МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Самообучение и самообразование студента

    разных категорий обучающихся.

    Кроме контрольно-срезовых заданий по одной теме, есть и контрольные

    вопросы по ряду тем, носящих проблемный характер. Для самостоятельной

    работы студентов часто используется лист самоконтроля знаний по разным

    разделам программы. Эти листы студенты выбирают сами. Они могут сдать

    несколько разделов программы в любой очередности.

    Технология подготовки и сдачи зачетов по листам самоконтроля разная:

    можно работать индивидуально по конкретному предмету или консультируясь с

    преподавателем по мере выполнения заданий; можно подготовить весь материал

    по учебному плану и привезти его на сессию.

    Работа с дидактическими материалами

    Учебные установки:

    1. Знания по дидактике необходимы, так как учат самостоятельной

    познавательной деятельности; нужны тем, кто будет обучать других; помогают

    отобрать методы, способы, приемы, необходимые для конкретной ситуации.

    2. Самостоятельную работу по дидактике следует начать с изучения

    примерного учебного плана.

    3. В примерном плане занятий по дидактике акцентируется деятельность

    студентов, работающих в школе. Эти студенты обращаются к основам дидактики,

    чтобы составить свой урок, а главное, сравнить его с современным уроком,

    как особой формой реализации педагогического процесса. Пройдя школу

    традиционной педагогики, они анализируют и моделируют уроки с учетом новой

    образовательной парадигмы, апробируют в своей практике новые педагогические

    технологии.

    4. Студентам психологического отделения, проходящим практику в

    среднеспециальном и высшем учебном заведениях, знания по дидактике позволят

    педагогически целесообразно построить зачетное занятие по психологии.

    5. Понимание сущности педагогического процесса и умение его

    организовать необходимо любому руководителю, работающему с людьми. Знания

    по дидактике необходимы и в семейной педагогике.

    6. Студенту-заочнику следует обратить внимание на блок-схемы

    «Классификация дидактических принципов обучения», «Классификация методов

    обучения», которая представлена тремя группами — традиционная (Б. П.

    Есипов, М. А. Данилов и М. Н. Скаткин), классификация Ю. К. Бабанского,

    современная классификация, а также на схему «Факторы, влияющие на динамику

    позиции школьника и развитие его познавательной активности». Изучив

    классификации дидактических принципов обучения и методов обучения, студент

    выбирает наиболее приемлемую классификацию методов, обосновывая свой выбор.

    Эти знания помогут при прохождении ознакомительной и активной

    педагогической практики.

    7. Студенту-заочнику необходимо самостоятельно проработать (и

    представить на зачет) материалы семинаров-практикумов «Моделирование урока

    в начальной школе», «Общее и различия в трех дидактических системах Я. А.

    Коменского, К. Д. Ушинского, Л. В. Занкова».

    Инновационные методы. В современном образовании используется ряд

    активных методов обучения, способствующих формированию интеллектуальных

    умений студентов. Среди них часто используются такие, как: метод мозгового

    штурма, временных ограничений, манипулятивный метод, метод абсурда;

    обучение по алгоритму и др.

    Классификация методов достаточно условна. Выбор методов зависит от цели

    и задач обучения, от содержания учебного материала, специфики обучаемости

    учащихся. Природа педагогических явлений требует прежде всего

    систематических наблюдений за учащимися, постановки новых задач и решения

    проблемных ситуаций, т. е. методов, ведущих к цели, входящих в систему

    данных действий преподавателя и студента.

    Работа с опорными схемами

    Учебные установки. Понимание схемы как внутренней интеллектуальной

    психологической структуры, управляющей организацией мышления и поведения

    человека, позволяет увидеть изложение темы логико-графическим языком с

    помощью значимых опор. Опорная схема подкрепляет словесную форму изложения

    материала наглядно-образным его видением.

    Опорные схемы помогают студенту подготовиться к зачету (часто являются

    третьим вопросом на экзамене по педагогике). Зачетная письменная работа

    студента выглядит более выигрышно, если часть материала систематизирована в

    ней с помощью опорных схем.

