Содержание экологического образования и его основные компоненты
во-первых, в готовности личности к ответственному поведению и
деятельности в окружающей среде в соответствии с морально-правовыми
нормами;
во-вторых, в готовности личности осуществлять экологически грамотное
поведение, занимать социально активную жизненную позицию, выражать
нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к окружающей среде
[3.54].
А.П.Сидельский считает, что бережное отношение школьников к окружающей
среде имеет системное строение: оно развивается во внешней – практически –
деятельной сфере жизни личности и во внутренней ее сфере – в психике.
Совокупность внешней и внутренней сторон отношения школьника к окружающей
среде составляют определенную систему [8.13].
Существует также два основных типа отношения личности к окружающей
природной среде: рациональный и художественный. Рациональное отношение
личности к окружающей среде определяется разнообразными материальными
потребностями личности, а художественное – ее духовными потребностями в
эстетическом наслаждении природой.
Отношение к окружающей среде выражает сознание личности и имеет
относительную самостоятельность в системе отношений человека. Оно
включается разными аспектами в многоплановые производственные отношения, в
политические отношения, в семейные отношения, а также во многие другие
отношения личности [3.55].
Отношение человека к окружающей среде во многом определяется тем,
насколько глубоко нормативно-ценностные аспекты мировоззренческого понятия
природы взаимодействуют с системой его доминирующих ценностей.
В целом же уровень ответственного отношения школьника к окружающей среде
определяется тем, насколько доминирующие в обществе ценности, социально-
значимые нормы и правила отношения к природе, внешне заданный экологический
идеал будут восприняты данным школьником как личностно значимые. При этом
«перевод» внешне заданных норм и правил во внутренний план личности
определяется целым рядом факторов и условий, важными среди которых
являются:
-реальное включение школьника в систему общественных отношений;
-активность самого школьника;
-эмоционально-волевые и другие индивидуальные особенности этой личности.
При этом формы, методы и приемы экологического образования школьников
должны быть направлены, прежде всего, на «перевод» во внутренний
мировоззренческий план личности социальных экологических ориентиров:
знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов, принципов и
правил отношений к окружающей природной среде [2.36].
И.Т.Суравегина предлагает вместо термина «ответственное отношение к
окружающей среде» использовать более краткий термин «экологическая
ответственность», который, по ее мнению, вбирает в себя все существенные
признаки понятия ответственности как социальной, так и моральной категории.
Она также считает, что экологическая ответственность является сложной
чертой личности, которая не может быть сформирована в рамках одного или
даже нескольких учебных предметов, но предлагает объединение потенциальных
возможностей всех школьных предметов [10.17].
В научной педагогической литературе отмечается, что отношение личности к
окружающей среде имеет три аспекта:
первый аспект выражает отношение к природе как к всеобщему условию и
предпосылке материального производства, как к объекту и предмету труда, как
к естественной среде жизнедеятельности человека;
второй – отношение к собственным природным данным, к своему организму,
который объективно включен в систему экологических взаимодействий;
третий – представляет отношение людей к деятельности, связанной с
изучением и охраной природной среды.
Основываясь на отмеченных положениях, ученые делают вывод о том, что
отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее
измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а
универсальности [9.93].
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой
проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных
аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно
характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей
образования в области окружающей среды.
Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как
непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через
систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной
деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания,
среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное
отношение в коллективе – на формирование эмоционально-нравственной
отзывчивости по отношению к природе [5.46].
Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на
отношения школьников к окружающей среде. Важнейшими из них являются:
1)непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки,
отдых и др.);
2)производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических
производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);
3)общение с родителями, общий уклад жизни в семье;
4)негативные, жестокие поступки людей к живой природе;
5)собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и
животными;
6)изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы,
так и в кружках юннатов и факультативах;
7)чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.
Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-
либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.
Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие
эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты
негативных поступков других людей.
Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается
школьниками достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг,
телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде
городских школьников, чем учащихся сельских школ [6.121].
I.2.Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе
экологического образования, является экологическая ответственность. Это
качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-
ценностного, содержательно-операционного и оценочно-результативного
компонентов.
Формирование ответственного отношения к природе требует включения
учащихся в различные виды деятельности и межличностного общения,
предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на учащегося,
которые адекватно соответствуют «символической» структуре экологической
ответственности. Основой психологического механизма формирования у
учащихся экологической ответственности является поэтапный процесс
накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к
природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого
ориентированы цели экологического образования младшего школьника [5.36].
Центральная роль в формировании у учащихся ответственного отношения к
природе принадлежит речи и речевой деятельности, выполняющей важнейшие
функции в осуществлении разумной деятельности личности в окружающей
природной среде.
Экологическое образование обеспечивает формирование у учащихся
ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе
оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и
общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края
[6.28].
Основными педагогическими условиями повышения экологической
ответственности являются:
а)целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного
и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования
ответственного отношения к природе;
б)учет реального отношения личности к природе;
в)обогащение учащимися естественнонаучными и гуманитарными знаниями о
противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление
органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;
г)включение учащихся в различные виды эколого-воспитательной
деятельности;
д)обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой
деятельности по охране природы родного края;
е)подготовка учителей к решению задач экологического воспитания [5.13].
Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим
средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения
младших школьников к ее объектам и явлениям. Без преувеличения можно
сказать о той неповторимой прелести, которая открывается перед младшим
школьником. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие
способствуют развитию у детей экологической ответственности.
Становлению и развитию нравственной позиции младшего школьника
способствует важная особенность психического развития ребенка 6-10 лет: его
обостренная чувствительность к активному освоению общечеловеческих
ценностей и нормативов, которая определяет рост его самосознания и
позволяет ориентироваться в мире людей, людских отношениях и в мире
природы. В этот период у ребенка зарождаются ответственность как черта
личности, способность отвечать за свое поведение, поступки. Активно
осваивая формы и правила поведения, накопленные человечеством, ребенок
готовится к взрослой жизни, к самостоятельному труду на благо природы и
общества [9.7].
