Социальная работа с детьми инвалидами
снижения слуха различают глухих и слабослышащих . Среди
глухих можно выделить так же две группы в
зависимости от наличия или отсутствия у них речи .
Число детей с этим заболеванием относительно невелико ,
они составляют около 2% всех детей-инвалидов .
Особенности поведения ребенка с нарушенным слухом
разнообразны . Обычно они зависят от причин нарушения .
Например , у детей с ранним ограниченным повреждением
мозга дефект слуха сочетается с повышенной психической
истощаемостью и раздражительностью. Среди глухих встречаются
замкнутые , «странные» , как бы «пребывающие в своем мире»
дети. У оглохших , наоборот , наблюдается импульсивность ,
двигательная расторможенность , иногда даже агрессивность [ 17 ,
100 ].
6.Хирургические заболевания и анатомические дефекты и
деформации .
7. Эндокринные заболевания .
Таким образом, можно было убедиться , что существует
довольно большой перечень заболеваний, приводящих к
инвалидности . Эти болезни, несомненно «оставляют свой след» на
поведении ребенка , его отношениях с окружающими и в
других сферах его жизни, создавая определенные «барьеры»
на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной
жизни , к их интеграции в общество .
В рамках программы «Выход», осуществляемой Центром
реабилитации молодых инвалидов (Next Stop New Life ) ,
в малых группах проводились дебаты на тему: “Общество и инвалид –
несостоявшийся диалог ? “. В ходе дебатов были выделены следующие
проблемы / барьеры , с которыми стал-кивается семья с
ребенком –инвалидом и сам ребенок в нашей стране :
- социальная, территориальная и экономическая зависимость
инвалидов от родителей и опекунов ;
- при рождении ребенка с особенностями психофизического
развития семья либо расподается , либо усиленно опекает
ребенка , не давая ему развиваться ;
- ведется слабая профессиональная подготовка таких
детей ;
- трудности при передвижении по городу (не предусмотрены
условия для передвижения в архитектурных сооружениях,
транспорте и т.п.) , что приводит к изоляции инвалида ;
- отсутствие достаточного правового обеспечения (несовер-шенство
законодательной базы в отношении детей с огра-
ниченными возможностями) ;
- сформированность негативного общественного мнения по отношению
к инвалидам (существование стереотипа “инвалид - бесполезный”
и т.п. ) ;
- отсутствие информационного центра и сети комплекс-ных
центров социально-психологической реабилитации, а так же
слабость государственной политики .
Итак, «Наличие барьеров между инвалидами и общест-вом
обусловлено тем , что больное общество стремится к
тому, чтобы , откупившись от инвалида с одной стороны,
ограничить его социально и воспитать в нем
потребительское отношение к здоровым людям и обществу .
Семья, являясь частью общества, не готова к тому , чтобы
воспитать полноценную личность и адаптировать ребенка
–инвалида к реальным жизненным условиям. Боясь инвалидов, с
другой стороны, их начинают усиленно опекать. На самом
деле, решая физиологические и минимальные социальные
проблемы инвалидов 3-17 лет, их развращают гиперопекой,
внушают комплекс неполноценности и неспособности к
самостоятельным действиям . Когда же наступает время
прекращения социальных программ , инвалиды оказываются
неспособными к реальной жизни. Они уходят в себя»[ 20 ] .
Такое отношение к детям с ограниченными возможностями
свойственно не только нашему обществу. Однако, за
рубежом делается все возможное для решения этой
проблемы. Для этого разработаны программы « Реабилитация,
базирующаяся на непосредственном окружении » ( ООН ) и «
Инклюжен » ( США ) . Но одно дело - на бумаге, а другое
- в жизни. И, хотя люди с ограниченными возможностями,
а так же их семьи по-прежнему наталкиваются на
барьеры во взаимопонимании и общении с другими
людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальные
стереотипы поведения, отношения к инвалидам постепенно
эволюционируют, пройдя путь от невнимания и отвержения
до принятия и признания их прав, достоинства и
полезности обществу.
> Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей –
инвалидов и их нужд и потребностей, им необходима
профессиональная помощь специалистов. Эта помощь
должна носить не только медицинский характер , она
должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни
такого ребенка. .