    По классификации опорные схемы могут быть обобщающими,

    конкретизирующими, разъясняющими проблему или тему. В пособии представлены

    группы схем к обобщающим лекциям, к раскрытию теории и практики проблем

    дидактики, разъясняющие современный урок и педагогические технологии. Их

    представление единым блоком свидетельствует о их взаимосвязи, которую мы

    рассматриваем как взаимодействие, взаимопроникновение, взаимообогащение.

    Студент, изучив обобщающую схему, не только выбирает наиболее

    приемлемую, но и учится обосновывать свой выбор с помощью определенных

    смысловых опор. Для обобщающих опорных схем, вбирающих в себя обширный

    материал, сразу же после схем дается ряд заданий для лабораторно-

    практической работы.

    Среди обобщающих групп схем много внимания уделяется схемам по теории и

    практике дидактики, которые особенно необходимы студенту-заочнику, не

    работающему в школе (см. схемы по дидактике).

    Среди конкретизирующих выделяются схемы, построенные на сравнении,

    сопоставлении дидактических и воспитательных систем, систем клубной работы

    и др. В таких схемах чаще всего даются параметры, по которым происходит

    сравнение. Так, например, дидактические системы (традиционные и

    инновационные) сравниваются по целям, признакам и возможностям данной

    системы для развития личности.

    Разъясняющие опорные схемы несут иную смысловую нагрузку. Их используют

    при объяснении нового, закреплении или для систематизации конкретного

    материала по теме. Так, например, среди этих схем могут быть такие:

    «Современный урок и его дидактические особенности»; «Оценка — отметка. Их

    роль в педагогическом процессе»; «Логика непосредственной подготовки

    учителя к уроку». Блок разъясняющих схем часто сопровождают педагогические

    технологии.

    Алгоритм самостоятельной работы с опорными схемами может быть

    следующим:

    • обратить внимание на название схемы;

    • выявить ключевые понятия;

    • выявить по схеме критерии и показатели, по которым группируется

    материал;

    • системно работать с каждым критерием и показателем;

    • особое внимание обратить на графу «Результативность» — в

    образовании — это важный психолого-педагогический результат.

    На наш взгляд, итоговым результатом использования опорных схем является

    умение самостоятельно составлять опорную схему любого изучаемого материала.

    6. ПОДГОТОВКА К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (ДИПЛОМ)

    Исследовательская работа предполагает выбор проблемы, ее теоретическое

    изучение, опытно-экспериментальную деятельность, обоснование научно-

    методических выводов и рекомендаций.

    В университете ее организуют кафедры по специальным программам учебно-

    научной исследовательской работы студентов. Преподаватели или принимают

    предложения студентов, или предлагают темы, входящие в общую проблему

    научной работы лаборатории, кафедры. Последний вариант отличается большей

    возможностью базового, организационного и материального (приборы,

    оборудование) обеспечения. Материалы исследований вводятся преподавателями

    в лекции, семинары, практикумы, включаются в программы спецкурсов,

    экспериментов и др.

    Подготовка к исследовательской работе интенсифицируется на третьем

    курсе, когда студенты выбирают специализацию, тему дипломной работы и

    начинают сбор материала к исследованию. Совместно с руководителем

    составляются общая программа деятельности, план-проспект дипломной работы,

    ведется подбор литературы. Программа рассчитана на три года. Сначала

    студент изучает литературу и делает историко-теоретический обзор, выделяя

    тенденции развития изучаемого объекта, описывает состояние изученности

    избранной проблемы. Далее конкретизируется план опытно-экспериментальной

    работы, создается теоретическая модель исследуемого процесса, определяются

    критерии и показатели его эффективности на основе сравнения первоначального

    и последующих срезов и комплексного анализа достигнутых результатов. В ходе

    всех видов учебной практики ознакомительной, производственной и

    преддипломной — происходит сбор исследовательского материала путем разных

    видов наблюдения за объектом, опросов, обобщений.

    В любом случае составляется программа собственно опытно-

    экспериментальной работы, включающей констатирующий, формирующий и

    корректирующий этапы, по каждому из которых определяются его цель, задачи,

    содержание, методы, база.

    На первом этапе ведется включенное наблюдение за экспериментальной и

    контрольной группами; проводятся начальные срезы уровня развития, например,

    тех качеств, которые необходимо сформировать; разрабатываются методики

    исследования.

