МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы

    работы или может их быстро обрести в процессе обучения. А для

    руководства иностранной фирмы обычно неважны культурные интересы работника,

    его образованность в широком смысле этого слова, его в большей степени

    интересуют деловые качества сотрудника.

    Сейчас все больше компаний применяют при приеме на работу

    тестирование, что очень распространено на Западе ( например, в США ). Этот

    подход к подбору персонала схож с поступлением в вузы - в вузы мы тоже

    поступаем по результатам вступительных экзаменов. Интересны результаты

    тестирования: результаты представителей рабочих специальностей

    соответствуют западным стандартам, тогда как российские руководящие

    сотрудники показывают результаты заметно ниже, чем их иностранные коллеги.

    Итак, уровень экономического развития и темпы изменения этого уровня

    являются главными факторами, определяющими занятость специалистов, а

    стандарт образования, необходимый для того, чтобы оставаться в рядах

    действующей рабочей силы, возрастает.

    Оплата труда. Сколько стоит труд в России ?

    Вопросы оплаты труда занимают особое место в регулировании труда и в

    трудовых отношениях. Оплата труда рассматривается многими экономистами как

    основной инструмент побуждения и непрерывного поддержания интереса

    работника к высокопроизводительной отдаче своих трудовых усилий, т.е.

    больше и лучше работаешь - больше платят, а если больше платят, то

    работаешь еще больше и лучше. На практике это, правда, реализовать очень

    непросто.

    При наличии свободного рынка труда и рабочей силы проблема

    установления заработанной платы становится проблемой определения рыночной

    цены рабочей силы. В этих условиях на уровень оплаты существенное

    воздействие начинают оказывать спрос на рабочую силу и ее предложение. В

    рыночной экономике ведущее место занимает контрактная, договорная форма

    оплаты труда. Рабочая сила продается в кредит, т.е. оплата стоимости

    рабочей силы происходит по истечении определенного срока с момента ее

    покупки ( например, через неделю, месяц и т.д. ). Конечно, цена

    рабочей силы складывается не только под влиянием спроса и предложения, но

    и ряда других факторов. На нее могут влиять: профессия, образование, пол,

    возраст, условия труда, региональные факторы, установившиеся правила и

    нормы ( в частности, величина заработанной платы работника складывается

    под воздействием тарифов ). В условиях рыночной экономики высоко ценятся

    образование и профессионализм работника, сложный труд оплачивается выше

    простого. В рыночной экономике стимулом служит собственно зарплата, а не

    ее повышение, т.к. уровень оплаты труда достаточно велик, чтобы

    заинтересовать работника в активном труде и существует угроза лишиться этих

    денег. К тому же в условиях рынка люди понимают, что доход и прибыль

    предприятия зависят в первую очередь от их трудовых усилий, а их зарплата

    - от этого дохода.

    Сколько стоит труд в России ? В нашей стране сложилась такая

    психология работника: он считает повышение оплаты труда приведением ее в

    соответствие со своими потребностями, с ценами на товары и услуги, а не

    стимулом роста эффективности труда. Зарплата воспринимается как временный

    стимул, нуждающийся в непрерывном возобновлении. И поскольку снижение

    заработанной платы как экономическое наказание за плохой труд у нас на

    практике применяется редко, то увеличение оплаты труда практически не

    приводит к повышению качества и эффективности работы. Переход России к

    рыночной экономике постепенно должен изменить это положение дел.

    В Москве разброс по должностным окладам в разных компаниях, учреждениях

    очень большой. Например, зарплата выпускника вуза, знающего иностранный

    язык, с опытом работы более одного года, работающего на административной

    должности в иност-

    ранной фирме ( а их в Москве довольно много ), составляет

    приблизительно 12000 долларов в год. В таблице 5 сведен некоторые

    данные агентства "Анкор" по заработанной плате. .

    ТАБЛИЦА 5 Зарплаты российских сотрудников, работающих

    в иностранных компаниях, долл./месяц

    -----------------------------------------------------------

    Должность I май, 1995г. I январь,

    1996г.

    -----------------------------------------------------------

    Финансовый директор 2250 3500

    Менеджер по продажам 1000 1500

    Менеджер по Public Relation 950 1250

    Секретарь со знанием

    иностранного языка 545 750

    -----------------------------------------------------------

    Зарплаты достаточно высокие, при этом надо учитывать, что, кроме

    зарплаты существует определенный обязательный набор расходов компании на

    сотрудников. В него входят отчисления в фонды медицинского, социального,

    пенсионного страхования и фонд занятости. Еще компания может предложить в

    компенсационном пакете обеспечение сотрудников обедами, прикрепление к

    определенной поликлинике ( помимо отчислений в фонд медицинского

    страхования ), предоставление транспорта для поездок по работе. Понятно

    поэтому, что любой компании выгоден только тот сотрудник, который

    обладает знаниями, опытом, умением и этим может принести ей прибыль, т.е.

