МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Средства и методы педагогического воздействия на личность

    Средства и методы педагогического воздействия на личность

    Средства и методы педагогического воздействия на личность

    Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.

    Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и

    целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить

    учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний,

    необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо

    сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно

    постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать

    этапы и итоги работы.

    Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как

    минимум, пять групп методов воздействия на личность:

    1. убеждение;

    2. упражнения и приучения;

    3. обучение;

    4. стимулирование;

    5. контроль и оценка.

    Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике

    существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства

    взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их

    следует классифицировать.

    Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического

    воздействия:

    1) учебный процесс;

    2) внеаудиторная, внеклассная работа;

    3) семейное воспитание;

    4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;

    5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств

    массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам).

    1. Убеждение.

    Убеждение — это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю

    человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от

    направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как

    доказательство, как внушение, или как их комбинация. Если мы хотим убедить

    учащегося в истинности какого-то научного положения, то мы обращаемся к его

    разуму, если же мы хотим воспитать любовь к Родине, к матери, то необходимо

    обратиться к чувствам воспитанника. В этом случае убеждение выступает как

    внушение.

    Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как

    беседа, лекция, диспут.

    Беседа. Главная функция беседы - привлечь самих учащихся к оценке

    событий, поступков, явлений жизни и на этой основе сформировать у них

    желаемое отношение к окружающей действительности, к своим гражданским и

    нравственным обязанностям.

    Лекция. Лекция - это развернутое, продолжительное и систематическое

    изложение сущности той или иной учебной, научной, воспитательной или иной

    проблемы. Основа лекции - теоретическое обобщение, а конкретные факты,

    составляющие основу беседы, в лекции служат лишь иллюстрацией или исходным

    отправным моментом.

    Учащиеся особенно чутко откликаются на яркий, самостоятельный стиль

    мышления лектора, на его умение отделить факт от мышления о факте, выразить

    свое личное отношение к материалу темы. Лекция должна быть школой мышления

    для учащегося. Только тогда знания приобретают личностный смысл, становятся

    не пассивным компонентом умственного багажа, а руководством к действию.

    Убедительность доказательств и аргументов, обоснованность выводов, четкая

    личная позиция, а самое главное психологический контакт с аудиторией от

    начала до конца — вот главное слагаемое успеха лекции.

    Диспут. Столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок,

    которое отличает диспут от беседы и лекции как нельзя лучше отвечает

    обостренной потребности подростков и молодых людей в самоутверждении,

    стремлению искать смысл в жизни, ничего не принимать на веру, обо всем

    судить по самым максималистским меркам. Диспут учит умению защищать свои

    взгляды, убеждать в них других людей и в то же время требует мужества

    отказаться от ложной точки зрения. Диспут еще ценен тем, что знания,

    добытые в ходе столкновения мнений, отличаются высокой мерой обобщенности,

    глубиной, прочностью и сознательностью усвоения.

    Диспут требует от педагога тщательной подготовки. Крайне важно, чтобы

    вопросы, которые выносятся на обсуждение, содержали значимую для учащихся

    проблему и по-настоящему волновали их. В то же время диспут - это смотр

    всех педагогических качеств педагога и его педагогической квалификации.

    По мнению А. С. Макаренко, педагогу на диспуте надо уметь сказать так,

    чтобы воспитанники почувствовали в его слове его волю, культуру, личность.

    Настоящий педагог не торопится отвергать ошибочные суждения, не позволит

    себе грубо вмешиваться в спор, безапелляционно навязывать свою точку

    зрения. Он должен быть деликатным и терпеливым, невозмутимым и ироничным.

    Совершенно недопустима позиция умолчания и запрета.

    Молодые педагоги часто спрашивают, насколько можно отпускать

    педагогические «вожжи», и в чем, собственно, заключается педагогическое

    руководство диспутом? «Вожжи» можно отпускать совсем, нельзя выпускать из

    рук «компас». Главная задача педагога на диспуте — следить за правильностью

    критериев оценок и суждений. Если критерии верны, то какие бы штормы не

    носили корабль диспута, он выйдет на правильный курс. Роль педагога на

    диспуте — продолжая сравнение — быть штурманом, а вести корабль должны

    попеременно молодые капитаны.

    Пример.

    Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении

    воспитанников к подражанию, однако его психолого-педагогический эффект не

    ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности. Давно

    известно, что слова учат, а примеры влекут.

