МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР

    процесса деятельности на её результат – игра-драматизация и игра-

    фантазирование.

    Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру организации,

    поэтому точная классификация их затруднена.

    Основу классификации игр, которая принята в отечественной педагогике,

    заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясь

    своей основной идеей единства физического и психологического развития

    ребенка.

    В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в

    трудах Н.К. Крупской. В своих трудах она выделяет игры, которые создаются

    самими детьми, и организованные, с готовыми правилами.

    2.2. Виды театрализованных игр.

    Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”,

    драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы,

    театральные представления.

    Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через

    образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей

    новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе,

    активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию

    каждого ребенка.

    Разнообразны виды театрализованных игр.

    Н.А.Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от

    художественного оформления на театрализованые игры, игры с настольным

    театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

    |Театрализованные игры |

    |Игра - драматизация | |Игра с настольным театром|

    |Фланелеграф | |Плоскостные | |Объемные |

    | | |фигурки | |фигурки |

    |Теневой театр | |Игра с марионетками |

    |Бибабо |

    Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина

    предложила следующую:

    Театрализованная игра

    Предметные Театр на ширме

    Непредметные

    Настольный театр

    Драматизация

    С объемным С плоским С объемным С

    плоским

    Материалом материалом материалом

    материалом,

    (театр игрушек) (перчаточные куклы)

    на палочках

    2.3. Театрализованная игра

    как вид творческих игр.

    Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в

    него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством

    драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и

    распространенный вид детского творчества .

    Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная

    на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и

    непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

    Как отмечает ПетроваВГ, театрализованная форма изживания впечатлений жизни

    лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо

    от желания взрослых.

    В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором

    образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова

    в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к

    действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе

    воображения, именно в театрализации находит полное осуществление .

    Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь

    всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид

    творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского

    творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы

    самых различных видов творчества.

    В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.

    Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных

    видов детского творчества . Дети сами сочиняют, импровизируют роли ,

    инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное

    творчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории,

    декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического

    творчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и все эти занятия

    приобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И ,

    наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершает

    всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение .

    Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада:

    от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных

    математических знаний физического совершенства.

    Разнообразие тематики , средств изображения , эмоциональности игр дают

    возможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2,

    21].

    Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной

    действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем

    его многообразии.

    А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать,

    анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это

    способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с

    ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик

    персонажей , собственных высказываний незаметно активизируется словарь

    ребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особенно

    диалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко ,

    понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ее

    грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который ,

    в свою очередь , тоже пополняется .

    Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей

    усиливают

    впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они

    участвуют.

    Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество.

    Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на

    более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует

    Развитие творческого воображения проявляются в том, что дошкольники

    объединяют в игре разные события, вводят новые , недавние , которые

    произвели на них впечатления , иногда включают в изображение реальной жизни

    эпизоды из сказок .

    В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное

    произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с

    помощью движений, жестов, мимики.

    Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших

    [5,40].

    В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку

    выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с

    ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки

    . Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с

    ними , могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к

    нему на помощь .

    Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеют

    нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке,

    литературном произведении и должна найти место в импровизированных

    постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость [41].

    Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к

    такой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать

    влияние на детей.

    Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в

    него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством

    драматизация или театральная постановка , представляет самый частый и

    распространенный вид детского творчества .

    Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная

    на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и

    непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

    Как отмечает ПетроваВГ, драматическая форма изживания впечатлений жизни

    лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо

    от желания взрослых.

    В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором

    образ, созданный из элементов действительности, воплощает и

    реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом,

    стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом

    процессе воображения, именно в драматизации находит полное осуществление .

    Другой причиной близости театрализованной формы для ребенка является связь

    всякой драматизации с игрой. Театрализация ближе, чем всякий другой вид

    творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского

    творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы

    самых различных видов творчества.

    В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.

    Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных

    видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли ,

    инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное

    творчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории,

    декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического

    творчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и все эти занятия

    приобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И ,

    наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершает

    всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение .

    Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детского

    сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных

    математических знаний физического совершенства.

