МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Содержание экологического образования и его основные компоненты

    который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей

    учащихся [4.74].

    Учеными-экологами были выделены основные компоненты экологической

    культуры:

    -экологические знания и умения;

    -ценностные ориентации;

    -экологически оправданное поведение;

    -экологическое мышление [2.11].

    Экологические знания и умения. С раннего детства, общаясь с природой,

    ребенок получает минимальные экологические знания и умения. Придя в школу,

    ученик начинает получать конкретные знания и умения по экологической

    культуре. Самое главное в этом процессе – это заинтересованность ребенка.

    Экологические знания ученик получает непосредственно на уроке или на

    внеклассных мероприятиях через общение с природой. Учитель должен

    использовать на уроке различные виды работ (просмотр кинофильмов,

    экскурсии, экологические вечера). Получить экологические знания ученик

    может и с помощью самостоятельной работы.

    Экологические умения ученик может продемонстрировать непосредственно на

    практических работах.

    В конце обучения у ребенка должны сформироваться четкие умения и навыки

    экологической культуры [2.15].

    Ценностные ориентации. Специфика субъективного отношения к миру природы

    может быть отражена путем содержательного описания таких его базовых

    параметров, как ценностные ориентации и степень осознанности отношения.

    Формирование ценностных ориентаций обуславливает необходимость

    организации педагогического процесса таким образом, чтобы включить в

    субъективное пространство отношение личности к миру природы.

    Формирование ценностных ориентаций не должно сводиться только к повышению

    экологической эрудиции школьников. Важно, чтобы у ребенка не просто было

    сформировано понятие о многих природных объектах, а чтобы эти природные

    объекты стали для него личностно значимыми, чтобы по отношению к ним

    проявлялись чувства ребенка. О высоком показателе ценностных ориентаций к

    миру природы можно говорить, когда ребенок проявляет симпатию к большому

    количеству природных объектов, способен идентифицироваться с ними, они ему

    симпатичны и, в конце концов, субъектифицируются ребенком.

    Высоким параметром ценностных ориентаций обуславливает также и расширение

    индивидуального экологического пространства личности – пространства,

    которое является для человека личностно значимым, за порядок в котором он

    чувствует себя персонально ответственным [3.136].

    Экологически оправданное поведение. Педагогически целесообразно

    формировать оправданное поведение личности к миру природы на ранних этапах

    развития ребенка. Уже в младшем школьном возрасте школьникам следует

    задавать вопросы об их отношении к миру природы, предлагать вербально

    описать, охарактеризовать его. Безусловно, такое задание по началу будет

    вызывать у учащихся определенные трудности, однако в результате можно

    добиться повышения уровня поведения в природе. Осознанность отношения к

    природе необходима для возможности его рефлексивного анализа, который

    является условием волевой коррекции личности своего экологического

    поведения.

    Экологическое мышление. Мышление – это высшая форма отражения мозгом

    окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс,

    свойственный только человеку.

    Важнейшими структурами экологического мышления являются анализ и синтез.

    Анализ и синтез – важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают

    полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных

    элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти

    элементы, обеспечивает знание объекта в целом.

    Только в процессе мышления ребенок может выделить основные компоненты

    экологической культуры [2.70].

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. М., 1990,

    с.21-45.

    2.Глобальная экологическая проблема / Г.И.Морозов, Р.А.Новиков и др. М.,

    1988, с.90-116.

    3.Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М.,

    1991, с.12-26.

    4.Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся, Мн., 1993,

    с.34-41.

    5.Симонова Л.В. Формирование и развитие системы экологических знаний

    учащихся в курсе природоведения: Л., 1987, с.18-19.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В курсовой работе исследовалось содержание экологического образования в

    Республике Беларусь и было выделено его значение. Рассматривались основные

    компоненты экологического образования, и были выявлены основные направления

    в работе белорусских школ.

