МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Серия натюрмортов: Природа, поэзия и искусство - вечны

    Серия натюрмортов: Природа, поэзия и искусство - вечны

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ИЖЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

    Аксенова Ксения Евгеньевна

    студентка 4 курса 341 группы

    очного обучения «дошкольное образование»

    Серия натюрмортов на тему:

    «Природа, поэзия и искусство – вечны»

    Дипломная работа

    Научный руководитель:

    А.В. Аникина

    Ижевск, 2001

    План

    Введение

    1. Актуальность выбранной темы

    I. Основная часть:

    1. Краткая история развития натюрморта как жанра живописи.

    2. Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны».

    Этапы работы.

    3. Организация педагогической работы по ознакомлению детей с

    натюрмортом.

    II. Заключение.

    III. Библиография.

    Приложение

    I. Введение

    Впервые за много лет у нас появляются направления, концепции,

    ставящие целью возрождение культуры, приобщение всех детей к нравственным,

    духовным ценностям, в частности, через искусство. Назовем некоторые

    комплексные программы. «Мир вокруг нас» (Попова Т.И.) – программа игровой и

    художественной деятельности предполагает полихудожественные формы развития

    и воспитания детей, которая позволяет приобщить детей к искусству разных

    видов, понять их истоки, приобрести базовые представления об отдельных

    формах художественной деятельности; программа «Семицветик» (Ашиков В.И. и

    Ашикова Е.Г.) предполагает то же самое. Программа художественно

    –эстетического развития дошкольников (Т. Фокина и В. Хитрова) ставит

    несколько задач: развитие эмоциональной отзывчивости на произведения

    искусства, знакомство со всеми видами искусства, формирование умения

    высказывать свое отношение, умение сравнивать, анализировать, обобщать и

    т.д. Наиболее разработанные разделы по изобразительной деятельности и

    эстетическому восприятию произведений изобразительного искусства, на наш

    взгляд, есть в программах «Радуга» и «Детство».

    Тема диплома: «Серия натюрмортов «Природа, поэзия, искусство –

    вечны»» выбрана не случайно, она содержит в себе проблему. Проблемой

    является то, что эта тема недостаточно разработана в контексте новых задач

    эстетического развития дошкольников. Следует отметить, что эстетическому

    воспитанию детей средствами изобразительного искусства, приобщению их к

    прекрасному, долгое время придавалось лишь второстепенное значение. Прежде

    всего стремились развивать у детей высокую мыслительную активность, а

    духовное их развитие оставалось на втором плане. Как понятна в этом плане

    тревога художника и педагога Б.М. Неменского, смысл которой заключался в

    том, чтобы с раннего детства успеть воспитать у ребят «невосприимчивость к

    художественным суррогатам, привить им против этого иммунитет, выработать

    художественный вкус, эстетическую взыскательность, самостоятельность

    суждений, понимание подлинного искусства.»

    Особая роль в эстетическом воспитании принадлежит искусству.

    Характерная особенность искусства – отражение действительности в

    художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка,

    воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни,

    помогают глубже и полнее познавать действительность. Влияние искусства на

    становление личности человека, его развитие очень велико. Душа ребенка

    предрасположена к восприятию прекрасного, ребенок способен тонко

    чувствовать живопись. Эстетическое образование предполагает ознакомление с

    разными видами искусства, накопление эстетических впечатлений и образов,

    пробуждение интереса к произведениям искусства, первые шаги к осознанному

    творческому процессу, воспитание грамотного зрителя, способность понимать,

    созерцать и оценивать произведения искусства, воспитание видения

    прекрасного во всех жизненных проявлениях.

    Произведения живописи, богатые по своему идейному содержанию и

    совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус,

    способность понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но

    и в действительности, в природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство

    и многообразие мира. Средствами живописи воссоздается реальный мир с

    пространственной глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

    II. Основная часть

    1. Краткая история развития натюрморта как жанра живописи

    Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является

    изобразительное искусство и, в частности, живопись. А одним из

    интереснейших и своеобразных жанров живописи – натюрморт. Приступая к

    работе над натюрмортами, возникла необходимость познакомиться с историей

    жанра натюрморт, работами известных художников. Кратко остановимся на

    истории натюрморта как жанра живописи.

