Содержание экологического образования и его основные компоненты
Существует множество подходов и идей, разработанных различными учеными-
педагогами, чтобы сформировать у ребенка отношение к окружающей среде и
формировать экологическую культуру.
Как разобраться в этом обилии подходов и идей? Здесь уместно
воспользоваться концептуальными положениями педагогов-экологов, в основе
которых лежит взаимосвязь пяти основных компонентов:
1)научно-познавательный;
2)ценностный;
3)нормативный аспект;
4)практический-деятельный аспект;
5)экологизация [2.18].
Научно-познавательный компонент, развивающий интерес младших школьников к
проблемам окружающей среды может быть представлен характеристикой свойств
предметов и явлений, их многообразия, связи между ними. Для младших
школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересом,
который способствует формированию отношений детей к природно-социальному
окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознание
природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого
целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями
природной среды.
Ценностный компонент призван раскрыть детям многогранную значимость
изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека. До последнего
времени в практике обучения младших школьников нередко преобладала
практическая позиция, что объединяло отношения детей к окружающей среде,
осложнило развитие любознательности, эстетической отзывчивости, милосердия,
сочувствия, сопереживания.
Ценностный компонент является ведущим в содержании образования вообще, а
экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей
планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда. По
этому развитие цивилизации ориентировано на совершенствование личности,
формирование гуманистических идеалов новой системы ценностей:
-жизнь во всех ее проявлениях как высшая ценность;
-человек как компонент сложной системы, которую изучает экология;
-универсальные ценности природы;
-ответственность за развитие биосферы и человеческого общества.
Нормативный аспект содержания образования направлен на освоение
экологически оправданных норм поведения (запретов и предписаний) и
органично включает ответственность человека за состояние окружающей среды.
Знания и ценностные ориентации – важные регуляторы поведения и деятельности
человека в природном и социальном окружении. Следование общественным нормам
морали – показатель общей культуры поведения каждого в отношениях между
людьми, к природным объектам, своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте. Вот почему
именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание этому аспекту
содержания образования.
Практически-деятельный аспект играет не менее важную роль в экологическом
образовании, чем все вышеназванные. Практическая деятельность – это
результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и
чувств. В то же время сама деятельность формирует отношение человека с
окружающим миром. Опыт творчески работающих учителей показывает, что, не
смотря на бытующее представление об ограниченных физических возможностях в
малой вовлеченности младших школьников в природоохранительную деятельность,
объем и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве
окружающей среды своего района значительно шире. Детей младшего школьного
возраста надо учить, что и как делать.
Магистральным направлением совершенствования содержания экологического
образования школьников является экологизация, под которой в настоящее время
понимается такой подход к раскрытию знаний об объектах, явлениях и
процессах природы и общественной жизни, который позволяет выявить и глубоко
познать связи в системе «человек-общество-природа», наметить пути
рационального природопользования с целью формирования качественно нового
типа отношений человека и общества к природе. Экологизация присуща
практически всем школьным предметам, но прежде всего дисциплина естественно-
научного цикла.
Ведущими, а следовательно, наиболее перспективными тенденциями развития
экологизации являются:
а)усиление ценностных аспектов компонентов экологического образования;
б)гумонизация и усиление духовно-нравственного потенциала;
в)экологизация учебного материала;
г)введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов
экологического содержания;
д)внедрение в практику общеобразовательных школ новых форм экологического
образования учащихся.
Рассмотренные компоненты экологического образования являются
эффективными, если они находятся в тесном взаимодействии [4.59].
Контакты с природой являются важнейшим средством и условием формирования
отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к окружающей
среде. Без преувеличения можно сказать о той неповторимой прелести, которая
открывается перед младшими школьниками – красочный, многообразный мир
окружающей природы. Он встречается с ними ежедневно, познает его случайно
или преднамеренно с целью что-то узнать, увидеть, услышать, исследовать.
Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют
развитию у детей чувства природы, о чем мечтал К.Д.Ушинский, пониманию ее
многообразной и универсальной ценности, формированию культуры поведения в
природе. Известно, что природа дарит человеку прекрасное, незабываемые
минуты духовного и физического отдыха и здоровья. По этому в процессе
общении с ней дети осознают необходимость ее сохранения как среды жизни,
источник здоровья. Они усваивают правила поведения в природе на отдыхе,
собирая ягоды, грибы, лекарственные травы, и участие быть хозяевами своего
дома – планеты Земля [5.61].
