МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Совершенствование учебного процесса в современной школе

    Совершенствование учебного процесса в современной школе

    Реферат по педагогике

    Совершенствование учебного процесса в современной школе

    Крылов И.

    2 курс 4 (Г) группа

    Совершенствование учебного процесса в современной школе

    Содержание (план)

    1. Введение 3

    2. Понятие "учебный процесс" 3

    3. Основы совершенствования учебного процесса 5

    4. Рационализация учебного процесса современной школы 6

    5. Новые типы школ 8

    6. Применение новых информационных технологий для совершенствования

    процесса обучения современной школы 9

    7. Применение новых информационных технологий для совершенствования

    процесса обучения в начальной школе 11

    8. Применение методов проектов для совершенствования учебного процесса

    современной школы 13

    9. Заключение 17

    10. Использованная литература 18

    Введение

    Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический

    процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

    Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий,

    быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью

    которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение

    этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных

    связей и отношений множества факторов различного порядка и различной

    природы. Отсюда и множество определений процесса. В сочинениях древних и

    средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения»

    понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понятие

    обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента —

    преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по

    организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность

    учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии

    обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию

    у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность

    учителя и учащихся.

    В последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных

    процессов в связи с широким применением технологий в обучении, а также

    значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения

    высококачественного образования. Таким образом, актуальная задача для

    методистов, социологов, экономистов и валеологов - правильно спланированное

    и организованное преподавание.

    Понятие "учебный процесс"

    В современной педагогике обучение характеризуется как вид

    познавательной деятельности человека. Ученик в школе на каждом уроке в

    любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает

    окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной

    деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности.

    Процесс обучения поэтому является процессом познания учеником окружающего

    мира.

    Однако человек познает окружающий мир и в других видах деятельности:

    трудовой, игровой, художественно-изобразительной, музыкально-эстетической.

    Каковы же существенные признаки процесса обучения?

    Процесс обучения - прежде всего процесс познания учеником окружающего

    мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми видами и формами

    познавательной деятельности человека, о том, что процесс обучения основан

    на общих закономерностях познания человеком окружающего мира, теория

    познания диалектического материализма является методологической основой

    процесса обучения. Законы диалектики проявляются и в процессе обучения.

    Обучение - специально организованная познавательная деятельность.

    Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-

    изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак

    обучения имеет две особенности. Первая особенность-в тех видах и формах

    познавательной деятельности, структура которых сложилась в результате

    закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая

    особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся познавательную

    деятельность, меняет ее структуру, механизмы. Специально организованная

    познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели,

    задачи, содержание, принципы, методы и формы организации.

    Обучение как специально организованная деятельность ускоряет темпы

    индивидуального развития, которые складываются на основе биологических,

    психологических, социальных и других закономерностей. Ребенок в процессе

    обучения познает окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее,

    чем за это же время вне процесса обучения.

    На открытие законов механики Ньютону потребовалось много лет, а в

    школе эти законы изучаются в течение нескольких уроков. Грамматические

    закономерности языка формируются тысячелетиями, а в школе усваиваются в

    течение нескольких лет обучения.

    Такое ускоренное познание мира в индивидуальном психическом развитии

    человека ? существенный признак процесса обучения. За период обучения в

    начальной школе ребенок овладевает опытом человечества, который

    формировался в течение веков и

    тысячелетий.

    Обучение является процессом овладения учеником познанными

    закономерностями окружающего мира. Одним из способов познания человеком

    закономерностей является познание закономерностей в общественно-

    историческом развитии человека, в процессе его трудовой деятельности.

    Другой способ - познание закономерностей в индивидуальном развитии

    человека. Такое познание возможно лишь в условиях обучения. Ведь человек

    должен усвоить закономерности, накопленные в опыте человечества, а не

    только то, что он сам может познать в результате контактов с предметами,

    явлениями, событиями окружающей действительности. Ребенок не может

    самостоятельно

    усвоить научную систему знаний, если его этому не обучать.

    Обучение дает возможность в индивидуальном развитии усвоить

    закономерности, познанные в опыте человечества в течение многих лет.

    Поэтому главным в обучении становится учебный материал, учебная книга,

    учебник, в котором моделируется, фиксируется опыт человечества.

    Рассмотрев существенные признаки обучения, можно дать такое определение

    понятию "процесс обучения": обучение - это специально организованная

    познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального психического

    развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.

    Процесс обучения при такой характеристике в историческом развитии будет

    иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую

    структуру. Знания в опыте человечества стремительно возрастают. Значит, за

    одни и те же сроки обучения, при одной и той же конструкции мозга ученик

    будет усваивать все больший объем знаний со всевозрастающей глубиной.

