МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Серия натюрмортов: Природа, поэзия и искусство - вечны

    об осени:

    «… Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь –

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле…»;

    А.К. Толстого о весне:

    «… Юный лес, в зеленый дым одетый,

    Теплых гроз нетерпеливо ждет;

    Всё весны дыханием согрето,

    Всё кругом и любит и поет…»;

    Д. Кедрина о зиме:

    «… На окнах, сплошь заиндевелых,

    Февральский выписал мороз

    Сплетенье трав молочно-белых

    И серебристо-сонных роз…»;

    И. Бунина о зиме:

    «…Зимним холодом пахнуло

    На поля и на леса.

    Ярким пурпуром зажглися

    Пред закатом небеса…»;

    Н. Грекова об осени:

    «Приметы осени во всем встречает взор:

    Там тянется, блестя на солнце, паутина,

    Там скирд виднеется, а там через забор

    Кистями красными повиснула рябина…»

    Работы художников и стихи русских поэтов-классиков подтолкнули меня к

    выбору основной темы – «Природа, поэзия и искусство – вечны».

    После выбора темы начался этап эскизов – поиск изобразительного

    решения обозначенной темы. Было решено, что это будет триптих под условным

    названием «Осень, зима, весна». Затем начался предварительный анализ

    натюрмортов, были сделаны эскизы-наброски на отдельных листах. Так как, на

    наш взгляд, натюрморт вышел из жанра пейзажа, через пейзажное восприятие

    мира, было решено, что главным связующим звеном будут окно и пейзаж за

    окном. Началась проработка в эскизах композиционного решения каждого

    натюрморта и его схематическое решение, а также поиски соотношения общих

    масс предметов натюрморта, изучение характера предметов и уточнение

    пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов,

    конкретизация формы. Наиболее удачные эскизы были использованы для работы

    над этюдами.

    Этюды – это работы, выполненные с натуры. Они служат подготовительным

    материалом при создании произведений. С помощью этюдов конкретизируется

    замысел произведения, прорабатываются детали, находятся цветовые и тоновые

    решения натуры, а также способы и приемы письма. На первоначальном этапе

    было сделано 3 этюда, решенные в приблизительной цветовой гамме и

    написанные акварелью и гуашью.

    Акварелью были написаны этюды с осенними и весенними пейзажами за

    окном, потому что важнейшими свойствами акварельных красок являются

    прозрачность, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель

    прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро и легкость облаков,

    игру водяных струй дождя, нежность цветочных лепестков, молодых зеленых

    листьев. Возможности акварели широки – её краски то сочны и звонки, то

    воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены. Акварель незаменима в

    передаче стремительно меняющихся состояний природы, эффектов освещения и

    яркий впечатлений. Ничем, на наш взгляд, кроме акварели невозможно было

    передать свежесть впечатления от пробуждающейся природы и сиюминутность

    желтизны и красоты золотой осени.

    Для достижения выразительности были использованы различные техники

    акварельной живописи, которые сочетались в одной работе – это приемы «по

    сухому», «по сырому» и лессировка. Первый слой работ под условным названием

    «Осень», «Весна» писался «по сырому», то есть перед нанесением красочного

    слоя бумага смачивается с двух сторон водой. Этой техникой были написаны

    весенние и осенние пейзажи за окном. Для окончания работы использовала

    лессировку – наложение одного цвета на другой, работала почти сухой кистью,

    которая обогатила цветовое и фактурное решение работ.

    Этюд под условным названием «Зима» был выполнен в технике гуаши.

    Выбор этой техники был не случаен, так как гуашь – краска непрозрачная,

    плотная и, высыхая, она приобретает матовую бархатистость, что напоминает

    фактуру снега. Гуашь содержит белила, которые так необходимы в передаче

    зимнего состояния природы.

    Завершив работу над тремя этюдами, обозначились названия трех работ:

    «Первоосенье», «Зимний натюрморт», «Весточки весны». Эпиграфами к этим

    работам стали стихи И.С. Никитина, Ф. Тютчева, А. Векслера.

    К работе «Весточки весны» – стихи И.Никитина:

    «… Зимы-матушки царство прошло,…

    Пробудись и умойся росою,

    В ненаглядной красе покажись,

    Принакрой свою грудь муравою.

    Полюбуйся: весна наступает…»;

    К работе «Первоосенье» – стихи Ф. Тютчева:

    «… Как увядающее мило!