Обучение экологии всегда протекает как процесс решения непрерывно
усложняющихся задач и включает в себя следующие компоненты: вводно-
ориентировочный, операционно-познавательный и оценочно-результативный.
| |КОМПОНЕНТЫ | |
| |ответственного отношения | |
| |к окружающей среде | |
| |
|Вводно-ориентирово| |Операционно-позна| |Оценочно-результа|
|чный | |вательный | |тивный |
Вводно-ориентировочный компонент обеспечивает понимание школьниками
сущности, содержания и общей структуры изучаемой темы, осознание ими того,
для чего необходимо изучать окружающую среду, каково ее место и значение в
общей структуре экологического знания, какова социальная и научная
значимость и необходимость возникновения и развития тех теорий, понятий,
отношений, которые будут усваивать в процессе дальнейшего обучения.
Учитель должен объяснить учащимся почему необходимо беречь и охранять
окружающую среду. Объяснить последствия не соблюдений правил защиты
окружающей среды.
Операционно-познавательный компонент посвящается изучению школьниками
правил поведения в природе и ее законам, его дальнейшей конкретизации и
последовательной дифференциации, овладению новыми интеллектуальными и
практическими умениями и навыками.
Основная цель операционно-познавательного компонента, состоящая во
владении школьниками некоторым базовым отношением, подразделяется на ряд
следовательно-достигаемых частных задач.
Для решения этих задач в начале организуется фронтальная работа
школьников. В этом плане уместны объяснительно-иллюстративное объяснение,
демонстрация опытов, проведение наблюдений и экспериментов. В дальнейшем же
необходимы формы групповой и индивидуальной работы по конкретизации,
дифференциации и подтверждению изучаемого отношения множеством частных
примеров.
Иногда изучение правил поведения в природе полезно начинать с
предъявления наглядного материала. Однако при изучении теоретического и
абстрактного материалов рекомендуется в начале представить проблему в
абстрактной, схематичной форме. Поскольку в содержании современного
экологического образования преобладают именно такие общественно-
теоретические, системные знания, то именно этот путь должен являться
приоритетным в процессе формирования у школьников ответственного отношения
к природе.
Оценочно-результативный компонент предполагает обобщение полученных в
процессе формирования знаний, умений и навыков ответственного отношения к
окружающей среде. В ходе выполненной работы, школьники устанавливают
важность ответственного отношения к окружающей среде, составляют
тематические памятки, и в процессе всей жизни стараются выполнять правила
поведения в природе [1.14].
II.2.Экологическая ответственность – это интегративная нравственно-
экологическое качество, проявляющаяся прежде всего в адекватном, то есть
ответственном отношении личности к природе и «вбирающие» в себя все
основные признаки таких категорий, как отзывчивость, бережливость,
рачительность, рациональность, но в тоже время существенно отличающиеся от
названных качеств более высоким уровнем обобщенности, а также некоторыми
содержательными и правовыми аспектами. В целостной структуре личности
данное качество выполняет ту важную функцию, которая связана с
регулированием сложных и неоднозначных отношений человека с окружающей его
соцеально-природной средой.
Многоплановость экологической ответственности говорит о том, что данное
качество не может иметь единого, универсального критерия. Вместе с тем
основополагающим критерием определения выступает степень соответствия
реального уровня сформированности у человека экологической ответственности
тому социально-детерминированному и потенциально возможному уровню, на
достижение которого ориентированы цели экологического образования. При этом
следует учитывать, что экологическая ответственность проявляется в
ответственном отношении личности к природе, включает в себя все основные
признаки таких нравственно-экологических категорий, как отзывчивость,
гуманность, но в то же время существенно отличается от вышеназванных
качеств более высоким уровнем интегративности, рядом содержательных, в том
числе правовых аспектов [3.26].
Для изучения компонентов экологической ответственности, необходимо
выделить две группы критериев: системные и функциональные.
К системным критериям относятся те, которые, раскрывая сущность какого-
либо личностного качества, характеризует его и в целом, а к функциональным
критериям – критерии, характеризующие отдельные компоненты изучаемого
качества [4.184].
К группе системных критериев экологической ответственности относятся:
-нравственно-экологическая направленность;
-проявление личностью ответственного отношения к природе;
-нетерпимость к фактам безответственного отношения к природе, готовность
и способность действовать в защиту окружающей среды;
-инициативность и активность в процессе природоохранительной
деятельности;
-воспитание у себя положительных нравственно-экологических качеств.