    Основное содержание экологического образования раскрывалось через систему

    межпредметно-экологических идей, экологических и эстетических понятий,

    ориентаций на природу, как универсальную ценность, обуславливающих

    становление и развитие у учащихся ответственного отношения к окружающей

    среде.

    Основные компоненты экологического образования были показаны через

    системные и функциональные показатели. К группе системных показателей

    относятся: проявление устойчивого отношения личности к природе; проявление

    нетерпимости к фактам экологической безответственности; нравственно-

    экологическая направленность личности; самовоспитание. К группе

    функциональных показателей, характеризующих отдельные компоненты,

    включаются: проявление интереса к вопросам экологических проблем; глубина и

    системность экологических и нравственно-экологических знаний; формирование

    природоохранительных умений и навыков; проявление нравственно-экологической

    направленности в оценке результатов деятельности людей в природе.

    Данный вопрос в достаточной мере раскрывается в научной, научно-

    популярной и методической литературе.

    Дальнейшее совершенствование экологического образования учащихся

    предполагает введение в учебный процесс ряда учебных и факультативных

    курсов экологического образования.

    В своей курсовой работе я проанализировала педагогическую деятельность

    учителей Республики Беларусь по данному вопросу. Таким образом, я

    попыталась раскрыть содержание современного экологического образования и

    его основных компонентов.

    ЛИТЕРАТУРА

    1.Артеменко Н.М. Природа и эстетическое воспитание школьников. М., 1990.

    2.Васильев С.В. Формирование природоохранных понятий: Дис. канд. пед.

    наук. Л., 1994.

    3.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. – М.: Издательский

    центр «Академия», 1999.

    4.Глобальная экологическая проблема / Г.И.Морозов, Р.А.Новиков и др. М.,

    1988.

    5.Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –

    Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

    6.Захлебный А.Н. На экологической тропе. М., 1981.

    7.Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении. М., 1993.

    8.Зверев И.Д., Салеева Л.Т. Компоненты экологического образования. М.,

    1991.

    9.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников.

    – Мн.: НМО, 1999.

    10.Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования и

    воспитания школьников. Мн., 1998.

    11.Каропа Г.Н. Экологическое образование и воспитание учащихся, Мн.,

    1993.

    12.Коленникова Т.Р. Экологическое образование младших школьников:

    Пачатковая школа. – 1998. - №4.

    13.Крутецкий В.А. Психология: Учебн. для уч-ся пед. училищ. М.:

    Просвещение, 1986.

    14.Минаев В.М. Мы в ответе за природу: Народная асвета. – 1999. - №7.

    15.Михальчук М.В., Ковальчук Т.А. Основы экологического образования

    младших школьников. – Мн.: Высш. шк., 1996.

    16.Сидельский А.П. Человек и природа. Ставрополь, 1975.

    17.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учебное

    пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2000.

    18.Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного

    отношения к природе: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1986.

    19.Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на

    межпредметной основе: Адукацыя i выхаванне. – 2000. - №10.

    20.Чижевский А.Е. Экология в школе и дома: Пачатковая школа. – 1999. -

    №8.

    Приложение 1

    КУРС: «Человек и мир»

    БЛОК: «Природа и человек»

    КЛАСС: 1

    ТЕМА: «Правила поведения в природе»

    ЦЕЛЬ: -воспитывать у детей чувство ответственности к окружающей

    среде;

    -формировать культуру поведения в природе;

    -сформировать у учащихся знания о нормах и правилах

    поведения

    в природе;

    -выработать потребность в общении с природой.

    ФОРМА: урок-диалог

    МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, практическая работа

    ОБОРУДОВАНИЕ: выставка рисунков детей на тему «Наша прогулка в

    природу», иллюстрации по правилам поведения в природе,

    магнитофонные записи

    ЛИТЕРАТУРА:

    1.Ласточкина С. Внеклассное мероприятие по теме «Погода и климат»//Геаф.

