МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Совершенствование учебного процесса в современной школе

    школы.

    Какие партнеры имеются у современной школы? Это учреждения системы

    дошкольного образования_ детские сады и ясли-сады; учреждения системы

    дополнительного образования - Дома Детского Творчества, спортивные школы,

    различные клубы.

    Картина не была бы полной, если бы мы не отметили, что рядом с

    общеобразовательными работают вечерне-сменные школы, школы индивидуального

    обучения, школы надомного обучения, создана система экстерната. Больные

    дети учатся в специализированных образовательных заведениях.

    В стране вот уже несколько лет развивается система опытно-

    экспериментальной работы, которая ведется различными образовательными

    учреждениями. Основное назначение этой деятельности - построение нового

    облика на базе лучших традиций старых образовательных заведений. Часто это

    движение называют - Дорогой к Имени. Речь идет о переходе от имен-номеров

    (Школа N 4567) к собственным именам (Гимназия имени Ушинского, Школа

    Познания, Лицей Искусств). Все это способствует оптимизации учебного

    процесса.

    Применение новых информационных технологий для совершенствования

    процесса обучения современной школы

    В последнее десятилетие значительно усилилось влияние новых

    информационных технологий на учебно-воспитательный процесс в средней

    общеобразовательной школе и высших учебных заведениях. Появилась

    необходимость обучения учащихся приемам и способам ведения информационных

    архивов. Одной из основных целей школьного обучения становится формирование

    информационной культуры учащихся. Более того, для многих профессий

    появилась необходимость непрерывного образования на протяжении всей

    профессиональной жизни личности.

    Активно развиваются личностно-ориентированные технологии обучения. В

    основе этого подхода лежит единство целей общеобразовательного и

    предпрофессионального обучения при демократизации условий развития

    личности. Основными характеристиками применения современных информационных

    технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения,

    а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся.

    Для реорганизации учебного процесса на основе современных

    информационных технологий разработано множество учебных программ и учебных

    пособий. Однако реально каждый учитель разрабатывает свои программы, а

    также учебные и дидактические материалы. Накоплено значительное количество

    компьютерных программ, предназначенных для использования в школьном и

    вузовском обучении.

    Наиболее важными среди таких программ являются интерактивные обучающие

    программы, предусматривающие обмен информацией не менее чем между двумя

    участниками диалога, а также развивающие программы, способные увлечь

    учащихся, привлечь их к решению учебных проблем, развивать их

    интеллектуальный уровень. Компьютерные программы объединяют часто в

    электронные и мультимедийные учебники.

    Необходима серьезная разработка методической системы обучения учащихся

    информатике и современным информационным технологиям, в первую очередь

    разработка и совершенствование форм и методов обучения. Необходима

    направленность на продуктивное усвоение школьниками системы ведущих знаний,

    на эффективное воспитание и развитие школьников. Существующая в школах

    методика должна отражать идейно-философскую сторону обучения,

    мировоззренческий аспект, воспитательные возможности и образовательные

    ценности. Функции информатики связаны с раскрытием роли информационных

    процессов в живой природе, технике, обществе, с формированием навыков

    использования компьютеров как специфического средства решения учебных

    задач, реализацией задач профессиональной ориентации школьников.

    Традиционные приемы, методы и средства обучения при переносе в современный

    урок должны быть соответствующим образом модифицированы. Кроме того,

    достижение целей обучения, как правило, обеспечивается комплексом

    традиционных и новых приемов обучения. В качестве специальных приемов и

    методов, используемых в информатике, можно назвать использование сценария,

    использование псевдокода, подробные спецификации, использование готовых

    фрагментов, последовательное уточнение, структурное программирование,

    разработка алгоритмов "снизу вверх", объектно - ориентированное

    программирование, метод "открытых" программ, моментальное программирование,

    эволюционный подход и другие.

    Большая часть информации передается посредством письма на бумажных

    носителях. Недостатками этого вида передачи являются длительность выпуска и

    высокая стоимость новых книг. Еще более несовершенна передача информации в

    устной форме - лекционных курсах - специалисты в области науки, обладающие

    педагогическим талантом и тем более артистическими способностями, -

    редкость. Особую проблему составляет получение визуальной информации.

    Например, при изучении принципов работы двигателя внутреннего сгорания,

    процесс работы которого осуществляется в закрытой системе и эффективность

    лабораторных работ чрезвычайно низка. Значительное количество такого рода

    информации невизуализируемо существующими методами, что вынуждает

    показывать ее статической графикой или рассказывать о ней устно.