12. Историко-теоретические подходы к оказанию
помощи детям со специфическими нуждами .
Вопрос об оказании помощи и обучении детей
–инвалидов был поставлен довольно давно. На территории
нашего государства призрение таких детей первоначально
осуществлялось при монастырях, школах, в приютах ,
воспитательных домах , богадельнях .
Изучением исторического опыта работы с детьми-
инвалидами занималась Бобла И.М. .В своей работе она
указывает на то, что первые упоминания о
благотворительности в отношении ребенка-инвалида относятся
к 9 - 13 векам . Однако , она касалась в основном только
некоторых отдельных детей из числа сирот и подкидышей
. Большинство слепых , глухонемых, слабоумных и искалеченных
детей воспитывалось в семье , ее силами или бродило по
свету , существуя на подаяния .
Хотелось бы отметить , что до второй половины
20 века системы оказания помощи этой категории детей
не было , да и позже она не сложилась . Однако ,
общественные организации и частные лица стали больше
внимания и материальных средств отдавать решению этого
вопроса. Стали открываться спецприюты , школы , больницы , училища
для различных категорий детей-инвалидов (кроме
душевнобольных и слабоумных, которые, преимущественно ,содержались
в домах для умалишенных , а так же в заведениях
больничного типа ) .
По мнению Григорьева А.Д. , большую роль в
оказании помощи слепым и слабослышащим детям играло
Мариинское попечительство о слепых , функционировавшее с
1881 года в России и на территории Белоруси. Одним
из первых его шагов стала перепись слепых в стране .
В результате деятельности этого общества появилось
несколько школ , приютов и училищ для слепых детей, было
издано несколько книг с использованием системы Брайля.
При обучении важное место отводилось профессиональному
образованию .
В нашей стране существовало так же несколько
спе-циальных заведений для детей с нарушениями слуха .
Первая школа для них была организована в Вильно в
1823 году Маклаховцом К . . Надо заметить , что опыт
обучения этой категории детей к тому времени уже
был накоплен за рубежом, функционировали Варшавский ,
Берлинский , Лейпцигский и Парижский институты глухонемых
и т.д. . Интересен опыт работы частного Минского училища
для глухонемых и заикающихся еврейских детей ( 1888 г)
, т .к . там впервые было применено обучение на
двух языках ( русский и еврейский ) . Большой вклад в
оказание помощи глухонемым внесла деятельность
Попечительства о глухонемых ( 1898 г.) , в ходе которой
было открыто несколько учебных заведений , выдавались
пособия семьям , воспитывающим глухонемых детей, организовывались
приюты для таких семей , а так же были созданы
курсы для обучения специалистов по работе с этими
детьми .
Итак , система оказания помощи детям-инвалидам не
была создана до 1917 года ; не была она создана и за
время советской власти , когда помощь ребенку со
специфическими нуждами сводилась к его изоляции в
специальной школе интернаторного типи , поэтому, по нашему
мнению , при организации помощи таким детям в
настоящее время суще-ствует необходимость в обращении к
зарубежному опыту .
В развитых странах за рубежом уже сложились опре-
деленные стандарты , формы и методы работы с детьми-
инвалидами .Естественно , в каждой стране существуют свои
особенности оказания помощи этой категории населения,
обусловленные национальным своеобразием , социально - экономическими
условиями , психолого - педагогическими традициями , ориентацией
на определенные научные подходы . Однако, можно выделить и
некоторые общие тенденции , которые необходимо учитывать
при создании системы оказания помощи таким детям .
Во-первых , это максимально возможная интеграция ребенка
с ограниченными способностями в общественную жизнь ( в
том числе и интегрированное обучение ) .
Во-вторых , преймущество воспитания этих детей в семье
.
В-третьих , направленность на раннюю диагностику нарушений
и их лечение .
В-четвертых , индивидуальный подход к реабилитациии и
абилитациии ребенка в каждом конкретном случае .