    Прабл. Выкл. – 2002. - №4 – с.81.

    2.Купров В. Три встречи с Лесовичком на экологической тропе // Нач. шк. –

    2002. - №29. – с.15.

    3.Новиков А. «Человек часть природы»., М., 1999.

    ХОД УРОКА

    I.Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку.

    II.Изучение нового материала.

    1.Ребята! Мы уже много знаем с вами о том, что природу надо беречь. А

    умеем ли мы правильно вести себя во время прогулок на природе? Все ли

    помнят эти правила?

    Стихотворение читают дети.

    Чтобы река и ручьи не мутнели,

    Рыбы резвились, и птицы пели,

    Зелень от солнца в жару бы спасала,

    Каждому правило знать не мешало.

    -Давайте подумаем, что нас радует в природе? (ответы учащихся)

    -Вы правы; красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей,

    шелест листвы, журчанье ручейка.

    Чтобы эту красоту увидели и другие люди, надо научиться общаться с

    природой.

    2.Выставка рисунков «Наша прогулка в природу».

    Вопросы:

    а)Чем же вы больше всего занимаетесь бывая на прогулках?

    (Играете в мяч, ловите рыбу, катаетесь на лодке, купаетесь в реке,

    собираете грибы, отдыхаете у костра)

    б)Всегда ли вы при этом выполняете правила поведения?

    в)Кто из вас, идя на прогулку, берет с собой магнитофон или

    радиоприемник? Можно это делать? Почему?

    Посмотрите на плакат «Не шуми в природе!».

    Что нам хотел сказать художник?

    (Когда дети в лесу шумят или слушают музыку, животные тревожатся,

    стараются убежать)

    Не стоит пугать лесных обитателей. Надо учиться слушать голоса природы.

    Вслушайтесь, разве это не музыка леса?

    (Прослушивание записи «Голоса птиц»)

    3.Можно услышать и голос ручья.

    В глуши лесов, в глуши зеленой,

    Всегда тенистой и сырой,

    В крутом овраге под горой

    Бьет из камней родник студеный.

    И.Бунин

    4.Трудно представить себе землю без леса.

    Но есть люди, которые не понимают или не хотят понимать этого. И часто

    мы видим изуродованные стволы, разные рисунки, надписи на них. Те

    «любители» природы, которые это делают, наверное, даже не представляют,

    какой вред они наносят дереву и всему лесу. Ведь стоит сделать в коре

    дерева даже крохотную ранку, как туда попадут споры грибов-трутовиков или

    поселятся вредные насекомые.

    «Любители природы» наносят и другой ущерб деревьям (демонстрация плаката

    «В лесу ты не один»).

    Вопросы:

    а)Почему нельзя зажигать костер в лесу?

    (Может вызвать пожар. Погибнут не только деревья, но и птицы, звери,

    выгорит трава.)

    б)Где можно разводить костры?

    (Вдали от деревьев, на опушках леса или реки, используя для этого старые

    кострища. Место под костром не зарастает 5-7 лет.)

    в)Какие же дрова можно использовать для костров?

    (Сушняк, валежник. Собирая их вы очистите участок леса от отмерших

    деревьев и сухих веток. Нельзя использовать молодые деревья для опоры.)

    г)Что же останется на месте костра?

    (Под костром выгорит плодородный слой почвы, а 1 см почвы образуется 100-

    300 лет.)

    д)Как вы поступите если на прогулке в лесу вам понадобится палка? Где вы

    ее возьмете? Объясните свой ответ.

    Рассматривается плакат «Не губи растения в природе».

    5.Сколько погибает в лесу необходимых природе грибов от бездушного

    отношения человека.

    Посмотрите на плакат, о каком правиле напоминает нам художник?

    (Не собирай мухоморы.)

    Ни в коем случае нельзя уничтожать грибы, которые являются несъедобными

    для человека. Почему?

    6.Очень важно во время прогулок в природу не обижать лесных обитателей.

