МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современные технологии в образовании

    Каким должно быть домашнее задание:

    . не тягостным, а привлекательным,

    . необычным,

    . посильным,

    . обязательно проверенным и оцененным,

    . включать логические задачи, так как именно таким способом можно

    руководить «заочно» мыслительной деятельностью учащихся,

    . свободным для выбора,

    . охватывать все стороны содержания (знания, способы деятельности,

    ценности).

    Особенность домашнего задания — проговор (про себя: дома, на улице, в

    транспорте и т. д.). Что это даёт:

    . перевод информации из кратковременной памяти в долговременную,

    . возможность осмысления учебного материала,

    . новое содержание подвергнется мыслительной обработке (анализ,

    сравнение, выделение главного).

    Важнейшая закономерность процесса усвоения — активное запоминание.

    Поэтому проговаривать учебный материал следует с опорой на учебник:

    прочитать, потом мысленно проговорить содержание прочитанного, сопоставить

    с рассказом учителя. Шевченко отмечает, что при помощи проговора про себя

    создаётся имитация коллективной деятельности (учащийся сам себе доказывает,

    возражает и т. д.), что способствует прочному усвоению.

    Проговор вслух — этот элемент усвоения начинается с момента начала

    урока. Проговоры проходят в парах сменного состава: «учитель-ученик».

    «Учитель» тоже проговаривает учебный материал, но про себя (задавая

    вопросы, уточняя и т. д.). Если возникает спор, то его разрешают ученики-

    консультанты, которые в данный момент не проговаривают, а ходят от парты к

    парте — консультируют.

    В конце проговора «учитель» выставляет оценку своему ученику в

    специальную «Карточку учёта знаний».

    Отметка в данном случае является стимулирующим фактором, но не

    оценивающим.

    Длительность проговора 5 минут, но на каждом уроке.

    Фронтальное повторение. В процессе проговора учащимся может быть

    допущена ошибка. Она может быть исправлена в процессе фронтального

    проговора. Правильный ответ прозвучит обязательно. Длится этот этап 10—12

    минут, он и завершает процесс усвоения урочной темы. «Звучат» вопросы не

    только по теме, но и по всему курсу.

    Таким образом, решаются три взаимосвязанных задачи:

    1. Окончательное формирование первоначального образовательного уровня.

    2. Создание образовательного уровня темы (раздела).

    3. Создание итогового образовательного уровня (выделение главного,

    обобщение в пределах изучаемых тем, поиск закономерностей).

    Фронтальное повторение связывает первый этап процесса обучения с

    последующими: подбор логических задач (простой пересказ — репродуктивный

    уровень, проблемные вопросы низшего порядка — решение проблемы в

    стандартных условиях, проблемные вопросы высокого порядка — решение

    проблемы в новых условиях). С. Д. Шевченко использует информационно-

    проблемные вопросы, использует задания дискуссионного характера.

    Один из эффективных приёмов проведения дискуссий — драматургия

    (проигрывание в лицах исторических сюжетов).

    Методы и средства

    1. Педагогическая пятиминутка (диалог-рефлексия по поводу только что

    пройденного этапа урока).

    2. Воспроизведение листа опорных сигналов.

    Обобщая сказанное, структуру учебного процесса в целом можно

    представить следующим образом:

    Таблица 2.9.