    Разнообразие тематики, средств изображения , эмоциональности игр дают

    возможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2,

    21].

    Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение

    социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим

    миром во всем его многообразии.

    А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать,

    анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это

    способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с

    ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик

    персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь

    ребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особенно

    диалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко ,

    понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ее

    грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который ,

    в свою очередь , тоже пополняется .

    Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей

    усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они

    участвуют.

    Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество.

    Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на

    более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует

    Развитие творческого воображения проявляются в том, что дошкольники

    объединяют в игре разные события , вводят новые , недавние , которые

    произвели на них впечатления , иногда включают в изображение реальной жизни

    эпизоды из сказок .

    В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное

    произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с

    помощью движений, жестов, мимики.

    Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших

    [5,40].

    В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку

    выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с

    ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки

    . Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с

    ними , могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти к

    нему на помощь .

    Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственную

    направленность, которая заключена в каждой сказке, литературном

    произведении и должна найти место в импровизированных постановках. Это

    дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает

    отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой

    идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние на

    детей.

    Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт

    нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными

    нормами. Таково влияние на дошкольников как положительных , так и

    отрицательных образов.

    Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то

    дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А

    одобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение ,

    которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением .

    Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенка

    позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого

    педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом

    удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игры

    усиливаются тем , что их тематика практически не ограничена . Она может

    удовлетворять разносторонние интересы детей .

    Эстетическое влияние на детей оказывает выполненое со вкусом оформление

    спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций

    развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние

    театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и

    отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания,

    которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный

    подъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле игры-драматизации

    приравниваются

    характер, крайне редко используются предметы- заместители . Игровое

    поведение старших дошкольников с проблемами в целом носит недостаточно

    эмоциональный характер. Поэтому шести-семилетние дети с задержкой

    психического развития не проявляют интереса к играм по правилам , имеющим

    существенное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей для

    младшего школьного возраста.

    1.4. Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи.

    Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений

    действительности и средство общения людей друг с другом.

    Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она является

    средством общения ( коммуникативная функция ) и средством обозначения (

    сигнификативная функция ).

    Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (

    импрессивная речь ) всегда преобладает над активной (экспрессивной ) речью

    . У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется

    достаточно ярко.

    Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначению

    различают речь внешнюю (устную и письменную ) и речь внутреннюю .

    Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуются

    при непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретных

    условий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи ,

    протекающей в форме беседы , разговора между двумя или несколькими

    участниками , человек ставит вопрос и отвечает на них . высказывает

    замечания , одобрения или возражения .

    Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая и

    характерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженная

    направленность ее к реальному или воображаемому слушателю .

    Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия на

    слушателя. По сравнению с диалогической монологическая речь - более сложная

    и трудная форма речи . Монологическая речь не имеет прямой и активной

    поддержки со стороны слушателя , поэтому монологическое выступление требует

    предварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов .

    Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессе

    повседневной жизни, а также на занятиях Э. П. Короткова [22] выделяла такие

    работы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:

    Рассказывание.

    1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.

    2. Рассказывание по картине.

    3. Рассказывание на тему из личного опыта.

    4. Рассказывание по предложенным сюжетам. Пересказ.

    1. Частичный

    2. Подробный.

    Пересказ-связное выразительное воспроизведение текста прослушанного

    художественного произведения.

    Среди различных видов пересказов наибольшее распространение в программе

    детского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в той

    последовательности , в которой он воспринимается при чтении взрослым. При

    этом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления в

    детской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения круга

    представлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ в

    большей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строя

    предложений и развитию связной речи детей.

    Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцами

    литературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли с

    другой предложениями, выражающими различные временные и причинные

    отношения.

    3.1. Участие детей с ЗПР в театрализованных играх.

    Владение родным языком — это не только умение правильно построить

    предложение, хотя бы и сложное («Я не хочу идти гулять, потому что на улице

    холодно и сыро»). Ребенок должен научиться связно рассказывать.

    В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и

    умственного развития детей, развития их мышления, восприятия,

    наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно

    представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать

    предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и

    качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения

    между предметами и явлениями.

    Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это

    последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными

    словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась

    говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить.

    Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении

    родным стороны языка. Работа по развитию связности речи начинается языком,

    в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.

    Это не значит, однако, что развивать связную речь ребенка можно только

    тогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическую

    раньше.

    Самые простые задания на построение связного высказывания, например

    пересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка два

    важнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно в

    большей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т.п.), во-

    вторых, она должна планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по которым

    будут развертываться сложное высказывание, рассказ. Формирование этих

    способностей в простых формах связной монологической речи служит основой

    перехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).

    Задача развития письменной речи у дошкольников сейчас, естественно, не

    может ставиться (именно письменной связной речи, умений составить текст, а

    не умений составить из разрезной азбуки или написать два-три предложения;

    последнее может осуществляться при обучении дошкольников грамоте). Для

    этого необходим хороший уровень навыков грамотного письма.

    И все же психологические особенности письменной речи гут быть

    использованы для формирования у дошкольников умений преднамеренно,

    произвольно строить высказывание (рассказ, пересказ), планировать его, для

    формирования связности устной речи. Эта возможность реализуется на основе

    «разделения труда» ребенок составляет текст, взрослый записывает. Такой

    прием составление письма — давно существует в методике развития речи

    дошкольников.

    Используя составление письма, можно достичь значительны-результатов в

    развитии связности устной речи ребенка, в обогащении ее сложными

    синтаксическими конструкциями. В этом случае речь, оставаясь устной по

    внешней форме, строится на уровне развернутости и произвольности,

    характерном для письменной речи, и благодаря этому по своей структуре, по

    качеству связности будет приближаться к ней.

    Формирование произвольности речи, способности выбора языковых средств

    является важным условием не только развития связности речи, но и вообще

    усвоения языка, овладения тем, чего у ребенка пока еще нет в активной

    речи.Допустим, что маленький ребенок активно владеет только двумя первыми

    словами из синонимического ряда «идти — шагать — топать — брести» (хотя

    понимать все эти слова он может). Если у него еще не развита способность

    отбирать языковые средства в соответствии с задачами высказывания, он

    просто воспроизведет то слово, которое, так сказать, первым придет в голову

    (скорее всего, это будет «идти», как более общее по значению). Если

    способность отбора уже есть (хотя бы элементарная, начальная), то ребенок

    употребит слово, более подходящее к данному контексту («шагать», а не

    «идти»). Главное, чтобы перед ребенком встала сама задача отбора. Выбирать

    он сможет, конечно, только из того, что у него есть. Но «есть» — это и в

    активном словарном запасе, и в пассивном, т.е. в том словаре, который

    ребенок понимает, но сам им не пользуется. И когда условия построения

    высказывания будут таковы, что ни одно из слов, которыми ребенок владеет

    активно, не подходит к данному контексту, он может обратиться к своему

    пассивному запасу и употребить не «идти», а, например, «брести». Аналогично

    обстоит дело и с активизацией сложных грамматических (синтаксических)

    конструкций.

    Связная речь, таким образом, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всех

    сторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевого

    воспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становится

    важным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой,

    грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковыми

    средствами художественной выразительности речи.

    Словарь.

    Связная речь-это непросто последовательность слов и предложений, это

    последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными

    словами в правильно поставленных предложениях.

    Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в

    целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями с

    предметами, способами и средствами общения.

    Речь – это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений

    действительности и средство общения людей друг с другом.

    Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой

    пользуются при непосредственном общении друг с другом.

    театрализованная игра – это игра развивает творческие способности:

    - художественно – речевое;

    - музыкально-игровые;

    - танцевальное;

    - певческое;

    эти игры приобщают детей к искусству

    -литературному

    -драматическому

    - театральному.

    ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития ребенка.

    Приложение 1.

    Игра с мячом (для среднего и старшего возраста).

    Воспитатель. Ребята, сейчас к вам придет мишка. Он хочет с вами поиграть.

    Приготовимся к его приходу. Поставим на стол /детский/ стул /тоже детский/

    и все накроем занавеской. За столом поставим еще один маленький стул.

    Ребята садитесь перед столом и зовите мишку.