К функциональным критериям, характеризующим отдельные структурные
компоненты экологической ответственности, относятся:
-проявление интереса к вопросам социальной экологии и современным
экологическим проблемам, понимание универсальной ценности природы для
человека и общества, наличие социально значимых мотивов охраны природы,
позитивная эмоциональная установка на природоохранную деятельность –
матевационно-ценностный компонент;
-глубина и систематичность экологических и нравственно-экологических
знаний, сформированность природоохранных умений и навыков, соблюдение
правил поведения и деятельности в природе, проявление инициативности в
процессе природоохранной деятельности – содержательно-операционный
компонент;
-оценочные суждения по фактам взаимодействия человека и общества с
природой, соответствие экологических и нравственно-экологических оценок
нормам общественной морали и права, проявление нравственно-экологической
направленности в оценке результатов деятельности людей в природе – оценочно-
результативный компонент [2.18].
Специальными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что
структура экологической ответственности раскрывается взаимодействием
мотивационно-ценностного, содержательно-операционного и оценочно-
результативного компонентов, стержневым среди которых является мотивационно-
ценностный [1.93].
| |КОМПОНЕНТЫ | |
| |экологической ответственности | |
| |
|Мотивационно-цен| |Содержательно-оп| |Оценочно-результа|
|ностный | |ерационный | |тивный |
Мотивационно-ценностный компонент определяется наличием социально-
значимых мотивов отношения личности к окружающей среде, проявлением
интереса к вопросам социальной экологии и современным экологическим
проблемам, позитивной эмоциональной установкой на природоохранительную
деятельность.
Ребенок глубоко убежден в универсальной ценности природы, в социальной и
личной необходимости охраны окружающей среды. Видит в природоохранительной
работе личностный смысл и рассматривает ее как свой гражданский долг. У
ребенка появляется устойчивый интерес к проблеме окружающей среды.
Испытывает потребность в общении с природой. Имеет сформировавшиеся
ценностные ориентации. В иерархии мотивов охраны окружающей среды ведущая
роль принадлежит мотивам духовно-нравственного содержания.
Содержательно-операционнй компонент характеризуется глубиной и
системностью экологических и нравственно-экологических знаний,
сформированностью природоохранительных умений и навыков, соблюдением правил
поведения и деятельности в природе, проявлением активности и инициативности
в процессе природоохранительной деятельности, соотношением регуляции и
саморегуляции поведения и деятельности в природной среде.
Ребенок проявляет высокий уровень экологических, нравственно-
экологических оценочных и нормативных знаний, приобретает их
самостоятельно. Использует экологические знания для анализа конкретных
экологических проблем и ситуаций. Активно выступает против фактов
безнравственного отношения к окружающей среде. Знает и добровольно
выполняет правила поведения и деятельности в природной среде.
Оценочно-результативный компонент определяется оценочными суждениями
личности о фактах взаимодействия человека и общества с природой,
соответствием оценок нормам морали и права, появлением нравственно-
экологической направленности в оценке результатов деятельности человека в
природной среде.
У ребенка ярко проявляется нравственно-правовая направленность в оценке
результатов деятельности в природе. Оценивает данные результаты с точки
зрения нравственно-правовых норм. Систематически высказывает оценочные
суждения по фактам взаимодействия человека и общества с природой.
Самостоятельно контролирует и оценивает свои действия и поступки в природе.
Систематически подвергает свою деятельность экологической оценке. Оценка
результатов взаимодействия человека и общества с природой вызывает
соответствующие переживания, что является дополнительным стимулом к работе
по охране природы родного края. [3.76].
Основываясь на положении о том, что формирование всякого личностного
качества или свойства предполагает обеспечение воздействия на личность,
адекватной структуре данного качества, следует признать, что педагогическая
технология формирования у школьников экологической ответственности включает
в себя следующие основные звенья:
1)формирование у учащихся интереса к вопросам социальной экологии и
современным экологическим проблемам;
2)развитие социальных мотивов отношения личности к природе;
3)раскрытие универсальной ценности природы;
4)формирование у воспитанников экологических и нравственно-экологических
знаний, соответствующих интеллектуальных и практических умений и навыков,
обобщенных принципов и моделей поведения и деятельности в природной среде;
5)включение учащихся в непосредственную работу по охране природы родного
края;
6)побуждение школьников к оцениванию фактов взаимодействия человека и
общества с природой, привлечение их к контролю и оценке социальных
результатов природоохранительной деятельности.
Указанная технология может быть реализована в полной мере лишь с активным
участием речи и межличностного общения и только в целостном педагогическом
процессе, включающим в себя, как известно, обучение, внеклассную работу и
общественно полезную деятельность школьников, в том числе работу по
исследованию и охране природы родного края [5.53].
II.3.В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди
постепенно установили нормы и правила поведения в природе. Поэтому изучение
экологической культуры стремительной силой внедряется в начальное
образование. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к
окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|