МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы

    Роль высшего образования в воспроизводстве рабочей силы

    Введение.

    Современная научно-техническая революция существенно изменила

    материально-технические условия производства и жизни, но не менее важным

    следствием научно-технического прогресса стало коренное изменение

    структуры, содержания и характера запаса знаний, навыков, опыта рабочей

    силы. В условиях усложнения производства расширения потока научно-

    технической информации, которая должна осваиваться в процессах массового

    производства продукции произошел перелом в значении образования для

    развития производства. Пока промышленность удовлетворяла свои потребности

    в рабочей силе за счет неквалифицированных рабочих, система образования

    была довольно слабо связана с производством. В XIX веке, например,

    подготовка немногочисленных инженеров, техников, квалифицированных рабочих

    по большей части не была общественно организована. Подготовка рабочей

    силы шла в самом процессе производства, а наука чаще всего была делом

    отдельных ученных и оказывала еще сравнительно слабое воздействие на

    развитие общественного производства. Образование по содержанию носило в

    основном общекультурный характер. Но положение в корне изменилось, когда

    дальнейшее развитие производства оказалось невозможным без массового

    использования высококвалифицированной рабочей силы, т.е. образование

    работников стало таким же необходимым условием хода производства, как и

    наличие самих орудий труда.

    Сегодня уровень и качество образования оказывают непосредственное

    воздействие на экономическое развитие любой страны.

    Образование как составная часть воспроизводства рабочей

    силы.

    "Под рабочей силой, или способностью к труду мы понимаем

    совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает

    организм, живая личность человека, и которые пускаются им в ход всякий раз,

    когда он производит какие-либо потребительные стоимости "- такое

    определение понятия "рабочая сила" дал К. Маркс. Рабочая сила, представляя

    собой способность к труду, неотделима от самого человека. Ее производство и

    воспроизводство означает прежде всего воспроизводство самого человека,

    сохранение его нормальной жизнедеятельности. К. Маркс отмечал: "Рабочая

    сила существует только как способность живого индивидуума. Производство

    рабочей силы предполагает, следовательно, существование последнего. Раз

    существование индивидуума дано, производство рабочей силы состоит в

    воспроизводстве самого индивидуума, в поддержании его жизни. В

    воспроизводстве рабочей силы, кроме необходимости поддержания,

    непрерывного возобновления и совершенствования способности к труду,

    обязательны постоянное приобретение и развитие работниками знаний и

    умений. Таким образом образование - важная составная часть воспроизводства

    рабочей силы. К. Маркс подчеркивал участие образования в воспроизводстве

    рабочей силы: "Покупка же таких услуг, которые выражаются в обучении

    рабочей силы, которые сохраняют ее, видоизменяют и т. д., словом, дают ей

    специальность или же только служат ее сохранению...например, услуг

    школьного учителя...- все это есть покупка таких услуг, которые дают

    взамен себя "пригодный для продажи товар и т. д.", а именно самое рабочую

    силу, в издержки производства или воспроизводства которой эти услуги

    входят". В качестве главного источника воспроизводства рабочей силы -

    примерно 3/4 от общей суммы реальных доходов семьи трудящихся - служит

    индивидуальная оплата работника по результатам его трудового вклада, а

    общественные фонды потребления составляют около 1/4. Повышение уровня

    образования, приобретение новой специальности, смежных профессий

    способствует росту трудоотдачи и доходов индивидуальной рабочей силы,

    получаемых по ее трудовому вкладу.

    Воспроизводство рабочей силы в процессе воспроизводства

    общественного продукта происходит непрерывно, также как непрерывно и само

    производство. К.Маркс подчеркивал, что благодаря производству индивид

    "становится actu ( на деле ) осуществляющей себя рабочей силой, рабочим,

    между тем как раньше он был таковым лишь potencia ( потенциально )".

    Рабочая сила как субъективная основа человеческого фактора производства

    проявляется в трудовой деятельности, причем именно рабочая сила

    является главным элементом производительных сил, т.к. средства

    производства сами по себе, вне человеческого труда, ничего произвести не

    могут. Под воздействием научно-технического прогресса повышаются требования

    к уровню интеллектуального развития рабочей силы, к уровню ее

    образования. Новые средства труда по своим качествам должны превосходить

    заменяемые ими старые средства труда, а в создании новых, более совершенных

    , огромную роль играет наука и непрерывно связанное с ней образование.

    Кроме того, применение новой техники требует от людей, занятых в

    производстве, более высокой квалификации, которая обеспечивается

    специальным и высшим образованием. Взаимосвязь производства и образования

    будет рассмотрена в следующей главе.

    Образование и производство.

    Развитие производства предъявляет свои требования к образованию

    рабочей силы. Эти требования складываются в зависимости от технического

    и организационного уровня производства, его масштабов и сложности, быстроты

    и характера изменений, происходящих в нем в результате научно-

    технического прогресса. Основным фактором, определяющим воздействие

    производства на уровень образования рабочей силы, является изменение

    технической и организационной базы материального производства, т.к.

