МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне

    Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в микрорайоне

    Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в

    микрорайоне.

    Содержание.

    Введение.

    Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с

    учащимися в микрорайоне.

    Местожительство как место воспитания.

    Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.

    Специфика внешкольной социально-педагогической работы по месту

    жительства.

    Центр воспитательной работы как условие социализации личности.

    Пути взаимодействия Центра воспитательной работы с семьями

    воспитанников.

    Глава 2. Из опыта работы в микрорайоне образовательно-воспитательного

    комплекса «Алые паруса» города Новокуйбышевска Самарской области.

    2.1. Краткая характеристика образовательно-воспитательного комплекса

    «Алые паруса».

    2.2. Проблемный анализ состояния образовательно-воспитательного

    комплекса.

    2.3. Концепция дальнейшего развития образовательно-воспитательного

    комплекса «Алые паруса».

    2.4. Программа развития образовательно-воспитательного комплекса.

    2.5. Реализация программы микрорайонного образовательно-

    воспитательного комплекса «Алые паруса».

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложения.

    Введение.

    Глубокие социальные перемены, происходящие в нашем обществе, резко

    обострили положение детей в России: растут преступность и правонарушения

    среди несовершеннолетних, приобретают серьёзные масштабы детский алкоголизм

    и наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и

    психическом развитии. Причина этих явлений не только в значительном

    снижении уровня жизни, слабости здравоохранения, образования и социальной

    сферы в целом, но и в том, что отсутствует целостная система медико-

    социальной, психолого-педагогической реабилитационной, социально-правовой

    поддержки детей. В этих условиях одним из приоритетных направлений

    социальной политики государства является защита прав ребенка: обновляется

    содержание образования, внедряются новые формы и методы воспитания;

    осуществляется социальная поддержка детей из многодетных, малообеспеченных

    и неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

    родителей, детей с отклонениями в развитии; создается широкая сеть

    учреждений нового типа: центры социального здоровья семьи и детей,

    психолого-педагогической реабилитации трудных подростков, педагогические и

    социальные службы для детей, центры воспитательной работы с детским и

    взрослым населением микрорайона и другие. Каждое из таких учреждений вносит

    определённый вклад в ликвидацию «социальных болезней» общества, от которых

    страдают дети.

    Проблема воспитания и перевоспитания детей и подростков всегда была

    одной из ведущих в педагогике. Методологические, теоретические и

    методические аспекты воспитания ребёнка освещены в фундаментальных работах

    отечественных педагогов: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого,

    А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, Г.И.Щукиной, Л.И.Новиковой и многих других.

    Отечественной педагогической наукой накоплен большой объём

    теоретических и прикладных знаний в области педагогики среды. Теория и

    практика среды в социальной воспитании детей особенно активно развивались в

    20-30-е годы советской власти. Это было обусловлено, по крайней мере, двумя

    факторами. Первый – социальное положение детей: сиротство, беспризорность,

    правонарушения среди подростков – «социальные болезни» общества и

    педагогические проблемы, которые требовали своего решения. Второй – успешно

    развивавшаяся в то время педология. В работах П.П.Блонского,

    Л.С.Выготского, В.Н.Шульгина, С.Т.Шацкого, И.Залкинда, Н.Н.Иорданского

    раскрыты теоретические основы социального воспитания и перевоспитания

    детей. Однако после известного Постановления ЦК ВКП(б) 1936 г. «О

    педологических извращениях в системе Наркомпроса» исследования в этой

    области прекратились и вновь начали развиваться лишь в 60-70-е годы в связи

    с проблемами системного воспитания детей. Исследования Х.И.Лейметса,

    Б.П.Битиниса, Л.И.Новиковой, О.С.Газмана, В.Д.Семёнова и других посвящены

    проблемам воспитания ребёнка в разных социумах, среди которых ведущая роль

    принадлежала школе как главному институту социального воспитания детей.