    Натюрморт как жанр живописи возник в Европе на границе 16-17

    столетий, но его предыстория началась значительно раньше. Наряду с бытовым

    жанром, натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в

    котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские

    добродетели. Однако великие мастера доказали, что вещи могут

    характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца,

    порождая, таким образом, различные ассоциации и социальные аналогии.

    Древние авторы упоминают о первом мастере натюрморта – греческом

    живописце Пернакосе, жившем в эллинистическую эпоху. Возможно, что его

    картины послужили образцами для фресок в Помпеях. Это яркие и сочные

    изображения цветов, фруктов, а также ритуальных сосудов, письменных

    приборов, монет.

    Наиболее распространенной разновидностью натюрморта является

    изображение предметов домашнего обихода. Этот тип натюрморта, тесно

    связанный с развитием бытового жанра, интерьера, пейзажа, ярко расцвел в

    западно-европейском искусстве 17 века. Каждая национальная художественная

    школа по-своему, самобытно решала эту проблему. Так, например, голландский

    натюрморт 17 века поражает богатством тем. В каждом художественном центре

    страны живописцы предпочитали свои композиции: в Утрехте – из цветов и

    плодов, в Гааге – из рыбы. В Харлеме писали скромные «завтраки», в

    Амстердаме – роскошные «десерты», а в университетском Лейдене – книги и

    другие предметы для занятий науками и традиционные символы мирской суеты –

    череп, свечу, песочные часы.

    В натюрмортах относящихся к началу 17 столетия, предметы расставлены

    в строгом порядке, словно экспонаты в музейной витрине. В подобных картинах

    детали наделены символическим значением: яблоки напоминают о грехопадении

    Адама, а виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина – оболочка,

    оставленная когда-то жившим в ней существом, увядшие цветы – символ смерти.

    Бабочка, родившаяся из кокона, означает воскрешение. Таковы, например,

    полотна Балтазара ван дер Аста (1590 – 1656 гг.)

    У художников следующего поколения вещи уже не столько напоминают об

    отвлеченных истинах, сколько служат для создания самостоятельных

    художественных образов. В их картинах привычные предметы обретают особую,

    не замеченную прежде красоту. Вид натюрморта, получивший название

    «завтраков», приобрел наиболее совершенные и законченные черты в творчестве

    живописцев харлемской школы Питера Класа и Виллема Хеды. Они стали

    создателями национального натюрморта с изображением накрытых столов,

    уставленных скромным набором предметов , типичных для семьи голландского

    бюргера 1630 – 1640-х годов. Интимность, простота и серьезность этих

    произведений отражают бытовой уклад, вкусы, симпатии и настроения первого

    поколения голландского буржуа, выросшего в свободной, независимой стране.

    Харлемский живописец Питер Клас (1597 – 1661 гг.) тонко и умело

    подчеркивает своеобразие каждого блюда, бокала, горшка, найдя для любого из

    них идеальное соседство. В натюрмортах его земляка Виллема Класа Хеды

    (около 1594 – около 1680 гг.) царит живописный беспорядок. Чаще всего он

    писал «прерванные завтраки». Смятая скатерть, перепутанные предметы

    сервировки, еда, к которой едва притронулись, – все здесь напоминает о

    недавнем присутствии человека. Картины оживлены многообразными световыми

    пятнами и разноцветными тенями на стекле, металле, полотне («Завтрак с

    крабом», 1648 г.)

    Во второй половине 17 века место скромных «завтраков» Класа и Хеды

    займут более богатые и эффектные «десерты» Адриана ван Бейерена и Виллема

    Кальфа. На их полотнах изображены грандиозные пирамиды из дорогой посуды и

    экзотических фруктов. Здесь и чеканное серебро, и голубой фаянс, и кубки из

    морских раковин, цветы, виноградные гроздья, полуочищенные плоды. В этих

    натюрмортах поражает любовное внимание к особенностям каждого предмета,

    умение тонко сопоставить материал и фактуру, разнообразные композиции,

    изысканные красочные сочетания, виртуозное мастерство в передаче каждого

    предмета.

