МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальный работник - новая профессия в России

    обусловленным, развитая у человека эмпатия - ключевой фактор успеха в тех

    видах деятельности, которые требуют чувствования в мир партнера по общению

    и прежде всего в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как

    профессионально-важное качество педагога.

    Внутренние миры людей отличаются вследствие многообразия форм

    жизнедеятельности людей ( культурной, материальной). 0 несходстве этих

    миров все чаще говорит современная наука – история, этнография, социальная

    психология и т.п. Вот почему эмпатия как психологическое явление, в котором

    отражается возможность эмоционального познания другого человека посредством

    чувствования, вхождения, включения в данное состояние и данные

    обстоятельства, является профессионально значимым свойством для

    специалистов психолого-педагогического профиля.

    Эмпатия в педагогическом общении стала предметом нашего

    экспериментального исследования.

    Глава. 2. Методы и организация исследования 2<»L Цели и задачи

    исследования.

    Учитывая имеющиеся в литературе сведения об особенностях проявления

    эмпатической способности у человека и важность обладания ею как

    профессионально значимым свойством для специалистов психолого-

    педагогического профиля была поставлена следующая цель: изучить особенности

    проявления эмпатической способности человека и продиагностировать эм-патию

    у педагогов детского сада.

    Исходя из этого были сформулированы нижеперечисленные задачи:

    1. Подобрать методики для диагностики змпатии.

    2. Провести психодиагностическое исследование ( определить наличие

    эмпатии).

    3. Выявить различия показателей по эмпатиил

    4. Определить уровень эмпатии по оценке ее другими людьми ( по методике

    Гавриловой).

    5.Проверить связь уровня эмпатии по методике Мехрабиана с оценкой другим

    человеком

    ( Посчитать корреляцию).

    6. Составить программу по развитию эмпатической способности.

    Предложить варианты игр и упражнений тренинга для коррекции и развития

    эмпатии.

    Характеристика организационных методов обследуемой группы.

    В процедуре исследования участвовали 29 испытуемых.

    Состав группы по полу был однородным ( все испытуемые женского пола).

    различный по возрастным параметрам ( от 20 до 60 лет), средний возраст

    испытуемых - 30 лет ( точнее от 35 до 40 лет).

    Представитель группы имеют разное образование ( среднее, высшее).

    работая в одном педагогическом коллективе детского сада испытуемые занимают

    разнообразные должности, учителя, воспитатели, помощники воспитателей,

    логопеды, руководители: хореографии, и изостудии дни. музыкальный.

    Фитодизайнер, медсестры, психолог, заведующая детским садом.

    Контингент испытуемых различный и по стажу работы, в частности, в работе с

    детьми.

    Процедура исследования включала в себя как индивидуальные, так и групповые

    методы проведения.

    Вначале испытуемые работали по группам ( 1ая – воспитатели, учителя, 2ая -

    помошники воспитателей). Выполняли задания экспресс диагностики эмпатии (

    им. И. М. Юсупова) было проведено групповым методом. Перед тем как был

    предложен опросник каждому предлагался бланк ответов к нему, затем

    испытуемым сообщалась подробная инструкция.

    После соответствующей инструкции испытуемые, знакомясь с вопросами

    опросника, заполняли бланк ответов, проставив плюсы в тех в клеточках,

    которые соответствовали предпочитаемым им высказываниям.

    На следующем этапе исследования каждому индивидуально предлагалась методика

    Гавриловой T7IL " Измерение действенного сочувствия в диад-ном общении,

    перед выполнением задания испытуемому сообщалось подробная, точная

    инструкция, затем зачитывались вопросы на карточках, которые он раскладывал

    под двумя карточками ответов. «Да» , «Нет». В этом задании каждый по

    предложенной схеме оценивал эмпатийную способность своего напарника по

    работе.

    Для изучения индивидуальных особенностей точности идентификации эмоций

    знакомства с методами изучения наблюдательности был предложен набор

    фотографий ( лица детей, переживающих различные эмоции). Чтобы затем каждую

    фотографию назвать одной из эмоций Ответы в определенней порядке

    записывались в приготовленном бланке. Время выполнения задания было не

    ограниченным.

    На следующем этапе после оценки эмоций детей каждому испытуемому

    предлагалась анкета для получения дополнительных сведений об особенностях

    жизненного пути испытуемого, его поведении характере об условиях воспитания

    и обучения, о ближайшем социальном кружении участников испытуемой группы.

    Данные анкет нужны были для объективных описаний уровней эмпатичности по

    разным разделам теста эмпатических тенденций Мехрабиана.

