МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль семьи в подготовке детей к школе

    Роль семьи в подготовке детей к школе

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

    ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

    КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ

    КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

    «РОЛЬ СЕМЬИ

    В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

    К ШКОЛЕ»

    ВЫПОЛНИЛА:

    СТУДЕНТКА ФАКУЛЬТЕТА РГФ

    3 КУРСА 310 ГР.

    ГОРЕЛКИНА НАТАЛИЯ

    НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

    ДОЦЕНТ,

    КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

    ШЕБУНЯЕВ А.Г.

    ТАМБОВ, 2000

    ПЛАН:

    Введение.

    1. Содержание воспитания дошкольника в семье:

    1.1. Нравственное воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой

    и учебной деятельности.

    1.2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства коллективизма у

    дошкольников как фактора подготовки к жизни и деятельности в школьном

    коллективе.

    2. Роль режима будущего школьника.

    3. Развивающие игры и формирование интеллектуального развития.

    4. Советы родителям.

    5. Заключение. Психологическая готовность к школе.

    6. Список используемой литературы

    7. Приложения.

    ВВЕДЕНИЕ

    В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье

    является наиболее актуальной: придя в школу, первоклассник должен иметь

    навыки чтения, письма и счета. Но это не имеет, на мой взгляд,

    первостепенной значимости. Самое главное для любого человека, и для ребенка

    в частности, умение общаться, приспосабливаться, слушать, слышать и

    понимать.

    Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе полученной в ходе

    изысканий информации, определить роль и место важнейшего института

    воспитания – семьи – в подготовке ребенка к школе и ее влияние на эту

    готовность.

    В соответствии с целью данной работы, определяются ее основные

    задачи:

    1. Познавательная: изучить возможности семьи в формировании

    готовности к школьному обучению; влияние семьи на

    сформированность этой готовности.

    2. Разработать рекомендации родителям, способствующие

    максимальному использованию возможностей ребенка при подготовке

    к обучению.

    3. Изучения опыта конкретных семей в решении поставленной

    проблемы.

    В данной работе использованы следующие методы:

    . анализ научно-педагогической и методической литературы;

    . педагогический эксперимент (наблюдения, беседы с

    родителями и детьми).

    Подготовка детей к школе является одним из наиболее важных вопросов

    педагогики. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет

    его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребенка,

    приобщает его к окружающей жизни. Главными воспитателями своих детей

    являются родители.

    Семья для ребенка-дошкольника – первое и основное звено, которое

    связывает его жизнь с общественной средой. И это очень важно. Современная

    семья не может существовать вне связи с окружающим, жить только своей

    внутренней уединенной жизнью.

    Для ребенка родители являются языковым и речевым образцом, так как

    дети учатся языку, подражая и слушая. Ведь ребенок успешнее всего усваивает

    язык в тот момент, когда взрослые слушают его, общаются с ним,

    разговаривают. Родители должны учитывать принципы обучения языку. Таким

    образом, они смогут овладеть доверием ребенка не только в вопросах

    воспитания, но и в обучении.

    И, наконец, родители должны стараться, чтобы ребенок не чувствовал

    недостатка в любви и разнообразии впечатлений.

    1. Содержание воспитания дошкольника в семье: нравственное

    воспитание дошкольника как основа его будущей трудовой и учебной

    деятельности

    1. Нравственное воспитание дошкольников в семье.

    Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у

    дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности,

    организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

    Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего

    воспитания личности ребенка. От того как, будет воспитан дошкольник в

    нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в

    школе, но и формирование жизненной позиции.

    Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит

    к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней

    опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей,

    неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма.

    Наблюдения показывают, что многим родителям свойственна недооценка

    волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать.

    Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствии

    родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении

    затруднений в решении посильных задач. Взрослых членов семьи волнуют

    проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы

    социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких

    качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность,

    организованность, родители не придают большого значения.

    Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая

    роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных

    эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость

    проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой

    атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в

    любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми,

    которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их

    забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно

    восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.

    Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от

    того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство

    эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это

    делает его открытым добру, положительным влиянием.

    Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира,

    его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства

    собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя,

    и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного

    достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки

    других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или

    несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

    Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е.

    самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые

    оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша

    является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с

    доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только

    на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия

    это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в

    своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

    Большое внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает

    чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и

    отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и

    его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о

    добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

    Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность

    активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять

    повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в

    преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения

    заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении

    первоклассника, становится причиной его неуспеваемости,

    недисциплинированности.

    Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. Оно

    приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет

    свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений

    взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает,

    что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим,

    так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней

    помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает,

    что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего

    дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение

    навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь

    другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного

    результата и способствует выработке настойчивости.

    Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками

    самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-

    волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость.

    Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-

    дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье,

    по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их

    выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и

    ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье.

    Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим

    членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В

    семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало

    распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды,

    участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные

    семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их

    нравственно-волевое развитие.

    Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом

    месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит

    самообслуживание, на втором – уборка игрушек и помещения, остальные виды

    труда занимают незначительное место.

    Используя труд в качестве средства нравственного воспитания,

    родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять

    данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит

    вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых

    взрослый считает полезным для нравственного развития дошкольника.

    2. Развитие чувства собственного достоинства и чувства

    коллективизма у дошкольников как фактора подготовки к

    жизни и деятельности в школьном коллективе.

    Численность детей в детских садах резко сократилась. Для многих

    родителей плата за детский сад недоступна. Мамы и папы вынуждены

    воспитывать ребенка в домашних условиях, зачастую лишая его при этом

    необходимого ему общения со сверстниками. Некоторые обеспеченные родители,

    не удовлетворенные качеством услуг массовых дошкольных учреждений, имеют

    возможность прибегнуть к помощи «домашних воспитателей», частных дошкольных

    учреждений, воспитанники которых с детских лет начинают чувствовать

    собственное превосходство над другими, не имеющее ничего общего с чувством

    собственного достоинства или развитием индивидуальности.

    Мы сплошь и рядом читаем и слышим, как развить индивидуальность

    ребенка, а вот публикаций о том, как в столь противоречивой обстановке

    научить его жить среди людей, почти нет. Многие издания почти полностью

    вывели из употребления термины, обозначающие нравственные ценности, ставшие

    во всем мире общепризнанными и получившими статус общечеловеческих. Так

    произошло и с термином «коллективизм». В новой модели воспитания нет места

    формированию коллективизма. А жаль. Я уверена, что сегодня практически

    каждый человек, которому за двадцать, может подтвердить, что в

    коллективизме есть что-то ценное, необходимое каждому. Это что-то и есть

    сущность коллективизма: я могу самовыразиться, реализовать себя, если

    чувствую признание со стороны своего окружения.

    Анализируя поступки ребят в детском саду, в домашней обстановке,

    можно заметить, что одни из них стремятся к удовлетворению в первую очередь

    своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями

    окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. В данном случае принято

    говорить о направленности ребенка на себя. Другие дети свои поступки,

    действия соотносят (в разной степени) с интересами, желаниями окружающих

    людей – сверстников, взрослых и т.д. В таком случае можно говорить о первых

    проявлениях коллективистической направленности.

    Один и тот же ребенок в разном окружении может проявлять разную

    степень коллективистической направленности. Это в какой-то степени

    объясняет неодинаковое поведение детей дома и в детском саду. Многим

    знакома ситуация, когда «на людях» ребенок вежлив, исполнителен, с радостью

    выполняет поручения воспитателя, значимые для всей группы, а дома грубит,

    не прислушивается к советам, просьбам взрослых, требует исполнения всех

    своих желаний. Как объяснить такое поведение? В детском саду ребенок

    почувствовал значимость общества сверстников для него: его интересы

    удовлетворяются только тогда, когда он сам считается с интересами группы. А

    дома малыш привык к тому, что свою значимость для членов семьи ему не надо

    «завоевывать», не нужно самоутверждаться, потому что все и так подчинено

    удовлетворению его потребностей и интересов, все и так уверены в его

    уникальности и непревзойденности. В результате постепенно формируется

    направленность на себя, которую трудно преодолеть с годами.

    Но все же преодолеть ее можно. И это является главной задачей для тех

    родителей, которые не хотят видеть своих детей в будущем эгоистами. На пути

    формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит

    сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка

    направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения

    собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком

    своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого

    всеми (на третьем).

    И еще, на мой взгляд, каждый ребенок должен пройти «школу детского

    сада». По многим причинам, и главная из них – именно в детском саду ребенок

    учится жить среди людей.

    1. Роль режима будущего школьника.

    Особое внимание при подготовке к школе обращают на режим дня детей.

    Если он не установлен или плохо выполняется, надо обязательно добиваться

    его выполнения. Режим нужен не только для укрепления здоровья дошкольников:

    твердый распорядок организует деятельность детей, приучает их к порядку,

    воспитывает необходимое будущему школьнику чувство времени.

    Важно так организовать жизнь детей в семье, чтобы они были

    целесообразно деятельными, не проводили время в праздности, которая

    порождает лень.

    Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ребенок

    включается в систематический учебный труд, у него появляются новые

    обязанности и заботы, ему приходиться подолгу находиться без движения.

    Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к

    обучению в школе.

    Для детей правильно организованный режим – условие не только

    сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

    Режим – это рациональное и четкое чередование сна, еды, отдыха,

    различных видов деятельности в течение суток.

    Развивающие игры и формирование

    интеллектуального развития

    «Без игры нет и не может

    быть полноценного умственного

    развития. Игра – это огромное

    светлое окно, через которое в

    духовный мир ребенка

    вливается живительный поток

    представлений, понятий. Игра

    – это искра, зажигающая

    огонек пытливости и

    любознательности.»

    В.А. Сухомлинский

    Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой

    формируется его личность. В игре ребенка отражаются различные события,

    полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми.

    В воспитании у детей нравственно-волевых качеств большую помощь могут

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.