    Часто достается от детей муравьям, чьи домики привлекают внимание.

    Демонстрируются иллюстрации «Не разоряй муравейники».

    Муравьиные тропинки петляют в траве, разбегаются по лесу и каждая ведет к

    муравейнику. По тропинке движутся муравьи. Одни волокут насекомых во много

    раз больше себя. Другие тащат хвоинки, чешуйки семян, разный лесной мусор.

    День за днем муравьи надстраивают свое жилье: возводят дом-пирамиду с

    покатой макушкой.

    Но случается, разворотит кто-нибудь муравейник, тогда вода проникает во

    внутрь. Хозяева растеряны - пришла беда. Уж какое жилье с худой крышей!

    Муравьи не успевают быстро восстановить ее, и в ненастье гнездо погибает.

    Муравьям можно помочь: осторожно подровнять дом-пирамиду и поправить

    крышу-макушку. Конечно, это будет грубая работа, но все остальные муравьи

    доделают сами.

    Физкультминутка.

    7.Ребята, как вы понимаете слова?

    Я сорвал цветок,

    - и он увял.

    Я поймал мотылька,

    - и он умер у меня на ладони.

    И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

    можно только сердцем.

    П.Гвездослава

    (Ответы учащихся)

    К сожалению, человек чаще относится к природе не бережно, не экономно. А

    теперь подумайте, почему так сказал поэт:

    Берегите эти земли, эти воды,

    даже малую былиночку любя.

    Берегите всех зверей внутри природы,

    убивайте лишь зверей внутри себя.

    Е.Евтушенко

    (Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.)

    Мы все любим отдыхать среди природы. Но всегда ли мы оставляем место

    своего отдыха в том виде, как и до нашего прихода?

    Плакат «Не оставляй мусор в природе».

    Вопросы:

    а)Что вы делаете с мусором, собирающимся у вас на прогулке: с банками,

    бутылками, пакетами, бумагой?

    (Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2-х лет,

    консервные банки – более 30 лет, полиэтиленовые пакеты – более 200 лет,

    стекло – 1000 лет.)

    8.Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и

    взывает о нашей помощи: ЗАЩИТИ!

    А природа опять

    То предельно проста,

    То одета в цветастые перья…

    Удивляет меня не ее красота,

    Удивляет ее терпенье.

    А когда сквозь асфальт

    Лепестков пятерня

    Продирается после полночи,

    Я не радуюсь силе Земли,

    Для меня это прежде всего –

    Крик о помощи!

    Р.Рождественский

    III.Закрепление изученного материала.

    Давайте запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.

    (Учитель выслушивает ответы и вывешивает плакаты с надписями на доске.)

    |Никогда не наноси вред природе. |

    |Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе. |

    |Не трогай домиков животных, их детенышей. |

    |Не трогай птичьи гнезда. |

    |Не руби, не ломай, не собирай сок деревьев. |

    |Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву. |

    |Оказывай помощь животным и растениям. |

    |Не мусори на месте своего отдыха. |

    |Учись слушать голоса природы. |

    |Не засоряй родников и речек. |

    IV.Домашнее задание (рисунок «Как необходимо охранять природу»).

    V.Итоги урока. Рефлексия.

    (Повтор детьми хором основного правила поведения в природе.)

    | |

    |«Никогда не наноси вред природе!!!» |

    Приложение 2

    КУРС: «Человек и мир»

    БЛОК: «Природа и человек»

    КЛАСС: 2

    ТЕМА: «Экологическая тревога! Пятый океан в опасности!»

    ЦЕЛЬ: -закреплять, обобщать, расширять знания учащихся во

    взаимосвязях между природой и человеком;

    -формировать ответственное отношение к природе;

    -развивать умения анализировать данные факты, делать выводы;

    -закрепление умения работать в группах.

