МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпоры 4 семестр

    рассмотрении важно отметить, что:

    а) само развитие есть сложное инволюционно-эволюционное поступательное

    движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные

    интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в

    самом человеке (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев);

    б) развитие, особенно личностное, не прекращается до момента

    прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности,

    характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются:

    необратимость; прогресс/регресс; неравномерность; сохранение предыдущего в

    новом; единство изменения и сохранения. Существуют разные точки зрения на

    решение этого вопроса: Так, согласно одной из них, обучение и есть развитие

    (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка), хотя природа обучения

    (учения, научения) понимается всеми по-разному. Согласно другой, обучение -

    это только внешние условия созревания, развития. Развитие создает

    возможности - обучение их реализует, или, другими словами, обучение идет в

    хвосте развития. Согласно Ж. Пиаже, мышление ребенка с необходимостью

    проходит через известные фазы и стадии. Другими словами, развитие есть

    постепенное становление сущностных сил ребенка, реализация генетического

    фонда, всей психосоматической сферы под воздействием питания,

    взаимодействия организма с эколого-природной и социумной средой, а также

    воспитания, образования и обучения.

    15. Проблемное обучение. Рассматривается сейчас в качестве одного из

    наиболее действенных средств решения таких сложнейших задач, как развитие

    умственных сил, познавательной активности, самостоятельности и творческого

    мышления. Это обучение, в процессе которого обучаемый вовлекается в

    разрешение проблем. Целями проблемного обучения является развитие качеств

    творческой личности. При проблем обучении преподаватель не сообщает знаний

    в готов виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его,

    пробуждает у него желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих

    средств и путей ученик приобретает новые качества, знания. При проблем

    обучении ведущими являются мотивы интеллектуального побуждения – учащиеся

    сами с интересом ищут пути недостающих знаний, испытывая удовлетворения от

    преодоления сложностей и самостоятельно найденного решения. Проблемное

    обучение способствует развитию умственных сил учащихся, самостоятельности,

    развитию творческого мышления, способствует развитию познавательной

    активности, осознанности знаний, аналитическое мышление, логическое

    мышление.

    16. Движущие силы, противоречия, логика обучения.

    Обучение – это познание. Процесс познания не сводится к заучиванию готовых

    знаний. Человек начинает мыслить только тогда, когда сталкивается с

    трудностями, преодоление которых ведет к познанию. Противоречия между

    личным опытом ученика и предлагаемыми научными знаниями, между

    необходимостью и возможностью решать познавательные задачи составляют

    основу познавательного процесса. Поэтому процесс обучения понимается как

    противоречивый, как процесс постоянного движения от незнания к знанию, от

    известному к неизвестному, от знакомого к совершенно новому. Противоречия в

    обучении носят объективный характер и определяют его диалектику и развитие.

    Только в таком случае ученик, напрягая свои интеллектуальные и волевые

    силы, активно ищет выход из создавшегося противоречия. А учитель

    внимательно следит за развитием интересов и фондом знаний учащихся, чтобы

    ставить им посильные для понимания и разрешения проблемы. Движущей силой

    такого обучения являются противоречия. Продвижение через цепь противоречий

    обеспечивает самодвижение учеников в учебном процессе.

    Принято подразделять противоречия на внутренние и внешние. Внешнее

    противоречие характеризует рассогласование между требованием общества и

    возможностями процесса обучения в данных условиях выполнить эти требования.

    Содержанием внутреннего противоречия, которое является движущей силой

    обучения, является противоречие между постоянно усложняющимися

    познавательными задачами, которые выдвигает учитель и возможностями

    ученика. Это противоречие является основным, т. к. оно неисчерпаемо на

    протяжении всего процесса обучения. На основе решения противоречий и

    умелого подбора учителем средств обучения осуществляется развитие учащихся,

    их познавательных возможностей. Противоречия возникают сразу, как только

    складывается процесс обучения. Однако не всякое противоречие выступает

    движущей силой познания.

    Внешние и внутренние противоречия – это необходимое и достаточное условие

    процесса познания, т. к. внешнее противоречие служит источником внутренних

    противоречий.

    18.Принципы обучения — это исходные положения, определяющие деятельность

    педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения

    выражают определенные закономерности обучения.

    Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность

    обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств личности

    ребенка.

    Совокупность принципов позволяет характеризовать весь учебный процесс, все

    стороны деятельности учителя и познавательной деятельности детей.

    Содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными.

    Иначе дети не смогут овладеть основами научных знаний. Отсюда

    необходимость соблюдения принципа научности обучения как исходного

    положения, определяющего связь обучения с наукой.

    Знания в опыте человечества находятся в определенной системе. Их нельзя

    усваивать хаотично, в беспорядке. Эту сторону обучения отражает принцип

    систематичности. Иногда его называют принципом систематичности и

    последовательно обучения, понимая под последовательностью расположение

    материала в соответствии с возрастными возможностями развития детей.

    Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным для

    усвоения. Отсюда вытекает принцип доступности учебного материала.

    Чувственные образы, представления детей об окружающем мире являются

    необходимыми компонентами всякого обучения. Эта сторона учебного процесса

    привела к обоснованию принципа наглядности.

    Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая

    познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается.

    Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

    Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое

    общее развитие. Принцип прочности обучения раскрывает эту сторону развития

    детей.

    Индивидуальный подход повышает эффективность обучения, что давно замечено в

    практической деятельности учителей. Эта особенность педагогического

    процесса нашла отражение в принципе индивидуализации развития детей.

    Известный педагог и психолог Л. В. Занков предложил применительно к

    начальному этапу усвоения детьми учебного материала четыре принципа:

    высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп

    усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы

    представляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названных выше

    принципов.

    19. Содержание образования – это накопленный социальный опыт, который

    передается из поколения в поколение. В зоне внимания находится деятельность

    ученика, его внутренние образовательные приращения и развитие. По

    Харламову: С.О. система научных знаний, практических умений и навыков, а

    также мировоззренческих нравственно-эстетических идей, которыми надо

    овладеть учащемуся в процессе обучения.

    Уровни С.О. – СО в целом, СО соотносительно ступеням обучения (начальная

    школа, основная, полная), СО по циклам учебных курсов, отдельные учебные

    дисциплины внутри курса.

    21. Основные теории содержания образования.

    Опыт, накопленный человечеством и отраженный в духовной культуре общества,

    огромен. И никакая школа не в состоянии передать его в полном объеме

    подрастающему поколению. Из этого запаса знаний приходится отбирать лишь

    немногое, самое существенное. В педагогике накоплено большое количество

    теорий, в соответствии с которыми ведется отбор содержания образования.

    Теория формального образования. Сущность теории заключалась в том, что

    ценны не сами знания, а их развивающее влияние. Всех знаний все равно не

    усвоить, да они и не нужны. Давать необходимо лишь те знания, которые

    развивают умственные силы, способности, мышления, воображение, память.

    Теория материального образования. Сущность этой теории заключается в том,

    что в основу отбора содержания образования предлагались предметы, главное

    назначение которых – степень их полезности, практической пригодности для

    жизни. А умственные силы и способности разовьются сами по себе в процессе

    практического применения знаний. Эта теория положена в основу реального

    образования.

    Недостатком той и другой теории образования является чрезмерное

    преувеличение одной из сторон обучения. Усваиваемые знания, несомненно,

    должны быть полезными в жизни, но одновременно они должны обеспечить

    развитие личности ребенка.

    Педоцентрическая теория. Она рассматривала воспитание как развитие

    врожденных свойств ребенка. Поэтому задача школы – создать благоприятные

    условия для развития склонностей, интересов и способностей детей. В центре

    должен быть ребенок. А поэтому не программы, составленные взрослыми, а сам

    ребенок должен определять содержание обучения. Не должно быть обязательных

    учебных планов, программ; материал обучения нужно брать из опыта ребенка. В

    основе педоцентрической теории лежит философия прагматизма.

    22. Требования к содержанию образования.

    Существуют определенные требования к содержанию образования, должны

    соблюдаться как разработчиками, так и учителями предметниками.. определены

    требования к СО:

    1. Со является одним из факторов экономического и социального прогресса

    общества и должно быть ориентированно на:

    а) обеспечение самоопределения личности;

    б) создание условий для ее самореализации;

    в) развитие общества;

    г) укрепление и совершенствование правового гос-ва.

    2. СО должно обеспечивать:

    а) адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;

    б) формирование у учащихся адекватной современной уровню знаний и уровню

    образовательной картины мира;

    в) интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

    г) формирование человека и гражданина, интегрированное в современное ему

    общество и нацеленного на развитие этого общества;

    д) воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

    Существуют дидактические требования к СО:

    1. СО должно быть направлено на реализацию главной цели воспитания.

    2. на строго научной основе.

    3. СО по каждому предмету должно соответствовать логике и системе науки.

    4. СО должна строиться с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.

    5. в СО должна находить отражение связь теории с практикой.

    6. СО должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    7. общее образование в школе должно осуществляться в единстве с

    политехническим обучением и способствовать профессиональной ориентации.

    23. Образование в 12-летней школе Начальное общее образование –

    обязательное, 1–4 классы. Начальный возраст обучающихся – не менее 6,5 лет

    (продолжительность обучения четыре года). Учащиеся обучаются чтению,

    письму, счету, овладевают элементами творческой самореализации, культурой

    речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

    Увеличение периода обучения в основной школе будет способствовать повышению

    уровня общеобразовательной подготовки и социализации поступающих в

    учреждения начального и среднего профессионального образования. Профильное,

    углубленное изучение ряда дисциплин, предпрофессиональное обучение в

    старших классах средней школы позволит обеспечить достаточную подготовку

    выпускников к продолжению образования

    В основе организационной структуры двенадцатилетней школы лежит

    периодизация развития личности, основным содержанием которой является

    типология ведущих видов деятельности, характерных для разных возрастных

    периодов: младенческий (до года), ранний возраст (1–3 года), собственно

    дошкольный возраст (3–7 лет), составляющие период дошкольного детства;

    период отрочества (7–10 лет), подростковый (10–16 лет) и ранний юношеский

    возраст (16–18 лет).