    Какая прелесть в нем для нас,

    Когда, что так цвело и жило,

    Теперь так немощно и хило

    Последний улыбнется раз!..»;

    К работе «Зимний натюрморт» – стихи А. Векслера:

    «Дожив до нынешней поры,

    Остался длинный нож не сломан,

    И вьется впереди лимона

    Шершавый вензель кожуры…»

    После одобрения этюдов научным руководителем, приступила к

    завершающему этапу. Был определен формат будущих работ. Затем найденную в

    этюдах композицию перенесла в формат листов. Легкими линиями написала место

    каждого из предметов и плоскость , на которой они установлены. Уточнила

    место каждого из предметов относительно друг друга, определила их

    пропорциональные отношения, выявила конструктивную основу их формы. Все

    построения выполнила легкими без нажима линиями. Объемность, рельефность

    формы воспринимаем только при наличии светотени. Поэтому, работая над

    рисунками, определила большой свет и большую тень. Последний этап

    завершения работы над рисунками заключался в мысленном их анализе. Рисунки

    рассматривались с позиции: перспективного построения; объемности,

    рельефности форм; тонового решения; материальности, обобщения рисунка, его

    художественная выразительность и цельность. Закончив подготовительные

    рисунки, слегка промыла их чистой водой. Это освободило поверхность листов

    от лишнего графитного порошка и возможного загрязнения.

    В двух работах «Весточки весны» и «Первоосенье», выполненных

    акварелью, первоначально использовалась техника «по сырому». Большое

    внимание уделилось прописке пейзажей за окном. Живописное решение

    пространства передается перспективным изменением цвета. Предметы,

    расположенные ближе к зрителю, выделила четче, в них яснее видны все детали

    формы, все переходы цвета на объеме. Чем дальше находится предмет, тем в

    большей степени он теряет светлоту и насыщенность цвета и тем меньше

    становится контраст света и тени.

    На переднем плане начинала работу с обобщенной передачи объемов

    предметов. Находила цвета предметов, определяя основные цветовые отношения

    в натюрмортах. Найденные цвета накладывала крупными пятнами на

    соответствующие места рисунка натюрмортов. Каждый цвет сравнивала с

    остальными и при необходимости уточняла их. Цвета начинала накладывать со

    светлых мест предметов, потом переходила к более темным, затем к самым

    темным, а в нужных местах делала плавный переход от светлого цвета к более

    темному. Там, где было необходимо, цвет усиливала повторным наложением.

    Таким образом, отношения цветов в акварельных работах постепенно подводила

    к натуре. Накладывая тени, выделяла цвет рефлекса, а на освещенной части –

    блик. Заканчивала работу над натюрмортами обобщением отдельных оттенков

    цветов, подчиняя их всем другим цветам. Этим добивалась целостности

    впечатления от постановки. Последние мазки сделала прозрачными и яркими

    красками.

    Принципы работы над «Зимним натюрмортом» в технике гуашь практически

    такие же, так как гуашь – это водяная краска, но существует ряд

    особенностей. Гуашь – краска непрозрачная, плотная, с большой примесью

    белил. Работая гуашью, наносила её на бумагу тонким, ровным слоем, вписывая

    один цвет в другой, когда предыдущий слой был еще влажным. Работая гуашью,

    не размывала и не растирала её кистью в одном и том же месте, так как она

    не должна была собираться «островками» на бумаге. Еще одна сложность работы

    с гуашью заключалась в том, что краски, высыхая, резко меняли светлоту,

    поэтому брала цвет темнее.

    Все три натюрморта выполнены в реалистической манере.

    Рама не является побочным элементом картины. Она является обрамлением

    для неё. Рама завершает композицию, придает ей единство, направляет

    внимание зрителя на само произведение. Она не должна выделяться и отвлекать

    зрителя от картины. Рама является существенной частью живописной

    композиции. По цвету она должна сочетаться с тональной насыщенностью и

    колоритом произведения, поэтому цвет рамок для моих работ выбран достаточно

    светлым.

    3. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с натюрмортом.

    Выбрав из жанров живописи натюрморт, рассмотрим, как можно научить

    детей понимать язык искусства. Мир искусства устроен так, что ребенок не

    может войти в него без помощи взрослого, который откроет растущему человеку

    смысл и закономерности искусства, обучит языку различных искусств.

    Методический поиск воспитателя-педагога будет успешным при условии, если он

    сам выполняет практическую работу, в результате чего овладевает средствами

    изображения и приобщается к миру искусства. Поэтому нам представляется

    значимым раскрытие творческой деятельности воспитателя-педагога по

    изобразительному искусству, где наряду с эмоционально-образным восприятием

    мира искусства раскрывался бы методический поиск средств его изображения.

    Натюрморт – первый жанр живописи, с которым, как показывают

    исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников. Он не

    только вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей уже с 3-4 лет,

    ассоциации с их собственным жизненным опытом, но и привлекает внимание

    детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее

    вглядываться в красоту изображенных предметов и любоваться ими. Эксперимент

    Н.М. Зубаревой показал, что наибольшее внимание детей привлекла жанровая

    бытовая картина и натюрморт. Мотив выбора детьми этих жанров живописи

    понятен: они созвучны их опыту, так как со многими предметами,

    изображенными, например, в натюрморте, дошкольники ежедневно встречаются в

    быту. Н.М. Зубаревой были установлены уровни эстетического восприятия

    детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом

    низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал

    на картине. На этом уровне стоят дети трехлетнего возраста, но если с ними

    не ведется педагогическая работа, то на этом же уровне они остаются и в 6,

    и в 7, и более лет. На втором уровне ребенок начинает осознавать

    элементарно-эстетические качества произведения – могут оценить в картине

    как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений,

    реже – форму и композицию. На третьем уровне ребенок способен уловить

    внутреннюю характеристику художественного образа. Это еще частичное, не

    полное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку в 6-7

    лет эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. Представлять

    эти три уровня эстетического развития детей воспитателю очень важно, от

    этого зависит стратегия и тактика работы с группой по развитию у детей

    художественного восприятия.