    Актуализация проблем воспитания в современных условиях, появление

    воспитательных учреждений нового типа, введение институтов социальных

    педагогов и социальных работников обусловили возрастание интереса учёных к

    методологическим и теоретическим исследованиям в области социальной

    педагогики.

    Проблемы развития социальной работы в России и за рубежом, оказания

    социально-педагогической помощи детям рассмотрены в работах А.Г.Асмолова,

    В.Г.Бочаровой, И.А.Зимпей, М.В.Фирсова и других, вопросы структуры,

    содержания и форм работы социальных служб освещены в трудах Б.Н.Алмазова,

    С.А.Беличевой, В.А.Иванникова, В.Д.Семёнова и других, различным аспектам

    профессиональной подготовки социальных педагогов и социальных работников

    посвящены исследования М.А.Галагузовой, Р.А.Литвак, Л.Я.Олиференко,

    А.В.Мудрина и других.

    Проблемам непрерывного образования посвящены работы Л.В.Казаковой,

    В.Д.Семёнова. В частности разработкой проблем дополнительного образования

    занимаются В.Г.Бочарова, М.Г.Бушканец, В.И.Ерзунов, Н.А.Новосельцева,

    В.Е.Триодин и другие.

    Однако в изученных нами источниках недостаточно разработаны социально-

    педагогические проблемы дополнительного образования и воспитания детей.

    Таким образом, возникают противоречия между:

    современными социально-экономическими преобразованиями общества и

    ростом числа дезадактированных детей;

    созданием новых педагогических учреждений и недостаточной

    разработанностью теоретических и практических основ для их успешной

    деятельности.

    Итак, социальные потребности общества в дополнительном образовании и

    воспитании детей, педагогическая неразработанность проблем дополнительного

    образования в педагогических учреждениях определили актуальность выбранной

    темы исследования «Особенности социально-педагогической работы по месту

    жительства».

    Цель исследования - выявить особенности социально-педагогического

    процесса в микрорайоне.

    Объект исследования – социально-педагогический процесс в детских

    образовательных учреждениях.

    Предмет исследования – социально-педагогический процесс в центре

    воспитательной работы в микрорайоне.

    Гипотеза исследования – Социально-педагогический процесс будет

    проходить успешно, если функционирует целостная система социально-

    педагогических служб, в основе которых лежит функционально-структурная

    модель, включающая компоненты:

    функциональный компонент, который имеет три составляющие:

    - диагностическую (изучение социального развития детей и их

    потребностей);

    - деятельную (системообразующие виды деятельности);

    - прогностическую (задачи воспитательного центра).

    структурный компонент, который имеет 4 уровня:

    - дошкольное образование;

    - начальное общее образование;

    - основное общее образование;

    - среднее (полное) общее образование; а также дополнительные

    образовательные услуги на каждом уровне.

    В соответствии с поставленной целью, предметом и гипотезой

    исследования определены следующие задачи:

    Изучить и проанализировать литературу по данной проблеме.

    Разработать модель Центра воспитательной работы в микрорайоне.

    Определить основные направления социализации детей и подростков в ЦВР.

    Начать экспериментальную работу по проверке выдвинутых положений.

    Методы исследования.

    Во время выполнения длительной работы использовались эмпирические

    (наблюдение, описание, диагностика, эксперимент) и теоретические

    (моделирование) методы исследования, а также методы, применяемые на

    теоретическом и эмпирическом уровнях: анализ, синтез, сравнение, обобщение,

    аналогия.

    Базой исследования является Образовательно – воспитательный комплекс в

    микрорайоне на основе межведомственного взаимодействия города

    Новокуйбышевска Самарской области.

    Глава 1.

    Теоретические основы социально-педагогической работы с учащимися в

    микрорайоне.

    1.1.Местожительство как место воспитания.

    Единство и преемственность воспитательных воздействий в различных

    сферах жизнедеятельности человека – как учебно-производственной, так и вне

    её, в сфере семьи, быта, свободного времени – важнейший принцип педагогики.

