    ценностную ориентацию обучаемых, уровень усвоения учебного материала.

    Весь теоретический курс обучения в вузе составляет около 8000 ч.

    Учебные дисциплины сгруппированы в блоки. Их примерный объем в часах

    приведен ниже [8. 9, 10]:

    – общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, 1800 ч.;

    – общие математические и естественнонаучные дисциплины, 2000 ч.;

    – общепрофессиональные дисциплины, 2100 ч.;

    – специальные дисциплины, 1900 ч.

    Таким образом, при формировании специалиста лесотехнического профиля

    три четверти объема часов теоретического обучения отводится на

    фундаментальное и гуманитарное образование, на формирование мировоззрения и

    развитие мышления.

    В ГОС ВПО сформулированы также требования к уровню подготовки

    выпускников, которые задают качественный уровень усвоения содержания

    образования по учебным дисциплинам. В ГОСах эти требования изложены в

    понятиях "иметь представление", "знать", "уметь использовать", "иметь

    навыки".

    Содержание указанных понятий следует понимать следующим образом [7]:

    – "иметь представление"(первый уровень усвоения) означает способность

    идентифицировать объект изучения, дать его качественное описание,

    сформулировать характерные свойства;

    – "знать" (второй уровень усвоения) означает способность

    воспроизвести изучаемый материал с требуемой степенью научности;

    – "уметь использовать" (третий уровень усвоения) характеризует

    способность применять полученные знания в сфере профессиональной

    деятельности с возможностью использования справочной литературы;

    – "иметь навыки" (четвертый уровень усвоения) понимается как

    способность самостоятельно выполнять действия в изученной

    последовательности, в том числе в новых условиях на новом содержании.

    1.6. Формирование тезауруса

    Обучение можно представить как процесс формирования в сознании

    человека модели предмета, который он изучает. Считается, что обучение

    проходит успешно, если созданная учащимся модель максимально

    соответствует исходной модели [11].

    Знания человека структурно можно представить как систему понятий и их

    взаимосвязей. Иерархическую структуру понятий и отношений между ними

    называют тезаурусом.

    Таким образом, тезаурус структурно можно представить как систему

    кубиков понятий, пронизанных взаимными связями. Тезаурус – это основа

    знаний человека, а обучение – процесс увеличения тезауруса. Когда человек

    читает книгу, то он встречается со старыми и новыми понятиями. Старые

    понятия благодаря существующим взаимосвязям, определенным образом

    отражаются в сознании и становятся понятными. Если встречается новое

    понятие, то оно не понятно, так как его взаимосвязи со старыми понятиями

    пока не установлены и не закреплены. Новое понятие не воспроизводится в

    сознании человека даже тогда, когда в нем возникает потребность. Необходимы

    время, упражнения, тренировки для установления взаимосвязей нового понятия

    со старыми. После этого тезаурус обучающегося будет увеличен, и новое

    понятие будет воспроизводиться в любых условиях.

    Из сказанного следует, что излагаемый новый материал в книге должен

    даваться малыми порциями и сопровождаться достаточным количеством задач,

    упражнений, контрольных вопросов.

    1.7. Приемы подготовки учебного материала

    Современная образовательная технология интегрирует предшествующие

    достижения педагогической теории и практики. Интеграция осуществляется по

    различным направлениям. Некоторые из них приведены ниже.

    Сжатие. Текстовая информация не соответствует современным

    требованиям. Объем ее в мире увеличивается ежегодно на 60 000 000 страниц.

    Только в России издается около 15 000 газет и журналов. В этих условиях

    информация, подготовленная для учебных целей, должна быть сжатой,

    компактной, удобной для усвоения. Информация должна быть классифицирована и

    систематизирована. Классификация позволяет отобрать самую важную

    информацию, а систематизация помогает из разрозненных фактов, помещенных в

    различных источниках информации, составить представление о проблеме в

    целом.

    Системность. При изучении учебного материала часто используются

    методы анализа и синтеза. Анализ – это метод познания, содержанием

    которого является совокупность приемов расчленения объекта на составляющие

    части с целью их всестороннего изучения. Синтез – это метод познания,

    содержанием которого является совокупность приемов соединения отдельных

    частей объекта в единое целое.

    Методы анализа и синтеза взаимно дополняют друг друга. Чтобы

    приступить к анализу, надо зафиксировать объект как целое, как систему.

    Если объект рассматривается как система, то становится возможным ее

    расчленение на составляющие подсистемы. Внутри подсистемы устанавливается

    иерархия элементов. Так достигается главное свойство системы – целостность.

    Системный подход в изложении учебного материала дает целостное

    представление об учебной дисциплине, ее правилах и законах, показывает

    связи между разделами. Системность в изложении теоретических сведений

    повышает их обучающую силу. Это не исключает, а предполагает дидактическую

    направленность учебного материала, что должно проявляться в определении

    основных понятий, в отборе, порядке расположения и способе рассмотрения

    вопросов учебной дисциплины, как составных частей системы [4].

