МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Семья и личность

    Семья и личность

    Ч Е Р Е П О В Е Ц К И Й Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й

    У Н И В Е Р С И Т Е Т

    ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ

    «СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ»

    ВЫПОЛНИЛ

    СТУДЕНТ

    .

    КУРС I, ГРУППА 413

    СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

    «ТЕХНОЛОГИЯ И

    ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

    РУКОВОДИТЕЛЬ

    СМЕТАНИНА Р.В.

    1998. - 1999 УЧЕБНЫЙ ГОД

    ПЛАН:

    I. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………2

    II. СЕМЬЯ И ЛИЧНОСТЬ

    1. ДВЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ…………………...3

    2. РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ………………4

    3. ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ……………5

    4. УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

    ВОСПИТАНИЯ……………………………………..7

    5. СОЧЕТАНИЕ ВОСПИТАНИЯ СЕМЕЙНОГО

    И ОБЩЕСТВЕННОГО…………………………….9

    III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….10

    IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………10

    - 1 -

    Родился ребёнок. Начал обживаться в мире. Глядишь – он уже и

    пошёл, и заговорил, и научился понемножку разбираться «что к чему».

    Вроде бы всё естественно, но… . Но ведь прежде было обучение, а,

    обучаясь, ребёнок постоянно воспитывается.

    Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств

    личности, на создание и расширение круга её отношений к окружающему

    миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и

    глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем

    богаче её собственный духовный мир.

    Особую сферу жизни и деятельности ребёнка составляет общение.

    Оно отражает человеческую потребность в среде себе подобных. Ещё

    Л.С.Выготский подчёркивал, что уже младенца можно назвать максимально

    социальным существом. Многие факты говорят о том, что даже игрушка

    в руках ребёнка часто является лишь средством общения со

    взрослыми. Ребёнок прибегает к взрослому не только для получения

    помощи, но и для удовлетворения потребности в общении.

    Таким образом, личность формируется в процессе активного

    взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом,

    общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных

    отношений происходит формирование внутренних позиций личности,

    индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер,

    интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в

    системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной

    деятельности, ребёнок утверждает себя как личность среди других

    людей.

    Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами,

    склонностями, волей, определёнными способностями. Все эти свойства

    вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с

    момента рождения и до зрелости.

    Первым окружающим ребёнка миром, начальной единицей общества

    является – семья, где и происходит закладывание основ личности.

    Что такое семья? Многие авторы популярных публикаций рассуждают

    о ней так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб»,

    «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл.

    Так, видный демограф Б.Ц.Урланис дал ей такое определение: это –

    малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и

    родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных

    демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу

    принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные

    связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор

    П.П.Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы

    признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при

    наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если

    между её членами нет взаимопонимания, взаи-мопомощи, что и необходимо

    ввести в определение семьи.

    Ребёнок видит семью в качестве окружающих его близких людей:

    папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестёр.

    Итак, человек рождается духовно благодаря общению с окружающими

    людьми. Какую же громадную ответственность налагает это на семью!

    Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно идёт

    рядом! По сути, дом, где растёт маленький ребёнок – это сложная

    психологическая лаборатория, где улавливаются каждое слово, движение,

    интонация. Этот этап собственных действий ребёнка – ключевой в

    дальнейшем формировании личности.

    - 2

    -

    Ребёнок подрос. В семье встаёт вопрос продолжить домашнее

    воспитание или довериться воспитанию в специальных заведениях. Вопрос

    этот не такой уж

    простой, как может показаться на первый взгляд. Спору на эту тему

    не один век.

    Две формы воспитания.

    В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и

    школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так,

    древние римляне считали, что только семья должна и может дать

    хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе.

    Древний философ Платон, вслед за Сократом считал, что истинное

    воспитание ребёнок сможет получить только в государственных школах,

    куда надо направлять его с семилетнего возраста.

    В средние века, когда церковь имела сильное идеологическое

    влияние, считалось, что только в монастыре, в церковной или

    монастырской школе дети могут получить хорошее воспитание.