    ФОРМА: урок-конференция

    МЕТОДЫ: наблюдение, беседа, рассказ, практическая работа

    ОБОРУДОВАНИЕ: схемы, таблицы, проигрыватель, тематические картинки

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Шорыгина Т.Г. Праздничный неведимка. «Водух» Мн, 1998.

    2. Соловейчик М.В., Чуракова Р.Г. «Свойства воды и воздуха». М., 1997.

    3. Сборник занимательного материала по природоведению.

    ХОД УРОКА

    I.Организационный момент.

    Проверка готовности к уроку.

    II.Изучение нового материала.

    Звучит музыка «Тревога» (Лист, Д.Шестокович)

    -Тревога! Тревога! Пятый океан в опасности!

    Учитель:

    -Кроме четырех океанов на свете есть еще один океан – самый большой из

    всех океанов, в котором мы «купаемся» каждый день, каждый час. Все что нас

    окружает, так же купается в этом океане. Он обволакивает весь Земной шар –

    море, сушу, горы и низменности. Мы живем на дне этого океана. Как он

    называется?

    -Почтальон принес телеграмму от жителей нашего города, давайте прочитаем

    ее и поможем: «Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища

    автомобилей заполнили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы.

    Заводы и фабрики бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой

    гари, ядовитой копоти!».

    -Как вы думаете, чем мы можем помочь жителям города?

    (Ответы учащихся)

    (Вывод: нужно решать эту проблему)

    -Сегодня на конференции «юных экологов» мы обсудим от чего загрязняется

    атмосфера, что необходимо делать для ее охраны. А помогут нам в решении

    этой проблемы представители из разных уголков Земли.

    (Представители – ученики класса)

    1-й представитель:

    -Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов

    промышленный предприятий и транспорта.

    (Записывает на доске «вредителей» природы)

    Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из

    выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов

    | |

    |Трубы заводов > углекислый газ |

    |Трубы автомобилей > различные газы |

    2-й представитель:

    -Автомобиль стал злейшим врагом природы. Он занимает первое место по

    объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год

    выбрасывает одну тонну выхлопных газов, в которых 200 видов вредных

    веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг пыли. Кроме этого, транспорт создает

    шумовое загрязнение. Растения вдоль дорог заражены тяжелыми металлами.

    (Вывод: автомобиль является одним из главных источников загрязнений)

    Учитель:

    -Над промышленной частью города можно увидеть разноцветные клубы дыма.

    Послушаем репортаж с одного из комбинатов по производству химических

    материалов.

    (Плакат завода химической промышленности)

    Корреспондент:

    -Мы находимся рядом с химическим комбинатом.

    (Демонстрация иллюстрации)

    -Вокруг него почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят

    голые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество

    загрязняющих веществ, которые образуются при сжигании топлива.

    Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по

    улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. Выводят в отвалы

    миллионы тон золы.

    Учитель:

    -Какую мрачную картину представил нам корреспондент. А какое влияние

    оказывает загрязненный воздух на растения и животных?

    ? деревьев поражена кислотными дождями. В разгар лета опадает листва,

    отмирают корни. Исчезает рыба в озерах. Животные покидают привычные места

    обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут. Страдает и здоровье

    человека.

    Внимание! Новая проблема – кислотные дожди!

    Как же они образуются? Об этом нам расскажет специальный корреспондент.

    Корреспондент:

    -Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он

    соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора серной

    кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на

    тысячи километров. Так и выпадает кислотный дождь.

    (Схема)

    Загрязнение воздуха оказывает влияние на все компоненты окружающей среды,

    особенно на здоровье человека.

    Учитель:

    -Что же делать?

    (Вывод: необходима охрана воздуха от загрязнений)

    Какие меры по охране воздуха необходимо применять мы с вами выясним в

    ходе решения задач.

    Физкультминутка.

    (Работа в группах)

    1.Промышленное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год.

    После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20

    раз. Сколько тонн сажи в год выбрасывает предприятие после установки

    очистных сооружений?

