МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Содержание экологического образования и его основные компоненты

    во-первых, в готовности личности к ответственному поведению и

    деятельности в окружающей среде в соответствии с морально-правовыми

    нормами;

    во-вторых, в готовности личности осуществлять экологически грамотное

    поведение, занимать социально активную жизненную позицию, выражать

    нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде

    [3.54].

    А.П.Сидельский считает, что бережное отношение школьников к окружающей

    среде имеет системное строение: оно развивается во внешней – практически –

    деятельной сфере жизни личности и во внутренней ее сфере – в психике.

    Совокупность внешней и внутренней сторон отношения школьника к окружающей

    среде составляют определенную систему [8.13].

    Существует также два основных типа отношения личности к окружающей

    природной среде: рациональный и художественный. Рациональное отношение

    личности к окружающей среде определяется разнообразными материальными

    потребностями личности, а художественное – ее духовными потребностями в

    эстетическом наслаждении природой.

    Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет

    относительную самостоятельность в системе отношений человека. Оно

    включается разными аспектами в многоплановые производственные отношения, в

    политические отношения, в семейные отношения, а также во многие другие

    отношения личности [3.55].

    Отношение человека к окружающей среде во многом определяется тем,

    насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия

    природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.

    В целом же уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде

    определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-

    значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический

    идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом

    «перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности

    определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых

    являются:

    -реальное включение школьника в систему общественных отношений;

    -активность самого школьника;

    -эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.

    При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников

    должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний

    мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров:

    знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и

    правил отношений к окружающей природной среде [2.36].

    И.Т.Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к

    окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая

    ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные

    признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории.

    Она также считает, что экологическая ответственность является сложной

    чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или

    даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных

    возможностей всех школьных предметов [10.17].

    В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к

    окружающей среде имеет три аспекта:

    первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и

    предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как

    к естественной среде жизнедеятельности человека;

    второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму,

    который объективно включен в систему экологических взаимодействий;

    третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с

    изучением и охраной природной среды.

    Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что

    отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее

    измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а

    универсальности [9.93].

    В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой

    проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных

    аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно

    характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей

    образования в области окружающей среды.

    Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как

    непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через

    систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной

    деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания,

    среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное

    отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной

    отзывчивости по отношению к природе [5.46].

    Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на

    отношения школьников к окружающей среде. Важнейшими из них являются:

    1)непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки,

    отдых и др.);

    2)производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических

    производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);

    3)общение с родителями, общий уклад жизни в семье;

    4)негативные, жестокие поступки людей к живой природе;

    5)собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и

    животными;

    6)изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы,

    так и в кружках юннатов и факультативах;

    7)чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.

    Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-

    либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.

    Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие

    эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты

    негативных поступков других людей.

    Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается

    школьниками достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг,

    телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде

    городских школьников, чем учащихся сельских школ [6.121].

    I.2.Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе

    экологического образования, является экологическая ответственность. Это

    качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-

    ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного

    компонентов.

    Формирование ответственного отношения к природе требует включения

    учащихся в различные виды деятельности и межличностного общения,

    предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося,

    которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической

    ответственности. Основой психологического механизма формирования у

    учащихся экологической ответственности является поэтапный процесс

    накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к

    природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого

    ориентированы цели экологического образования младшего школьника [5.36].

    Центральная роль в формировании у учащихся ответственного отношения к

    природе принадлежит речи и речевой деятельности, выполняющей важнейшие

    функции в осуществлении разумной деятельности личности в окружающей

    природной среде.

    Экологическое образование обеспечивает формирование у учащихся

    ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе

    оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и

    общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края

    [6.28].

    Основными педагогическими условиями повышения экологической

    ответственности являются:

    а)целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного

    и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования

    ответственного отношения к природе;

    б)учет реального отношения личности к природе;

    в)обогащение учащимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о

    противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление

    органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;

    г)включение учащихся в различные виды эколого-воспитательной

    деятельности;

    д)обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой

    деятельности по охране природы родного края;

    е)подготовка учителей к решению задач экологического воспитания [5.13].

    Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим

    средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения

    младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно

    сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим

    школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие

    способствуют развитию у детей экологической ответственности.

    Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника

    способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его

    обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих

    ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и

    позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношениях и в мире

    природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта

    личности, способность отвечать за свое поведение, поступки. Активно

    осваивая формы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок

    готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и

    общества [9.7].

    I.3.Концепция общего экологического образования рассматривает его как

    непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный

    на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных

    ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное

    отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

    Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова

    и др.) считают, что целью экологического образования является становление

    экологической культуры личности и общества [9.144].

    Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить

    следующим образом: экологические знания и умения, экологическое мышление,

    ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.

    Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте

    народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам

    родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу,

    взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит

    от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись

    духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою

    неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди

    могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.

    В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди

    постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали,

    что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями

    складывались народные традиции, создавалась народная педагогика,

    направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.

    Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей

    страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения,

    воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней [5.77].

    Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных

    основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных

    принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная

    мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в

    сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в

    праздниках и обрядах, обычаях и играх.

    К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во

    многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая

    и благородная задача педагогической науки и практики.

    Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей

    среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во

    многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым

    возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель

    экологического образования младших школьников может быть сформулирована как

    становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-

    деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства

    чувственного и рационального познания природного и социального окружения

    человека.

    Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности

    младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная

    любознательность и эмоциональная восприимчивость. Стремление овладеть

    грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами

    поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным

    обитателям [9.186].

    В целевой установке экологической культуры отличается и такая

    специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и

    рационального познания природного и социального окружения человека как

    важное условие становления у детей элементов экологической культуры.

    Следовательно, стратегическая цель экологической культуры в начальной

    школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника

    начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

    1)Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в

    границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических

    умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей

    местности и здоровья населения.

    2)Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на

    реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей

    среды.

    3)Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и

    вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы –

    эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой

    сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы;

    стремления распространять экологические знания и участвовать в

    практических делах по защите окружающей среды.

    Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования

    экологической культуры младших школьников [9.136].

    I.4.Современные подходы к содержанию экологического образования в области

    окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития,

    соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам

    взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные

    предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия,

    междисциплинарность и интеграция содержания.

    В современной научной литературе так же подчеркивается объективная

    необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом

    образовании.

    Целесообразность использования современного подхода к решению задач

    экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных,

    Г.Н.Карона, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельский, Э.А.Турдикулов.

    Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию

    психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является

    общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в

    понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что,

    несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его

    отдельных аспектов [5.58].

    Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный

    способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему

    взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она

    утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному

    объекту исследования необходимо:

    -исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь

    между ними, характер взаимодействия;

    -выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его

    развитие;

    -составить его обобщенные интеграционные характеристики;

    -проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее

    частными компонентами;

    -рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный

    объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить

    его поведение и развитие в этих системах;

    -исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное

    состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126].

    Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает,

    что современный подход в экологическом образовании – это особая

    исследовательская позиция, способ восприятия действительности,

    характеризующийся тем, что:

    а)анализируемый объект рассматривается как система;

    б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений,

    имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним

    окружением, средой;

    в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.