Социальная работа с детьми инвалидами
жизни с точки зрения физической , психической и
социальной” [ 28 , 182 ] .
Социальный работник из Департамента социальных служб
в Великобритании оказывает помощь в виде совета,
поддержки и консультирования по личным делам инвалида
и его семьи ; помогает в разработке индивидуальных
программ реабилитации , которые согласовываются с клиентом
и его семьей; организуют нормальную , интересную культурную
жизнь инвалида вне дома и т.п. Департамент может
предоставить необходимое оборудование взаймы, выделить дотацию,
оказывать помощь по телефону и другим видам связи .
В Великобритании так же существуют частные реаби-
литационные фирмы, которые по заказу инвалида могут
предоставить любое оборудование .
Что касается образования детей с ограниченными
возможностями, то иртеграция в обучении и наличие
спецшкол рассматриваются как необходимые параллельные
условия образования. Они поддерживают порядок и гибкость
системы образования и позволяют таким детям включаться
в нее и отходить от нее по мере того, как
меняются их потребности .
До поступления в школу в большинстве регионов
Англии , а так же в некоторых других странах ,
достаточно эффективно используется система Потедж (
педагогическое обслуживание на дому детей от 0 до 4-5
лет с задержками в развитии ) , которая зародилась в
1970 году в США . В основе работы с такими детьми
лежит индивидуальная программа, которая составляется для
каждого ребенка с учетом его особенностей .
Для работы с детьми с нарушенниями интеллекта в
ряде стран , преймущественно Скандинавских , организуются дома,
в которых проживает не более 30 детей. В них
создается обстановка , максимально приближенная к семейной.
Специалисты проводят наблюдения за детьми , определяют методы
лечения и реабилитации , разрабатывают индивидуальные
программы обучения. Обучение всех категорий детей-инвалидов , в
основном , осуществляется в общеобразовательных школах. Школьная и
общественная политика направлена на то , чтобы создать
условия для установления максимально близких взаимоотношений
между учениками всех категорий .
Таким образом , в настоящее время в большинстве стран
идет переход от раздельного образования и присмотра
за детьми со специфическими нуждами к их полной
интеграции , если это возможно . Этот переход регулируется
законодательством стран . Мировым опытом образования этой
категории детей выработаны некоторые минимальные
стандарты для организации обучения детей–инвалидов:
1. Учеников с серъезными нарушениями по возможности
необ-ходимо включить с учетом педагогических особенностей в
обычные классы начальных и средних школ.
2. Если степень нарушения мешает полной интеграции
в обычном классе , ученики должны иметь социальный и
образовательный базис в обычном классе и получать
дополнительные, лечебно-коррекционные уроки вне класса ( индив-
идуальные или в группах ) .
3. Дети с серъезными умственными и физическими
недо-статками могут обучаться в отдельных классах в
рамках начальной и средней школ при систематических
планируемых контактах со здоровыми сверстниками . При принятии
решений относительно системы обслуживания приоритет отда-ется
возможностям для детей получить образование , а не неудобствам
администрации .
4. Индивидуальные учебные планы разрабатываются совместно
педогогами и родителями с учетом потребностей учеников
в интегрированнном обучении и обстоятельств окружающей
среды .
5. При организации обучения сознательно планируется
само-стоятельность
6. Содержание учебного процесса должно быть соотнесено
с функциональными навыками , которые соответствуют возрасту
ребенка и необходимы для деятельности в интегрированной
среде ( домашний быт , профессиональное обслуживание ,
транспорт и т.п. ) .
7. Обучение , взаимодействие между людьми должно быть
га-рантией того , что дети действительно будут
взаимодействовать с другими индивидами в интегрированном
окружениии .