    интересен именно высокообразованный специалист. Специалисты высокого

    класса ( а к ним сейчас прежде всего относятся люди с высшим

    образованием, навыками работы на персональном компьютере ) имеют

    возможность зарабатывать приличные деньги. Например, средний доход

    нотариуса - от 5000 до 8000 долларов ежемесячно, т.е. профессия нотариуса -

    одна из самых прибыльных, а в таблице 6 приведены данные о зарплате по

    некоторым специальностям, наиболее высокооплачиваемым в настоящее время (

    другое дело, что устроиться на рабочие места с таким уровнем заработанной

    платы совсем непросто, даже имея нужное образование ).

    ТАБЛИЦА 6 Уровень заработанной платы на рынке труда

    г.Москвы по состоянию на 20.02.1996г.

    -----------------------------------------------------------

    Профессия Профессиональные навыки Зарплата, руб.

    -----------------------------------------------------------

    Бухгалтер Высш.обр.,ПК

    1500000

    Гл.бухгалтер Высш.обр.,ПК,валютные операции 5000000

    Гл.бухгалтер Высш.обр.,ПК,валютные операции,

    знание западной системы бух.уче-

    та(GAAP), англ.яз.своб.

    12000000.

    Директор по Высш.обр.,ПК,опыт работы в

    страхованию страховой компании от

    3000000

    Менеджер по Высш.обр.,ПК,опыт работы в 2500000-

    страхованию области страхования

    10000000

    Менеджер по Высш.обр.,ПК,маркетинговые 5000000

    маркетингу исследования,англ.яз.своб.

    Хотя пока зарплаты в иностранных компаниях остаются

    конкурентоспособными и привлекательными, ситуация меняется. Уже появились

    российские фирмы, которые могут позволить себе не только платить своим

    российским сотрудникам очень приличные деньги ( подтверждением служит

    таблица 6 ), но и привлекать западных специалистов. Так что, вероятно,

    рынок труда ожидает новый виток конкуренции за высокопрофессиональных

    специалистов.

    Вопросы занятости. Безработица.

    Под занятостью населения понимается мера вовлечения людей в трудовую

    деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде, обеспечения

    рабочими местами. Причем, в условиях рыночной экономики речь идет об

    обеспечении желаемой занятости и свободного выбора формы и вида

    деятельности, т.е. общество должно гарантировать каждому человеку

    возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой

    деятельности и принимать решения об участии в ней. Но, конечно, от

    законов до реальной жизни - дистанция большая. Наряду с личным

    волеизлиянием людей ( кстати, часто бывает несоответствие запросов

    работников их личным трудовым качествам ), имеют место объективные

    обстоятельства и условия, не зависящие от их воли и желаний. Существуют

    общественные потребности, реальные возможности, сложившаяся структура

    производства, спроса на определенную рабочую силу. Поэтому можно говорить

    не о полной занятости в смысле "всеобщей", "поголовной", а о полной

    занятости как доступной: каждый изъявляющий желание иметь оплачиваемую

    работу, имеет возможность получить ее с учетом своих профессиональных

    возможностей.

    Проблема занятости населения очень актуальна для всего мира.

    Директор департамента занятости МОТ ( Международная организация труда )

    Вернер Зенгенбергер считает, что сейчас проблема занятости стала

    наднациональной, схожей по значимости с проблемами наркотиков и

    организованной преступности. В России в настоящее время создана

    государственная служба занятости, призванная помогать людям найти свое

    место на рынке труда. Недавно в Москве проходила конференция по вопросам

    политики занятости, на которой были разработаны рекомендации по борьбе с

    безработицей в нашей стране.

    Существует два явления: безработица людей и "безработица" рабочих

    мест, т.е. наряду с людьми, не имеющими работы имеются незанятые рабочие

    места. А безработным по положению МОТ считается тот, кто может и хочет

    работать, самостоятельно активно занимался поиском работы, но не смог

    трудоустроиться, прежде всего, из-за отсутствия рабочих мест или

    недостаточной профессиональной подготовки. В России в настоящее время

    количество безработных людей намного превышает количество не

    соответствующих их запросам рабочих мест, т.е. предложение рабочей силы

    превышает спрос на нее. Общая численность безработных в РФ составляет

    5,9 млн.человек, в том числе зарегистрированных безработных - 2,3

    млн.человек ^. У меня нет статистических данных о том, какой процент от

    этого числа составляют безработные именно с высшим образованием, но

    известно, что в России сегодня преобладает "беловоротничковая" безработица.