I.3.Концепция общего экологического образования рассматривает его как
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный
на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных
ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное
отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Педагоги-ученые (И.Д.Зверев, А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина, Л.П.Симонова
и др.) считают, что целью экологического образования является становление
экологической культуры личности и общества [9.144].
Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить
следующим образом: экологические знания и умения, экологическое мышление,
ценностные ориентации, экологически оправданное поведение.
Истоки экологической культуры берут свое начало в многовековом опыте
народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам
родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали природу,
взаимосвязь живых организмов с окружающей средой. Человек всецело зависит
от природных ресурсов, погодных условий, от стихий. Наши предки поклонялись
духам природы и вместе с тем ощущали себя ее частью, осознавали свою
неразрывную связь с ней. Еще не зная грамоты и не имея письменности, люди
могли читать книгу природы и передавать накопленные знания детям.
В процессе общения с природой, постигая ее закономерности, люди
постепенно устанавливали нормы и правила поведения в природе. Они понимали,
что, разрушая природу, человек уничтожает свое будущее. Тысячелетиями
складывались народные традиции, создавалась народная педагогика,
направленные на сохранение среды обитания и всего живого на Земле.
Природа издавна занимала важное место в творчестве разных народов нашей
страны. Из поколения в поколение передавались накопленные знания и умения,
воспитывалась любовь к родной земле, потребность заботиться о ней [5.77].
Народная педагогика изначально строилась на таких фундаментальных
основах, как труд, бережное отношение к природе, на высоких нравственных
принципах, на уважении к человеку как носителю народной мудрости. Народная
мудрость, помогавшая выживать в условиях суровой природы, нашла отражение в
сказках, героическом эпосе, пословицах, поговорках, загадках, а так же в
праздниках и обрядах, обычаях и играх.
К сожалению, народная культура взаимоотношений человека с природой во
многом утрачена. Поэтому возрождение народной традиции сегодня – важнейшая
и благородная задача педагогической науки и практики.
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей
среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во
многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым
возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель
экологического образования младших школьников может быть сформулирована как
становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-
деятельного отношения к окружающей среде, к здоровью на основе единства
чувственного и рационального познания природного и социального окружения
человека.
Эта формулировка опирается на такие психофизиологические особенности
младших школьников, как целостное мировосприятие, врожденная
любознательность и эмоциональная восприимчивость. Стремление овладеть
грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами
поведения в природе и обществе, научиться оказывать помощь природным
обитателям [9.186].
В целевой установке экологической культуры отличается и такая
специфическая особенность – неразрывное единство чувственного и
рационального познания природного и социального окружения человека как
важное условие становления у детей элементов экологической культуры.
Следовательно, стратегическая цель экологической культуры в начальной
школе предполагает планируемый результат: идеал – модель выпускника
начальной школы. Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:
1)Формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в
границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических
умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей
местности и здоровья населения.
2)Воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на
реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей
среды.
3)Развитие интеллектуальной сферы – способности к целевому, причинному и
вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы –
эстетического воспитания и оценки состояния окружающей среды; волевой
сферы – уверенности в возможности решить экологические проблемы;
стремления распространять экологические знания и участвовать в
практических делах по защите окружающей среды.
Эти задачи необходимо осуществлять на всех этапах формирования
экологической культуры младших школьников [9.136].
I.4.Современные подходы к содержанию экологического образования в области
окружающей среды должны исходить из концепции устойчивого развития,
соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать этическим принципам
взаимоотношений человека с биосферой. При этом очень важны такие исходные
предложения, как гуманизация, единство познания, переживания и действия,
междисциплинарность и интеграция содержания.
В современной научной литературе так же подчеркивается объективная
необходимость применения основных идей современного подхода в экологическом
образовании.
Целесообразность использования современного подхода к решению задач
экологического образования школьников отмечают И.Д.Зверев, А.Н.Захлебных,
Г.Н.Карона, И.Т.Суравегина, А.П.Сидельский, Э.А.Турдикулов.
Положение о необходимости применения современного подхода к исследованию
психолого-педагогических проблем сегодня не вызывает возражений и является
общепризнанным. Однако практически каждый исследователь вкладывает в
понятие современного подхода свое особое и специфическое содержание, что,
несомненно, вызывает некоторые сложности в понимании и интерпретации его
отдельных аспектов [5.58].
Так, например, Л.И.Новикова трактует современный подход как определенный
способ мышления, позволяющий изучать или строить объект как систему
взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду. Она
утверждает, что при осуществлении современного подхода к тому или иному
объекту исследования необходимо:
-исследовать внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связь
между ними, характер взаимодействия;
-выявить внутренние противоречия, свойственные объекту и определяющие его
развитие;
-составить его обобщенные интеграционные характеристики;
-проанализировать внешние связи объекта с окружающей средой, с ее
частными компонентами;
-рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный
объект входит как составляющий элемент и подчиненная система, изучить
его поведение и развитие в этих системах;
-исследовать особенности зарождения объекта-системы, его актуальное
состояние, вскрыть тенденции к его изменению и общему развитию [3.126].
Придерживаясь несколько другой точки зрения, Л.М.Панчешникова считает,
что современный подход в экологическом образовании – это особая
исследовательская позиция, способ восприятия действительности,
характеризующийся тем, что:
а)анализируемый объект рассматривается как система;
б)акцент делается на выявлении всего многообразия связей и отношений,
имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и с внешним
окружением, средой;
в)описание элементов не носит самодавлеющего характера, поскольку они
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|