    Резким контрастом к этим небольшим полотнам выглядят картины

    фламандских художников того же времени. Это огромные декоративные

    натюрморты с изображением сочных и спелых плодов, фруктов, битой птицы,

    кабаньих и оленьих голов, разделанных мясных туш, разнообразных рыб, от

    самых обычных до редких и экзотических пород. Автором этих картин был Франс

    Снейдерс (1579 – 1657 гг.), а сами полотна составляют оригинальный и

    своеобразный тип натюрморта, получивший название «лавки» («Рыбная лавка»,

    «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем»). Снейдерс с любовью и мастерством

    передает цвет, форму, фактуру предметов, располагая дары природы в

    неожиданных сочетаниях и при резком освещении, и объединяет их в роскошные

    декоративно-целостные циклы картин.

    Художественная доктрина классицизма отнесла натюрморт к числу

    низменных жанров, однако именно в 18 веке во Франции появляются

    великолепные полотна Ж. Б. С. Шардена (1699 – 1779 гг.). Мастер был знаком

    с голландской и испанской традициями этого жанра, но его отношение к

    натюрморту неповторимо и оригинально. Для своих картин он выбирал несколько

    очень простых предметов («Медный бак», «Трубки и кувшин»), составляя из них

    строгую и ясную композицию. Краски художника или яркие, или приглушенные,

    на манер рококо. Шарден первым стал писать саму плоть, материю вещей их

    подлинным цветом, вместо того, чтобы раскрашивать их.

    Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине 19

    века. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописном восприятии мира

    вещей, решают проблемы свето-цветовых отношений, нередко трактуют натюрморт

    как своеобразное декоративное панно.

    Постимпрессионисты (П. Сезанн, В. Ван Гог, А. Матисс) в натюрмортах

    акцентируют свежесть первого впечатления, разрабатывают сложные проблемы

    композиционного и цветового решения картины. Необычайно колористическая

    экспрессивность А. Матисса видна в работах: «Подсолнечники в вазах» –

    теплая цветовая гамма; «Фрукты и кофейник» – холодная гамма; «Синий горшок

    и лимон» – цветовая доминанта. П. Сезанн в своих натюрмортах великолепно

    использовал свойства холодных тонов уходить в глубину, а теплых –

    выдвигаться навстречу («Фрукты», «Натюрморт с яблоками», «Персики и

    груши»). Он также утверждал, что «все в природе лепится в форме шара,

    конуса, цилиндра…»; пространственное восприятие предмета зависит от его

    цвета.

    С начала 20 века натюрморт становится своего рода творческой

    лабораторией живописи. Мастера фовизма идут по пути обостренного выявления

    эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, в

    то время как представители кубизма (П. Пикассо) утверждают новые способы

    передачи пространства и предметов: конструируют объемы на плоскости,

    расчленяют формы на простые геометрические тела, воспринятые с разных точек

    зрения, применяют суровые, почти монохромные тона, в затем вводят в картины

    коллажи – различные присыпки, куски газет и другие материалы.

    В зарубежном натюрморте середины и второй половины 20 века выделяются

    работы итальянского живописца Д. Моранди, отличающиеся мягким

    созерцательным настроением, ясными композиционными построениями, блеклой

    цветовой гаммой. Социальные тенденции нашли отражение в экспрессивных,

    скупых по подбору предметов произведениях мексиканцев Д. Риверы, Д.

    Сикейроса, итальянца Р. Гуттузо.

    Первые русские натюрморты – «обманки» – работы Г. Теплова и Т.

    Ульянова появились в России в 18 веке. «Обманные» натюрморты, изображающие

    развешанные по деревянной стенке предметы и книжные полки отличаются тем,

    что художники стремились довести до предела иллюзию – зритель должен был

    обмануться, принять изображение за натуру. Натюрморт рассказывал о круге

    занятий художников-интеллигентов (чтение, музицирование, увлечение

    искусством, деловая переписка) и просто о предметах быта.