    В XVIII и в начале XIX в. меняется взгляд на организацию

    воспитания. И.Г.Песталоцци ратовал за рациональное воспитание детей в

    семье. Он идеализировал мелкобуржуазную семью и утопически мечтал

    через семейно-трудовое воспитание оздоровить человечество.

    На противоположных позициях стоял виднейший представитель

    утопического социализма – Роберт Оуэн. Он мечтал, чтобы дети с

    трёхлетнего возраста находились в общественных воспитательных

    учреждениях, где должны быть созданы все условия для вооружения

    подрастающего поколения глубокими и всесторонними знаниями. Р.Оуэн

    отрицательно относился к семейному воспитанию и хотел поставить

    человека в хорошие условия, дать ему с ранних лет правильное

    воспитание и образование в государственных учреждениях.

    В семьях всех сословий традиционно проявлялась большая забота о

    воспитании детей. В народе оно чаще всего строилось по принципу

    «делай как я», то есть в основу семейного воспитания был положен

    авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции. В

    качестве образца в первую очередь выступал отец, глава семьи. Его

    пример, как правило, был образцом для подражания мальчиков, девочки

    чаще учились у матери.

    Так как крестьянские семьи нередко посещали разные беды: пожары,

    голод, болезни и преждевременная смерть – дети лишались родителей и

    оставались сиротами. Тогда воспитание детей осуществлялось всем

    миром, общиной, а иногда и совсем посторонними людьми, которым

    отдавали детей в ученики. При этом чётко срабатывала народная

    педагогика со всеми традиционными правилами и ясными представлениями

    о добре и зле, допустимом и запретном, разрешаемом и невозможном.

    В дворянских и состоятельных семьях воспитанием занимались

    кормилицы и няни, приставленные к маленькому барину в услужение. Они

    прививали любовь к

    родному краю, родной природе, русской речи; воспитывали «русский дух»,

    переда-

    вали вместе с народными песнями и сказками народные представления

    о правде и справедливости, о чести и достоинстве.

    Взрослеющих детей передавали на воспитание французским гувернёрам

    и гувернанткам, которые учили правилам хорошего тона, светским

    манерам, языкам.

    - 3

    -

    Вообще в явлении гувернёрства заложен глубокий положительный смысл:

    нотации и нравоучения читает чужой человек, которого за постоянные

    замечания можно и не любить, над которым можно подшучивать,

    подтрунивать. Родители же одаривают детей лаской, положительными

    эмоциями, поэтому о них дети всегда вспоминают с обожанием и

    глубоким уважением.

    Иначе смотрели на роль семьи в воспитании детей революционеры-

    демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов.

    Они говорили, что воспитание детей должно осуществляться в семье и

    школе. При этом особую роль они отводили матери, её образованию и

    культуре. По их мнению, без образования матери нельзя наладить и

    добрых отношений в семьях.

    В.Г.Белинский считал, что задача общечеловеческого воспитания

    лежит не только на обществе в целом, но и на семье и родителях.

    Семейное воспитание, по его мнению, должно развивать в детях

    общественные интересы и стремления. А.И.Герцен, развивая эту мысль,

    говорил о том, как важно научиться в семье обуздывать свой эгоизм

    и считаться с требованиями окружающих, участвовать в общем деле,

    бороться за благо всех.

    Современные педагоги и психологи утверждают, что даже несколько

    месяцев «лишения любви» наносят умственному, нравственному и

    эмоциональному развитию ребёнка до трёхлетнего возраста непоправимый

    урон. То есть именно в самом раннем детстве закладывается фундамент

    всей последующей духовной жизни человека, а от прочности этого

    фундамента, от того, из каких материалов он сложен, и зависит, какое

    сооружение потом можно будет на нём воздвигнуть, какой величины и

    сложности.

    Значит, создание духовной основы личности и есть цель, смысл

    семейного воспитания.

    Родительское воздействие.

    Школа чувств – вот в чём наипервейшее значение семьи для

    ребёнка!

    Всё, что касается интимно-эмоциональной сферы и сферы родственных

    отношений, в полной мере формируется лишь в нормальной – тёплой и

    дружеской – семье. Здесь «у очага» человеку впервые открывается, что

    такое нежность и забота о близких. Здесь он узнаёт цену доброте и

    бескорыстию. Здесь учится любить и сопереживать. Здесь начинает

    уважать супружество, женщину, материнство.

