МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Специфика музыкального воспитания дошкольников

    дошкольного возраста с обогащением их жизненного опыта, опыта слушания

    музыки восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления.

    Восприятие музыки взрослым человеком отличается от детского тем, что

    музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так

    же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить услышанную музыку.

    Вместе с тем качество восприятия музыки не связано только с возрастом.

    Неразвитое восприятие отличается поверхностностью. Оно может быть и у

    взрослого человека. Качество восприятия во многом зависит от вкусов,

    интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него зачастую

    формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая музыка не

    вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать

    выраженным в ней чувствам с детства. Н.А.Ветлугина пишет: «Развитие

    музыкальной восприимчивости не является следствием возрастного созревания

    человека, а является следствием целенаправленного воспитания» (3 стр.140).

    Таким образом восприятие зависит от уровня музыкального и общего

    развития человека, от целенаправленного воспитания.

    В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и

    мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно

    велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл

    музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных

    прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение

    открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки

    еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, что бы восприятие

    произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так

    необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.

    Различие нюансов музыки развивается у детей начиная с раннего возраста.

    На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок

    различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает – движение,

    слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно

    осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое место здесь

    можно поставить слушание музыки. Прежде чем исполнить песню или танец,

    ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные

    впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и

    современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю,

    постигает «интонационный словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер

    однажды заметил: «Что бы понять прекрасную сказку на японском языке, надо

    хотя бы немного его знать». Как говорилось выше, усвоение любого языка

    начинается в раннем детстве. Музыкальный язык не является исключением.

    Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием

    слушают старинную музыку И.С.Баха, А.Вивальди, В.А.Моцарта, Ф.Шуберта и

    других композиторов – спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На

    ритмичную музыку они реагируют непроизвольными движениями. На протяжении

    всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется,

    закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального

    вкуса и музыкальной культуры в целом.

    Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через

    музыкальное исполнительство – пение, музыкально-ритмические движения, игру

    на музыкальных инструментах.

    Как уже было сказано, все виды музыкальной деятельности взаимодействуют

    между собой. Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и

    совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании

    музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия

    использовать все виды музыкального исполнительства. Далее мы увидим, как

    влияют те или иные виды музыкального исполнительства на развитие

    восприятия.

    ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

    Музыкальное исполнительство осуществляется в пении, музыкально

    ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Для освоения

    различных видов исполнительской деятельности необходимо формировать у детей

    определенные навыки и умения. Некоторые из них осваиваются с легкостью,

    другие – с трудом. Для того, чтобы детское исполнительство и творчество

    могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления

    (через восприятие музыки). Если дети различают смену характера музыки,

    могут соотносить музыкальные образы с жизненными явлениями, хорошо

    ориентируются в средствах музыкальной выразительности, они используют опыт

    восприятия музыки при исполнении музыкальных произведений и в творческих

    импровизациях. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей

    сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции.

    Часто детское исполнительство не несет в себе ценности для других

    людей, но оно необходимо самим детям для дальнейшего музыкального развития.

    К детскому исполнительству вряд ли можно применить требование

    художественности, скорее элементарной выразительности. Через него дети

    передают свои чувства, мысли, переживания.

    Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий,

    повторений, упражнений. Интонационные погрешности в пении детей

    преодолевают с помощью упражнений на развитие звуковысотного слуха,

    налаживание слуховокальной координации.

    Рассмотрим виды музыкальной деятельности по порядку.

    Пение. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства.

    В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей:

    эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые

    представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения

    о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные

    потребности ребенка, так называемые знакомые и любимые песни он может

    исполнять по своему желанию в любое время. Пение наиболее близко и доступно

    детям.

    Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей: способствует

    развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает

    детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает

    реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей,

    пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

    Подробно методика работы с детским голосом была дана Н.А.Метловым.

    Музыкально-ритмические движения. Ритмика – один из видов музыкальной

    деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в

    движениях. Основой ритмики является музыка, а разнообразные физические

    упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства

    более глубокого ее восприятия и понимания.

    Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя

    Индия, Китай, Греция). Но впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в

    качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор

    Эмиль Жак-Далькроз. Перед ритмикой он прежде всего ставил задачу развития

    музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.

    Особая ценность и жизнеспособность его системы музыкально-ритмического

    воспитания – в ее гуманном характере. Э.Жак-Далькроз был убежден, что

    обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое

    «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал

    умение выражать себя в движениях.

    Б.М.Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными

    реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т.д.). Поэтому

    движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание

    детьми характера мелодии, качество звуковедения (плавного, четкого,

    отрывистого), средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики,

    взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т.д.). Эти

    свойства музыки можно моделировать с помощью движения рук, танцевальных и

    образных движений.

    Занимаясь ритмикой, важно, чтобы центром занятия была музыка.

    Б.М.Теплов пишет: «как только они (занятия ритмикой) превращаются в занятия

    по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на

    положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь

    музыкальный смысл, этих занятий исчезает» (24, стр.200). Для того, чтобы

    сами дети на занятии не сосредотачивались только на исполнении движений,

    занятия должны быть тщательно подготовлены педагогом, разучены элементы

    танцевальных движений. Важно, что бы обучение носило развивающий характер,

    а не сводилось к «натаскиванию».