    развитие именно этой основы предопределяет изменения в составе и функциях

    работников производства, вплоть до появления новых профессий,

    специальностей, новых услуг.

    Современное производство предъявляет все большие требования не только к

    техническому оснащению работников, но и к "вооружению" их необходимыми

    знаниями, к увеличению общего фонда образования страны. Понятие "фонд

    образования" по своему экономическому содержанию вполне сопоставимо с

    основными производственными фондами . Подобно тому, как средства, вложенные

    в производство, овеществляются в оборудовании, зданиях, общественные

    издержки фактора труда "материализуются" в квалификационном уровне

    совокупной рабочей силы, действуют в процессе производства в течение

    длительного времени и в действительности играют не менее важную роль,

    чем капиталовложения в новую технику и в другие элементы основных

    производственных фондов. К.Маркс считал, что образование индивидуума с

    точки зрения непосредственного процесса производства можно рассматривать

    как "производство основного капитала", который, однако, существует в самом

    живом труде. В этом состоит его специфика. Накопленные издержки общества

    на обучение, повышение квалификации и переподготовку совокупной рабочей

    силы или населения той или иной страны составляют фонд образования, а

    формирование этого фонда - неотъемлемая и необходимая часть общественного

    воспроизводства.

    В условиях научно-технического прогресса три основные элемента

    производственного процесса: труд, средства труда и предметы труда -

    претерпевают качественные изменения, отражающиеся не только в

    возникновении новых методов производства и качественно новых материалов,

    но и в быстро растущих требованиях к качеству рабочей силы, которая

    является главнымным фактором производственного процесса. Рост наукоемкости

    производства приводит к повышению его "интеллектуализации", к повышению

    сложности труда. Эта тенденция выражается не только в увеличении удельного

    веса ученых, конструкторов и разработчиков в промышленном персонале, но и в

    существенных изменениях функций части рабочих, инженерно-технического

    персонала и служащих. В ходе отладки и освоения нового оборудования,

    новых технологических процессов от рабочих, техников и инженеров требуются

    такие качества, как восприимчивость к новому, повышенный уровень

    аналитических способностей, широта технического кругозора. Все эти

    качества развивает любое образование, тем более высшее. На протяжении

    всего XX века шел рост численности инженерно-технических и научных

    работников. Например, в США численность инженеров за 1900-1960 гг.

    увеличилась в 22,6 раза, научных работников - почти в 73 раза Данные,

    приведенные в Таблице 1, свидетельствуют о росте численности инженерно-

    технических и научных работников в США в период с 1950 по 1960 годы

    (таблица на стр.9). Повышение удельного веса высокообразованных кадров

    является необходимой предпосылкой для ускоренного развития процессов

    технического перевооружения производства и переориентации его на выпуск

    новейших видов продукции, воплощающих последние достижения науки и техники.

    Для реализации продукции современного производства нужен достаточно

    развитый и подготовленный потребитель. Образование участвует в подготовке

    такого потребителя, в формировании потребностей населения и тем самым

    обусловливает возможность постоянного расширения рынка, выступает как

    стимулятор развития и качественного совершенствования производства.

    ТАБЛИЦА 1 Увеличение числа специалистов различных профессий

    в США с 1950 по 1960г., тыс.

    -------------------------------------------------------------

    I 1950г.I 1960г.I Увеличение, %

    Научные работники (естественные науки) 116,9 149,3 27,7

    математики

    1,7 7,5 345,1

    физики

    7,4 13,9 87,7

    химики

    74,6 83,4 11,8

    Инженеры

    526,2 860,9 63,6

    механики

    112,4 158,2 40,7

    металлурги

    12,3 18,5 49,5

    химики

    32,5 41,0 26,1

    электроники

    105,9 183,9 73,7

    авиаинженеры

    17,6 51,7 192,9

    строители

    124,2 155,2 24,9

    инженеры по экономике и

    организации производства 40,3

    97,5 142,0

    -------------------------------------------------------------

    Итак, производство и образование - две стороны единого процесса

    воспроизводства квалифицированных кадров, и, кроме этого, фактор

    образования играет в научно-техническом развитии активную роль, стимулируя

    и ускоряя его.

    .

    Образование и сфера услуг.

    В жизни общества важно не только производство материальных благ,

    значительную роль играет и непроизводственная сфера, так называемая "сфера

    услуг". Изменение характера труда резко увеличивает долю затрат

    психических, умственных усилий и снижает долю затрат физических сил, а

    следовательно, потребление духовных услуг в принципе становится таким же

    необходимым для воспроизводства рабочей силы, как и питание. Понятно, что

    прекращение "духовного производства" будет столь же губительным для

    общества, как и прекращение вещевого, поскольку услуги так же необходимы

    сами по себе, как и для производства материальных благ.