    Конечно, и в яслях малыш радостно тянет ручки к няне, и в

    детском саду липнет к воспитательнице и смотрит ей в рот, и в

    школе привязывается к учителю. Но тут всегда один взрослый

    приходится на многих детей, и количество внимания и ласки,

    достающееся каждому, естественно, не так уж велико. Кроме того, в

    любом детском учреждении дети общаются со взрослыми в сфере, так

    сказать, педагогической – ведь взрослые находятся там специально, чтобы

    обучать и воспитывать ребят.

    В семье же ребёнок живёт в обществе двух или нескольких,

    любящих его близких людей, отдающих ему много времени, любви и тепла

    и требующих от него ответной любви. Младенец ещё не научился ни

    говорить, ни ходить, а его уже побуждают испытывать различные

    чувства. И он начинает их испытывать.

    - 4

    -

    При этом отношение его к отцу всегда несколько иное, чем к

    матери, привязанность к брату или сестре не та, что к бабушке. Ему

    совсем небезразличны отношения между родителями. Как бы мал он ни

    был, а всё отлично чувствует, чутко воспринимает их лад и ссоры.

    Любовь родителей друг к другу может стать главным воспитательным

    фактором, воздействующим на ребёнка. А равнодушное отношение членов

    семьи между собой и к ребёнку часто порождают у последнего

    безотчётный страх, настороженность, а потом и жестокость.

    Очень важно и то, что окружающие люди не только воспитывают

    его, - они живут рядом, у него на глазах, со всеми своими радостями

    и печалями, и он видит и слышит массу вещей, вовсе не

    адресованных ему, но оказывающих сильнейшее воздействие на детскую

    психику. Где же ещё в столь яркой и понятной

    ему форме может ребёнок наблюдать такие отношения, как любовь,

    сплочённость, близость, доверие, готовность пожертвовать чем-то для

    другого?! Здесь он видит всё это, здесь этому учится.

    Многочисленность и разнообразие эмоциональных связей активно

    развивают и обогащают душу маленького человека, формируют такие

    качества и свойства личности, которые помогут достойно преодолевать

    трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.

    Итак, семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика

    каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не

    имеющий конца, не позволяющий остановиться, застыть в самодовольном

    покое. Семейная педагогика в повседневной жизни совершает великое

    таинство – формирование личности человека. Семейная работа, наконец, -

    сложнейшее из производств – производство человека. И, как любая

    работа, семейное воспитание имеет свои задачи.

    Задачи воспитания в семье.

    Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил

    и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое

    формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей –

    всё это зависит от семьи, от родителей, и всё это составляет

    задачи семейного воспитания.

    Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей,

    который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и

    другой стороне.

    В первый год жизни ребёнка основная забота родителей

    заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического

    развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-

    гигиенические условия. В этот период ребёнок уже заявляет о своих

    потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-

    своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы

    научиться различать потребности и капризы, так как потребности

    ребёнка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом,

    ребёнок в семье получает свои первые нравственные уроки, без

    которых у него не может быть выработана система нравственных

    привычек и понятий.

    На втором году жизни ребёнок начинает ходить, стремится всё

    потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда

    доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно

    строиться на разумном включении ребёнка в разные виды деятельности,

    следует ему всё показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним

    играть, рассказывать и отвечать на вопросы.

    - 5

    -

    Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить

    ребёнка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

    В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребёнка

    является игра. Дети трёх, четырёх лет предпочитают строительные и

    бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребёнок познаёт окружающий

    его мир. Ситуации для игр ребёнок берёт из жизни. Мудрость

    родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как

    должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем

    самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие

    нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие

    порицаются.

    Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый

    нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся

    делать людям приятное, радостное, доброе.

    Нравственные начала у ребёнка формируются на основе и в связи

    с интенсивным умственным развитием ребёнка, показателем которого

    являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь

    детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения

    звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи

    родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в

    них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их

    содержание, отвечать на вопросы и задавать свои. Развитие речи

    является показателем повышения общей культуры ребёнка, условием его

    умственного, нравственного и эстетического развития.