    На завершаемом этапе исследования каждому испытуемому давалась оценка по

    умениям проявить свою эмпатическую способность двумя экспертами: заведующей

    детского сада и человеком с большим стажем.

    Оценка давалась по десятибалльная системе всему коллективу (29чел).

    Методы исследования

    Тест эмпатических тенденций Мехрабиана. Это методика (опросник) для

    измерения эмпатической способности.

    Эмпатия является специфической формой психического отражения и играет

    важную роль в познании человеком окружающего мира.

    При оценке эмпатии как индивидуально-психологической характеристики следует

    учитывать. что для эмпатии характерно то. что она может возникать и

    проявляться с большой силой не только в отношении людей ( животных),

    реально существующих, но и в изображенных, в художественных произведениях

    литературы кино театра живописи, скульптуры.

    Для выявления наличия эмпатии и определения её уровня была использована

    специальная методика Мехрабиана - тест эмпатических тенденций,

    адаптированная и, М Юсуповой. Её цель - овладение методом экспресс--

    диагностики с помощью оригинального опросника. Опросник содержит б

    диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным,

    старикам, детям, знакомым и незнакомым людям.

    В опросчике 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый должен оценить

    в какой мере он с ним согласен или не согласен используя вариантов

    ответов: «Не знаю». «Никогда или нет» «Иногда». «Часто», «Почти всегда»,

    «Всегда или да».

    Каждому варианту ответа соответствует числовое значеиие:0,1,2,3,4,5.

    Определив достоверность данных, подсчитав количество ответов определенного

    пита на указанные номера утверждений опросника ведется обработка данных,

    которая направлена на получение количественных показателей эмпатии и её

    уровня.

    Единая метрическая униполярная окала интервалов позволяет, пользуясь ключом-

    дешифратором получить общую характеристику эмпатии на основании данных,

    которые представляют все диагностические шкалы и дают характеристики

    отдельных составляющих эмпатии.

    На основании полученных бальных оценок, диагностируется уровень эмпатии по

    каждой из составляющих и в целом.

    Анализ результатов проводят, представив их в виде круговой диаграммы. В

    круге выделяется шесть равных секторов по числу диагностических шкал,

    обозначенных римскими цифрами от 1 до 6, соответственно тому порядку, в

    каком они перечислении в ключе - дешифраторе.

    В площади круга вычерчивается окружность с таким расчетом, чтобы оси

    диаграммы

    ( линии разграничивающие соседние секторы) были разделены на 15 равных

    отрезков, каждый отрезок соответствует одному баллу, нулевая точка в центре

    круга. На этой координатной сетки в каждом секторе наносится выделяющаяся (

    цветом) очерковая дуга с радиусом, соответствующая числу баллов, полученных

    по определенной диагностической шкале в исследованиях.

    Очевидно, что чем ближе очерковые дуги расположены к центру круга. тем

    ниже уровни составляющих эмпатию. Ступенчатость расположение очерковых дуг

    - свидетельство неравномерного развития отдельных составляющих эмпатии (

    см. приложение I) результаты исследования одного из испытуемых.

    Полученные данные при исследовании эмпатии дают возможность сделать

    обоснованное психологическое заключение. Поскольку эмпатия является одним

    из профессионально-значимых свойств. диагноз уровня её развития может быть

    основанием для оценки степени пригодности к профессии психолого-

    педагогического профиля, оказание помощи в поддержке личности.

    В целях самовоспитания и самокоррекции можно предложить письменный

    анализ собственных данных с последующим обсуждением с руководителем

    практикума.

    Методика Т.П. Гавриловой "Измерение действенного сочувствия в диадном

    общении.

    Для определения уровня эмпатии использовалась методика диадного

    общения, автор которой Гаврилова Т.П.

    В основе этой методики - оценка своего партнера по работе в общении с

    ним,

    Испытуемому предлагался опросив из 32 высказываний о возможных таким

    образом, анализируя приведенные результаты, можно сделать вывод, что

    выбранные для эксперимента характеристики эмпатии в целой оказались

    взаимосвязанными между собой. Это позволяет говорить о верном выборе

    средств диагностики и развития эмпатий у педагогов детского сада,» о

    соответствии методов целям исследования и характерной группе испытуемых.

    Следует отметить. что эмпатия - явление сложное я все эти разнообразные

    методики, измеряя уровень этой способности характеризуют с разных сторон

    следовательно, нельзя выбрать средств изучения эмпатии и диагностики

    ограничить одной-двумя методиками.