    Самостоятельно, вне целенаправленного руководства ученик не может овладеть

    опытом человечества и подготовить себя к трудовой деятельности в

    общественном производстве. Возникает необходимость в специально

    подготовленном человеке. Он несет в себе ту часть общественно-исторического

    опыта, который должен усвоить ученик. Это учитель. Роль учителя в

    подготовке учащихся к жизни, к труду, в формировании личности человека

    трудно переоценить.

    Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся,

    носит двусторонний характер. Благодаря деятельности учителя обучение

    осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и

    учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.

    Преподавание как деятельность учителя не существует, если нет учащихся.

    Учение как деятельность учащихся не может выполнить задач образования, если

    нет учителя, благодаря которому ученик познает общественно-исторический

    опыт человечества.

    Основы совершенствования учебного процесса

    Основой совершенствования учебного процесса является системный подход к

    оценке возможных решений встающих задач обучения, который обеспечивает

    выбор наилучшего варианта для соответствующих условий. При принятии решения

    субъективные оценки педагога должны быть подчинены объективности решения,

    вытекающей из анализа полной и достоверной информации о закономерностях

    функционирования целостной системы.

    В педагогической литературе последних лет встречаются разнообразные

    трактовки усовершенствования педагогических систем и процессов. Из всех

    этих трактовок вытекает наиболее полное и общее определение

    усовершенствования процесса обучения, как такого управления, которое

    организуется на основе всестороннего учета закономерностей, принципов

    обучения, современных форм и методов обучения с целью достижения наиболее

    эффективного функционирования процесса обучения.

    Рационализация учебного процесса современной школы

    Большое влияние на учебный процесс оказывает состояние здоровья учащихся,

    соответствие ему учебного режима. Например, в Архангельской области только

    10-15% выпускников школ могут считаться здоровыми, в 3,5 раза стало меньше

    здоровых школьниц, у многих учащихся выявляется сочетание нескольких

    хронических заболеваний. В общеобразовательных учреждениях Архангельской

    области продолжают ухудшаться условия для нормальной зрительной работы при

    проведении учебного процесса. Организация питания детей в школах продолжает

    ухудшаться. Неблагоприятная ситуация со здоровьем возникает также в

    образовательных учреждениях (лицеи, гимназии, колледжи). Это связано с

    повышением объема и сложности учебного материала, чрезмерной

    интенсификацией учебного процесса, отсутствием гигиенически обоснованного

    школьного режима, низким качеством медицинского обслуживания школьников

    (Т.В.Гневашева, 1997).

    Нарушение здоровья учащихся часто является причиной возникновения

    трудности в учении, общении, развитии. Но не менее часто нарушение здоровья

    возникает и усугубляется под влиянием нерационального учебного процесса

    (С.М.Громбах, 1988). Одним из сильнодействующих факторов, влияющих на

    психофизиологическое состояние учащихся, становится сам процесс занятий.

    Эффективная работа по оздоровлению детей требует достаточно длительного

    времени, осуществления целого ряда мероприятий и нормального

    финансирования. Однако уже сейчас, без дополнительных затрат, школы могут

    проводить рационализацию школьного режима, пользуясь методами Валеологии.

    Валеология (от Valeo - лат. - "быть здоровым") как комплексная наука об

    индивидуальном здоровье целостного человека направлена прежде всего на

    обеспечение будущего. Валеология использует генетические, биохимические,

    биофизические, физиологические, морфологические, психологические,

    социальные и другие подходы и методы при изучении формирования, развития и

    сохранения здоровья индивида в онтогенезе. Предметом валеологии являются

    технологии формирования и динамики здоровья человека в онтогенезе. Данные

    технологии обеспечивают своевременный запуск, развертывание и реализацию

    согласованного функционирования систем организма, исключение развертывания

    патологических программ деятельности организма. Например, при апоптозе - в

    соответствии с генетической программой осуществляется протеолиз,

    фрагментация хроматина клетки, в результате чего клетка гибнет согласно

    "программе смерти". Технологии программ здоровья обеспечивают оптимальную

    реализацию функций организма в соответствии с его возрастом. Предмет

    валеологии более четко можно понять если рассмотреть в сопоставлении такие

    категории, как здоровье и болезнь. Определить здоровье или болезнь без

    взаимной увязки этих понятий невозможно. Многие исследователи отождествляют

    понятие здоровья с понятием норма. Лосев (1995) прямо пишет - "здоровье это

    нормальное состояние организма", т.е. норма деятельности его систем, но

    совокупность норм далеко не всегда соответствует здоровью.

    Школы могут осуществлять валеологический мониторинг учебного процесса и

    оптимизацию уроков, что позволит снизить психофизиологическую напряженность

    и уровень невротизации учащихся. В сочетании с валеологическим

    просвещением, пропагандой здорового образа жизни, оздоровительной

    направленностью физической культуры такая работа может изменить ситуацию со

    здоровьем школьников.