    В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут

    продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро

    переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение

    потребует от ребёнка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому

    важно ещё в дошкольном возрасте приучать ребёнка к тщательности

    выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до

    конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти

    качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребёнка в

    коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним

    в бытовые или подвижные игры.

    Растёт в семье ребёнок, изменяются задачи, средства и методы

    воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом,

    подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма

    и чёткое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают

    вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и

    привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные

    отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества,

    взаимного внимания и заботы. Семья – это первая школа общения

    ребёнка. В семье ребёнок учится уважать старших, заботиться о

    престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В

    общении с близкими ребёнку людьми, в совместном бытовом труде у

    него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно

    чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений,

    резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и

    обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и

    неискренность родителей.

    Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный

    пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота,

    проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в

    семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же

    красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство

    любви к своим близким – к родителям, к братьям и

    - 6

    -

    сёстрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из

    сверстников, при-

    вязанность и нежность к младшим.

    Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети

    непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя,

    выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От

    того, как будет поставлено трудовое воспитание детей ещё до школы,

    зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании.

    Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие,

    есть хороший показатель их нравственного воспитания.

    Семья располагает благоприятными условиями для эстетического

    воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребёнка со

    знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой,

    с уютной квартирой. С ростом ребёнка восприятие прекрасного

    обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством

    эстетического воспитания является природа с её красивыми и

    неповторимыми красками и пейзажами. Экскурсии и походы всей семьёй

    в лес, на речку, за грибами и ягодами, на рыбалку оставляют

    неизгладимые впечатления, которые пронесёт ребёнок через всё жизнь.

    При общении с природой ребёнок удивляется, радуется, гордится тем,

    что он видел, слышал пение птиц, - в это время и происходит

    воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают

    воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую

    воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются

    домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В

    воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере

    правильно и красиво одеваться.

    Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае,

    когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего

    развития ребёнка.

    Условия семейного воспитания.

    Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно

    считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей,

    правильного режима дня, своевременного приобщения ребёнка к книге и

    чтению, к труду.

    Нормальная семейная атмосфера – это

    . осознание родителями своего долга и чувства

    ответственности за воспитание детей, основанного

    на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании

    к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и

    поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении

    к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном

    проявлении такта;

    . организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит

    равенство всех членов, привлечение детей к решению

    хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к

    посильному труду;

    . в разумной организации отдыха: в участии в спортивных и

    туристских походах, в совместных прогулках, чтении,

    прослушивании музыки, посещении театра и кино;

    . взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный

    тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность

    в семье.

    - 7

    -

    Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют

    семейные традиции,крепкие устои и принципы. У каждого дома –

    собственное лицо. К ним относится проведение общественных и

    семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей.

    Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом

    эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и

    счастья, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как

    коллектив.

    Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей

    и старших братьев и сестёр. Отец и мать уполномочены воспитать

    достойного члена общества, на этом и основывается их родительская

    власть и их авторитет в глазах детей. А.С.Макаренко определяет

    авторитет как такое нормальное взаимоотношение между воспитателями и

    воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя

    им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям.

    Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей,

    поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на

    них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во

    всём. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся

    на взаимном уважении и доверии из друг к другу. Дети видят в

    родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с

    разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно

    поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к

    детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

    Успешным воспитание в семье будет при соблюдении чёткого режима

    дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребёнка в

    течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на

    упорядоченный приём пищи, на все виды труда и отдыха. При этом

    учитываются возраст и состояние здоровья ребёнка. Режим дня должен

    иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном

    привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны

    старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением

    режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при

    возникших затруднениях.

    Особое место в воспитании ребёнка в семье следует отвести

    чтению. В дошкольном возрасте ребёнок особенно любит слушать сказки,

    которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из

    книг он узнаёт о хороших людях, об их делах, узнаёт о животных,

    растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый,

    честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и

    обществом. Слушая сказку, ребёнок не остаётся равнодушным к судьбе

    героя: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у

    него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С

    поступлением ребёнка в школу, когда он научится читать, важно

    закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и

    систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна

    согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит

    ребёнка к чтению и он начнёт считать книги своими спутниками в

    приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведёт

    ребёнка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои,

    которым он будет подражать.

    Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический

    труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов

    человека: улучшает все физиологические процессы в организме –

    правильное дыхание, кровообращение,

    - 8

    -

    обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд

    является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц

    занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их

    сочетание в режиме дня ребёнка обеспечивают его успешную умственную

    деятельность и сохраняют работоспособность.

    Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего

    развития личности. По тому, как ребёнок будет относиться к труду,

    какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить

    о его ценности.

    Важным условием успешного воспитания детей является единство

    требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также

    единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие

    единства требований между школой и семьёй подрывает авторитет

    учителя и родителей, ведёт к потере уважения к ним.

    Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться

    со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребёнка, требуют

    применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись

    коллективным формам воспитания.

    Сочетание семейного и общественного воспитания.

    Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к

    сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание

    такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни

    ребёнка семья нужна для формирования определённых областей

    человеческого сознания, человеческой психологии, и отсутствие её

    влечёт за собой печальные и далеко идущие последствия, такие,

    например, как правонарушения. Того времени, которое дети проведут

    дома, после яслей, детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья

    сыграла предназначенную ей роль.

    В умно организованном, слаженном ребячьем общении наши мальчишки

    и девчонки получают крепкую, здоровую закваску. Здесь они привыкают

    к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство локтя,

    приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь проникаются

    ощущением ответственности перед товарищами и за товарищей. Здесь

    приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью единого

    целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты, делающие

    их достойными членами общества.

    Пусть растут и совершенствуются общественные формы воспитания! Не

    в противовес семье, не взамен её. А как средство, которое,

    органически сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его,

    обогащает, необычайно расширяет его «диапазон». И нисколько не

    освобождает родителей от их родительского долга, нисколько не

    зачёркивает того, что выращивание детей является основной социальной

    функцией семьи. Но зато обязывает родителей внимательно

    координировать свои усилия с внесемейными воздействиями на ребёнка,

    обязывает активно участвовать в работе тех учреждений, где он

    учится и воспитывается, обязывает помогать педагогам в пестовании

    детей.

    Единство усилий, постоянный дружеский контакт семьи, школы и

    общественности – это то, к чему мы должны стремиться, это залог

    верного успеха в воспитании подрастающего поколения!

    - 9

    -

    Итак, каким бы замечательным ни было воспитание общественное,

    где конечным назначением является формирование идеалов, формирование

    личности ребёнка закладывается в семье, под воздействием родительской

    любви во имя его будущего, под воздействием авторитета родителей,

    семейных традиций. Ведь всё то, что он видит и слышит в семье, он

    повторяет, подражает взрослым. А этот этап собственных действий

    ребёнка (именно действий, а не поступка) – ключевой в формировании

    личности. Благодаря этому совершённому действию ребёнок входит в

    контекст социальных отношений, уже играя определённую социальную

    роль. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или

    конца. Родители для детей – это жизненный идеал, ничем не защищённый

    от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех

    участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья

    создаёт для ребёнка ту модель жизни, в которую он включается.

    Влияние родителей на собственных детей обеспечивает их физическое

    совершенство и моральную чистоту. Семья формирует такие области

    человеческого сознания, которые только ей и дано по-настоящему

    формировать. А дети в свою очередь несут в себе заряд той

    социальной среды, в которой живёт семья.

    ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

    I. Афанасьева Т.М., Семья сегодня – М.: Знание,

    1977.

    II. Лавров А.С., Лаврова О.Л., Товарищ ребёнок – М.: Знание,

    1964;

    III. Педагогика: под редакцией С.П.Баранова и др. – М.:

    Просвещение, 1976;

    IV. Педагогика: под редакцией П.И.Пидкасистого – М.:

    Роспедагентство, 1996;

    V. Педагогическая энциклопедия – том 2 – М.: Советская

    энциклопедия, 1965. – 659 с.

    - 10

    -


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.