В настоящее время создается , разрабатывается ряд
программ , учитывающих данные тенденции . Одна из таких программ
, предложенная ООН , - это Реабилитация , базирующаяся на
непосредственном окружении ( РНБО ). Она определяется, как
“стратегия развития общества , проводимая с целью реабилитации
, уравнивания возможностей и социальной интеграции всех
инвалидов. Ее цели : изменить положение дел в этой
области, проводить обучение , с вовлечением правительства и
общественности ; разработать систему , способную оказать
помощь всем нуждающимся инвалидам” [ 18 , 113] . Суть РНБО
заключается в том , семья и непосредственное окружение, освоив
некоторые основные реабилитационные навыки , а так же сам инвалид
способны самостоятельно осуществлять реабилитацию . Безусловно
, им оказывается по-мощь и поддержка соответствующих
учреждений систем здравоохранения , образования , занятости и
социальной защиты .
В США действует программа “Инклюжен”. Ее основы
были заложены “Реабилитационным Актом” ( закон № 93-112 ,
1973г. ) и законом об обучении детей-инвалидов ( 1974-1975 гг.
), в которые было внесено несколько поправок и
дополнений со временем . В 80-е годы 20 века в
Америке начался процесс постройки новых зданий и
перестройки старых с учетом потребностей различных
категорий инвалидов . Для этих целей правительством
выделялись дополнительные финансовые средства и , в то
же время , налагались жесткие санкции за нарушение
принятых стандартов . Для изменения у граждан отношения
к инвалидам проводилась продуманная и разработанная
психологами и другими специалистами кам-пания в средствах
массовой информации и т.п. , большую роль в этом
сыграли и религиозные организации . Таким образом инвалиды
получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности
общества , при этом изменилось восприятие их здоровыми
людьми .
По всей стране стали появляться общественные
орга-низации и клубы для инвалидов , а так же
различные фонды . Хотелось бы отметить , что в США
именно специализированные фонды и организации осуществляют
значительную часть услуг , положенных человеку со
специфическими потребностями по закону , за финансовые
средства , предоставленные муниципалитетом .
Что касается интеграции в обучении , то
трудности возникли с разработкой программ , подготовкой
персонала , разработкой психологических моделей восприятия
детей –инвалидов здоровыми детьми и наоборот . Модель “
Инклюжен” подразумевает , что даже ребенок с сндромом
Дауна может обучаться с нормальными детьми . Конечно ,
для него разрабатываются отдельная программа , свои
облегченные задания . Многое в успешности осуществления
программы зависит от учителя .
В поддержку этой модели обучения было снято
не-сколько фильмов об успешном обучении детей с
ограничен-ными возможностями . Однако , в США не тказываются
и от специальных школ , но помещение туда ребенка
осуществляется лишь в крайних случаях [ 32 ].
Говоря о социальном обеспечении в Соединенных
Штатах , необходимо отметить , что инвалидам обеспечивается
медицинское обслуживание , выплата пособий и компенсаций ,
жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения,
бассейн и т.п. , которую осуществляют социальные службы .
Используется и такой вид социального обслуживания , как на-
домные услуги [ 28 ].
Итак , можно было убедиться , что в США
функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам
, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и
способствует максимально возможнойинтеграции человека с
особыми по-требностями в общество , а так же обеспечивает
принятие таких людей общесвом . Немаловажную роль при
осуществлении социальной работы играет комплексный поход
и участие целого ряда специалистов из различных
областей знаний в разработке программ .
В Великобритании помощь имвалидам , в том
числе и детям-инвалидам , оказывают 3 группы организаций :
частные владельцы домов , обеспечивающих уход за
определенную плату; общественный сектор; местные власти ,
которые обеспечивают большую часть социальных услуг .
Социальные службы оказывают помощь на дому , в
дневных центрах, интернатах или дневных школах. В
перечисленных учреждениях при работе с детьми с
нарушенным интеллектом особое внимание уделяется обучению
навыкам общения , правилам поведения на улице , в
общественных местах , для чего организуются специальные
прогулки . Для подростков с умственной отсталостью
функционируют центры профессиональной подготовки .
Для детей-инвалидов и больных детей при госпиталях
организуются специальные отделения трудотерапии . Трудотерапевты
в области педиатрии ставят своей целью “развитие у
детей оптимального уровня независимости в повседневной
Страницы: 1, 2, 3, 4
|