    (200 : 20 = 10 (т) выбрасывает предприятие)

    (Вывод: чтобы сохранить воздух чистым, необходимо устанавливать очистные

    сооружения на предприятиях)

    2.Один вяз за сезон улавливает из воздуха 120 г сернистого газа, самого

    распространенного и ядовитого загрязнителя природы. Вяз живет 400 лет.

    Сколько сернистого газа уничтожит вяз за свою жизнь?

    (120 х 400 = 48 000(г) – сернистого газа уловит вяз за 400 лет)

    (Вывод: необходимо вести озеленение нашей планеты, чтобы зеленые деревья

    улавливали углекислый газ)

    3.Клен выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз – в 7 раз больше. Сколько

    кислорода в год выделит вяз? Какие деревья необходимо высаживать в зеленых

    зонах заводов?

    (2 х 7 =14 (кг) – в год выделит вяз кислорода)

    (Вывод: необходимо высаживать деревья возле жилых секторов, заводов,

    фабрик. Они способствуют увеличению кислорода в атмосфере и поглащают

    вредные вещества)

    III.Закрепление изученного материала.

    1)Предлагается игра «Где разместить завод?».

    Необходимые материалы: бумага, клей, разрезные картинки.

    | | | | | | | |

    | | | | | | | |

    | | | | | | | |

    | | | | | | | |

    |завод | |лесополоса | |направление | |жилые дома |

    | | | | |ветра | | |

    Задание. Где правильно разместить завод, чтобы в атмосфере города было

    как можно меньше загрязняющих веществ?

    | |

    | |

    | |

    | |

    | |

    2)Обсуждение плаката «Чистый воздух».

    | |

    |1.Установка очистных сооружений и пылеулавливающего оборудования. |

    |2.Правильное размещение заводов и фабрик. |

    |3.Организация зеленых зон и посадка древесных насаждений. |

    IV.Домашнее задание (Какой должна быть природа в будущем?)

    V.Итоги урока. Рефлексия.

    Кто получил светлые (чистые) тучки за ответы давайте их «поселим» на

    чистом небе.

    | |

    | |

    | |

    | |

    Приложение 3

    КУРС: «Человек и мир»

    БЛОК: «Природа и человек»

    КЛАСС: 3

    ТЕМА: «Прошу прощения, природа!»

    ЦЕЛЬ: -показать актуальность проблемы охраны окружающей среды;

    -формировать ценностные экологические ориентации

    (эстетической, познавательной ценности природы);

    -развивать творческие способности детей;

    -активизировать экологическую деятельность через осмысление

    сделанного

    ФОРМА: урок-лекция

    МЕТОДЫ: наблюдение, беседа

    ОБОРУДОВАНИЕ: схемы, плакаты, тематические картинки, музыкальные

    записи

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Новиков А. «Человек часть природы»., М., 1999.

    2. Чуракова Р.Г. «Сохраним планету!» Мн, 1997.

    ХОД УРОКА

    (Звучит музыка из кинофильма «Профессионал», на фоне музыки на сцену

    выходят участники)

    Ведущий 1:

    Все глубже и чувствительнее раны

    Своей земле наносит человек

    Седые баламутит океаны

    Ломает русла животворных рек

    (Музыка постепенно становится тише и умолкает)

    Ведущий 2:

    Природа, тысячелетиями мы боролись с нею, покоряли ее, преобразовывали,

    нещадно уничтожали. Мы пели гимны тем, кто лишал нас естества Матери-

    Натуры, родившей человечество.

    Ведущий 1:

    В упоении от борьбы с природой мы проглядели две великие истины: первая –

    что человечество существует и развивается за счет природы; вторая – не

    противоборство, а взаимопомощь – основа живого на Земле.

    Ведущий 2:

    Пока люди дрались за кусок хлеба, их можно было простить. Когда же они

    пытаются уничтожить природу – прощенья НЕТ!