Интересен опыт работы за рубежом с онкологически
больными детьми . Почти во всех западноевропейских странах
и в США функционируют Хосписы , некоторые из них
оказывают помощь детям с определенными заболеваниями ,
другие - всем нуждающимся умирающим людям . В Королевстве
Норвегия ,где проблема заболевания раком стоит очень
остро, помощь оказывается в окружных больницах , но основную
заботу об онкологически больных берут на себя
общественные и частные организации . Самая крупная организация ,
решающая все психосоциальные проблемы , связанные с
возникновением этого заболевания у детей и взрослых , -
это “Норвежское общество борьбы с раком” ( НОБР ) . Помощь
в основном ока-зывается в окружных больницах НОБР (
их пять ) , где работают психолог , специально обученнная
медсестра с подготовкой семейного терапевта , специалиста
–соционома ( социальный работник со пециальной подготовкой , в
том числе и юридической , подготокой ) и , при
необходимости , другие специалисты . В основе работы всех
специалистов лежат два основных принципа : максимальная
открытость , полное информирование о заболевании , его
последствиях и т.д. в беседах с детьми и их
родителями ; создание максимально благоприятных психологических
и социальных условий для семьи . Особое внимание
уделяется работе с родителями и сиблингами ( родные
братья и сестры ) больного ребенка. При хорошем прогнозе
и благоприятном протекании лечения группа специалистов, в
том числе и соционом , проводят для семьи
индивидуальную семейную программу психосоциальной помощи.
Деятельность социального работника , в основном , направлена
на поддержание необходимого материально - бытового уровня
семьи , помощь родителям в оформлении документов на
получение денежных пособий , страховых выплат и т.п.. При
необходимости он помогает в улучшениии жилищных условий ,
санитарного состояния жилья , транспортном обслуживании и
т.д. .
При оценке работы соционома отчетом может
служить пакет документов ( письма , результаты обследования
жилищных условий, заявление родителей , ответы официальных
органов и др. ) , полученные в ходе ведения работы по
социальной адаптации семьи [ 10 ].
Широкое распространение при работе с онкологически
больными детьми во всем мире получила “ Клоунотерапия” .
Так же активно используется “ Арттерапия” в оказании
помощи как детям , так и взрослым с огрниченными
способностями . Но особенно важно это для детей , т.к. в
детстве и юности закладываются манеры и особенности
поведения , формируется взгляд на мир , выявляются
пристрастия . Развитие художественных способностей умственно
ограниченных детей особенным образом совершенствует их
личность, восприятие , самосознание, интеллект и коммуникативные
возможности. Художественное творчество используется и как
средство объединения детей с ограниченными способностями
и без них , т.к. здесь важно только наличие дара , через
который общность между детьми проявляется быстрее .
В России Институтом развития личности РАО ( Москва )
при участии кандидата педагогических наук Репринцевой
Г.И. была разработана “Игротерапия”.Она рекомендована для
использования психологами , социальными работниками и
педагогами в работе с детьми с ограниченными
возможностями (3-9 лет ) . Игротеропия применяется для
предупреждения и коррек-ции невротических реакций ,
утомляемости и отклонений в поведении и общении этой
категории детей . Она может быть групповой и
индивидуальной , может носить личностный характер (игры с
предметами) или личностный характер (игры с людьми) . В
игру включаются средства “Арттерапии” . Параллельно с
работой с детьми проводятся семенары , консультации с
родителями . Таким образом , в рамках Федеральной программы
“ Дети России ” на основе русских народных сказок (
“Репка” ,”Гуси-лебеди” и другие) были разработаны и
опробированы в реабилитационном центре “Сломанный цветок”
игротерапевтические атракционы для детей дошкольного и младшего
школьного возраста. “ Особенностью разработанных атракционов
является активное использования игровых способов общения ребенка с
игротерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов
заключается в том, что с первых шагов общения с
ними и в течение последующих встреч ребенок погружается в
самый понятный ему мир сказок, игрушек, наполненный
загадками, сюрпризами, элементами новизны” [ 25 , 59 ] .
За рубежом получила распространение и другая
методика , разработанная российскими исследователями, - это игра
“Ринго –надежда”. Аргун Л.Е. , один из авторов методики ,
предложил использование распространенной игры “ Ринго ” для
людей с ограниченными возможностями . Для каждой катего-
рии инвалидов разработана своя методика проведения . Игра
эффективно влияет на физическое развитие и
психоэмоциональное состояние [ 3 , 43 ].