    На следующем этапе идет поиск путей совершенствования изучаемого

    процесса: его содержания, форм и методов организации, познавательной

    деятельности учащихся. Студент-исследователь прежде всего знакомится с

    программно-методическими материалами — Законом об образовании (1994);

    Государственными стандартами по общеобразовательной школе; учебниками и

    учебными пособиями по предмету. Совместно с учителем-экспериментатором

    проводится апробация рабочих материалов — программ сквозных курсов по

    предметам, пособий, хрестоматий, конспектов уроков, материалов для

    учащихся, дневников наблюдений и др. В условиях активной практики (8

    недель) студент-исследователь может не только посетить занятия товарищей,

    но и опробовать свои идеи, применяя комплексные методики и технологии,

    отрабатывая коллективные и индивидуальные формы работы.

    Корректирующий этап эксперимента позволяет проверить по выделенным

    критериям и показателям результаты сделанного, внести уточнения в

    предлагаемые рекомендации, сделать общие выводы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в

    поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной

    учебной работы.

    Самостоятельная учебно-познавательная деятельность включает смысловой,

    целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными

    интеллектуальными действиями, студент приходит к активной смысловой

    ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению

    проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в

    себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора

    способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов,

    коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.

    Студенту-заочнику предстоит динамика от овладения приемами работы с

    учебной и научной литературой до развития умений и навыков самостоятельной

    познавательной деятельности и выработки привычки к систематическому

    самообразованию. Содержательно такая динамика у первокурсника связана с

    развитием умений восприятия и воспроизведения изучаемого материала, его

    анализа и сравнения, сопоставления и обобщения, составления тезисов, схем,

    таблиц, графиков, аргументации выводов. Целесообразны решения

    познавательных задач и анализ ситуаций, подготовка письменных контрольных

    работ, особенно творчество с элементами эксперимента, исследования. Все это

    достаточно сложно при заочной, тем более — дистантной форме обучения,

    требующей особо четкого программирования и планирования общего и

    профессионального самообразования.

    Конкретная помощь преподавателя связана, прежде всего, с созданием

    дидактических и психологических условий для возникновения и развития у

    студентов самой потребности в самообразовании, стремления к активности и

    самостоятельности в этом процессе. В работе с заочниками велика роль

    организации совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов.

    Он создает обучающую среду, определяет структуру и логику интеллектуальных

    отношений и общения, предлагает гибкие и вариантные программы при единой

    линии научного познания, практические задания на сравнение и рефлексию,

    опытно-экспериментальную работу, решение задач нового класса, сопоставление

    разных точек зрения на одно и то же явление и т. д.

    Условно выделяются две функции анализа педагогом организации

    деятельности по самообразованию студентов:

    позитивно-творческая — соответствие собственных действий преподавателя

    требованиям современной вузовской педагогики, прежде всего умение выделить

    разные теоретические концепции и тенденции массового опыта;

    практически-действенная — критическое осознание причин своих трудностей

    и неудач, приведение своих педагогических приемов в соответствие с

    конкретными условиями работы — с данной группой студентов в зависимости от

    ее специфики.

    Подобный самоанализ стимулирует умение сочетать теоретические знания с

    обращением к практическим ситуациям, введение задач, приближенных к

    актуальным проблемам современности, использование контекстного подхода к

    обучению, ориентирующего студента на решение профессиональных задач.

    Правильно, когда при подготовке контрольных и курсовых работ, творческих

    рефератов в комплексные задания включаются преподаватели родственных

    дисциплин: использование межпредметных связей позволяет студентам полнее

    раскрыть свое видение проблемы. Значимы консультации, групповые и

    индивидуальные: они приобщают к самим знаниям. В любом случае важна помощь

    студенту в определении возможностей его самосовершенствования, правильном и

    своевременном осознании своей индивидуальности — способностей и

    склонностей, характера ценностных ориентации, потребностей и мотивов,

    интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития,

    особенностей эмоциональной и волевой сферы.

    Чтобы стимулировать и постоянно поддерживать у студентов интерес к

    получению новых знаний, нужно больше обращать внимание на обучение их

    системе самообразования. Студенты должны овладеть основными и отдельными

    конкретными составляющими элементами труда учителя: работать с научной,

    методической и учебной литературой; излагать учебный материал, составлять

    систему дифференцированных упражнений и управлять ею в процессе решения

    задачи; использовать приемы постановки вопроса, формулировать организующие

    и управляющие вопросы, а также варианты одного и того же вопроса; быстро и

    адекватно реагировать на возникшую учебную ситуацию; уметь контролировать и

    оценивать знания и т. д.

