МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современные технологии в образовании

    Овладение ими доступно людям, обладающим незаурядными личностными и

    деловыми качествами, имеющим жизненный опыт, прошедшим специальную

    подготовку. Обращение к гуманитарным технологиям правомерно для тех, кто

    испытывает потребность в общении с людьми, обладает развитой интуицией,

    коммуникабельностью и эмпатией.

    Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной

    особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия

    диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного

    конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер

    индивидуально-личностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого

    взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического

    процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный

    язык общения [4].

    Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с

    человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость

    возможно обеспечить через прояснение смысла совместных действий,

    коллегиальность в формировании и выборе цели, предъявление целей для

    экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции,

    изначально заложенную в алгоритм технологии. В основании гуманитарной

    технологии лежит внутренняя логика развития прогнозируемого качества, а не

    внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапам работы

    или закономерностям гипотетического построения той или иной образовательной

    модели.

    Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности её

    влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы,

    мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику

    личностной системы в целом.

    Гуманитарность технологии определяется возможностью «оборачиваемости»

    используемых методов, так называемого «двустороннего» эффекта их применения

    и возврата к педагогу на индивидуально-личностном уровне [4].

    И для исследователей, и для практиков окажется полезным найти, в чём

    технологичность практических образцов (коллективная система обучения — КСО;

    обучение творческому мышлению в разработках ТРИЗ — теории решения

    изобретательских задач; и др.), в чём их возможности и где границы их

    применимости, достижение каких педагогических целей они гарантированно

    обеспечивают и какими способами. Для расширения границ педагогической

    технологии представляет интерес обучение различным видам психофизических

    техник: профессиональная спортивная подготовка, тренинг актёрского

    мастерства, обучение некоторым психотерапевтическим методикам. Результаты,

    которые воспроизводимо достигаются и диагностируются в этих видах обучения

    —психофизическая саморегуляция, целенаправленное развитие личностных

    качеств обучаемых. Содержание обучения включает целостный опыт учащихся (не

    только знания или умения), порождение смыслов, управление психофизическими

    состояниями, рефлексию действий, способов получения нового опыта, процесс

    коммуникации и его рефлексию. Для «технологического» анализа интересна

    воспроизводимость получаемых результатов и процесса их достижения. Мы

    считаем важной саму возможность такого технологического подхода, который

    позволяет получать личностные учебные результаты. Эта возможность — есть

    перспектива создания «высоких педагогических технологий» (понятие предложил

    А. М. Лобок в 1994 году); особенность которых состоит в сочетании

    воспроизводимости результатов с их личностным характером [8].

    Психологические технологии, представляя вид гуманитарных технологий,

    направлены на раскрытие, реализацию и развитие индивидуальности учащегося,

    оптимизацию его взаимоотношений с учителями, другими людьми. Широкий спектр

    психологических технологий, применяемых в педагогическом процессе, помогает

    совершенствовать методы преподавания в школе и вузе. Для психологов,

    педагогов, студентов может быть полезен в их профессиональной деятельности

    тренинг как метод преднамеренных изменений [14, 22].

    В 1993 году в Санкт-Петербурге создан Институт Тренинга, его

    возглавляет профессиональный тренер Н. Ю. Хрящёва. Коллективом Института

    Тренинга разработаны программы тренинга партнёрского общения, тренинга

    сенситивности, тренинга креативности, более 200 психологических упражнений,

    направленных на развитие умений и установок эффективного общения:

    упражнения для создания групповой атмосферы (оптимизации внимания,

    мыслительной активности учащихся). Многие упражнения можно использовать

    самостоятельно для развития у себя компетентности в общении, сенситивности,

    креативности. Главные ценности и смыслы, сформулированные его создателями

    уже в самом начале — профессионализм и компетентность, дружелюбие,

    честность и порядочность [22].

    1.3. Особенности гуманитарных педагогических технологий

    Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило

    постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии

    как об обучении с помощью технических средств до представления о

    педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении

    на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса [2].

    Описание любого учебно-воспитательного процесса представляет собой

    описание некоторой педагогической системы.

    Педагогическая система — основа технологического процесса.

    В. Беспалько.

    Под педагогической системой понимается совокупность (взаимосвязанных)

    средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного влияния на

    личность.

    Педагогическая технология — это проект определённой педагогической

    системы, реализуемый на практике.

    Следовательно, в основе любой педагогической технологии лежит

    системный подход. Система — органичная целостность (класс, школа, вуз,

    группа и т. п.). Например, компьютер — система, учащийся, работающий на

    нём, — тоже. Но вместе они образуют не новую объединённую систему, а только

    комплекс взаимодействующих систем. Комплекс — единство взаимодействующих,

    относительно самостоятельно существующих систем.