    При всех своих достоинствах и возможностях слово не имеет того влияния,

    которое оказывают живые конкретные примеры живых конкретных людей во всем

    богатстве их отношений.

    Примерами достойного подражания могут быть старшие братья и сестры,

    мать и отец, дедушка и бабушка, товарищи по учебе, деятели науки и

    культуры, выдающиеся актеры и спортсмены, государственные деятели и

    литературные герои.

    Педагогические требования к применению методов убеждения.

    Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда

    педагогических требований. Рассмотрим наиболее важные из них.

    1. Высокий авторитет педагога у воспитанников.

    2. Опора на жизненный опыт воспитанников.

    Слово педагога приобретает конкретный смысл, если оно задевает личный

    опыт воспитанников.

    3. Искренность, конкретность и доступность убеждения.

    4. Сочетание убеждения и практического приучения. Наибольшие успехи

    воспитания достигаются тогда, когда словесное воздействие сочетается с

    организацией разнообразной практической деятельности.

    5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

    2. Упражнение и приучение.

    Упражнение - это планомерно организованное выполнение воспитанниками

    различных действий, практических дел с целью формирования и развития их

    личности.

    Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения

    воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек.

    Или, говоря по другому: приучение - это упражнение с целью выработки

    хороших привычек.

    В практике воспитательной работы применяются в основном три типа

    убеждений:

    1) упражнения в полезной деятельности;

    2) режимные упражнения;

    3) специальные упражнения.

    Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать

    привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом.

    Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась

    воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата,

    привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

    Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический

    эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный

    процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении

    приводит к синхронизации психо-физиологических реакций организма с внешними

    требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и

    интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах

    его деятельности.

    Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера,

    имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

    В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной

    работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения,

    связанных с внешней культурой.

    3. Обучение

    Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и

    практические.

    Все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

    1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

    2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3)

    методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной

    деятельности.

    Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения,

    предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется

    характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых

    в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять

    методов:

    1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с

    литературой и т. п.);

    2) репродуктивный метод;

    3) метод проблемного изложения;

    4) частично-поисковый (или эвристический) метод;

    5) исследовательский метод.

    Указанные методы подразделяются на две группы: 1) репродуктивную (1 и 2

    методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует

    (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (4

    и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые

    знания в результате творческой деятельности. Проблемное изложение занимает

    промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как

    усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

    Репродуктивные методы обучения

    Объяснительно-иллюстративный метод.

    Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными

    средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту

    информацию.

    Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему

    заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному

    воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности.

    Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет — решают сходные задачи,

    составляют планы, воспроизводят химический и физический опыты и т. д.

    Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и

    умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез,

    абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих

    способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта

    цель достигается продуктивными методами.

    Продуктивные методы обучения.

    Условием функционирования продуктивных методов является наличие

    проблемы.

    Учебная проблема - это поисковая задача, для решения которой обучаемому

    необходимы новые знания, и в процессе решения которой эти знания должны

    быть усвоены.

    В разрешении учебной проблемы можно выделить четыре главных стадии:

    1) создание проблемной ситуации;

    2) анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее

    в виде одной или нескольких проблемных задач;

    3) решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и

    последовательной их проверки;

    4) проверка решения проблемы.

    Роль педагога и учащихся на четырех стадиях решения учебной проблемы

    может быть различной: если все четыре стадии выполняет педагог, то это

    проблемное изложение. Если все четыре стадии выполняет учащийся, то это

    исследовательский метод. Если какие-то стадии выполняются педагогом, а

    какие-то учащимися, то имеет место частично-поисковый метод.

    4. Методы стимулирования.

    Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству

    и действию.

    Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение

    свойственно всем людям, но особенно молодежи. Соревнование в учебных

    заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача

    педагога — не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в

    стремление к первенству любой ценой.

    Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный

    воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в

    своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и

    результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение

    острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы

    испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще.

    В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не

    привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом

    особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на

    захваленных и обойденных вниманием.

    Наказание. Наказание — один из самых старейших методов воспитания.

    Наказание корректирует поведение воспитанника, заставляет его

    задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство

    неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - это самоутверждение

    наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при

    планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз

    комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять

    воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания.

    Педагогические требования к применению мер наказания следующие:

    1) нельзя наказывать за неумышленные поступки;

    2) нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению:

    лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

    3) сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания;

    4) строго соблюдать педагогический такт;

    5) опора на понимание и поддержку общественного мнения;

    6) учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.