МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Социальная работа с детьми инвалидами

    Социальная работа с детьми инвалидами

    1.1.Дети-инвалиды как объект социальной работы.

    Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень

    заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных

    социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских

    проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая

    эту проблему особенно актуальной. В нашей стране остроту

    проблеме придает то, что до 1917 года система оказания

    помощи этой категории детей не сложилась, а позднее,

    вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком

    осуществлялась в специальных домах-интернатах изолировано

    от общества. Сейчас многие специалисты работают над

    разрешением комплекса проблем детей со специфическими

    нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить

    их особенности и специфику работы с ними, необходимо,

    прежде всего, выяснить, что же включают в себя понятия

    «инвалид», «инвалидность».

    > Согласно Декларации о правах инвалидов ( ООН , 1975 )

    «инвалид» означает любое лицо, которое не может

    самостоятельно обеспечить полностью или частично

    потребности нормальной личной и / или социальной жизни

    в силу недостатка , будь то врожденного или

    приобретенного, его или ее физических или

    умственных возможностей [ 26, 211] .

    В законодательстве бывшего СССР существовало несколько

    иное понятие «инвалида» / «инвалидности» , которое было связано

    с потерей трудоспособности . При такой постановке

    вопроса дети до 16 лет не могли быть признаны

    инвали- дами .Таким образом , возникла необходимость в появлении

    термина «ребенок-инвалид» . К этой категории относятся

    дети , имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности,

    приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения

    роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию,

    передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению,

    общению, трудовой деятельности в будущем» [2 , 6 ].

    А «инвалидность» в детском возрасте можно определить ,

    как «состояние стойкой социальной дезадаптации , обусловленное

    хроническими заболеванниями или паталогическими состояниями ,

    резко ограничевающими возможность включения ребенка в

    адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы

    , в связи с чем возникает необходимость в постоянном

    дополнительном уходе за ним , помощи или надзоре» [ 27 ,

    282 ].

    Однако , хотелось бы заметить, что за рубежом и в

    нашей стране идет процесс перехода к более гуманной

    и гибкой терминологии . Так , например, в английском языке

    термин «инвалид» вышел из употребления и считается

    дискриминирующим права людей с нетипичным внешним видом

    и потребностями , вместо него по отношению к детям

    используется «дети с неспособностями» . Избегают так же

    употреблять следующие наименования: слепой , глухой , заика , -

    заменяя их такими словосочетаниями как «человек с

    ослаблен ными слухом , зрением , речевым развитием» . Всемирная

    Организация Здравоохранения не рекомендует так же

    использовать термины «идиотия» , «имбецильность», «умственная

    неполноценность» . Немецкие дефектологи в обозначении детей-

    инвалидов используют словосочетания «дети с нарушениями»,

    «дети с образовательными трудностями» . В белорусской

    дефектологии так же делаются попытки дать более

    адекватные определения некоторых дефектологических терминов

    с учетом современных требований.

    Определение инвалидности детям до 16 лет в

    Республике Беларусь производит Медико-реабилитационная

    экспертная комиссия в соответствии с разделом 3

    «Определение инвалидности детям» Инструкции по определению

    инвалидности (1993 год). В соответствии с законодательством с

    1.08.1999 г. в зависимости от степени нарушения функций

    (с учетом их влияния на возможности социальной

    адаптации ребенка ) у ребенка-инвалида определяется степень

    нарушения здоровья. Их четыре (степени):

    1 степень утраты здоровья определяется при легком

    и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции,

    являются показателем к установлению инвалидности у

    ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости

    определения у лиц старше 18 лет;

    2 степень утраты здоровья устанавливается при

    наличии выраженных нарушений функций органов и

    систем , которые , несмотря на проведенное лечение,

    ограничивают возможности социальной адаптации ребенка

    (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых );

    3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе

    инвалидности у взрослого;

    4 степень утраты здоровья определяется при резко

    выраженных нарушениях функций органов и систем,

    приводящих к социальной дезадаптации ребенка при

    условии необратимого характера поражения и неэффективности

    лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе

    инвалидности у взрослого) [ 3 , 1 ].

    Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида

    соответствует перечень заболеваний, среди которых можно

    выделить следующие основные группы:

    1.Нервно-психические заболевания. На 1.01.1997 г. в

    Республике Белорусь в структуре детской инвалидности

    занимали второе место ( 32,8 % ) , а до 1991 года были

    на первом месте . Среди детей с данными болезнями

    82,9% составляют дети с умственной отсталостью .

    Наиболее распространенные заболевания этой группы

    детские церебральные параличи, опухоли нервной системы,

    эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная

    отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза,

    соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь

    Дауна, аутизм .

    Все эти болезни объеденены в одну группу, однако,

    следует умственную и психическую неполноценность, на этом

    настаивает Международная лига обществ содействия умственно

    отсталым и другие организации, занимающиеся изучением этой

    категории людей и /или оказанием им помощи .

    Термин «умственная неполноценность» включает в себя

    два значимых компонента, которые «должны рассматриваться

    в соответствии с биологическим возрастом и

    соответствующим культурным фоном: интеллектуальная отсталость,

    находящаяся ниже среднего уровня и присутствующая с

    раннего возроста; значительное ослабление способности

    приспособиться к социальным требованиям общества» [ 30 ].

    У детей-инвалидов этой категории очень часто

    наблюдаются грубые нарушения всех сторон психической

    деятельности: памяти, внимания, мышления, речи, моторики, эмоциональной

    сферы . Однако, после специальных упражнений и занятий они

    могут достигнуть неплохих результатов. Круг проблем таких детей

    требует, в основном, вмешательства специалистов в области педагогики и

    абилитации (соответственно педагогов и социальных работников)

    в тесном контакте с семьей.

    Термин «психическая неполноценность» употребляется для

    обозначения многочисленных сдвигов, которые оказывают влияние

    на эмоциональные функции и поведение . Оно харктеризуется

    неуравновешиваемостью эмоций различных видов и степеней

    сложности, нарушенным (а не отсутствующим ) пониманием и

    коммуникацией , а так же скорее ошибочно направленной, а

    не только несоответствующей приспособляемостью . Чаще всего

    такие заболевания возникают внезапно и принимают форму

    острого сдвига, являясь иногда результатом биохимических

    изменений или употребления наркотиков, переживания тяжолого

    или длительного стресса, психологических конфликтов, а так

    же в результате других причин .

    В детстве чаще возникают сдвиги в области

    эмоций или поведения . Симптомам болезней могут

    предшествовать воспитательные , социальные или личные

    трудности .

    Душевные болезни могут принимать форму острых, хро-

    нических или протекающих толчками заболеваний, в

    зависимости от нее и от специфики проявления болезни

    назначается лечение . При этом обязательно вмешательство

    специалистов из области медицины и психиатрии .

    Однако, бывает сочетание умственной отсталости с пси-

    хической недостаточностью и другими осложнениями. Это

    создает определенные сложности при диагностике заболеваний

    и работе с такими детьми и требует от

    специалистов хорошей подготовленности, обученности. Осложнения

    могут появиться при рождении или позже . Можно выделить

    следующие причины их появления: плохой уход за детьми

    с умственной отсталостью, восприимчивость такого ребенка

    к нагрузкам , стрессам , невниманию со стороны лиц , к

    которым они особенно привязаны и т.п.

    2. Заболевания внутренних органов. В настоящее время

    они занимают лидирующее положение в струтуре детской

    инвалидности, что вызвано переходом заболеваний в

    хроническую форму с тяжелыми функциональными нарушениями .

    Часто это связано с поздней выявляемостью нарушений и

    недостаточными мерами реабилитации .

    В эту группу заболеваний входят различные

    заболевания , паталогические состояния и пороки развития

    органов дыхания ( в том числе и хронический туберкулез

    легких ) , почек и органов мочевыделения , желудочно-

    кишечного тракта , печени и желчевыводящих путей (циррозы

    печени , хронический агрессивный гепатит , непрерывно-рецидивирующий

    язвенный процесс и т.п. ) , сердечно-сосудистой системы

    (в том числе пороки сердца и крупных сосудов) ,

    системы кроветворения ( лейкозы , болезнь Верьегофа ,

    лимфогранулематоз и т.п. ) , опорно-двигательного аппарата

    (полиартриты и т.п. ) .