    Педагогическая технология конкретно реализуется в технологических

    процессах. В теории обучения технологическими процессами являются,

    например, система форм и средств изучения определённой темы учебного курса,

    организация практических занятий по отработке умений и навыков в решении

    разного типа задач. Каждая задача разрешима с помощью адекватной

    (тождественной) технологии обучения. Целостность технологии обучения

    (воспитания) обеспечивается тремя её компонентами:

    . организационной формой;

    . дидактическим процессом;

    . квалификацией учителя (или ТСО).

    Предметом педагогической технологии являются конкретные взаимодействия

    учителей и учащихся в различных видах деятельности, организованные на

    основе чёткого структурирования, систематизации, программирования,

    алгоритмизации, стандартизации способов и приёмов обучения или воспитания,

    с использованием компьютеризации и технических средств.

    Задачами педагогической технологии являются:

    . отработка глубины и прочности знаний, закрепления умений и навыков

    в различных областях деятельности;

    . отработка и закрепление социально ценных форм и привычек поведения;

    . научение действиям с технологическим инструментарием;

    . развитие навыков технологического мышления;

    . воспитание привычки чёткого следования требованиям технологической

    дисциплины в организации учебных задач и общественно полезного

    труда.

    В дидактических процессах (процесс — движение, объективно

    существующее) различают собственно воспитательный процесс и процесс

    обучения. Для организации воспитательного процесса необходимо развернуть

    работу по постановке определённых целей. А. С. Макаренко считал, что

    подлинное развитие педагогической науки связано с её способностью

    «проектировать личность», то есть диагностировать качества и свойства

    личности, которые должны быть сформированы (развиты) в процессе воспитания.

    Определённость целей позволяет перейти к строгой технологии учебно-

    воспитательного процесса, что (существенно) связано с повышением качества

    педагогического (воспитательного) процесса.

    В чём же состоит глубинный смысл педагогической технологии в целом?

    Во-первых, педагогическая технология сводит на нет педагогический

    экспромт в практической деятельности и переводит её на путь

    предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с

    последующей реализацией проекта в классе. Это возможно сделать на языке

    понятий «дидактическая (воспитательная) задача» и «технология обучения

    (воспитания)».

    Во-вторых, в отличие от ранее использовавшихся поурочных разработок,

    предназначенных для учителя, педагогическая технология предлагает проект

    учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание

    деятельности самого учащегося, то есть проектирование учебно-познавательной

    деятельности ведёт к высокой стабильности успехов практически любого числа

    учащихся.

    В-третьих, существенная черта педагогической технологии — процесс

    целеобразования. Это центральная проблема педагогической технологии в

    отличие от традиционной педагогики. Она рассматривается в двух аспектах: 1)

    диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения

    учащимися учебного материала; 2) развитие личности в целом.

    В-четвёртых, благодаря представлению о предмете педагогической

    технологии как проекте определённой педагогической системы можно

    сформулировать важный принцип разработки педагогической технологии и её

    реализации на практике — принцип целостности (структурной и содержательной)

    всего учебно-воспитательного процесса. Принцип целостности — гармоничность

    всех элементов педагогической системы [2].

    Принцип целостности означает, что при разработке проекта будущей

    педагогической системы любого из видов образования необходимо достичь

    гармоничного взаимодействия всех элементов педагогической системы (ПС), как

    по горизонтали (в рамках одного периода обучения — четверти, семестра или

    учебного года), так и по вертикали — на весь период обучения. При этом

    недопустимо вносить изменения хотя бы в один из элементов ПС, не затрагивая

    соответствующей перестройкой другие. Так, изменяя цели образования, но

    оставляя неизменными его содержание и процессы обучения, имеем

    деформированные педагогические системы. Они, как показывает практика,

    нежизнеспособны. Однако в мире складывается иное представление о том, что

    такое «педагогическая технология» вообще и «технология обучения» в

    частности [8].

    Таблица 1.2.

    Ключевые понятия, включаемые разными авторами

    в термин «педагогическая технология» (по В. Ф. Башарину) [8]

