МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Содержание экологического образования и его основные компоненты

    Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными-

    педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и

    формировать экологическую культуру.

    Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно

    воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе

    которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов:

    1)научно-познавательный;

    2)ценностный;

    3)нормативный аспект;

    4)практический-деятельный аспект;

    5)экологизация [2.18].

    Научно-познавательный компонент, развивающий интерес младших школьников к

    проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств

    предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших

    школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом,

    который способствует формированию отношений детей к природно-социальному

    окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание

    природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого

    целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями

    природной среды.

    Ценностный компонент призван раскрыть детям многогранную значимость

    изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего

    времени в практике обучения младших школьников нередко преобладала

    практическая позиция, что объединяло отношения детей к окружающей среде,

    осложнило развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия,

    сочувствия, сопереживания.

    Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а

    экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей

    планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. По

    этому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности,

    формирование гуманистических идеалов новой системы ценностей:

    -жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;

    -человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;

    -универсальные ценности природы;

    -ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.

    Нормативный аспект содержания образования направлен на освоение

    экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и

    органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды.

    Знания и ценностные ориентации – важные регуляторы поведения и деятельности

    человека в природном и социальном окружении. Следование общественным нормам

    морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между

    людьми, к природным объектам, своему здоровью и здоровью окружающих людей.

    Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему

    именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание этому аспекту

    содержания образования.

    Практически-деятельный аспект играет не менее важную роль в экологическом

    образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это

    результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и

    чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с

    окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, не

    смотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях в

    малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность,

    объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве

    окружающей среды своего района значительно шире. Детей младшего школьного

    возраста надо учить, что и как делать.

    Магистральным направлением совершенствования содержания экологического

    образования школьников является экологизация, под которой в настоящее время

    понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и

    процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко

    познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути

    рационального природопользования с целью формирования качественно нового

    типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща

    практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественно-

    научного цикла.

    Ведущими, а следовательно, наиболее перспективными тенденциями развития

    экологизации являются:

    а)усиление ценностных аспектов компонентов экологического образования;

    б)гумонизация и усиление духовно-нравственного потенциала;

    в)экологизация учебного материала;

    г)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов

    экологического содержания;

    д)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического

    образования учащихся.

    Рассмотренные компоненты экологического образования являются

    эффективными, если они находятся в тесном взаимодействии [4.59].

    Контакты с природой являются важнейшим средством и условием формирования

    отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к окружающей

    среде. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая

    открывается перед младшими школьниками – красочный, многообразный мир

    окружающей природы. Он встречается с ними ежедневно, познает его случайно

    или преднамеренно с целью что-то узнать, увидеть, услышать, исследовать.

    Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют

    развитию у детей чувства природы, о чем мечтал К.Д.Ушинский, пониманию ее

    многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения в

    природе. Известно, что природа дарит человеку прекрасное, незабываемые

    минуты духовного и физического отдыха и здоровья. По этому в процессе

    общении с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни,

    источник здоровья. Они усваивают правила поведения в природе на отдыхе,

    собирая ягоды, грибы, лекарственные травы, и участие быть хозяевами своего

    дома – планеты Земля [5.61].

    Обучение экологии всегда протекает как процесс решения непрерывно

    усложняющихся задач и включает в себя следующие компоненты: вводно-

    ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный.

    | |КОМПОНЕНТЫ | |

    | |ответственного отношения | |

    | |к окружающей среде | |

    | |

    |Вводно-ориентирово| |Операционно-позна| |Оценочно-результа|

    |чный | |вательный | |тивный |

    Вводно-ориентировочный компонент обеспечивает понимание школьниками

    сущности, содержания и общей структуры изучаемой темы, осознание ими того,

    для чего необходимо изучать окружающую среду, каково ее место и значение в

    общей структуре экологического знания, какова социальная и научная

    значимость и необходимость возникновения и развития тех теорий, понятий,

    отношений, которые будут усваивать в процессе дальнейшего обучения.