    Дети садятся на расстоянии 1.5-2 метра от стола и зовут мишку. Воспитатель

    заходит за стол, садится там, чтобы детям было видно его, и надевает на

    руку куклу.

    Мишка /появляется на верхней части спинки стула, в руках у него небольшой

    мячик/. Здравствуйте, дети! Хотите со мной поиграть? /Ответ детей/ Хорошо!

    Я буду бросать вам мяч, и говорить начало какого-нибудь слова. А вам надо

    поймать мяч и закончить моё слово. Например, я бросаю Оле мяч и говорю:

    “велоси…”, - а Оля ловит мяч и добавляет “пед”. Получается слово

    “велосипед”. Потом она возвращает мне мяч, я его бросаю Васе и говорю:

    “каран…”, - Вася ловит мяч и добавляет: “даш”. Получается слово “карандаш”.

    Поняли, как мы будем играть? /Ответ детей/. Хорошо!

    Мишка бросает мяч и сначала говорит слова длинные, в несколько слогов,

    чтобы детям было легче отгадать слово и добавить последний, нужный слог,

    например: колоколь-чик, бубен-чик, мороже-ное, верев-ка, верто-лет, незабуд-

    ка, и т.д. Потом он переходит к словам из двух слогов: кни-га, ру-ка, гла-

    за, Та-ня, Во-ва, ро-за, ли-са, мед-ведь и прочие. Затем предлагает детям

    играть без него.

    Дети садятся в кружок, начинают перебрасывать мяч друг другу и произносить

    начало слов. Мяч можно не бросать, а перекатывать по полу.

    Мишка /смотрит на детей/. Я вижу, ребята, вы хорошо играете и без меня. Ну,

    так я попрощаюсь с вами и пойду. До свиданья, до свиданья!

    Мишка скрывается за спинкой стула, воспитатель снимает куклу и выходит к

    детям.

    Приложение 2.

    Конспект занятия по связной речи.

    Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

    Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех

    слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых

    предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и

    действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.

    Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит

    названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (робот, кукла,

    пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.).

    1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем

    смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В помещение входят

    мальчик и девочка из той лес группы, с которыми логопед оговорил заранее,

    какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит

    башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике (см.

    приложение IV, рис. I).

    2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия,

    логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:

    — Кто вошел в группу?

    — Что взял Алеша?

    — Что взяла Катя?

    — Что строил Алеша?

    — Кого кормила Катя?

    (Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной

    категории.)

    3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать

    слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее

    говорит: «Алеша выстроил башню, а что еще можно строить?»

    Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).

    Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»

    (Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)

    4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает

    стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают

    соответствующие действия.

    Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками топают, ручками

    хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают.

    5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит

    детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и

    подталкивает ход рассуждений детей наводящими вопросами: «Какого цвета

    игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть

    три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по размеру) и т.д.

    6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и

    Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услышат рассказ. Не торопясь,

    четко, громко и выразительно логопед рассказывает:

    — Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби.

    Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.

    Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Начинается

    опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят.

    7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

    Список литературы:

    1. Артемова Л. В. “Театрализованные игры дошкольников” М 1991 год.

    2. Венгер Л. А., Мухина Л. А. “Психология” М 1988 год.

    3. Выготский Л. С “Воображение и творчество в детском возрасте” М 1991

    год.

    4. “Дошкольная педагогика” под редакцией Логинова В. И, Саморуковой П. Г.

    М 1988 год.

    5. Запорожец А. В. “Некоторые психологические моменты детской

    игры”//Дефектология №10 1965 год страница 72-79.

    6. Карпинская Н. С. “Художественное слово в воспитании детей” М 1982 год.

    7. Кузнецова Л. В. “Использование игры в коррекционных целях”//Воспитание

    детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981

    год.

    8. Леонтьев А. Н. “Психологические основы дошкольной игры”//Избранные

    психологические произведения 1 том страницы 303-323 М 1983 год.

    9. Слепович Е. С. “Игровая деятельность дошкольников” М 1989 год.

    10. Ульенкова У. В. “6-летние дети с задержкой психического развития” М

    1990 год.

    11. Эльконин Д. Б. “Психология игры” М 1978 год.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.