МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

    Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием

    СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ

    Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

    дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая

    поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него

    предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования,

    здравохранения и социальной защиты.

    В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в

    разных организационных формах.

    Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных

    учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:

    компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными

    отклонениями в развитии;

    комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально

    развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;

    общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с

    нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной

    поддержке ребенка с отклонениями в развитии.

    Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних

    условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при

    учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных

    отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных

    учреждений.

    Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии

    осуществляется также:

    в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-

    педагогической и медико-социальной помощи в. условиях разновозрастных

    воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и

    консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-

    педагогической реабилитации и коррекции и др.;

    в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей,

    нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного

    возраста;

    в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного

    образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.

    Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная

    школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного

    пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений

    (групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется

    постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).

    Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления

    в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад»

    также находятся в компетенции ПМПК.

    Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные

    учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-

    социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,

    здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными

    представителями ребенка).

    Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются

    органами здравоохранения.

    В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в

    развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.

    Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных

    учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа

    - детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах)

    специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного

    пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и

    программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных

    учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям

    развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание

    и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-

    дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами

    по физическому воспитанию.

    Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в

    условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так

    и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися

    детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии

    возможна при соблюдении следующих условий:

    осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в

    развитии и формирование компенсаторных механизмов;

    обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку,

    воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;

    наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели

    интегрированного воспитания.

    Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а

    выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция — модель специальной

    педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с

    отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в

    специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо

    обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с

    нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две

    образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы

    между ними.

    В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и

    индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться

    в различных ее формах:

    комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого

    развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя

    обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают

    систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-

    психолога;

    частичная интеграция. Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со

    здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь

    часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся

    сверстников;

    временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне

    зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков

    самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц

    для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель

    интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях

    компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных

    (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).

    Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом

    интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые

    помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в

    развитии в коллективе здоровых сверстников.

    Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в

    развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития

    соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя

    обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками

    обучению. Такие дети по 1—2 человека включаются в обычные группы

    общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад»,

    при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту

    обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения

    (группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы)

    специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в

    специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.

    Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в

    коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации

    дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно

    создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет

    собой единое сообщество людей.

    Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии

    является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и

    комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными

    дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления

    коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в

    развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа-

    детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в

    развитии, оказываются принципиально иные задачи:

    педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на

    выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;

    работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости

    комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;

    постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в

    развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-

    дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях

    учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития

    ребенка с тем или иным отклонением в развитии;

    обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с

    отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в

    соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога,

    педагога-психолога;

    обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и

    специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с

    отклонением в развитии;

    работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения

    единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций

    специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными

    требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;

    целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в

    развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об

    изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о

    желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б) об

    интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в

    ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,

    рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников, о совершенствовании

    материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании

    помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в

    развитии в среде нормально развивающихся детей.

    Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса

    коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе

    динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При

    этом соблюдаются следующие условия:

    содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение)

    развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;

    задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру,

    степень и характер нарушений в развитии;

    содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды

    детства различны;

    материально-технические и медико-социальные условия, предметно

    развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;

    профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и

    укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие,

    коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно

    совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и

    практики.

    СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ

    И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ

    ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)

    Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с

    семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов

    вариативности и системности.

    Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям,

    воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных

    условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны

    получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего

    (коррекционного) типа.

    Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее

    прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально

    сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций,

    таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых

    матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего

    и компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических

    консультациях (ПМПК).

    Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям

    основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и

    обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в

    индивидуальной коррекционной программе развития.

    Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера

    психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.

    Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает

    направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в

    психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на

    результатах диагностического обследования, итогом которого становится

    представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений

    между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных

    целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-

    следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и

    результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.

    Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями

    интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который

    показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый

    возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом

    возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей,

    которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко

    всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на

    будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к

    концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об

    амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание

    определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности

    ребенка, характерных для каждого возрастного периода.

    Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в

    первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии

    с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным

    окружением, а затем и дошкольным учреждением.

    На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе

    психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую

    оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень

    выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений,

    оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с

    появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного

    воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.

    Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей

    практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В

    программу коррекционного воздействия должны входить два важных

    взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи

    родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.

    Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции

    в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-

    педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий

    развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер

    нарушений и степень их выраженности.

    Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь

    умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их

    родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной

    деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе

    следующих учреждений:

    специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников

    с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных

    (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и

    детей, оставшихся без попечения родителей;

    дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с

    нарушением интеллекта (умственно отсталых);

    группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при

    специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.

    Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного

    пребывания.

    При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное

    обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный

    уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и

    готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.