    Часть сферы услуг тесно связана со сферой материального

    производства и участвует в создании новой стоимости, другая - не имеет

    отношения к производству и существует за счет перераспределения стоимости.

    К первой относятся услуги материально- вещественного характера, а также

    услуги в области деятельности, без которых невозможно развитие

    современного производства: наука, образование, здравоохранение. Ко второй

    относятся государственный аппарат, “индустрия развлечений", торговля,

    сфера быта.

    В таблице 2 приведен удельный вес специалистов, работающих в сфере

    услуг, по отношению ко всему экономически активному населению некоторых

    стран мира (данные на 1970г.).

    .

    ТАБЛИЦА 2

    Страна Число специалистов в сфере услуг, тыс.чел.

    -----------------------------------------------------------

    США 5030,4

    Япония 1803,6

    Англия 1363,7

    Франция 1159,9

    Голландия 293,0

    Мексика 280,6

    Пакистан 396,0

    -----------------------------------------------------------

    Во многих областях сферы услуг работают специалисты с высшим

    образованием. Конечно, встречаются "самородки", т.е.люди талантливые по

    природе своей, для которых высшее образование может служить только

    дополнением, своеобразной "шлифовкой" их таланта. Например, есть лекари

    "от Бога", т.е.человек может и не иметь высшего медицинского

    образования, но помогать больным результативнее, чем иной дипломированный

    специалист. И все-таки, такие случаи единичны, а в основном все мы

    доверяем больше врачам, имеющим высшее образование (а еще лучше какую-

    нибудь ученую степень ). Аналогичная ситуация и в области педагогики.

    Преподаватель с высшим образованием, конечно, предпочтительнее и любому

    учебному учреждению, и родителям ( если иметь в виду личные интересы ).

    Ну, а наука тем более требует высокообразованных специалистов с широким

    кругозором ( который, в свою очередь обеспечивается уровнем образования ).

    Эти требования вытекают из самого характера научных исследований и из

    растущего оснащения их современной техникой. В одном из обзоров ЮНЕСКО

    отмечается, что "наука и технология развиваются настолько быстро, что

    техника, используемая в фундаментальных и прикладных исследованиях,

    подвержена резким изменениям не в меньшей степени, чем производство.

    Поэтому хорошо приспособляющийся к этим изменениям персонал ( т.е.

    персонал образованный ) представляет собой ценнейшую гарантию ритмичной и

    непрерывной работы." ^ Под влиянием научно-технической революции

    производство все более превращается в сферу деятельности, требующую

    огромных затрат интеллектуальных, психических усилий. Это

    обусловливает повышение роли потребления духовных услуг в

    воспроизводстве рабочей силы. Следовательно, непроизводственная сфера

    помимо своего социального, культурного значения приобретает большую

    производственную важность и как рычаг развития производства, и как фактор

    воспроизводства рабочей силы.

    Экономическая эффективность образования.

    Проблема оценки роли возросшего уровня образования рабочей силы в

    процессе экономического развития определила несколько подходов к ее

    решению. Существует так называемая концепция "человеческого капитала",

    авторы которой ( среди них известный американский ученый Т.Шульц ),

    считают, что расходы на процесс обучения -это "капиталовложение в

    человека", а накопление знаний и умений - это процесс накопления

    "человеческого капитала". В этом случае система образования

    рассматривается как "отрасль промышленности", которая производит капитал с

    особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает

    возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной

    жизни общества. Аргументируется это тем, что "способность к экономической

    деятельности не дается от рождения, что подобно тому как земля сначала

    культивируется и обрабатывается, прежде чем она принесет урожай, так и

    человек сначала требует подготовки и образования, прежде чем он может

    быть разумно использован в производстве". Инвестиционный характер затрат

    на образование заключается в том, люди удерживают часть средств из своего

    бюджета и затрачивают их на образование, дающее им возможность

    зарабатывать больше в будущем, т.е. это значит, что они производят

    капиталовложения в самих себя. И, действительно, в жизни в связи с

    непрерывно-увеличивающимся спросом на специалистов высшей квалификации и

    все более высокой ценностью их труда, которая выражается в росте их

    доходов, многие родители считают затраты на получение их детьми высшего

    образования наиболее эффективной формой инвестиций. Еще один метод оценки

    экономической эффективности образования связан с именем другого

    американского ученого Э.Дени-

    сона.Этотученыйколичественносоотнесвоздействиеразличныфакторовэкономического

    роста на рост реального национального дохода. Его оценки приведены в

    таблице 3.ТАБЛИЦА 3 Факторы, влияющие на рост реального национального

    дохода США, 1929 - 1982 гг.

    ----------------------------------------------------------------

    Факторы роста Вес каждого фактора (%)

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.