Для детей с ДЦП английская фирма “Рэхаб энд
медикал” предлагает программу “Развитие основных навыков
движения через обучения” ( РОНДО ) . Учебный план РОНДО
ориентирован на активную деятельность и предназначен для
обучения основным двигательным навыкам , необходимым в
дальнейшей жизни как в домашней обстановке, так и в
обществе . Курс обучения учитывает естественную механику
тела , рассматриваемую совместно с учебным процессом .Эта
программа является результатом пятилетней совместной
деятельности учителей и врачей графства Керн ( Англия ) .
Фирма “Рехабс энд медикал” занимается так же
поставкой специального оборудования для механотерапии и
психотерапии [ 27 , 55 ] .
Эрик Шоплер , Маргарет Ландзинд , Лезли Ватерс предла-гают
программу ТЕАСН для аутичных и отстающих в раз-витии
детей. Эта программа включает:
1. Исследование,ориентированное на психологическое развитие,
охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных
сферах развития .
2. Индивидуальная программа развития с тренировочными
зада-ниями, специально приспособленные к каждому ребенку , является
основной линией работы с ним . В рамках данной программы
родители рассматриваются как сотерапевты , а не как причина
такого состояния ребенка [ 6 ] .
Сотрудниками Университета Маккуэри ( Сидней ) была
разработана программа ранней педагогической помощи детям
с отклонениями в развитии “Маленькие ступеньки” [ 22 ] .
В России была разработана комплексная инновационная
модель “Центр независимой жизни для детей с
ограниченными возможностями” . Это система социальных служб,
которые в условиях дискриминирующего законодательства, недоступной
государственной архитектурной среды и консервативного в
отношении инвалидов общественного сознания , создает режим
равных возможностей для детей с особыми проблемами .
Основная задача модели - обучение детей и родителей
умениям и навыкам независимой жизни. В работе используются
следующие формы оказания помощи: беседы , семенары ,
творческие кружки , исследования, проведение различных меро-
приятий , создание служб ( например “От родителя к родителю”) ,
обучение родителей , представительство интересов, оказание помощи
на дому и т.п. [ 24 ] .
Участие социального работника в реабилитации инвалидов
носит многоаспектный характер , который предполагает не
только разностороннее образование, но и наличие соответствующих
личностных качеств, позволяющих инвалидам относиться к ним
с доверием .
Учитывая, что деятельность социальных служб основывается
на заканодательстве , регулируется им , мы считаем необходимым
обратиться к этому вопросу .
1.3. Законодательство в области социальной работы с
детьми- инвалидами .
Конституция, как основной закон государства, важнейшие законы,
нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство , в
котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки
всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма
непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов
: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов,
психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность
всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее
незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети –
инвалиды .
В основу законодательства Республики Белорусь в сфере
работы с детьми с ограниченными возможностями положены
международные документы ООН ,гарантирующие всем категориям
населения равные права. Однако, для детей-инвалидов , как и для
некоторых других малозащищенных слоев населения,предусматри-
вается ряд специфических прав и льгот,учитывающих их особые
нужды и положение .
В числе основных международных документов,защищающих и
гарантирующих права этой категории детей,можно назвать
следующие: “Всеобщая Декларация прав человека”, “Декларация о
правах инвалидов”, “Декларация о правах умственно отсталых
лиц”, “Конвенция о правах ребенка”,“Стандартные правила
обеспечения равных возможностей для инвалидов” .
Для детей–инвалидов, согласно “Конвенции о правах ребенка”,
предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей
такого ребенка в области образования, профессиональной
подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья,
подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается
соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).
На удовлетворение тех же нужд направлен закон “О
правах ребенка” (1993 г.).Он определяет правовой статус этой
категории детей,как самостоятельных субъектов,и направлен на
обеспечение его физического и нравственного здоровья,
формирование национального самосознания на основе
общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и
Страницы: 1, 2, 3, 4
|