    Развитие компьютерной техники позволяет преодолеть эти проблемы,

    однако существующие материалы в электронном виде ориентированы на среднего

    пользователя. В целях совершенствования учебного процесса в школе и

    интегрирования с академической наукой необходимо наладить выпуск

    интерактивных учебных материалов на электронных носителях.

    Компьютерный учебник соединяет все преимущества обычного учебника с

    возможностью быстрого тиражирования и непрерывного совершенствования.

    Лабораторная работа на компьютере при помощи компьютерной графики

    показывает преобразования в закрытых системах и позволяет без существенных

    затрат изучать самые сложные процессы. Компьютерный экзаменатор позволит

    обучающемуся усвоить материал при помощи самоконтроля или объективно

    проверить свои знания при использовании независимого контроля.

    Применение новых информационных технологий для совершенствования

    процесса обучения в начальной школе

    На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится

    оптимизация учебного процесса в школе вообще и в начальной школе в

    частности. В начальной школе курс информатики должен носить развивающий,

    прикладной характер, органично входить в жизнь ребенка в рамках обучения в

    начальной школе. Учитель, преподающий одновременно русский язык,

    литературу, математику, естествознание, музыку, труд, физкультуру и т. д.,

    как никто другой готов к освоению процесса интеграции различных предметов и

    технологий. Ему только надо самому понять и принять те неограниченные

    возможности, которые предоставляет компьютер, хорошее программное

    обеспечение и преподаватель информатики.

    Различные объективные причины (старые традиции, требования программы и т.

    д.) мешают учителю изменить себя. Занятия на уроке информатики вместили в

    себя все то, что с трудом помещается в традиционные школьные уроки.

    Программное обеспечение, которое предлагается ребенку, поможет повысить

    его школьную мотивацию. Каким образом? Для полноценного общения ребенка с

    компьютером ему (ребенку) необходимо применить все те знания и умения,

    которые он получил на других уроках. Так возникла идея интегративных

    цепочек. Буквально с первых занятий в компьютерном классе ребенку надо

    найти на клавиатуре клавиши со стрелками и начать их использовать, а это

    значит, что он должен непроизвольно вспомнить уроки математики, на которых

    повторяли то, что ребенок принес из дошкольного детства: ориентация в

    пространстве и на плоскости. Тут же возникла первая интегративная цепочка:

    математика -информатика. Учителю информатики стало трудно без учителя

    начальной школы (очень много вопросов возникает и при подготовке к уроку и

    во время его проведения), а учителю начальной школы стало необыкновенно

    интересно, как его ученики справляются с заданиями, чего они еще не знают,

    чтобы легко продвигаться вперед. У учителя информатики по ходу работы

    возникает много таких ситуаций, когда ребенку стоит только предложить

    помощь -- и он успешно будет продвигаться вперед. А ведь преподаватель

    информатики не всех детей хорошо знает, не все тонкости программы начальной

    школы ему знакомы. Поэтому хрупкое равновесие успешной и приятной работы на

    уроке в компьютерном классе легко может нарушиться. Для того, чтобы этого

    не произошло необходимо создать общее календарно-тематическое планирование,

    найти те точки соприкосновения фактического материала, которые позволят

    детям изучать и закреплять материал, полученный на общеобразовательных

    предметах. Несколько примеров интегративных цепочек:

    · Математика - информатика

    · Технология - информатика

    · иностранный язык - информатика

    · русский язык - информатика

    · изобразительное искусство - информатика

    · развитие речи - информатика

    · история - информатика и т. д.

    Существует идея проведения совместных уроков двух преподавателей

    одновременно. Два учителя работают вместе на уроке, в период его

    планирования и обсуждения результатов по итогам занятий.

    На таких занятиях проявился еще один важный, на наш взгляд, аспект.

    Ребенок чаще всего находится в классе в обстановке, хорошо знакомой и ему,

    и его родителям, да и бабушке с дедушкой, а именно: парта, стул, ребенок

    сидит за партой, парты стоят ровными рядами, дети сидят в затылок друг за

    другом; лицом к ним, в центре у доски - учитель (стоит, сидит за столом или

    ходит монотонно вдоль рядов, заглядывая в тетради).