    ( )

    Усиление внимания в современных условиях вопросам воспитания людей в

    семейно-бытовой микросреде, по месту жительства – явление закономерное,

    основанное на ряде социально-политических обстоятельств, таких, как

    объективно развивающееся взаимодействие семейного и общественного

    воспитания; возрастание социально-экономического и свободного времени,

    управление им в интересах гармоничного развития личности.

    Понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание

    – это прежде всего направленное действие посредством которого индивиду

    стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают

    не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад.

    Воспитывает улица, воспитывают общественные организации, вся окружающая

    обстановка, весь общественный строй. Социализация наряду с воспитанием

    включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивид

    приобщается к культуре.

    В социальной педагогике (исследования Б.П.Битиниса, М.А.Галагузовой,

    Л.Мудрика, В.Д.Семёнова) рассматриваются содержание, формы и методы

    социального воспитания; основное внимание уделяется социальному воспитанию

    в детских дошкольных учреждениях, школах, внешкольных учреждениях, семье и

    других. ( )

    Школа – один из ведущих институтов воспитания. Она должна обеспечить

    целостный, непрерывно организованный воспитательный процесс. У

    педагогических коллективов ещё немало трудностей, проблем, нерешённых

    вопросов в организации свободного времени, общения по месту жительства,

    внешкольного воспитания учащихся, и поэтому современная школа не может

    работать изолированно, не влияя на среду, не согласуя свои действия с

    другими государственными и общественными институтами.

    Жизнь учащихся в школе является педагогически организованной. А

    внешкольная среда более противоречива и специфична, в определённой мере

    стихийна. ( )

    Сознание и поведение детей формируется под действием микросреды, того

    опыта, который ребёнок аккумулирует из повседневной жизни. Воспринимая

    огромный позитивный нравственный опыт, накопленный обществом, дети (и

    молодёжь) подчас сталкиваются в семье, в кругу знакомых, на улице с дурными

    привычками, слышат высказывания, которые противоречат социальному окружению

    (образу жизни). И если с этим негативным опытом не бороться, то дети, как

    губка, впитывают его в себя, усвоят и в дальнейшем подобный опты может

    стать отправной точкой отклоняющегося поведения, правонарушений

    несовершеннолетних.

    Таким образом, воспитательная среда, в которой дети приобретают

    социальный опыт, и оказывает существенное влияние на поведение личности. (

    )

    Как наиболее стабильная из воспитательных сфер жизнедеятельности

    учащихся, как часть воспитательной среды, активно влияющей на формирование

    и развитие личности, рассматривается в передовом современном опыте –

    местожительство. Ещё задолго до прихода в школу, ребёнок входит в этот мир,

    включаясь в отношения с определённой общностью людей.

    На различных возрастных этапах он реализует свои личностные

    потребности в общении, познании окружающей действительности, развитии

    творческих начал, в самоутверждении, активной деятельности. Здесь школьник

    сверяет получаемые знания с наблюдениями, практикой жизни, накапливает свой

    жизненный опыт, учится быть старшим, взрослым, самостоятельным, проявлять

    заботу о младших, строить свои взаимоотношения с товарищами, сверстниками.

    ( )

    Одновременно местожительства – это сфера организации свободного

    времени детей, подростков, молодёжи, развития их интересов, трудовой,

    общественной, культурно-творческой деятельности, сфера идейно-нравственного

    формирования личности.

    Как никогда остро стоит сегодня проблема усиления воспитательной

    значимости сферы досуга, свободного времени, деятельности и общения

    учащихся по месту жительства. ( )

    Известно, что одни и те же подростки могут по-разному вести себя в

    условиях школы и класса, дома и двора. Поведение детей по месту жительства

    может быть неизвестно педагогам и родителям. Местожительство наиболее ярко

    отражает основные характерологические черты внешкольной среды – и прежде

    всего её широкий социальный характер. То обстоятельство, что именно по

    месту жительства взрослые и дети наибольшую часть времени проводят вместе,

    способствует наиболее тесным контактам взрослых и детей, концентрации их

    общения, взаимовлиянию, развитию совместной деятельности и, следовательно,

    создаёт естественные, благоприятные условия для активизации взрослых в

    воспитании детей.

