Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЯЮЩИМСЯ РАЗВИТИЕМ
Своевременная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь
дошкольникам с нарушениями в развитии, консультативно-методическая
поддержка их родителей, социальная адаптация ребенка и формирование у него
предпосылок к учебной деятельности осуществляются в системе образования,
здравохранения и социальной защиты.
В системе образования педагогическая помощь этим детям реализуется в
разных организационных формах.
Дети с отклонениями в развитии воспитываются в дошкольных образовательных
учреждениях и в учреждениях «Начальная школа - детский сад» трех видов:
компенсирующего, предназначенного для обучения детей с теми или иными
отклонениями в развитии;
комбинированного, имеющего как группы (классы) для нормально
развивающихся детей, так и группы (классы) компенсирующего вида;
общеразвивающего вида в условиях интегрированного (совместного с
нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной
поддержке ребенка с отклонениями в развитии.
Дошкольники с отклонениями в развитии, воспитывающиеся в домашних
условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при
учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, при дошкольных
отделениях (группах) специальных (коррекционных) образовательных
учреждений.
Коррекционная поддержка дошкольников с отклонениями в развитии
осуществляется также:
в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-
педагогической и медико-социальной помощи в. условиях разновозрастных
воспитательных групп для детей дошкольного возраста в центрах диагностики и
консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-
педагогической реабилитации и коррекции и др.;
в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении в условиях групп для детей дошкольного
возраста;
в учреждениях дополнительного образования: центры дополнительного
образования детей, детские оздоровительные центры различного профиля и др.
Комплектование ДОУ (групп) компенсирующего вида и учреждений «Начальная
школа - детский сад» компенсирующего вида, групп кратковременного
пребывания для детей с отклонениями в развитии, дошкольных отделений
(групп) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется
постоянно действующими психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК).
Вопросы перевода ребенка в то или иное учреждение (группу), его направления
в ДОУ общеразвивающего вида или учреждение «Начальная школа - детский сад»
также находятся в компетенции ПМПК.
Дошкольники с отклонениями в развитии направляются в образовательные
учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-
социальной помощи, ПМПК и другими организациями системы образования,
здравоохранения и социальной защиты по согласованию с родителями (законными
представителями ребенка).
Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа комплектуются
органами здравоохранения.
В учреждения дополнительного образования дошкольники с отклонениями в
развитии принимаются по желанию родителей и по рекомендации специалистов.
Воспитание и обучение дошкольников с отклонениями в развитии в дошкольных
учреждениях (группах) компенсирующего вида, в учреждениях «Начальная школа
- детский сад» компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах)
специальных (коррекционных) учреждений, в группах кратковременного
пребывания осуществляются в соответствии со специальным учебным планом и
программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных
учреждениях создается предметно развивающая среда, отвечающая особенностям
развития дошкольников с теми или иными отклонениями в развитии. Воспитание
и обучение детей осуществляется специально подготовленными учителями-
дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами
по физическому воспитанию.
Таким образом, ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в
условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так
и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися
детьми) воспитания. Интеграция дошкольников с отклонениями в развитии
возможна при соблюдении следующих условий:
осуществление ранней (с первых недель жизни) коррекции отклонений в
развитии и формирование компенсаторных механизмов;
обеспечение обязательной коррекционной помощи каждому ребенку,
воспитывающемуся в условиях общеобразовательного учреждения;
наличие медико-педагогических обоснований при выборе той или иной модели
интегрированного воспитания.
Интеграция не противопоставляется системе специального образования, а
выступает как одна из форм внутри системы. Интеграция — модель специальной
педагогики; интегрированный в общеобразовательную среду ребенок с
отклонением в развитии остается под ее патронатом: он либо воспитывается в
специальной группе при дошкольном учреждении комбинированного вида, либо
обязательно получает коррекционную помощь, воспитываясь в группе вместе с
нормально развивающимися детьми. Можно считать, что интеграция сближает две
образовательные системы — общую и специальную, делая проницаемыми границы
между ними.
В учреждениях комбинированного вида с учетом уровня развития и
индивидуальных особенностей развития детей интеграция должна осуществляться
в различных ее формах:
комбинированная интеграция. Дети с уровнем психофизического и речевого
развития, соответствующим или близким возрастной норме, самостоятельно себя
обслуживающие, по 1—2 человека воспитываются в массовых группах, получают
систематическую коррекционную помощь учителя-дефектолога и педагога-
психолога;
частичная интеграция. Дети (1—2 человека), еще не способные наравне со
здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают лишь
часть дня (например, его вторую половину) в группе нормально развивающихся
сверстников;
временная интеграция, при которой воспитанники специальной группы вне
зависимости от уровня психофизического и речевого развития и навыков
самообслуживания объединяются со здоровыми детьми не реже 1—2 раз в месяц
для проведения различных мероприятий воспитательного характера (эта модель
интеграции может и должна реализовываться в образовательных учреждениях
компенсирующего вида, в дошкольных отделениях (группах) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов).