    |Эксперт или название работы |Смысловое значение понятия |

    | |«педагогическая технология» |

    |Т. Сакамото (Япония) |Систематизированное обучение на основе |

    | |системного способа мышления |

    |Л. Фридман, Пальчевский |Совокупность учебных ситуаций, |

    |(Россия) |призванных реализовать педагогическую |

    | |систему |

    |Н. Таланчук (Россия) |Упорядоченная система действий, |

    | |выполнение которых приводит к |

    | |достижению поставленных целей |

    |Международный ежегодник по |А. Выявление принципов и приёмов |

    |технологии образования и |оптимизации образовательного процесса |

    |обучения, 1978 г. |Б. Использование ТСО |

    |М. Кларин (Россия) |Конструирование учебного процесса с |

    | |гарантированным достижением целей |

    |В. Беспалько (Россия) |А. Педагогическое мастерство. |

    | |Б. Описание (проект) процесса |

    | |формирования личности учащегося. |

    | |В. Содержательная техника реализации |

    | |учебно-воспитательного процесса |

    |Проект «Новые ценности в |Сложные и открытие системы приёмов и |

    |образовании», Институт |методик, объединённых приоритетными |

    |педагогических инноваций |образовательными целями, концептуально |

    |РАО, 1995 г. |взаимосвязанных между собой задач и |

    | |содержания, форм и методов организации |

    | |учебно-воспитательного процесса |

    При множестве определений понятий «педагогическая технология» вообще и

    «технология обучения» в частности, большинство специалистов объединяют их

    тремя принципиально важными положениями:

    . планирование обучения на основе точного определения желаемого

    эталона в виде набора наблюдаемых действий ученика;

    . «программирование» всего процесса обучения в виде строгой

    последовательности действий учителя и подбора формирующих

    воздействий (поощрений и наказаний), обуславливающих требуемое

    поведенческое научение;

    . сопоставление результатов обучения с первоначально намеченным

    эталоном, фактически поэтапное тестирование для выявления

    познавательного прогресса, понимаемого как постепенное усложнение

    поведенческого репертуара учащихся.

    Рационалистическая стратегия образовательного процесса предполагает

    чёткое его построение с целью формирования поведенческого репертуара в ходе

    научения. М. Кларин, например, выдвигает такую последовательность действий:

    Первая фаза — планирование обучения на основе точного определения

    желаемого эталона в виде набора наблюдаемых действий учащихся.

    Вторая фаза — диагностическая — выявление исходного уровня наблюдаемых

    действий. Нужно выявить, какими необходимыми для дальнейшего

    познавательного продвижения знаниями учащийся уже овладел. Причём выявить

    это не приблизительно, а очень точно для каждого ученика.

    Третья фаза — рецептурная: в её рамках предусматривается

    «программирование» желаемых результатов обучения и подбор формирующих

    воздействий, обуславливающих требуемое поведенческое научение.

    Четвёртая фаза — реализация намеченного плана: организационное

    обеспечение условий обучения, ввод в действие предусмотренной технологии

    поведенческого тренинга.

    Заключительная, пятая фаза — оценка результатов путём сопоставления их

    с первоначально намеченным эталоном, фактически последовательное, поэтапное

    тестирование для выявления постепенного усложнения «поведенческого

    репертуара».

    Такое обучение с психологической точки зрения носит явную

    бихевиористическую окраску.

    М. Чошанов, анализируя работы отечественных и зарубежных авторов,

    выделяет, в частности, и такие признаки педагогических технологий:

    диагностичное целеобразование и результативность предполагают

    гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;

    экономичность обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию труда

    преподавателя и достижение запланированных результатов в сжатые промежутки

    времени;

    корректируемость — возможность оперативной обратной связи,

    последовательно ориентированной на чётко определённые цели [8].

    Разводя понятия «технология обучения» и «методическая система», М.

    Чошанов подчеркнул, что «основное отличие состоит именно в мере

    выраженности каждого признака. Если в педагогической технологии эти

    признаки выражены наиболее сильно, то в педагогической, дидактической и

    методической системах они могут быть выражены слабо или отсутствовать

    вовсе. Ещё одно отличие заключается в том, что в педагогической технологии

    слабо представлен содержательный компонент, который присутствует в

    педагогической, дидактической и методической системах. Педагогическая

    технология, или, эже, технология обучения является основной

    (процессуальной) частью дидактической или методической системы. Так,

    например, если методическая система направлена на решение следующих задач:

    1. Чему учить?

    2. Зачем учить?

    3. Как учить?

    то технология обучения прежде всего отвечает на третий вопрос с одним

    существенным дополнением:

    4. Как учить результативно?

    Наиболее употребляемо в отечественной педагогике понятие

    «педагогическая технология», хотя в то же время и недостаточно прояснено. В

    современной практике образования это понятие употребляется, как правило, в

    нестрогом научном представлении и обозначает воспроизводимые приёмы,

    способы работы педагогов.

    Распространённое обращение к понятию технологии основано, прежде

    всего, на признаке воспроизводимости педагогической деятельности. В

    социальном плане этот признак связан с другим признаком технологии — её

    возможной массовостью. Более строгое понимание педагогической технологии в

    отечественной педагогике близко к распространённому в мире представлению о

    педагогической технологии и рассматривается как построение образовательного

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.