    Знаниями и умениями нужно овладевать целенаправленно шаг за шагом, и

    чтобы закрепить их, постоянно активно использовать в практике. Для

    формирования профессиональных умений важно познакомить студента с

    функциональным содержанием данного приема работы, а затем научить применять

    его в конкретных условиях.

    В решении этой задачи эффективно помогает контекстное обучение,

    управление практической деятельностью в контексте будущей профессии

    студента. Главным критерием при этом является возможность побуждения уровня

    активности, возникают устойчивая внутренняя ориентированность на работу,

    самокритичность. Развиваются определенные коммуникативные, организаторские,

    конструктивные, гностические качества.

    Прохождение последовательных дидактических шагов по овладению основами

    профессионального труда можно осуществить с помощью конкретных практических

    упражнений в процессе подготовки студента-заочника к семинару, практикуму,

    лабораторной работе, активной практике. Прорабатывая эти материалы, студент

    актуализирует и использует в активной творческой практике целый комплекс

    теоретических знаний разных дисциплин, а затем и самостоятельно может

    приготовить как учебное занятие, так и методическую его разработку.

    Подготовка и проведение практических занятий студентами-заочниками

    предусматривают индивидуальный поиск материала (библиографический,

    информационный, диагностический, научно-исследовательский).

    Заочнику, начинающему путь в высшее образование, полезно познакомиться

    с требованиями соответствующих государственных стандартов, с учебным планом

    по всем годам обучения и по каждому курсу, с рабочими планами на семестр, с

    программами и учебными пособиями.

    Из представленной информации студенту-первокурснику полезно выбрать и

    освоить в первую очередь то, что поможет организовать себя для

    самостоятельной работы.

    При заочном обучении особенно целесообразен перенос акцента с

    приоритета деятельности преподавателя на самостоятельную познавательную

    деятельность студента, на создание у него положительно-эмоционального

    отношения к учебной работе. Показателями сформированности такого отношения

    выступают критичность мышления (личное мнение, оценка, новое решение),

    умение вести дискуссию, обоснование своей позиции, способность ставить

    новые вопросы, готовность к адекватной самооценке, в целом устойчивая

    потребность в самообразовании.

    Подводя итог, заметим: с первых семестров у студента с помощью

    преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый

    стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности,

    своих ценностных установок— стиль непрерывного самообразования.

    Хотелось бы акцентировать внимание студентов-заочников на следующих

    положениях:

    1. Самостоятельная работа студента — это особым образом организованная

    деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:

    — уяснение цели и поставленной учебной задачи;

    — четкое и системное планирование самостоятельной работы;

    — поиск необходимой учебной и научной информации;

    — освоение собственной информации и ее логическая переработка;

    — использование методов исследовательской, научно-исследовательской

    работы для решения поставленных задач;

    — выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;

    — представление, обоснование и защита полученного решения;

    — проведение самоанализа и самоконтроля.

    2. Студент-первокурсник должен понимать, что учебно-познавательная

    деятельность отличается от обычной учебной деятельности. Она носит

    поисковый характер, в ходе ее решаются несколько познавательных задач, ее

    результат — решение проблемных ситуаций.

    3. Позиция обучающегося учебно-познавательной деятельности — субъектно-

    субъектная, она всегда проводится на продуктивном уровне. Поэтому, при

    оптимальном варианте учебно-познавательная деятельность студента является

    саморегулируемой, самоуправляемой, внутренне мотивированной, носит

    избирательный характер.

    Представление студенту-заочнику материалов по организации

    преподавателем его деятельности по самообразованию — это приглашение к

    сотрудничеству преподавателя и студента.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. — М., 1996.

    2. Барышникова 3. А. Психолого-педагогическая практика: Учебно-

    методическое пособие. — М., 1998.

    3. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. — М., 1972.

    4. Словарь-справочник будущего учителя. — М., 1996.

    5. Барышникова 3. А. Организация самостоятельной познавательной

    деятельности студдентов-заочников. — М., 2000.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.