МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности

    нужно, а то, что ярче, эмоциональный фактор нестабилен и недолговечен.

    Отсюда юношеские шатания, колебания и ошибки, часто даже серьезные. К этому

    добавляются и неоправданные ограничения со стороны родителей и школы,

    которые часто дают не лучшие результаты.

    В культурно-досуговом учреждении происходит процесс расширения,

    умножения социальных связей индивида с внешним миром. Это является общей

    характеристикой сфер, в которых осуществляется социализация: деятельность,

    общение, самосознание. Можно смело утверждать, что современные учреждения

    культуры выступают своеобразным «центром» объединения и взаимодействия этих

    трех сфер, меняя личности. Дадим краткую характеристику этих сфер.

    В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации

    человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят

    еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей,

    присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным

    смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых

    аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это

    можно назвать личностным выбором деятельности.

    Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения

    ему всех остальных деятельностей.

    И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации

    деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех

    процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта

    деятельности.

    Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере общения происходит

    расширение круга общения молодого человека, обогащение его содержания,

    углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь

    происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение

    ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов

    деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности

    человека.

    И третья сфера – это развитие самосознания личности. Здесь

    осуществляется формирование образа собственного я, как активного субъекта

    деятельности, осмысление своей социальной роли и принадлежности,

    формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что

    это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением

    социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

    Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений

    всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся

    действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым

    осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных

    отношений [1,с. 280]. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт,

    творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы

    освоения действительности. Это и является важным положением, которое

    означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на

    каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением

    социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и

    реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-

    досуговые учреждения.

    2. Досуг в системе социализации личности

    Для того чтобы досуг выполнял свою роль в системе социализации, он

    должен быть двухаспектным: удовлетворять эмоциональные потребности и

    способствовать интеллектуальному поиску молодежи.

    Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как

    интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых»

    занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть,

    разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать

    позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные,

    с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на

    развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо

    опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы

    переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет

    психофизиологическую ценность для разных людей.

    Создавая различные досуговые программы для молодых людей, чередуя

    занятия в свободное время, надо соблюдать временные, энергетические и

    другие лимиты, обдумывая определенный набор переключений с одного занятия

    на другое. Нарушение меры в любом виде деятельности (концерты, игры,

    праздники и т.д.) превращает ее в утомительную, а значит и неугодную для

    отдыха. Следовательно: много хорошего – тоже плохо, ведь не всегда чем ярче

    тем лучше, здесь тоже есть свои границы, когда мероприятие становится

    утомительным и даже начинает раздражать.

    У современных культурно-досуговых учреждениях есть еще важная

    специфическая сторона в использовании эмоциональной сферы человека –

    создания гармонии внешних условий с внутренними, глубинными эмоциями людей.

    Чтобы общая эмоциональная реакция на свет, звучание, оформление

    гармонировала с глубокими нравственными и эстетическими чувствами,

    поднимала их.

    Не должно в учреждении культуры быть таких фактов, когда уют и

    эстетическая выразительность оформления помещения находится в противоречии

    с бессодержательностью мероприятий и устарелостью их форм. На фоне плохо

    организованных мероприятий даже хорошее оформление лишь усугубляет ощущение

    бессодержательности. А отрицательные моменты оформления только усиливают

    недостатки содержания. Таким образом, нужно стремится к формированию

    целостной культурно-досуговой среды, которая влияет на характер и

    содержание досуговых программ и вызывает у людей потребность активного

    участия в них.

    В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения,

    состоит не столько в том, чтобы предоставить каждому индивиду как можно

    более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело,

    которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и

    глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект,

    нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-

    досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой

    системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в

    отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности.

    Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности

    усвоения ею культурных и духовных ценностей.

    Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение

    является институтом социализации.

    Своеобразной формой социализации человека является его деятельность по

    интересам в досуговой сфере. В социалистическом аспекте деятельность по

    интересам (хобби) представляет собой постоянную добровольную, эмоционально

    насыщенную деятельность, целью которой является развитие и саморазвитие

    личности молодого человека. Социальное назначение хобби состоит в том, что

    здесь человек иногда достигает более высокого мастерства, чем в

    профессиональной деятельности. Деятельность по интересам, достигая уровня

    социально значимых инициатив, вносит свой вклад в создание новых

    социокультурных ценностей.

    В настоящее время в сфере молодежного досуга сложились два основных

    вида этой деятельности – общественно организованное любительство (клубы по

    интересам, любительские объединения, инициативные клубы и т.д.) и

    организационно не оформленные досуговые общности, индивидуальные досуговые

    увлечения.

    Процесс социализации и культурного развития личности участников

    любительских объединений, клубов по интересам в отличие от традиционных

    коллективов художественной самодеятельности осуществляется не в жестких

    ролевых однозначно очерченных границах, а в процессе реально складывающихся

    досуговых ситуаций. Любительские объединения обладают более высокой по

    сравнению с традиционными досуговыми самодеятельными коллективами

    (хоровыми, театральными, хореографическими и др.) степенью самоорганизации

    и самоуправляемости.