    Искусство пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-

    творческое начало. С помощью живописи дошкольников учат понимать гармонию

    природы. Когда мы рассматриваем ряд натюрмортов разных художников, мы

    видим, насколько они разнообразны по содержанию, по средствам

    выразительности и по индивидуальной творческой манере каждого художника.

    Искусствоведы не подразделяют натюрморты по видам, но для педагогической

    работы с детьми нам это представляется важным. Одновидовый натюрморт

    изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты,

    только ягоды, грибы, цветы; возможны продукты питания или предметы быта,

    например: П. Кончаловский «Персики»; И. Репин «Яблоки и листья»; И. Левитан

    «Сирень»; В. Стожаров «Хлеб. Квас»; П. Кончаловский «Сухие краски» и

    другие. Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты,

    цветы и плоды, посуда и овощи и другие), условно определяем такой натюрморт

    как смешанный по содержанию, например: И. Хруцкий «Цветы и фрукты»; И.

    Михайлов «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин «Бокал и лимон». К сюжетному

    натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц,

    животных, человека – или натюрморты с включением в них пейзажа, например:

    Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»; И. Серебрякова «За завтраком»;

    П. Крылов «Цветы на окне» и другие.

    Можно рекомендовать для знакомства одновидовые натюрморты для детей

    младших и средних групп. В средней группе следует предложить и смешанные

    по содержанию натюрморты, а в старших группах следует показать детям

    разнообразие натюрмортов; особенности использованных средств

    выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В

    дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем

    натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно-

    реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной

    и контрастной гамме, лирические, торжественные и другие. Натюрморты

    подбираются разнообразными по композиции.

    В отборе произведений по форме учитывается принцип разнообразия

    используемых художником средств выразительности и манеры исполнения. Для

    рассматривания с детьми отбираются картины, в которых художественные образы

    расположены в круг, треугольник, асимметрично, симметрично, в центре,

    статично, динамично… Учитывают также и принцип концентричности, суть

    которого заключается в возврате к ранее воспринятым картинам, но на более

    высоком уровне познания. Одна и та же картина в течение учебного года и в

    разных возрастных группах неоднократно предлагается для рассматривания

    детьми. Но внимание ребят направляют на разные цели: выделить отдельные

    образы, назвать цвет, определить настроение, проанализировать логические

    связи картины, установить взаимосвязь между содержанием и средствами

    выразительности.

    Произведения живописи, натюрморты, должны реалистично отражать

    знакомые детям явления общественной жизни и природы. В картине должна быть

    четко выражена идея, замысел художника. Отбирая натюрморты для

    рассматривания с дошкольниками, необходимо четко представлять, о чем

    картина, какую основную мысль выразил художник, для чего он создал данное

    произведение, как передал содержание (какие художественные средства

    использовал). Тема натюрморта должна быть близка социальному опыту ребенка,

    его жизненным впечатлениям. Отбирая натюрморты для ознакомления детей

    дошкольного возраста, учитывают индивидуальное творческое видение реальной

    действительности в сходных темах натюрмортов. Дошкольников знакомят с

    натюрмортами, созданными разными художниками на одну и ту же тему.

    Воспринимая эти натюрморты, дети приобретают умение сравнивать различную

    манеру исполнения одного и того же явления разными художниками, выделять их

    отношение к изображенному.

    Организация педагогической работы по ознакомлению дошкольников с

    изобразительным искусством (натюрмортом) имеет программные задачи. Их можно

    условно разделить на 4 группы. 1 группа – содержательная: обучать детей

    понимать, что изображено на картине, о чем рассказал и что хотел выразить

    художник. 2 группа – изобразительно-выразительная: обучать детей

    воспринимать и оценивать художественные средства, используемые художником.

    3 группа – эмоционально-личностная: воспитатель формирует у детей умение

    давать эстетическую оценку произведению. 4 группа – воспитательная:

    воспитание нравственно-эстетических качеств, познавательных интересов в

    процессе обучения детей восприятию искусства.

    Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует

    создания материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в

    группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Материальные условия –

    организация изостудии, подбор качественных репродукций, слайдов,

    художественно-развивающих игр, набор записей музыкальных произведений.

    Создание педагогом атмосферы увлеченности, заинтересованности искусством в

    стенах изостудии и группы для раскрытия творческого потенциала каждого

    ребенка.

    В ознакомлении дошкольников с живописью, в частности, с натюрмортом,

    широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей,

    метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, метод

    оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием

    «вхождения в картину», метод музыкального сопровождения, игровые приемы.

    Единство приемов и методов, используемых в работе с детьми на занятиях,

    обеспечивает формирование у дошкольников устойчивого интереса к искусству,

    глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию

    живописи. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.