    Часто в силу своих заболеваний такие дети не

    могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать

    общения с ними и включения их в свои игры .

    Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью

    осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и

    невозможностью ее полноценной реализации . Социальная

    депривация углубляется за счет длительного пребывания

    ребенка в специальных стационарах, санаториях , где ограничен

    социальный опыт и общение осуществляется между такими

    же детьми . Следствием этого является задержка развития

    социальных и коммуникативных навыков, формируются

    недостаточно адекватное представление об окружающем мире у

    больного ребенка [ 26 , 151 ] .

    3. Поражение и заболевания глаз , сопровождающиеся стойким

    снижением остроты зрения до 0,08 в лучшем видящем

    глазу до 15 от точки фиксации во всех направлениях. На

    1.01.1997г. дети с заболеваниями этой группы в

    Республике Беларусь составляли 20% от общего числа детей-

    инвалидов .

    Психическое развитие детей с дефектами зрения в

    значительной степени зависит от времени возникновения

    патологии и от времени начала специальной коррекционной

    работы, а это ( психического развития ) дефекты могут быть

    компенсированы за счет раннего и широкого использования

    функций сохранных анализаторов.

    Мастюкова Е .М . и Московина А .Г . характеризуют

    такого ребенка как боязливого, малоконтактного . Поэтому они

    предлагают обогащать чувственный и практический опыт

    этих детей, постепенно включая его в круг здоровых

    сверстников. В работе с данной категорией детей

    рекомендуется так же использовать их особую

    чувствительность к музыке .

    4. Онкологические заболевания, к которым относятся

    злокачественные опухоли 2 и 3 стадии опухолевого

    процесса после комбинированного или комплексного лечения,

    включающего радикальную операцию; неподдающиеся лечению

    злокачественные новообразования глаза , печени и других

    органов.

    В последнее время число онкологически больных детей

    увеличивается довольно быстро. Для этого существуют

    различные причины: в нашей республике, например, это

    связывают с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС;

    в других странах, напрмер в Королевстве Норвегии , ведущим

    фактором, по мнению руководителя Радиологического госпиталя

    профессора Ольснеса С ., является «генетическое накопление

    дефектов , вызванных многократным перекрестным скрещиванием

    наследственного материала ...»[ 10 , 82 ].

    При онкологическом заболевании кризисные ситуации могут

    возобновляться или прерываться более или менее

    длительными периодами стабилизации , во время которой

    производится реабилитация больного . Особенности методов

    лечения в сочетании с возростными и межличностными

    особенностями ребенка ведут к возникновению изменений

    сначала в физическом, а затем и в психическом его

    состоянии . Так , в результате исследований, проведенных в

    детском саду №270 г. Минска , было выяснено, что более

    половины (56 %) родителей отмечают ухудшение характера

    своих детей в результате болезни, у 62% родителей

    появились трудности во взаимоотношениях с детьми . У

    такого ребенка отмечается отгороженность и замкнутость ( 25% )

    , а так же раздражительность , агрессия и другие проявления

    невротического характера ( 56% ) . У таких детей

    практически нет друзей , кроме таких же больных ребят ,

    как и они . Таким образом , они как бы отгорожены от

    внешнего мира , что вызывает задержку в развитии

    социальных навыков , социальную дезадаптацию [ 8 ].

    Хотелось бы отметить, что часто злокачественные опухоли

    приводят к летальному исходу . Это так же вызывает

    определенные трудности в общении и оказании помощи

    таким детям . До некоторых пор считалось, что дети, особенно

    маленькие, не чувствуют приближение смерти, однако, это не

    так. Исаев Д .Н ., который занимался изучением этой проблемы

    , подробно описывает чувства и переживания детей в

    раннем возрасте и отмечает, что очень большое влияние

    на отношение ребенка к смерти оказывают его близкие ,

    окружение . Безусловно , важна в этот период и помощь

    специалиста, с которым больной мог бы поделиться своими

    переживаниями и страхами .

    5. Поражения и заболевания органа слуха . По степени

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.