    Игра на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми применяются

    различные музыкальные инструменты и игрушки. Они вызывают у ребенка большой

    интерес. Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в

    20-е годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему же принадлежит

    идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он

    провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных

    инструментов, имеющих звукоряд, - металлофона и ксилофона. Был отобран

    репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для

    исполнения на детских музыкальных инструментах, разработаны некоторые

    правила их инструментовки. В своих публикациях Н.А.Метлов дает подробные

    методические рекомендации по использованию, настройке инструментов,

    последовательности обучения детей игре на музыкальных инструментах,

    описание приемов игры на каждом из них.

    Применение детских музыкальных инструментов и игрушек обогащает

    музыкальные впечатления для школьников, развивает их музыкальные

    способности. Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда,

    помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

    Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные

    способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство

    ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые

    представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

    При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам,

    различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра

    на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели,

    воображение.

    Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого

    инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны

    почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться

    использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается

    музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

    Обучая игре на музыкальных инструментах, педагог должен учитывать

    индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают

    попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

    На музыкальном занятии дошкольников должны присутствовать все виды

    детского музыкального исполнительства.

    ДЕТСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    Н.А.Ветлугина в своих исследованиях всесторонне проанализировала

    возможности детей в выполнении творческих заданий, истоки детского

    творчества, пути его развития, обосновала идею взаимосвязи,

    взаимозависимости обучения и творчества детей, теоретически и

    экспериментально доказав в своих работах, что эти процессы не противостоят,

    а тесно соприкасаются, взаимообогащают друг друга. Было установлено, что

    необходимое условие возникновения детского творчества – накопление

    впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для

    творчества, его источником. Другое условие детского музыкального творчества

    – накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально,

    непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою

    очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает

    развивающий характер.

    Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, обычно

    не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого

    ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность

    музыкального образа, созданного ребенком, а наличие эмоционального

    содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности,

    оригинальности.

    Что бы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, у него необходимо развить

    основные музыкальные способности. Кроме того, для проявления творчества

    требуется воображение, фантазия, свободное ориентировка в непривычных

    ситуациях.

    Детское музыкальное творчество по своей природе синтетическая

    деятельность. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности:

    в пении, ритмике, игре на детских музыкальных инструментах. Песенное

    творчество важно формировать начиная с младшего дошкольного возраста,

    используя посильные детям творческие задания. Успешность творческих

    проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, умения выражать в

    пении определенные чувства, настроения, петь чисто и выразительно. Что бы

    сориентировать дошкольников в песенном творчестве Н.А.Ветлугина предлагает

    упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых

    представлений. Важно обращать внимание детей на выразительность их

    импровизации даже в простейших упражнениях. Кроме пения, детское творчеств

    может проявляться в ритмике и игре на музыкальных инструментах. Творческая

    активность детей в ритмике во многом зависит от организации обучения

    музыкально-ритмическим движениям. Полноценное творчество ребенка в ритмике

    возможно только в том случае, если его жизненный опыт, в частности

    музыкально-эстетические представления постоянно обогащается, если есть

    возможность проявить самостоятельность.

    Повышенное внимание следует уделять отбору музыкальных произведений,

    которые служат как бы сценарием для самостоятельных действий детей.

    Программная музыка занимает ведущее место в творческих заданиях, так как

    поэтический текст, образное слово помогают ребенку лучше понять ее

    содержание.

    Инструментальное творчество детей как правило проявляется в

    импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте,

    непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает

    на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта.

    Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество –

    владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах,

    различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие

    музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы

    дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить

    настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который

    предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это

    помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного

    языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

    МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Выше говорилось о том, что в детском саду дошкольники не только

    обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают

    необходимые теоретические знания о музыке.

    Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные

    знания. Развитие ладового чувства (различение эмоционально окраски музыки –

    характера всего произведения) предполагает знание того, что содержанием

    музыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке

    каких либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную

    окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный

    лад, различный тембр, динамика и т.д.) создают определенное настроение,

    нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму

    (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски

    музыки, изменение характера интонации в отдельных частях и т.д.

    Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том,

    что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из

    звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

    Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют

    различную протяженность – бывают долгими и короткими, что они движутся и их

    чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на

    характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми

    различные жанры. Формирование мотивированной оценки музыкальных

    произведений помимо накопления слухового опыта предполагает определенные

    знания о музыке, ее видах, композиторах, музыкальных инструментах,

    средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах,

    овладение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть и

    т.д.)

    Музыкально образовательная деятельность не существует изолированно от

    других видов. Знания, сведения о музыке даются детям не сами по себе, а в

    процессе восприятия музыки, исполнительство, творчество, по ходу, к месту.

    Каждый вид музыкальной деятельности требует определенных знаний. Для

    развития исполнительства, творчества нужны специальные знания о способах,

    приемах исполнительства, средствах выразительности. Обучаясь пению, ребята

    приобретают знания, необходимые для овладения певческими навыками

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.