Реализация всех этих форм предполагает обязательное руководство процессом
интеграции со стороны учителя-дефектолога и педагога-психолога, которые
помогают в организации воспитания и обучения ребенка с отклонением в
развитии в коллективе здоровых сверстников.
Полная интеграция может быть эффективна для детей с отклонениями в
развитии, которые по уровню психофизического и речевого развития
соответствуют возрастной норме (или близки к ней), самостоятельно себя
обслуживают и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками
обучению. Такие дети по 1—2 человека включаются в обычные группы
общеразвивающего детского сада учреждения «Начальная школа - детский сад»,
при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту
обучения, либо в группах кратковременного пребывания дошкольного учреждения
(группы) компенсирующего вида или дошкольного отделения (группы)
специальной (коррекционной) школы, школы-интерната, либо в
специализированных центрах, либо в поликлиниках по месту жительства.
Осуществление разных форм интеграции детей с отклонениями в развитии в
коллектив обычных сверстников должно способствовать социализации
дошкольников с особыми нуждами, а для нормально развивающихся детей должно
создать среду, в которой они начинают осознавать, что мир представляет
собой единое сообщество людей.
Целенаправленная работа по интеграции детей с отклонениями в развитии
является обязательным компонентом деятельности ДОУ как общеразвивающего и
комбинированного, так и компенсирующего вида. Если перед специальными
дошкольными учреждениями (группами, отделениями) стоит задача осуществления
коррекционного воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в
развитии, то перед общеразвивающими ДОУ и учреждениями «Начальная школа-
детский сад», в которые интегрированы отдельные дети с отклонениями в
развитии, оказываются принципиально иные задачи:
педагогическое наблюдение и скрининг-диагностика, направленные на
выявление дошкольников с подозрением на отклонение в развитии;
работа с родителями таких детей с целью убеждения их в необходимости
комплексного медико-психолого-педагогического обследования ребенка;
постановка вопроса об обязательном обеспечении ребенка с отклонением в
развитии индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями с учителем-
дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами (в условиях
учреждения или вне его). Занятия строятся с учетом особенностей развития
ребенка с тем или иным отклонением в развитии;
обеспечение индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка с
отклонением в развитии с учетом особенностей конкретных нарушений, в
соответствии с рекомендациями специалистов: врача, учителя-дефектолога,
педагога-психолога;
обеспечение контакта между образовательным учреждением общего типа и
специалистами, оказывающими вне его коррекционную помощь ребенку с
отклонением в развитии;
работа с родителями ребенка с отклонением в развитии в целях обеспечения
единого подхода к его воспитанию и обучению, соблюдения рекомендаций
специалистов, оказания помощи дошкольнику в овладении программными
требованиями, рассчитанными на нормально развивающихся детей;
целенаправленное наблюдение за развитием ребенка с отклонениями в
развитии, за его продвижением — с целью своевременного решения вопроса об
изменениях в процессе его воспитания и обучения. Речь может идти а) о
желательности перевода дошкольника в специальное учреждение (группу); б) об
интенсификации коррекционно-развивающих занятий со специалистом, оказании в
ходе этих занятий помощи ребенку в овладении программными требованиями,
рассчитанными на нормально развивающихся дошкольников, о совершенствовании
материально-технической базы интегрированного воспитания; в) об оказании
помощи воспитателям в организации обучения ребенка с отклонениями в
развитии в среде нормально развивающихся детей.
Создание специальных условий осуществляется в целях решения комплекса
коррекционно-развивающих и образовательно-воспитательных задач в процессе
динамического психолого-педагогического обучения и воспитания ребенка. При
этом соблюдаются следующие условия:
содержание воспитания и обучения направлено на амплификацию (обогащение)
развития детей младенческого, раннего и дошкольного возраста;
задачи и содержание коррекционной работы с детьми учитывают структуру,
степень и характер нарушений в развитии;
содержание и характер взаимодействия взрослых с детьми в разные периоды
детства различны;
материально-технические и медико-социальные условия, предметно
развивающая среда соответствуют образовательным и коррекционным задачам;
профессиональная подготовка специалистов направлена на охрану и
укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое развитие,
коррекцию имеющихся у него отклонений. Кроме того, она должна постоянно
совершенствоваться и соответствовать достижениям передовой науки и
практики.