    Так как такой урок является основной формой организации учебных занятий в

    школе, то при его оценке нельзя ограничиваться только объемом и пониманием

    усвоенного учащимися материала. Следует учитывать, ценой какого

    психофизиологического напряжения этот результат достигается, что может быть

    выявлено специальными исследованиями валеолога, психолога и врача.

    Полезным и доступным может стать использование валеологического

    анализа урока с количественно-качественными оценками по специальным

    критериям:

    1. Объем нового материала: количество новых понятий, правил, теорем,

    законов, узловых вопросов и т.п., частота их упоминаний в ходе урока.

    2. Объем повторительного материала: на каких этапах урока, количество

    ответов учащихся, форма предъявления учащимися своих знаний,

    выполненных работ и пр., способы контроля.

    3. Насыщенность учебными действиями: количество или деятельность

    выполнения - слушания, записывания, переписывания, разбора, анализа,

    чтения, наблюдения, решения задачи и упражнения, зарисовывания,

    ответов с места, ответов с выходом к доске и т.п.

    4. Характер выполняемой работы: воспроизведение без изменений,

    реконструктивное воспроизведение, объяснение, логические операции,

    умозаключение, выполнение по типовым правилам, выполнение с изменением

    условий, элементы переноса и творчества.

    5. Уровень эмоциональности и интереса: количество заданных учащимися

    вопросов, примеров, аналогий; участие в обсуждении - менее 1-3

    учащихся, больше половины, больше 2-3 учащихся класса.

    6. Проявление тревожности и утомления: признаки беспокойства, страха,

    агрессивности; формы поддержания контакта и общения; способы контроля

    и оценивания, отношение учащихся к оценкам и замечаниям; признаки

    сонливости, отвлечения, увеличение количества ошибок и на каких этапах

    урока они отмечены.

    7. Способы и приемы, применяемые для оптимизации учебного процесса и

    состояния учащихся: личное общение, смена темпа, физкультурные паузы,

    гимнастика для глаз, элементы юмора, минизадания состязания и др.

    8. Динамика состояния учителя: эпизоды, вызвавшие положительные эмоции

    или чувство тревоги, неудовольствия, напряженности, и их влияние на

    взаимоотношения и на учебный процесс.

    При составлении заключения по уроку надо оценить общий уровень нагрузки и

    сбалансированность различных сторон учебной работы. Так, например, при

    большом объеме или сложности нового материала целесообразно уменьшить

    количество учебных действий, выполняемых учащимися на уроке, и наоборот.

    Экспериментальное применение валеологического анализа учителями (более

    250 человек) показало глубокое понимание ими полезности методики такого

    анализа.

    Новые типы школ

    При изучении курса "История педагогики" студентам предстоит детально

    познакомиться с историей возникновения такого типа образовательного

    заведения как школа. современная же школа знакома студентам гораздо лучше,

    поскольку большинство из них покинуло школьные стены совсем недавно.

    Попробуем взглянуть на вчерашний день из дня сегодняшнего. Образование есть

    процесс и результат развития личности в ходе ее обучения и воспитания.

    Школа - это учреждение, специально созданное для получения детьми

    образования. Главная цель школы состоит в создании условий для полноценного

    развития личности. С другой стороны школу можно трактовать как заведение,

    созданное для оказания обществу образовательных услуг. Школы в современной

    России бывают государственными и частными, а также частно-государственными.

    Эта классификация определяется принципом финансирования и управления.

    До начала последней реформы в системе образования общеобразовательные

    школы были единственным типом учебных заведений. Сегодня это единообразие

    нарушено, на базе школ создаются: гимназии, лицеи, комплексы, центры.

    попробуем разобраться в имеющихся различиях. Не преследуя цели дать точное

    определение, отметим, что гимназия - это заведение, дающее повышенный

    уровень образования, широкое гуманитарное образование и ориентирующее своих

    выпускников (11 класс) на продолжение учебы в Университетах. Имя Колледж -

    чаще всего присваивают образовательному заведению, дающему, помимо среднего

    образования, те или иную профессию. С названием "лицей" в последнее время

    происходит значительная путаница. Вне всяких сомнений - это тип среднего

    учебного заведения; однако лицеями называют и элитарные школы и бывшие

    профессионально-технические училища. слова "центр" и " комплекс" в названии

    образовательного заведения обычно указывают на наличие того или иного

    объединения (школа + детский сад, школа + учреждение дополнительного

    образования и т.д.). Еще одно имя в палитре многоцветия - авторская школа.

    Авторскими в системе образования называют школы, работающие преимущественно

    по авторским образовательным программам, созданным в школе или по заказу

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.