    Учитель должен объяснить учащимся почему необходимо беречь и охранять

    окружающую среду. Объяснить последствия не соблюдений правил защиты

    окружающей среды.

    Операционно-познавательный компонент посвящается изучению школьниками

    правил поведения в природе и ее законам, его дальнейшей конкретизации и

    последовательной дифференциации, овладению новыми интеллектуальными и

    практическими умениями и навыками.

    Основная цель операционно-познавательного компонента, состоящая во

    владении школьниками некоторым базовым отношением, подразделяется на ряд

    следовательно-достигаемых частных задач.

    Для решения этих задач в начале организуется фронтальная работа

    школьников. В этом плане уместны объяснительно-иллюстративное объяснение,

    демонстрация опытов, проведение наблюдений и экспериментов. В дальнейшем же

    необходимы формы групповой и индивидуальной работы по конкретизации,

    дифференциации и подтверждению изучаемого отношения множеством частных

    примеров.

    Иногда изучение правил поведения в природе полезно начинать с

    предъявления наглядного материала. Однако при изучении теоретического и

    абстрактного материалов рекомендуется в начале представить проблему в

    абстрактной, схематичной форме. Поскольку в содержании современного

    экологического образования преобладают именно такие общественно-

    теоретические, системные знания, то именно этот путь должен являться

    приоритетным в процессе формирования у школьников ответственного отношения

    к природе.

    Оценочно-результативный компонент предполагает обобщение полученных в

    процессе формирования знаний, умений и навыков ответственного отношения к

    окружающей среде. В ходе выполненной работы, школьники устанавливают

    важность ответственного отношения к окружающей среде, составляют

    тематические памятки, и в процессе всей жизни стараются выполнять правила

    поведения в природе [1.14].

    II.2.Экологическая ответственность – это интегративная нравственно-

    экологическое качество, проявляющаяся прежде всего в адекватном, то есть

    ответственном отношении личности к природе и «вбирающие» в себя все

    основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость,

    рачительность, рациональность, но в тоже время существенно отличающиеся от

    названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми

    содержательными и правовыми аспектами. В целостной структуре личности

    данное качество выполняет ту важную функцию, которая связана с

    регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его

    соцеально-природной средой.

    Многоплановость экологической ответственности говорит о том, что данное

    качество не может иметь единого, универсального критерия. Вместе с тем

    основополагающим критерием определения выступает степень соответствия

    реального уровня сформированности у человека экологической ответственности

    тому социально-детерминированному и потенциально возможному уровню, на

    достижение которого ориентированы цели экологического образования. При этом

    следует учитывать, что экологическая ответственность проявляется в

    ответственном отношении личности к природе, включает в себя все основные

    признаки таких нравственно-экологических категорий, как отзывчивость,

    гуманность, но в то же время существенно отличается от вышеназванных

    качеств более высоким уровнем интегративности, рядом содержательных, в том

    числе правовых аспектов [3.26].

    Для изучения компонентов экологической ответственности, необходимо

    выделить две группы критериев: системные и функциональные.

    К системным критериям относятся те, которые, раскрывая сущность какого-

    либо личностного качества, характеризует его и в целом, а к функциональным

    критериям – критерии, характеризующие отдельные компоненты изучаемого

    качества [4.184].

    К группе системных критериев экологической ответственности относятся:

    -нравственно-экологическая направленность;

    -проявление личностью ответственного отношения к природе;

    -нетерпимость к фактам безответственного отношения к природе, готовность

    и способность действовать в защиту окружающей среды;

    -инициативность и активность в процессе природоохранительной

    деятельности;

    -воспитание у себя положительных нравственно-экологических качеств.

    К функциональным критериям, характеризующим отдельные структурные

    компоненты экологической ответственности, относятся:

    -проявление интереса к вопросам социальной экологии и современным

    экологическим проблемам, понимание универсальной ценности природы для

    человека и общества, наличие социально значимых мотивов охраны природы,

    позитивная эмоциональная установка на природоохранную деятельность –

    матевационно-ценностный компонент;

    -глубина и систематичность экологических и нравственно-экологических

    знаний, сформированность природоохранных умений и навыков, соблюдение

    правил поведения и деятельности в природе, проявление инициативности в

    процессе природоохранной деятельности – содержательно-операционный

    компонент;

    -оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с

    природой, соответствие экологических и нравственно-экологических оценок

    нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической

    направленности в оценке результатов деятельности людей в природе – оценочно-

    результативный компонент [2.18].