    (на фоне музыки читаются стихи)

    Река:

    Не осталось живого места

    Не осталось живой воды

    Соли грубого железа

    Убивают жизнь в Днепре

    Стало душно в реке и затхло

    Никакого выхода нет

    Хоть бы рыбе дожить до завтра –

    Прожила бы еще сто лет!

    Ведущий 1:

    Артерии планеты – реки – не должны вспухать огромными тромбами. Вода –

    Кровь Земли – должна течь в них хрустальными струями, а не гнить в грязных

    колонках. Венозная кровь бежит к сердцу, артериальная от него.

    Ведущий 2:

    Почва – Кожа Земли. Вредное воздействие разрушает ее. Без почвы нет и не

    будет процветания. Нужно думать, как накормить, напоить, где поселить и

    дать отдохнуть каждому гражданину Земли.

    Ведущий 1:

    Не природе нужна наша защита. Это нам нужно покровительство: чистый

    воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся Природа, чтобы

    жить. Она – Природа – всегда была и будет сильнее человека. Ибо она его

    родила. Она не вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него –

    ВСЕ!

    А потому: НЕ ВРЕДИ!!!

    Учащийся 1:

    Загажена земля, отравлен воздух,

    Воду не назовешь, скорее мертвой.

    Учащийся 2:

    Природы нет, осталась лишь среда,

    Среда существования – не жизни.

    Учащийся 3:

    Кто право дал судьбой распоряжаться

    Земли и божьих тварей?

    Все вместе:

    Кто оплатит долги Вселенной? Кто?

    (Входит Земля)

    Земля:

    Люди, прозрейте! Труд сделал вас разумными. Наука повела в будущее, но вы

    обманываете себя. Вы идете в грядущее через минное поле опасных

    изобретений.

    Ведущий 1:

    Протрите глаза! И вы увидите глаза любимых, милые личики детей, мозоли

    отцов, светлые озера, ленты рек, ширь полей и дали родных просторов.

    Ведущий 2:

    Прислушайтесь! И сквозь рев моторов и транзисторов вы услышите журчанье

    ручьев, шелест трав. Неповторимую звенящую тишину Природы.

    (Дети выходят)

    Дети:

    Мы заявляем: люди должны знать правду о состоянии своего вечного дома.

    Его сохранение в наших интересах.

    Наше ДА:

    -миру и спокойствию;

    -любви и уважению к природе;

    -заводам без дыма;

    -фабрикам без ядовитых стоков;

    -автомашинам без ядовитого выхлопа;

    -тишине;

    -разуму и науке, осторожности и мудрости.

    Наше НЕТ:

    -любым войнам;

    -любым битвам с природой;

    -безграмотному природопользованию;

    -всему тому, что грозит Земле, угрожает людям и каждому человеку

    (Учащиеся читают стихотворение)

    Учащийся 1:

    Куда идем, куда летим?

    Где наша цель, чего хотим?

    Здоровья нет, природу губим –

    Сук под собой ретиво рубим.

    Учащийся 2:

    Лекарства, химия, заводы

    Всех отвернули от природы.

    К натуре милости не зная,

    Творим на рубль, на сто теряя.

    Учащийся 3:

    Труд, честность, ум стали пороком,

    Чтобы судьбу предугадать,

    Успехов трудно ожидать

    В таких масштабах деградации.

    Учащийся 4:

    Сам генофонд страдает нации,

    Наука может здесь помочь

    Но в этой сфере тоже ночь

    От бездуховности настала.

    Учащийся 5:

    Нужна другая к науке мера –

    Не степень, званье и не карьера!

    Нужна наука не для славы –

    Для блага людям и державы.

    Ведущий 1:

    Мы надеемся, что наша сегодняшняя встреча поможет вам по-новому взглянуть

    на ПРИРОДУ.

    Ведущий 2:

    Давайте любить и оберегать ее!

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.