    Специалисты шутят: для обычных людей 2 + 2 = 4, а для системников – 4

    и еще кое-что. Это выходящее за рамки здравого смысла “еще кое-что”, есть

    результат давно замеченного дополнительного эффекта системы: сочетание

    различных факторов в целое способно рождать новое качество, недоступное ни

    одному из них, взятому отдельно. Например, возьмем три элемента:

    трубопровод с потоком ацетилена, трубопровод с потоком кислорода и корпус.

    Объединив их в единое целое, получим газовую горелку. Ее суммарный эффект

    равен сумме эффектов указанных элементов, да еще кое-что. Это “еще кое-что”

    есть факел пламени с высокой температурой, способный резать металл.

    Таким образом, системный подход предполагает, что тот или иной объект

    рассматривается как система с множеством различных элементов и связей между

    ними. Такой подход предписывает анализировать не только целесообразность

    функций элементов, но и структуру взаимосвязей элементов, способы их

    связей.

    Научность. Система науки и система образования – два взаимосвязанных

    но разных явления. Назначение науки – добывать знания, а главная функция

    образования – освоение знаний, формирование способности применять знания

    [12]. Для добывания знаний наука создает свои приемы, процедуры.

    Для того, чтобы войти в содержание образования, результаты научных

    изысканий должны быть педагогически переработаны, преобразованы

    педагогическую систему. Инструментом педагогики является методика.

    Стремясь повысить научный уровень учебной дисциплины, преподаватель

    иногда старается включить в нее побольше научной информации, практических

    сведений. Эти сведения нужны специалисту, однако, они совсем не нужны для

    целей образования. Для процесса образования важно установить взаимосвязь

    между деятельностью педагога, владеющего методикой, и деятельностью

    учащегося, стремящегося с наименьшими затратами понять и запомнить

    изучаемый материал. После методической обработки научной информации такая

    взаимосвязь может быть установлена, и тогда процесс образования сможет

    выполнять свои главные функции: образовательную, развивающую и

    воспитательную.

    Излагая учебный материал, преподаватель приводит историческую справку

    о развитии учебной дисциплины, указывает основоположников. Это позволяет

    осознать, что изучаемая дисциплина – это наука, которая открывает новые

    знания, развивается, совершенствуется, находит применение в практической

    деятельности людей. Открытые наукой знания становятся составной частью

    культуры общества, входят в мировоззрение людей.

    Вводя учащихся в целостный мир культуры, обеспечивая его усвоение

    поколениями людей, учебные дисциплины всей своей совокупностью и каждая в

    отдельности формируют и утверждают систему ценностей общества.

    Модульность. Для успешного усвоения и запоминания изучаемый материал

    рекомендуется делить на блоки, модули. Модуль – это завершенная часть темы

    с небольшой дозой новой информации. Подача изучаемого материала малыми

    дозами благоприятно влияет на увеличение тезауруса учащегося, на

    закрепление связей между новыми понятиями и содержащимися в тезаурусе.

    Надежное закрепление новых знаний достигается путем тренировок, путем

    решения задач, выполнения упражнений и т.п.

    Переход к новому модулю учебной информации возможен только тогда,

    когда учащийся почувствует, что информация предыдущего модуля надежно

    воспроизводится, когда в ней возникает потребность.

    Эмоциональность. Общеизвестно, что только то учебное содержание

    осознанно и прочно усваивается учащимся, которое становится предметом его

    активных действий [13]. Активность необычайно повышается в моменты

    ощущения положительных эмоций. Ситуации, в которых человек был очень

    эмоционален, остаются надолго в памяти, благодаря какому-то механизму.

    Имея это в виду, некоторые преподаватели начинают занятия со

    студентами рассказами некоторых историй, фактов, баек, несущих

    эмоциональный заряд аудитории, и достигают хороших результатов.

    В учебниках эмоционально заряжающая информация помещается в начале

    глав.

    Эмоциональность учащегося базируется на использовании его сенсорных

    возможностей. В мозгу человека сенсорная информация (информация полученная

    с помощью органов чувств) трансформируется в некоторую репрезентативную

    модель [13].

    Мир воспринимается человеком зрительно (визуальная система

    восприятия), на слух (аудиальная система восприятия) и в ощущениях

    (кинестетическая система восприятия). Человек обычно использует все

    сенсорные системы восприятия, но у каждого при этом есть одна

    предпочтительная репрезентативная система восприятия.

    Визуаля используют в своей речи такие слова, как посмотрите,

    выглядят, ясно, вид, цвет и т.д. Аудиалов характеризуют такие слова их

    речи: расскажите, звучит, слышится, шумно, звенит и т.д. Кинестетики

    говорят: чувствую, переживаю, тепло, вкусно, ощущаю и т.п. После длительной

    тренировки студенты старших курсов становятся, как правило, визуалами.

    Учитывая сказанное, преподаватель или автор учебной книги должен

    создавать яркие сенсорные образы, вызывающие эмоциональный отклик, в душе

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.