    Большую часть безработных ( 70% ) составляют женщины, а также служащие, в

    том числе и с высшим образованием.

    Понятно, что рынок труда нуждается в квалифицированном регулировании со

    стороны государства. Среди основных направлений государственного

    регулирования рабочей силы можно выделить следующие: 1) программы по

    стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в

    государственном секторе; 2) программы по подготовке и переподготовке

    кадров; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4) программы по

    социальному страхованию безработицы.

    . Заключение.

    Накопленные материальные и духовные ценности - результаты развития

    науки, культуры, производственный аппарат - сами по себе пассивны и могут

    быть использованы для производства и удовлетворения потребностей людей

    только в той мере, в какой изучены, освоены людьми. Роль образования

    состоит в том, чтобы постоянно создавать и совершенствовать активный фонд

    знаний и повышать его эффективность. С узко экономической точки зрения

    функция образования состоит в формировании человека как участника

    производства и как потребителя разнообразной и сложной его продукции.

    Подготовка кадров является таким же важным фактором научно-технического

    прогресса, как и техническая оснащенность предприятий, научная

    организация труда, экономические стимулы. Причем, для экономики любой

    страны огромное значение имеет подготовка специалистов с высшим

    образованием. Но роль образования не ограничивается только обеспечением

    рабочей силы профессиональными знаниями и навыками. Формируя потребности

    населения, образование тем самым обусловливает возможность постоянного

    расширения рынка, а значит стимулирует развитие и качественное

    совершенствование производства.

    В ходе развития производства и научно-технического прогресса

    произошли расширение и определенная перегруппировка потребностей,

    удовлетворение которых представляет собой содержание воспроизводства

    рабочей силы. Потребности в образовании, сформировавшиеся на экономическом

    фундаменте изменений в общественном производстве, породили сложную цепь

    социальных, культурных изменений в условиях жизни и в облике всех

    трудящихся. Потребности в образовании стали в процессе воспроизводства

    рабочей силы в один ряд с потребностями в пище, одежде и т.д. К.Маркс

    отмечал, что возросший уровень образования трудящихся является не только

    выражением роста богатства, но и существенной предпосылкой этого

    богатства, что с точки зрения непосредственного производства образование

    индивидуума может рассматриваться как производство основного капитала:

    "...степень искусности населения является в каждый данный момент

    предпосылкой совокупного производства, - следовательно, главным

    накоплением богатства, важнейшим сохраненным результатом предшествующего

    труда." Известно, что конкуренция - это источник прогресса. Это касается

    как производства вообще, так и рабочей силы в част-

    ности. В преимущественном положении оказываются люди с хорошим

    образованием, которые являются гарантом эффективности любого

    производства, фирмы, банка и т.д. Характерной чертой качественной эволюции

    современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только

    за период с 1970 по1992г. в США удельный вес лиц, получивших среднее

    образование, возрос в структуре рабочей силы с 52% до 76%, а полу-

    чивших законченное и незаконченное высшее образование - с21% до 38%.

    Правда, сейчас в нашей стране появилось новое явление -безработица среди

    специалистов с высшим образованием. Увеличение удельного веса этой

    категории трудящихся ( дипломированных специалистов ) среди лиц наемного

    труда непосредственно обусловлено научно-технической революцией, т.к.

    современная экономика не может развиваться без повышения уровня

    квалификации кадров и увеличения в рабочей силе доли высокообразованных

    специалистов. Однако, в России все чаще выпускники вузов оказываются

    лишними на рынке труда, не могут найти работу по специальности и

    вынуждены заниматься таким делом, которое не требует никакого высшего

    образования ( например, всем известна как велика доля дипломированных

    специалистов среди так называемых "челноков" ). Создавшееся положение,

    по-моему, очень тревожно, т.к. свидетельствует о том, что темп роста

    экономики России значительно снизился по сравнению с предыдущими

    десятилетиями ( это и привело к искусственному ограничению сферы

    применения высокообразованных специалистов ).

    Между тем, нельзя забывать, что результаты образования носят

    долговременный характер, они не ограничиваются удовлетворением текущих

    потребностей людей и накладывают глубокий отпечаток на экономический,

    социальный, культурный и нравственный облик страны в течение будущих

    десятилетий. Таким образом, капиталовложения в сферу образования ( также

    как и в науку, культуру, здравоохранение ) непременно окупятся в

    государственном масштабе. Непосредственно высшее образование дает

    долговременный результат, заключающийся в высоком качестве рабочей силы ( а

    качество образования выражается в более интеллектуальном и эстетическом

    исполнении индивидуальной рабочей силой трудовых операций, что

    способствует повышению потребительских свойств продукции ) и создании

    основы для ее постоянного совершенствования в течение всей активной

    жизни человека.

    .

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.