    В начале 19 века появилась мода на «ботанический натюрморт» – это

    были натюрморты Ф. Толстого: «Ягоды красной и белой смородины», «Букет

    цветов, бабочка и птичка». В конце 19 века – в начале 20 века натюрморт

    выходит из жанра пейзажа. Художники восхищаются предметами не столько за их

    собственную красоту, сколько за причастность к прекрасному, полному

    воздуха и света миру. Новые натюрморты появляются из под кисти известных

    пейзажистов, например; И. Левитан «Одуванчики»; И.Э. Грабарь «Хризантемы»,

    «Ваза с флоксами»; К. Коровин «Натюрморт. Розы», «Сирень», «Букет на берегу

    моря».

    На начало 20 века приходится расцвет русского натюрморта. К. Коровин

    и мастера объединения «Бубновый валет» создают мажорные, сочные

    произведения, воспевающие полнокровную красоту бытия. Произведения Ильи

    Машкова прекрасно демонстрируют особенности «русского сезаннизма». Его

    натюрморты – это куски жизни, это предметы самые обычные, но поданные с

    самой лучшей их стороны. В натюрморте «Синие сливы» художник стремился

    передать сочную синеву плодов и их упругую форму. В других работах «Снедь

    московская. Хлебы» мастер стремился привлечь внимание к красоте самих

    красок – густых и очень ярких.

    В советском искусстве 20-30 годов и в последующие годы над

    натюрмортами работали такие художники: П. Кончаловский, А. Куприн, А.

    Лентулов, М. Сарьян, А. Остернин, А. Герасимов. Своеобразные по манере,

    отражающие существенные особенности современной эпохи, натюрморты были

    созданы в 40-50 годах П. Кузнецовым, Ю. Пименовым. В 60-80 годах тяготение

    к повышенной предметности изображения, стремление к эстетизации окружающего

    человека мира вещей наблюдалось в натюрмортах В. Стожарова, А. Никич.

    Весьма своеобразные натюрморты представителей поп-арта,

    провозгласивших после засилья абстракционизма «возвращение к реальности».

    Их работы воспроизводят предметы домашнего обихода, упаковку товаров,

    детали машин и рассчитаны на многообразные ассоциации у зрителя.

    2. Серия натюрмортов на тему: «Природа, поэзия и искусство – вечны». Этапы

    работы.

    Кратко ознакомившись с историей натюрморта, мы поняли, что этот

    термин появился в начале 19 века во Франции и означает «мертвая натура».

    «Натюрморт – это жанр, в котором художник выражает свое отношение к

    действительности посредством изображения предметов, которые он объединяет

    сначала в натуре, а затем на полотне смысловыми и эстетическими связями, не

    обязательно обусловленными, жизнеподобными; бытовыми, пространственными

    отношениями между этими предметами» (Г.К. Черлинка, «Натюрморт в советской

    живописи» // Искусство, 1988 г., №5, с. 13).

    Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – интимная, частная

    жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в

    предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного мира,

    произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и

    инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру

    предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность,

    хрупкость. Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема её

    познания и освоения, восхищения изобилием её даров, в бесконечной красоте и

    разнообразии. Функция этого жанра – придать неизменность изменчивому,

    закрепить нестойкую красоту, сдержать ход времени, сделать тленное вечным.

    Это придает натюрмортам философскую глубину.

    Творческий процесс над серией натюрмортов начинался не с первых

    штрихов карандаша или мазков краски, а с задумывания и постановки

    натюрморта, выбора его темы.

    На выбор темы повлияло знакомство с натюрмортами: Клас «Завтрак», В.

    Хеда «Ветчина и серебрянная посуда», И. Репин «Яблоки и листья», Е. Романов

    «Цветы в интерьере», Г. Нисский «Сенеж. Синие сумерки», М. Кугач «Ветка

    яблони», В. Мухина «Натюрморт с геранью», И. Ромадин «Северный интерьер»,

    М. Шагал «Окно на даче», О. Бусыгина «Красный май», Е Кузнецов «Двенадцатый

    этаж». А также знакомство со стихами:

    Ф. Тютчева о весне:

    «…Еще природа не проснулась,

    Но сквозь редеющего сна

    Весну прослышала она

    И ей невольно улыбнулась…»;

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.