    Структура учебного процесса

    |Структурные этапы |Деятельность учителя |Деятельность учащихся |

    |процесса усвоения | | |

    |Изучение нового |Рассказ учителя. |Учащиеся пассивно |

    |материала на уроке |План: |воспринимают новую |

    |(20—25 мин.) |а) |информацию. В меру |

    | |б) |необходимости отвечают на |

    | |в) |вопросы учителя. |

    | |После краткого |Один учащийся из учебной |

    | |рассказа учитель |группы является старшим. |

    | |создаёт учебные |Он регламентирует |

    | |группы (2—4 |групповую работу. |

    | |учащихся), которые | |

    | |должны прочитать | |

    | |часть параграфа, | |

    | |выделить смысловые | |

    | |части текста и | |

    | |определить структуру | |

    | |каждой смысловой | |

    | |части. Для того чтобы| |

    | |организовать эту | |

    | |ученическую работу, | |

    | |учитель проводит | |

    | |инструктаж. | |

    | |После окончания этой |Учащиеся активно участвуют|

    | |учебной работы |в проверке классного |

    | |учитель фронтально |задания. |

    | |проверяет результаты | |

    | |ученической | |

    | |деятельности. | |

    | |Учащиеся, которые | |

    | |правильно справились | |

    | |с заданием, ставят | |

    | |оценки в | |

    | |индивидуальную | |

    | |карточку учёта | |

    | |знаний. | |

    | |За 3—5 мин до |Учащиеся слушают и |

    | |окончания урока |записывают домашнее |

    | |учитель даёт домашнее|задание. |

    | |задание и проводит | |

    | |обстоятельный | |

    | |инструктаж, как его | |

    | |выполнять. | |

    |Самостоятельное | |Учащиеся изучают |

    |выполнение домашнего| |соответствующий параграф |

    |задания. | |учебника и подготавливают |

    | | |ответ к логическим |

    | | |заданиям. |

    |Громкий проговор |Учитель-учащийся |Ученик рассказывает |

    |урочной темы в |заблаговременно |учебный материал урочной |

    |начале следующего |создаёт учебные пары.|темы учащемуся-учителю. |

    |урока. |В начале урока |После проговора учитель |

    | |осуществляется |проверяет знание урочной |

    | |краткий инструктаж. |темы по вопросам, после |

    | | |чего он выставляет оценку |

    | | |учащемуся в индивидуальную|

    | | |карточку учёта знаний. |

    |Фронтальное |Учитель-учащийся |Учащиеся активно участвуют|

    |повторение урочной |проводит фронтальное |в повторении. |

    |темы, повторение |повторение в форме | |

    |узловых вопросов |беседы. Логические | |

    |учебной темы и всего|задания составлены на| |

    |курса. |разных уровнях | |

    | |мыслительных усилий. | |

    | |Основное количество | |

    | |вопросов | |

    | |предназначено для | |

    | |организации текущего | |

    | |повторения, а | |

    | |остальные — для | |

    | |тематического и | |

    | |итогового. | |

    | |Положительные оценки,| |

    | |которые были | |

    | |объявлены | |

    | |учителем-учеником, | |

    | |выставляются в | |

    | |индивидуальную | |

    | |карточку учёта | |

    | |знаний. | |

    |Педагогическая |Учитель-учащийся |Учащиеся обсуждают, как |

    |минутка. |выполнил свои |вёл первую половину урока |

    | |обязанности. Роль |учитель-учащийся. |

    | |ведущего берёт на |Комментатор руководит этим|

    | |себя комментатор. |процессом, опрашивает |

    | | |учеников и делает сам |

    | | |замечания. |

    |Воспроизведение ЛОС.|Ещё в начале урока |Учащиеся в тетрадях |

    | |специально выделенные|«ученик-учитель» начинают |

    | |учащиеся повесили на |по памяти воспроизводить |

    | |доске ЛОС (прошлой и |ЛОС урочной темы, которую |

    | |настоящей урочной |они изучали дома. Если |

    | |темы). Вот почему |кто-то из учащихся забыл |

    | |учителю достаточно |что-либо из ЛОС, он может |

    | |только сказать: |поднять руку и ему учитель|

    | |«Приступили». |разрешит посмотреть. |

    Более подробное описание этой технологии найдёте в книге С. Д.

    Шевченко «Школьный урок: как научить каждого». — М., 1991 г.

    2.4. Технология концентрированного обучения

    Данная технология представляет собой интерпретацию широко известного

    активного метода погружения. Погружение — метод обучения с элементами

    релаксации, внушения и игры. Этот метод с той или иной глубиной

    использовался В. Ф. Шаталовым, Ш. А. Амонашвили, А. Тубельским и др. В 1995

    году Г. Ибрагимов успешно систематизировал модифицированные методы и дал им

    точное психологическое обоснование.

    Замысел создания метода концентрированного обучения был актуализирован

    отсутствием у большинства учащихся системы знаний и умений по отдельным

    учебным дисциплинам, отсутствием мотивации и привязанностей к изучаемым

    предметам, быстрое забывание изученного материала, невостребованность

    знания на практике, повышенная утомляемость в процессе изучения разных

    предметов. Этому положению вещей было одно объяснение — в соответствии с

    классно-урочной системой организации обучения содержание обучения в учебных

    программах и учебниках искусственно разбито на логически завершённые

    разделы, темы, параграфы.

    Усвоение учебной дисциплины строится следующим образом: ежедневно

    изучается по 3—6 разнородных предметов на уроках по 45 минут. При такой

    организации обучения усвоение учебного предмета растягивается на длительное

    время. «Есть факты», — отмечает Д. Левитес, — «когда предметы, рассчитанные

    на 34 часа, изучаются в течение целого учебного года потому, что уроки по

    ним включаются в расписание не более одного раза в неделю» [10].

    Понятно, что подобная организация обучения не способствует прочному

    усвоению, знания быстро забываются.

    Г. Ибрагимов убедительно доказывает, что подобное, сильно

    рассредоточенное во времени изучение предметов — неэффективный,

    противоречащий закономерностям физиологии и психологии восприятия и

    запоминания информации человеком способ организации учебного материала.