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ
И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА (УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ)
Практическая реализация специального дошкольного воспитания связана с
семейно-общественным подходом к воспитанию на основе принципов
вариативности и системности.
Вариативность предполагает организацию различных форм помощи родителям,
воспитывающим умственно отсталых детей, учет региональных и социальных
условий. Конкретную коррекционно-педагогическую помощь родители должны
получать в большей степени через сеть дошкольных учреждений компенсирующего
(коррекционного) типа.
Модель семейно-общественного воспитания может рассматриваться как наиболее
прогрессивная, отвечающая запросам современной жизни, рационально
сочетающая семейное воспитание с широким участием общественных организаций,
таких, как университеты для родителей, материнские школы, курсы для молодых
матерей и т. д. при образовательных дошкольных учреждениях общеразвивающего
и компенсирующего типа, а также при психолого-медико-педагогических
консультациях (ПМПК).
Оказание психолого-педагогической помощи ребенку и родителям
основывается на принципе единства требований к процессу воспитания и
обучения детей с нарушением интеллекта, который должен быть отражен в
индивидуальной коррекционной программе развития.
Принцип системности воспитания ребенка требует учета сложного характера
психического развития в онтогенезе, на что впервые было указано Л. С.
Выготским. Принцип системности в коррекционной работе обеспечивает
направленность на устранение или сглаживание причин отклонений в
психическом развитии ребенка. Успех такого пути коррекции базируется на
результатах диагностического обследования, итогом которого становится
представление системы причинно-следственных связей, иерархии отношений
между симптомами и их причинами. Ориентирами для выбора первоочередных
целей коррекции должны стать как структура нарушения (система причинно-
следственных связей, обусловливающих феноменологию дефекта), так и
результаты анализа социальной ситуации развития ребенка.
Для понимания системного подхода в деле воспитания детей с нарушениями
интеллекта важными явились результаты исследований А. В.Запорожца, который
показал, что развитие ребенка происходит по диалектическим законам и каждый
возрастной период значим для формирования личности ребенка. В каждом
возрасте формируются не только такие качества и свойства психики детей,
которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко
всему окружающему миру, но и те, которые представляют собой «заделы» на
будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к
концу данного возрастного периода. А. В. Запорожец обосновал концепцию об
амплификации детского развития, в ходе которой предусматривается создание
определенных условий для обогащения всех основных видов деятельности
ребенка, характерных для каждого возрастного периода.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что системный подход требует, в
первую очередь, изучения ребенка как целостной системы в его взаимодействии
с более широкими социальными системами — семьей, непосредственным
окружением, а затем и дошкольным учреждением.
На основе информации и анализа собранных данных, полученных в процессе
психолого-медико-педагогического обследования, специалисты дают общую
оценку уровня развития ребенка. Затем определяют характер и степень
выраженности первичного нарушения, структуру вторичных отклонений,
оценивают сущность трудностей ребенка, выделив факторы, связанные с
появлением выявленных отклонений, определяют пути коррекционного
воздействия в целях устранения или ослабления остроты проблемы.
Следовательно, изучение ребенка является важнейшей задачей, составляющей
практическую основу для разработки стратегии коррекционного воздействия. В
программу коррекционного воздействия должны входить два важных
взаимосвязанных процесса: во-первых, организация различных форм помощи
родителям; во-вторых, содержательно-педагогическая работа с ребенком.
Работа специалиста с родителями нацелена на формирование активной позиции
в воспитании своего ребенка с первых дней жизни. Содержательно-
педагогическая работа с ребенком направлена на стимуляцию основных линий
развития ребенка, при этом учитывается его возраст, первичный характер
нарушений и степень их выраженности.
Современная систематическая психолого-медико-педагогическая помощь
умственно отсталым детям, консультативно-методическая поддержка их
родителей, социальная адаптация и формирование предпосылок к учебной
деятельности осуществляются в системе Министерства образования на базе
следующих учреждений:
специальные (коррекционные) образовательные учреждения для воспитанников
с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных
(коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей;
дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с
нарушением интеллекта (умственно отсталых);
группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при
специализированных дошкольных учреждениях коррекционнного типа.
Одна из наиболее новых форм помощи детям — группы кратковременного
пребывания.
При поступлении ребенка в такую группу проводится его первичное
обследование, в процессе которого педагог-дефектолог изучает его актуальный
уровень развития, потенциальные возможности, индивидуальные особенности и
готовность к сотрудничеству со взрослыми. Выясняется исходный уровень
Страницы: 1, 2
|