    В силу территориальной близости к семье воспитательная работа в жилом

    массиве, в микрорайоне, в доме располагает дополнительными резервами в

    совершенствовании педагогического и общественного воздействия на семью и её

    ближайшее окружение, влияния на процесс семейного воспитания. Являясь

    своеобразным местом непосредственного соприкосновения педагогических

    коллективов и широкой общественности с семьёй, местожительство становится

    тем конкретным звеном, которое заставляет взаимодействовать во внешкольном

    воспитании различные социальные институты. ( )

    Анализируя процесс развития взаимодействия школы с другими

    институтами, усилия педагогических коллективов были сосредоточены в

    основном на отработке внутришкольных форм взаимодействия и недооценивалась,

    слабо использовалась внешкольная среда как сфера реализации этого процесса.

    А между тем опыт показывает, что в рамках школы не могут в полной мере

    раскрываться воспитательные возможности, например, семьи или

    общественности. Именно в семейно-бытовой микросреде и её ближайшем

    окружении школа, семья и общественность наиболее близки друг к другу,

    естественным образом объединены между собой не только по целям и задачам,

    но и по месту и времени их реализации. ( )

    Система контактов ребенка с окружающим миром сложна и многогранна.

    Воспитание во внешкольных условиях – это не только непосредственное

    воздействие на личность ребёнка, но и опосредованное – путём нравственного

    совершенствования окружающей среды.

    На результативность воспитательной работы с детьми и подростками по

    месту жительства непосредственно влияет уровень воспитанности окружающих и

    особенно близких людей. Повышение образовательного, идейно-нравственного,

    культурного уровня взрослых, включённость ребёнка в систему положительных

    общественных отношений по месту жительства, создание возможностей для

    воспитания детей на конкретных примерах, боевых и трудовых традициях

    народа, целенаправленная система внешкольных мероприятий, создание

    благоприятной моральной атмосферы в семье, обеспечение единства

    воспитательных требований в школе, семье и по месту жительства – всё это

    оздоровляет микросреду детей, благоприятно воздействует на идейно-

    нравственное развитие личности.

    Специфика внешкольной среды, индивидуальные различия в характеристике

    каждого дома, семьи, разнообразие запросов, интересов, способностей людей

    заставляют тщательно изучать их и учитывать в воспитательной работе. Только

    так можно добиться наиболее полного развития духовных потребностей,

    наилучшего использования воспитательных возможностей семьи, микрорайона. (

    )

    1.2. Роль внешкольных учреждений в воспитании детей.

    В современных условиях развития общества внешкольные учреждения

    выполняют роль организаций и объединений, обеспечивающих всем желающим

    дополнительное внешкольное образование. Ведущим принципом организации

    работы внешкольных учреждений является добровольность объединения детей по

    интересам, что стимулирует их соответствующую деятельность, развивает их

    активность в овладении культурными ценностями общества и их приумножения.

    Идея комплексности и многопрофильности деятельности детей во

    внешкольных учреждениях предполагает интенсивную социализацию личности,

    расширение возможностей овладения жизненным опытом. Ребёнок во внешкольном

    учреждении имеет возможность свободно выбрать занятие из различных видов

    общественно значимой деятельности, а также свободно переходить от одного

    вида деятельности к другому, общаться в нескольких коллективах,

    избирательно взаимодействуя с окружающим миром. Участие взрослых в этом

    процессе ставит ребёнка в равноправное положение со старшими. Формирование

    гуманистического отношения к ребёнку осуществляется посредством реализации

    права личности на выдвижение целей деятельности в добровольном объединении,

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.