    Учащиеся в течение дня изучают несколько разнохарактерных предметов.

    Во второй половине дня они вынуждены готовиться к урокам на завтра, а это

    ещё четыре-пять дисциплин. А это не менее десяти разнородных интересов,

    порой никак не связанных между собой, десять эмоциональных впечатлений. И

    так изо дня в день, в течение почти всех лет обучения в школе.

    Постоянная смена предметов не позволяет учащимся полностью погрузиться

    в предмет, не даёт возможности на чём-то остановиться, задуматься и

    осмыслить заинтересовавший вопрос, погрузиться в понравившийся предмет. На

    переключение с одного предмета на другой тратится масса энергии — ведь в

    течение дня каждый следующий урок как бы стирает предыдущий, обесценивая

    его значимость. Каждый урок — это новая доминанта для учащихся, а значит, и

    необходимость соответствующим образом настраиваться и осуществлять учебную

    деятельность. Подобная частая смена доминант, их неустойчивость,

    невозможность сосредоточиться на чём-то одном, постоянная смена кабинетов,

    педагогов приводит в итоге к тому, что школа ежечасно, по определённому

    алгоритму, заложенному в расписании, рассеивает внимание учащихся, служит

    одной из главных причин их повышенной нервозности, быстрой утомляемости,

    раздражительности, низкой эффективности учебного труда.

    Г. Ибрагимов особо подчёркивает, что недостаток сложившейся

    организации учебного процесса состоит и в том, что она не в состоянии

    учитывать закономерности динамики работоспособности педагогов и учащихся в

    течение дня, недели и т. д. Мешает многообразие одновременно изучаемых

    дисциплин, стремление каждого педагога максимально активизировать учебную

    деятельность независимо от места урока в расписании, дня недели и т. д.

    Сторонники методики «погружения в предмет» полагают, что классно-

    урочная система организации обучения является одной из главных причин

    дробления личности, воспитания старательных посредственностей.

    Задача: чтобы предупредить забывание материала, усвоенного на уроке,

    необходимо провести работу по закреплению в день его восприятия.

    Возможное решение: переход к такой системе организации обучения,

    которая бы максимально сближала учебный процесс с естественными

    психологическими особенностями человеческого восприятия.

    Концентрированное обучение — особая технология организации учебного

    процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредотачивается на

    более глубоком изучении каждого предмета за счёт объединения уроков в

    блоки, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного

    дня, недели.

    Цель концентрированного обучения — повышение качества обучения и

    воспитания учащихся через создание оптимальной организационной структуры

    учебного процесса, сближение обучения с естественными психологическими

    закономерностями воспитания.

    Сущность концентрированного обучения — непрерывность процесса познания

    и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием

    умений пользоваться полученной информацией); единовременная

    продолжительность изучения темы, раздела или всей учебной дисциплины,

    обеспечивающая их прочное усвоение; сокращение числа одновременно изучаемых

    дисциплин; ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности,

    ответственности, творческой активности учащихся; вариативность и

    комплексность применяемых форм и методов обучения, адекватных целям и

    содержанию учебного материала и учитывающих особенности динамики

    работоспособности учащихся и педагогов; сотрудничество педагогов и

    учащихся, учащихся между собой.

    Варианты реализации технологии концентрированного обучения

    Классифицируя различные способы организации концентрированного

    обучения, Г. Ибрагимов предлагает три различные модели. Д. Г. Левитес даёт

    здесь описание двух из них, полагая, что именно они наиболее применимы в

    условиях общеобразовательной школы.

    Первая модель предполагает изучение в течение определённого времени

    одного основного предмета. Продолжительность погружения в предмет

    определяется:

    . особенностями содержания и логики его усвоения учащимися;

    . общим числом отводимых на изучение дисциплины часов;

    . наличием материально-технической базы и другими факторами.

    При концентрированном изучении одного предмета планирование учебного

    процесса состоит в следующем: общее годовое число часов по предмету делится

    примерно поровну на части. Далее в течение 3—5 дней учащиеся изучают только

    этот предмет. За это время на качественном уровне изучается материал всего

    курса. Одно такое погружение происходит за одну часть времени.

    В следующем промежутке времени вновь возвращаются к этому материалу,

    углубляя и расширяя ранее полученные знания путём оперирования ими в

    стандартных ситуациях.

    Во время третьего погружения учащиеся учатся применять знания в новых,

    нестандартных ситуациях. На последнем этапе концентрированного изучения

    предмета учащиеся обучаются умениям творческого применения знаний.

    Продолжительность одного урока при такой организации обучения

    сокращается до 35 минут. После каждых двух уроков, как правило, проводится

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.