    1. Для создания полной картины всестороннего изучения этой сложной

    многогранной способности, а также и для её развития, на мой взгляд,

    необходимо использовать все предложенные методы в комплексе.

    Глава 44 Рекомендации и коррекция развития эмпатии.

    Среди испытуемых участвовавших в эксперименте были выделены группы людей

    у которых обнаружилось расхождение между своей оценкой уровня эмпатии по

    Мехрабиана, идентичности эмоций/ и оценкой эмпатической способности другими

    людьми / по методике Гаврилова Т.П. и по методу экспертных оценок .

    Вероятно, что это расхождение свидетельствует о том, что люди в общении

    с другими окружающими людьми«не могут показать на невербальном и вербальном

    уровнях понимание чувств и мыслей другого, дать обратную связь столь же

    эмоционально заряженную и сформулированную созвучий языку собеседника,

    постигнуть эмоциональное состояние другого смысла его сообщения.

    Выявлено несколько вариантов такой дисгармонии.

    У одних педагогов к которым относятся Мельникова H.B.Федченко Ю.Г. Зырянова

    Л.Г. .Меркурьева , Т.В.Михайлова И.В.,, Серегина С.А .Климова Н.В. при

    низкой оценке другими наблюдается значительное расхождение между оценкой

    своей эмпатической способности, что свидетельствует, вероятно, о сильней,

    осознаваемой уверенности в себе, а может быть и о неумении проявлять себя в

    акте коммуникации, так чтобы окружающие адекватно воспринимали его.

    Другая группа сотрудников, состоящая из людей, которых оценили по

    достоинству, дав высокую оценку и сами проявили высокий уровень эмпатии,

    либо средний уровень к границе высокого. ( Буруяева Н.А. Нивзева Н.А.

    Петунина Н.В. Домашева В.П., Лоретус Е.З.,

    Буслаева Р.А.В другу, группу, которая характеризуется сочетанием

    среднего уровня эмпатии в оценке другим и невысокого уровня по свое оценке

    вошли следующие сотрудники детского сада: Маляр О.Н., А.Р.Ахматова,

    А.Р.Дыдрова, Т.В.Сапожникова, Т.В. Стрельникова Н.Я.Андреева, О.В.

    Андреева, предположить, что у таких людей надо развивать уровень эмпатии и,

    тренируя их через упражнения, игры тренинга индивидуальные задания.

    Расхождение между своей оценкой уровня эмпатии, которая оценена невысоко

    и высокой оценкой другими может считаться или свидетельствует о том, что

    имеет чувство «малоценности» своей личности, что человек в себе не уверен и

    считает, что не следовало бы так ярко проявлять своё отношение в акте

    коммуникации.

    В эту группу вошли следующие сотрудники детского сада: МызниковаВ. И.,

    Корнеева Н.В., Иванова Г.Л.,. Галакева В.И., Попова Н.В., Малых О.Д.,

    Козырева Н.В.,

    Лесина 0.К. С этими людьми необходимо организовать работу в виде

    психологического факультета, где в ненавязчивой и занимательной форме

    провести цикл занятий по определенной тематике, раскрывающей смысл и

    значение эмпатии и её роль появления во взаимопонимании других.

    Поэтому очевидной является необходимость работы по развитию эмпатии у

    педагогов этого коллектива.

    Прежде чем приступить к коррекционной работе. Необходимо было

    ознакомиться с рекомендациями специалистов по этому вопросу просмотреть

    литературу в этом ключе, подобрать игры и упражнения для развития

    эмпатической способности и её тренировки, разработать программу развития

    эмпатии.

    Итак названные Рудестамом, 6 указаний, способствующих обучению эмпатии:

    1. Сосредоточено на вербальных и невербальных сообщениях и формах

    эмоциональной экспрессии другого человека.

    2.Попытка стадиях обучения эмпатии и использования парафразом

    выражения, по значений и эмоциональному заряду взаимозаменяемые с теми,

    которые употреблялись во время акта коммуникации. Это называется

    парафразом.

    3. Формулирование ответов на языке, который наиболее созвучен

    собеседнику.

    4. Использование эмоционального тона, соответствующему типу, взятому

    собеседником.

    5. Глубокие постижения эмоционального состояния другого, старания

    уточнить и расширить смысл его сообщения. Помочь собеседнику выразить

    чувства, которые до этого он выразить не мог.

    8. Попытки осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо

    выражены собеседником , но видимо, подразумевались в сообщении. Попытки

    восполнить то, что упущено в сообщении, чтоб была дана просто обратная

    связь собеседнику.