    Вся эта обстановка дисциплинирует и завораживает, но через некоторое

    время становится скучно - хочется перемен. Психологи рекомендуют чаще детей

    пересаживать с места на место, меняя таким образом для них мизансцену.

    Здесь ведущая роль - у учителя, а у ученика - ведомая, что бы мы ни

    придумывали (диктанты с комментариями ребенка для всего класса или что-либо

    в этом роде) - мы их погружаем в искусственно созданную ситуацию

    псевдосамостоятельности.

    Принципиально другая ситуация на занятиях в компьютерном классе.

    Ребенок оказывается один на один с машиной, которая послушно выполняет

    команды ученика. Чаще всего расположение мебели и машин таково, что ребенок

    сидит спиной к учителю, который ходит по классу и спокойно, неторопливо,

    без нервозности предлагает детям свою помощь в управлении машиной. Ребенок

    спокоен, сосредоточен, он сиюминутно видит результаты своего труда, он

    часто должен принимать самостоятельные решения для того, чтобы справиться с

    поставленной задачей. Наблюдения показывают, что ребята выходят после таких

    занятий не уставшими, а вдохновленными.

    Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса

    современной школы

    Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

    Метод проектов возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его

    называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического

    направления в философии и образовании, разработанными американским

    философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

    Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную

    деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом

    знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную

    заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны

    пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема,

    взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения

    которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые

    еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать

    новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в

    нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики

    должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив

    необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый

    результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной

    деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела

    некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее

    время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и

    структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней -

    стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим

    владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность,

    предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать

    практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к

    практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением

    соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

    Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20

    века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с

    разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога

    С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников,

    пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

    Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться

    в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК

    ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор в России больше

    не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в

    школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма

    успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии,

    Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи

    гуманистического подхода к образованию Дж.Дьюи, его метод проектов нашли

    широкое распространение и приобрели большую популярность в силу

    рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения

    для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной

    деятельности школьников. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и

    где и как я могу эти знания применить - вот основной тезис современного

    понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные

    системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и

    прагматическими умениями.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков

    учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений

    ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического

    мышления.

    Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность

    учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в

    течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с

    групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда

    предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны,

    использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой,

    интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники,

    технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны

    быть, что называется, "осязаемыми", т.е. , если это теоретическая проблема,

    то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый

    к внедрению.

    Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением -

    показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики

    обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века,

    предусматривающие прежде всего умение адаптироваться к стремительно

    изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

    Основные требования к использованию метода проектов: Наличие значимой

    в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей

    интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения

    (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира;

    создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме;

    проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.). Практическая,

    теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

    (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии

    данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях,

    прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты,

    альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях,

    план мероприятий, пр.); Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая)

    деятельность учащихся. Cтруктурирование содержательной части проекта ( с

    указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов:

    определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение

    гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных

    результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка,

    выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой

    атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов,

    просмотров, пр.).

    Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В

    одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов

    образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями

    с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных

    интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов

    может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются

    при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и

    творческие, прикладные.

    Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса

    школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому

    вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов,

    особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то

    практическому вопросу, актульному для практической жизни и вместе с тем,

    требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных

    областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким

    образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.

    Например, очень острая проблема городов - загрязнение окружающей

    среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех

    отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или

    такая проблема: отечественные войны 1812 и 1941-45 годов. Здесь не только

    история, но и политика, этика. Или: проблема государственного устройства

    США, России, Швейцарии. Здесь потребуются знания из области государства и

    права, международного права, географии, демографии, этноса, пр. Или:

    Золушка, Белоснежка и Царевна Лебедь в сказках народов мира. Эта проблема

    для младших школьников, а сколько здесь потребуется от ребят поисков,

    смекалки, творчества. Тем для проектов неисчерпаемое множество и

    перечислить хотя бы наиболее, так сказать, "целесообразные", дело

    совершенно безнадежное, поскольку это живое творчество, которое нельзя

    никак регламентировать. Другое дело, если мы хотим использовать не просто

    метод проектов, а телекоммуникационных проектов, нам следует абсолютно

    четко уяснить, что это такое и в каких случаях в школьной практике они

    могут использоваться. Результаты выполненных проектов должны быть

    материальны, то есть как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал

    "путешествий", компьютерная газета, альманах и т.д.). В ходе решения какой-

    либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из

    разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков.

    Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие

    задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме,

    построение личностно-ориентированной педагогической системы, являющиеся

    насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, невозможны без

    изменения образовательных технологий. Образовательная технология должна

    способствовать раскрытию субъектного опыта ученика: формированию личностно

    значимых для него способов учебной работы; овладению умениями

    самообразования. Этим требованиям отвечают педагогические технологии

    практической направленности, как, например, прагматическая педагогика Джона

    Дьюи. Они в совокупности с изучаемыми информационными технологиями и

    современной информсредой образовательного учреждения обеспечивают

    деятельностный подход к обучению, позволяющий быстрее и легче реализовать

    сверхзадачу - перевод обучающегося в режим саморазвития.

    Дьюи рассматривал метод проектов как универсальный метод в школьной

    практике. Но наиболее рациональным предлагается рассматривать этот метод в

    сочетании с традиционными методами обучения, но не в качестве метода,

    заменяющего сложившуюся систему, а в качестве дополняющего ее элемента в

    организации самостоятельной работы ученика в развитой информационной среде

    в процессе освоения ИТ как предмета изучения (в рамках спецкурсов "НИТ по

    выбору", представленных в вариативной части учебного плана). Как показывает

    многолетний опыт Самарского лицея информационных технологий, введение

    наряду с традиционной классно-урочной системой предметно-группового и

    предметно-уровнего обучения с применением курсового проектирования во

    многом содействует становлению личностно-ориентированной педагогической

    системы.

    Роль обучаемого в организации его образования становится более

    значительной, поскольку организованный учебный процесс все в большей

    степени превращается в процесс самообучения: ведь обучаемый сам выбирает

    образовательную траекторию в детально разработанной и умело организованной

    учебной среде. Работая в составе мини-бригады по созданию курсового

    проекта, обучающийся не только приобретает опыт социального взаимодействия

    в творческом коллективе единомышленников, формирует собственное

    представление о принципах сотрудничества и научной организации труда, но и

    использует полученные знания в своей деятельности, интериозировав

    (присвоив) их, обозначив тем самым свое становление субъектом познания,

    развивая в совокупности все стороны личностного "само" в конкретной

    деятельности: осуществляет самостоятельно целеполагание, организацию

    собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ. Это способствует

    саморазвитию обучающегося, повышению его статуса субъекта учебного

    процесса.

    Данная форма организации обучения, позволяет повысить значительно

    эффективность обучения. Она обеспечивает систему действенных обратных

    связей, что способствует развитию личности, самореализации не только

    обучающихся, но и педагогов, принимающих участие в разработке курсового

    проекта. Им предоставляются новые возможности осмысления собственного

    опыта, совершенствования своего профессионального мастерства, дальнейшего

    углубления педагогического сотрудничества, направленного на укрепление

    межпредметных связей, выработку единства требований и т.д., что в конечном

    счете способствует оптимизации учебного процесса на основе его

    информатизации.

    Заключение

    Процесс обучения – важнейший педагогический процесс. В процессе обучения

    происходит познание. Ученики в процессе обучения расширяют свой кругозор,

    приобретают знания о природе, обществе, мышлении, познают окружающий их

    мир. В процессе обучения формируются практические и теоретические умения и

    навыки, умения и навыки самостоятельной работы.

    Достичь оптимального построения процесса обучения возможно лишь на основе

    такого управления им, которое организуется с учетом закономерностей и

    принципов обучения, на основе применения современных форм и методов

    преподавания и учения, а также на основе изучения и учета особенностей

    внутренних и внешних условий данного класса, учеников и других факторов.

    Использованная литература

    9. Казначеев В.П.

    Основы общей валеологии. Учебное пособие.

    М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997 г.

    10. Компьютерные телекоммуникации – школе.

    Под ред. Е.С.Полат - М., 1995 г.

    11. Михелькевич В.Н. и др. Справочник по педагогическим инновациям.-

    Самара, 1998.

    12. Педагогика

    Под ред. С.П.Баранова и В.А. Сластенина - М., 1986 г.

    13. Подласый И.П.

    Педагогика

    М., 1999 г.

    14. Полат Е.С.

    Новые педагогические технологии /Пособие для учителей.

    М., 1997 г.

    15. Ю.К. Бабанский

    Оптимизация процесса обучения

    М., 1977 г.

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.