    Специальными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что

    структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием

    мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-

    результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно-

    ценностный [1.93].

    | |КОМПОНЕНТЫ | |

    | |экологической ответственности | |

    | |

    |Мотивационно-цен| |Содержательно-оп| |Оценочно-результа|

    |ностный | |ерационный | |тивный |

    Мотивационно-ценностный компонент определяется наличием социально-

    значимых мотивов отношения личности к окружающей среде, проявлением

    интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим

    проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранительную

    деятельность.

    Ребенок глубоко убежден в универсальной ценности природы, в социальной и

    личной необходимости охраны окружающей среды. Видит в природоохранительной

    работе личностный смысл и рассматривает ее как свой гражданский долг. У

    ребенка появляется устойчивый интерес к проблеме окружающей среды.

    Испытывает потребность в общении с природой. Имеет сформировавшиеся

    ценностные ориентации. В иерархии мотивов охраны окружающей среды ведущая

    роль принадлежит мотивам духовно-нравственного содержания.

    Содержательно-операционнй компонент характеризуется глубиной и

    системностью экологических и нравственно-экологических знаний,

    сформированностью природоохранительных умений и навыков, соблюдением правил

    поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности

    в процессе природоохранительной деятельности, соотношением регуляции и

    саморегуляции поведения и деятельности в природной среде.

    Ребенок проявляет высокий уровень экологических, нравственно-

    экологических оценочных и нормативных знаний, приобретает их

    самостоятельно. Использует экологические знания для анализа конкретных

    экологических проблем и ситуаций. Активно выступает против фактов

    безнравственного отношения к окружающей среде. Знает и добровольно

    выполняет правила поведения и деятельности в природной среде.

    Оценочно-результативный компонент определяется оценочными суждениями

    личности о фактах взаимодействия человека и общества с природой,

    соответствием оценок нормам морали и права, появлением нравственно-

    экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в

    природной среде.

    У ребенка ярко проявляется нравственно-правовая направленность в оценке

    результатов деятельности в природе. Оценивает данные результаты с точки

    зрения нравственно-правовых норм. Систематически высказывает оценочные

    суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой.

    Самостоятельно контролирует и оценивает свои действия и поступки в природе.

    Систематически подвергает свою деятельность экологической оценке. Оценка

    результатов взаимодействия человека и общества с природой вызывает

    соответствующие переживания, что является дополнительным стимулом к работе

    по охране природы родного края. [3.76].

    Основываясь на положении о том, что формирование всякого личностного

    качества или свойства предполагает обеспечение воздействия на личность,

    адекватной структуре данного качества, следует признать, что педагогическая

    технология формирования у школьников экологической ответственности включает

    в себя следующие основные звенья:

    1)формирование у учащихся интереса к вопросам социальной экологии и

    современным экологическим проблемам;

    2)развитие социальных мотивов отношения личности к природе;

    3)раскрытие универсальной ценности природы;

    4)формирование у воспитанников экологических и нравственно-экологических

    знаний, соответствующих интеллектуальных и практических умений и навыков,

    обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;

    5)включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного

    края;

    6)побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и

    общества с природой, привлечение их к контролю и оценке социальных

    результатов природоохранительной деятельности.

    Указанная технология может быть реализована в полной мере лишь с активным

    участием речи и межличностного общения и только в целостном педагогическом

    процессе, включающим в себя, как известно, обучение, внеклассную работу и

    общественно полезную деятельность школьников, в том числе работу по

    исследованию и охране природы родного края [5.53].

    II.3.В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди

    постепенно установили нормы и правила поведения в природе. Поэтому изучение

    экологической культуры стремительной силой внедряется в начальное

    образование. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к

    окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.