    Анализируя современные исследования американских ученых, Рудестам выделяет

    несколько методов, которые развивают? Эмпатию и могут ускорить развитие

    эмпатии - это и методика обмена ролями, используемая в процессе

    психодранматического действия, где играя роль другого человека, человек

    может взглянуть на себя глазами другого человека и таким образом лучше

    понять проблему и конструктивно разрешить межличностные проблемы,

    конфликты; это и терапия искусства ( элементы совладения в художественном

    творчестве членов группы приводит к ускорению развития эмпатий); это и

    тренинги умений - терапия улучшения в заимо- отношений.

    Итак программа коррекционной работы по развитие эмпатии должна

    начинаться прежде всего с тренировки невербального проявление этой

    способности и тренировка умения читать по лицу - выражение гнева, мимику,

    умения читать жесты, позы, .так как человек говорит не только языком, но и

    глазами, лицом, всем тело?

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Анкета

    I . Фамилия, Имя, Отчество

    2. Возраст

    3. Стаж работы с детьми

    4. Должность

    5. Образование

    6. Состав семьи в которой воспитывался

    7. Являясьпо счету… ребенком в семье

    8. В детстве посещал ,(не посещал) детский сад

    9. Число друзей со школьного возраста

    10.Основные интересы и увлечения в настоящее время

    11. Профессия отца

    12. Профессия матери

    13. Какие животные были у вас дома, и каких держите сейчас

    14. Что хотите о себе еще сообщить

    Уровни эмпатии / по методике Мехрабиана/

    |Уровень |Количество баллов |

    | |по шкалам |в целом |

    |Очень высокий |15 |82-90 |

    |Высокий |13-14 |63-81 |

    |Средний |5 -12 |37-62 |

    |Низкий |2 - 4 |12-36 |

    |Очень низкий |0-1 |5-11 |

    История развития теорий об эмпатии.

    Сам термин пришел в научную психологию в начале XX века из филосо

    фии словом " эмпатия',

    Э.Титченер перевел немецкое слово-.. "вчувствоваться в … Он обобщил

    развивающиеся в философской традиции идеи о эмпатии с теориями

    вчувствования Э. лиффорда и Т.Липпса Затем термииом » эмпатия" Т.Липпс в

    своей концепции эстетического воспитания описывал процесс понимания

    произведений искусства.объектов пр ир оды, а позже и человека.

    К настоящему моменту в отечественной психологии существует достаточно

    много обзоров литературы по проблемам эмпатии.истории развития

    представлений о ней в философии и психологии ( Борисенко.Гаврилова.

    Джркаэян и др.)

    Обзорные работы по проблемам эмпатии изобилуют десятками определений и

    подходов к ее изучению,различают эмоциональную эмпатию,основанную на

    механизмах проекции и подражания моторным и эффективным реакциям другого

    человека.когнитивную эмпатию.базирующуюся на интеллектуальных процессах (

    сравнение,аналогия и т.п.. и предикативную эмпатию »п роявляющуюся как

    способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных

    ситуациях. В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание -

    переживание субъектом тех же эмоциональных состояний,которые испытывает

    другой человек,через отождествление с ним, и сочувствие - переживание

    собственных эмпатийных состояний по поводу чувств другого.

    Предлагаются модели эмпатийного процесса.

    стадии.этапы,уровни.механизмы.Многозначимость термина " Эмпатия4 порой

    заставляет исследователей использовать более однозначные,по их мнению

    понятия п идентифи-

    кация " сопереживание", "конгруэнтная эмпатия" и др.

    Первоначальный смысл термина " Эмпатия" был буквальным. он означал

    процесс вчувствования.т.е. эмоционального проникновения в состояние

    другого.

    В концепциях эмоциональной эмпатии ( Гавриловой Т.П.. Стрелковой Л.П. и

    др.) говорят о различных видах эмпатии,которые иногда интерпретируются как

    уровни эмпатии:

    L Ответная эмоциональная реакция по типу заражения,примитивная

    эмоциональная идентификация.

    Z, Сопереживание и сочувствие как более сложнее формы сочувствия в

    эмоциях другого,разделения их.

    Концепций чисто эмоционального понимания эмпатии в настоящее время

    немного. Они преобладали в зарубежной психологии до 40-х годов.

    В советской психологии термин «эмпатия» был введен только в начале 70-х

    годов Т.П.Гавриловой. Специальные исследования её были посвящены роли

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.