    В традиционной практике обучения уже универсальной стала логика усвоения

    знаний, определяющая ряд этапов или звеньев. Они раскрывают структурные

    компоненты учебного процесса и характеризуют специфику деятельности

    педагога и обучающихся в познавательном процессе.

    24. Государственные образовательные стандарты. Базисный учебный план.

    Понятие «стандарт» означает «норма», «образец», «мерило». Существуют

    нормативные государственные документы, которые регламентируют, отражают

    содержание образования.

    1. Учебный план состоит из 3-х частей. К нему предъявляются требования

    стандарта. Он состоит из базисного плана как составной части

    государственного стандарта и утверждается Государственной Думой.

    2. Учебная программа – этот нормативный документ раскрывает содержание

    знаний, умений и навыков по каждому предмету. Учебные программы есть

    типовые – разработаны на основе государственного образовательного стандарта

    и утверждаются Министерством образования РФ. Авторские учебные программы

    создаются с учетом государственного стандарта. Учитель может создавать свои

    авторские программы, учитывая свою логику изложения материала, собственные

    подходы к проблемам, точку зрения относительно изучаемых явлений,

    процессов, фактов, событий.

    3. Учебники, учебные пособия, методические пособия, дидактический материал,

    фильмы и т. д.

    Государственным стандартом предусматривается, что структура учебного плана

    включает 3 компонента: 1. федеральный компонент(обеспечивает единство

    школьного образования в стране и включает в себя образовательные области);

    2. национально-региональный компонент(отражает потребности и интересы в

    области образования народов страны как субъектов федерации и реализует для

    себя в полном объеме определенные в федеральном компоненте образовательные

    области); 3. школьный компонент(здесь проявляются конкретные интересы

    образовательного учреждения с учетом федерального и регионального

    компонентов).

    Стандарт в образовании предусматривает единую структуру учебного плана, в

    котором отражается содержание образования как норма. Учебный план состоит

    из вариативной и инвариантной частей. Федеральный уровень задается базисным

    учебным планом и утверждается Государственной Думой. Это основа для

    разработки региональных учебных планов. Базисный компонент обновляется и

    разрабатывается один раз в 10 лет и утверждается Министерством образования.

    Стандарт в образовании закреплен в Конституции РФ.

    Посредством стандарта обеспечивается стабильность требуемого уровня

    образования, его постоянное совершенствование, отвечающее перспективам

    развития общества. Сущность образовательного стандарта может быть более

    полно раскрыта через его функции:

    - Сохранение единого образовательного пространства России при существующем

    многообразии типов школ и воспитательных систем;

    - функция гуманитаризации образования, когда ученик понимает полезность и

    личную значимость усвоения базового компонента знаний;

    - устранение перегрузки учащихся, когда базовый компонент определяет

    минимальный объем содержания обучения.

    Каждая образовательная область в учебном плане конкретной школы будет

    представлена набором соответствующих учебных предметов или интегрированных

    курсов.

    25. Базовая, вариативная и дополнительная составляющие содержание

    образования.

    26. Обновление содержания образования и перспективы его развития.

    Задачи и содержание образования не остаются неизменными, одинаковыми.

    Совершенствование содержания постоянно обновляется. Пути совершенствования:

    1.следует обратить внимание на принципы обновления.

    а) личностная ориентация

    б) идеализация и гуманизация, культурообразность, т. е. отражение в

    содержании образования всех аспектов человеческой культуры, обеспечивающих

    физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое,

    коммуникативное образование учащихся.

    в) фундаментальность – усиление методологической составляющей СО,

    обеспечивая универсальность получаемых знаний, изучений теории, законов,

    принципов, понятий, проблем и возможность их использования в новых

    ситуациях.

    г) приоритет сохранения здоровья

    д) обеспечение практической ориентации СО

    е) усиление в СО деятельностного компонента

    ж) оптимизация объема учебной нагрузки

    з) обеспечение целостности представлений учащихся в мире путем интеграции

    СО

    и) профилирование и дифференциация СО как условие выбора учениками уровня и

    направленности изучения образовательных программ.

    27. Индивидуальная образовательная траектория ученика. Индивидуальная

    система занятий ученика.

    При индивидуальной форме организации обучения каждый школьник получает свое

    задание, которое он должен выполнить независимо от других. Индивидуальная

    форма организации обучения может применяться и на уроке, и на экскурсии и

    т. д. Педагогическая ценность этой формы заключается в том, что она

    обеспечивает активную учебную деятельность каждого ученика и позволяет

    каждому работать в посильном темпе. Учитель получает возможность

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.