    Добровольный выбор видов деятельности, эмоционально насыщенные

    отношения, подвижные границы между культурно-познавательными, культурно-

    творческими и рекреационными элементами значительно ускоряют и облегчают

    процесс адаптации индивида к любительским видам досуговой деятельности. В

    них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции

    человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В

    качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий

    интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную

    направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и

    микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников,

    определяемой социально значимыми целями.

    Определение показателей и классификация любительской деятельности

    имеют немаловажное значение для совершенствования структуры и содержания

    досуга. Являясь наиболее совершенным видом досугового коллектива,

    любительские объединения полнее отражают самодеятельную природу досуговой

    деятельности как возможность широкого приобщения молодых людей к

    разнообразным формам досуга.

    Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в

    ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодого человека

    и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

    Сегодня мы все должны осознать, что культура вступила в качественно новый

    этап развития. Возникает новая ситуация во взаимодействии культуры и

    социальной сферы. Культура выступает как динамическая сила, формирующая

    жизнь общества, оказывающая громадное решающее воздействие на развитие

    общественных отношений. И в этом смысле учреждение культуры должны

    выступать важным средством повышения органичности социально-культурного

    развития.

    В настоящее время деятельность культурно-досугового учреждения должна

    решать, прежде всего, социальные проблемы в регионе, предлагая новые модели

    образа жизни. Сфера досуга сегодня становится сосредоточением таких

    социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах

    жизнедеятельности (наркомания, алкоголизм, преступность, проституция и

    др.). Конечно, это не означает, что досуговая деятельность в полной мере

    способна выполнить данный социальный заказ, но предложить альтернативные,

    социально-значимые досуговые программы клубная сфера обязана. Деятельность

    досуговых учреждений должна быть направлена на создание наиболее

    благоприятных, оптимальных условий для отдыха, для развития духовных и

    творческих способностей молодого человека.

    Учреждения культуры придают совместной социально-культурной

    деятельности молодых людей качественную определенность, значимость, как

    для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом. При

    этом происходит развитие социальной активности и творческого потенциала,

    формирования культурных запросов и потребностей, организация разнообразных

    форм досуга и отдыха, создания условий для духовного развития и наиболее

    полной реализации молодой личности в сфере досуга. В этом как раз и состоит

    предназначение учреждение культуры, как социально-культурного института.

    Основная функция, которого заключается в организованном объединении людей,

    для совместной деятельности по удовлетворению культурных потребностей

    человека и решению конкретных социально-культурных задач[4].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Изучение деятельности культурно-досуговых центров по организации

    досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают

    достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными

    процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к

    деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость,

    многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-

    культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских,

    личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является

    доминирующим элементом молодежной культуры. Социально – педагогическая

    ценность досуговой деятельности в значительной мере зависит от способности

    личности молодого человека саморегулировать эту деятельность. В работе нами

    было проведено исследование с целью совершенствования досуга молодежи в

    культурно-досуговых центрах.и ставились следующие задачи:

    Определить сущность и функции досуга.

    При решении этой задачи была изучена и проанализирована специальная

    литература, что позволило рассмотреть структуру досуга и раскрыть его

    основные функции. Досуг деятельность в свободное время вне сферы

    общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает

    свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и

    способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой

    деятельности. Эта деятельность, осуществляемая в русле определенных

    интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

    Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество,

    физкультура и спорт, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть

    занят человек в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый

    уросень культуры индивидуального досуга. Таким образом, досуг это част

    социального времени личности, группы, или общества в целом, которая

    используется для сохранения, восстановления развития физического и

    духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

    Культура же молодежного досуга характеризуется такими занятиями, которым

    отдается предпочтение в свободное время.

    От умения направлять сою деятельность в часы досуга на достижение

    общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и

    совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное

    самочувствие молодого человека, его удовлетворенность свободным временем.

    Следующей рассмотренной проблемой стала эффективность организованного

    досуга как одной из составляющих процесса социализации.

    Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи

    существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его

    специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально

    психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную

    эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений,

    зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе

    все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится

    преобладание у нее поисковой активности. Таким образом, задачей культурно –

    досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых

    программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации,

    массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование

    организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность

    неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет

    способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи[7].

    Анализ работы профессора Салахутдинова Р. Г. показал, что в нашей стране

    существует множество различных способов организации молодежного досуга.

    Культурные центры здесь выступают как место концентрации социально-

    культурной деятельности личности в сфере досуга, где человек приобретает

    навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового

    поведения. В настоящее время включены в практику новые, нетрадиционные

    формы развлечения, просвещения, общения и творчества молодежи, заложены

    основы для дальнейшего развития данной сферы деятельности.

    1. Основные направления сферы социально-культурного творчества

    “Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная,

    целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей,

    направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей

    действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и

    материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной

    жизни и воспитании подрастающего поколения[16].

    СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного

    опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания,

    а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.

    СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

    Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное

    творчество как эффективное средство формирования культурной среды”

    классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

    1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:

    - правово политической направленности;

    - историко-культурный и экологической направленности;

    - интернациональной дружбы;

    - искусствоведческой, художественно-критической направленности;

    - антивоенное движение;

    - движение по защите прав потребителей;

    - лоббистские организации и группировки;

    - фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и сполнителей;

    - религиозной и экстремистской направленности и другие.

    Функции:

    - служат каналом выражения интересов масс;

    - выступают как школа политического воспитания;

    - обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере

    контроля общества;

    - охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на

    политическую власть.

    2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:

    - конструирование – постройка технических объектов с выполнением их

    проектов;

    - моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в

    уменьшенном виде (или увеличенном);

    - изучение устройства, принципов действия и приемов управления

    техническими объектами;

    - изобретательство – техническое творчество на производстве,

    направленное на разработку новых принципов создания и применения

    техники;

    - рационализаторство – техническое творчество, направленное на

    совершенствование используемой техники, технологии;

    - любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное

    с производством и профессиональной деятельностью человека;

    - массово-техническое творчество – творческая деятельность народных

    масс происходящая в свободное время.

    Функции:

    - ознакомить с достижениями НТП;

    - развитие творческих способностей человека;

    - воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и

    созидательного труда;

    - трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда

    и труда других людей;

    - воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной

    науки, техники и производства.

    3. Самодеятельное художественное творчество:

    - самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую

    культуру прошлого;

    - художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное

    искусство;

    - массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная,

    театральная, изобразительная и другие);

    - народно-художественные промыслы и ремесла;

    - авторская самодеятельность;

    - оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в

    профессиональном искусстве, ни в фольклоре.

    Функции:

    - общественная организация социокультурной деятельности масс по

    интересу в досуговое время;

    - реализация эстетических потребностей и художественные способности

    людей;

    - организационно-педагогическое – воспитание нравственной и

    эстетической культуры подрастающего поколения;

    - возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и

    народного творчества.

    4. Естественно-научное самодеятельное творчество:

    - краеведение, природоведение;

    - туристско-экскурсионная деятельность следопытов;

    - садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;

    - изучение живой фауны;

    - аквариумисты, рыболовы, голубиводы;

    - любители астрономии, физики, математики, географии и т.д.

    Функции:

    - экологическое просвещение;

    - благоустройство, озеленение района, города;

    - формирование умений и навыков рационального природопользования;

    - воспитание любви и патриотизма к своему краю.

    5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:

    - туризм, альпинизм;

    - легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т.д.);

    - гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;

    - тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);

    - шахматно-шашечный, нарды;

    - йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;

    - фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

    Функции:

    - физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;

    - воспитание физической культуры;

    - пропаганда здорового образа жизни;

    - подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных

    олимпиадах.

    6. Неординарные формы самодеятельного творчества:

    - праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;

    - конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;

    - конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;

    - коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты,

    нумизматы и другие);

    - дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

    Функции:

    - популяризация культурных ценностей и субъектов культурной

    деятельности;

    - вовлечение людей в социально-культурную практику;

    - превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей;

    активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;

    - формирование культуры быта.

    Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов

    Р. Г. назвал предметными и воспитательными:

    1. Предметные – это культурные ценности, к которым относятся

    достижения в области художественного творчества, спорта и т.д.;

    культурная среда, т.е. культура быта, труда, производства.

    2. питательные – это культура личности, т.е. нравственная,

    эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая,

    правовая, культура общения.

    Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации

    более эффективным.

    Список литературы

    1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1998. - с.137-

    303.

    2. Бестужев–Лада И.В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых

    социальных проблемах молодежи. – М.: Политиздат, 1984г.

    3. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы – М.: Просвещение, 1994-С.41-

    86.

    4. Вишняк А.И. Тарасенко В.И. Культура молодежного досуга. – Киев: Высшая

    школа, 1988-53с.

    5. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-

    13.

    6. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект

    пресс, 1997.-С.196-233.

    7. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.-

    М.: НГИК, 1994.-32с.

    8. Жарков А.Д. Организация культпросвет работы: Учебное пособие- М.:

    Просвещение, 1989.-С.217-233.

    9. Иконникова С.Н. Диалоги о культуре. – М.: Лениздат, 1987-167с.

    10. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях:

    Учебное пособие. – М.: МГУК, 1997-41с.

    11. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые

    центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски,

    решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.

    12. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной

    деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

    13. Клубоведение: Учебное пособие / Под ред.Ковшарова В.А.-М.: Просвещение,

    1972.-С.29-46.

    14. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры

    досуга. – М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

    15. Салахутдинов Р. Г. Организационные и педагогические основы социально-

    культурного творчества детей и молодежи. – Казань, издательство

    “ГранДан”, 1999. – 462с.

    16. Салахутдинов Р. Г. Социально-культурное творчество как эффективное

    средство формирования культурной среды. – Казнь, РИЦ “Школа”, 2002. –

    216с.

    17. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи //

    Социс- М., №1 2002.- С105-110.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.