МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Роль самовоспитания в формировании личности учащихся

    5. Искать причины неприятности в себе, а не в других.

    Пути самопознания

    1. Судите о себе по делам. Успех в работе - это показатель ваших

    достоинств, неудачи - характеризуют ваши слабости и недостатки.

    2. Сравнивайте себя с другими, но не с теми, кто хуже, а с теми, кто

    лучше вас.

    3. Прислушайтесь к критике в свой адрес:

    · если критикует один - задумайтесь,

    · если два - проанализируйте свое поведение,

    · если три - переделывайте себя.

    4. Сравнивайте свое мнение с мнением о вас со стороны. Относитесь к себе

    требовательнее, чем к другим. Враг ваших недостатков - ваш друг.

    1.8. Цель самовоспитания. Гипотеза.

    Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над

    собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни

    одно дело, в том числе и самовоспитание. Но надо иметь, конечно,

    достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе,

    неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к

    неуверенности в своих силах.

    Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы

    усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.

    Искоренение недостатков как и выработка желаемых качеств характера и

    способностей может быть целью самовоспитания.

    Молодежь сегодня оказалась в кризисной ситуации. Вместе с крушением

    системы общественного строя и нравственных идеалов, рухнули многие

    традиционные нормы и способы поведения. Уходят в прошлое, казавшиеся

    вечными, критерии жизни.

    Происходит резкая переоценка ценностей. Молодежи приходится

    адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Меняются нравственные

    идеалы и ценности. Все эти факторы оказывают значительное, не всегда

    позитивное, влияние на личность ученика. По этому, если убедить учащихся

    в необходимости самовоспитания и помочь им в его организации, то процесс

    формирования личности будет протекать более эффективно.

    2. Специальная часть

    Из жизненного опыта вынесена необходимость каждому человеку

    заниматься своим усовершенствованием, а значит была вынесена и теория

    самовоспитания. Но, так как все в мире пребывает в непрерывном развитии,

    то, естественно, нуждается в своей дальнейшей корректировке.

    Чтобы предугадать, что нужно изменить в теории или какие нужно ввести

    дополнения, я посчитала нужным провести такие методики исследования как

    анкетирование и интервьюирование. По материалам, собранным в результате

    анкетирования я увидела уровень самовоспитания у учащихся, а проведя

    интервью узнала, как классные руководители занимаются проблемой

    самовоспитания, ведется ли систематическая работа по формированию

    потребности в самовоспитании.

    Свое исследование я проводила в средней школе №3 г. Полярные Зори.

    2.1. Интервью с классными руководителями

    Классным руководителям были заданы следующие вопросы:

    1. Ведется ли Вами систематическая работа по формированию потребности в

    самовоспитании?

    2. Стараетесь ли Вы привить учащимся нормы морали? Что для этого

    делается?

    3. Проводятся ли в Вашем классе беседы, диспуты, вечера, встречи,

    экскурсии и другие мероприятия, повышающие нравственный уровень

    учащихся и дающие ярко-выраженную установку на самовоспитание?

    4. Проводите ли Вы индивидуальные беседы с учащимися?

    5. Существуют ли у Вас собственные программы по формированию у детей

    потребности в самовоспитании?

    После проведения интервью, мною были сделаны следующие выводы.

    Некоторые классные руководители школы №3 города Полярные Зори

    недостаточно подготовлены по вопросам теории и методики руководства

    самовоспитанием учащихся, слабо ведется систематическая работа по

    формированию потребности в самовоспитании и привитию соответствующих

    наыков поведения.

    Для руководства самовоспитанием, по моему мнению, учителю необходимо

    представлять структуру компонентов этого процесса, мотивы, которые

    побуждают подростка работать над собой, важно помочь найти такую

    деятельность, в которой воспитанник занимал бы активную позицию, что

    выявляло бы недостаток каких-либо важных качеств и, тем самым, побуждало

    бы к работе над собой.

    Классные руководители, работающие в школе много лет имеют свои

    программы по руководству процессом самовоспитания.

    Так, например классный руководитель Садилова Т.А. ставит перед собой

    следующие задачи:

    1. Стимулировать у учащихся интерес к собственному внутреннему миру,

    желание совершенствовать себя как личность.

    2. Вооружить школьников системой знаний по вопросам самовоспитания.

    3. Вооружить учащихся методикой самовоспитания.

    Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы

    в процессе руководства самовоспитанием:

    I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе

    положительные качества личности, избавиться от отрицательных

    качеств.

    II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей

    жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при

    условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

    III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при

    условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в

    себе и от чего избавиться).

    IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с

    организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт

    характера, качеств личности.

    V этап – самоконтроль.

    Богомолова О.А. считает, что нравственное воспитание и формирование

    нравственного опыта невозможно без глубокого понимания норм морали, без

    формирования правильных представлений о моральных качествах. Учащиеся

    должны уметь не только определять, что хорошо, а что плохо, но и

    оценивать свое поведение, свой характер, свои силы и способности, свои

    недостатки и достоинства. Для этого в течении работы с детьми

    использовались такие воспитательные беседы:

    1. Что в человеке главное?

    2. Что мы знаем о себе?

    3. Кто добивается цели?

    4. Сотвори себя сам.

    5. Как создавать характер?

    6. О привычках полезных и вредных.

    7. Как преодолеть свои недостатки?

    8. Мои недостатки – мои враги, мои достоинства – мои друзья.

    9. Каковы преимущества дисциплинированного человека?

    10. Что такое самовоспитание?

    11. Можно ли изменить свой характер?

    12. О силе воли, настойчивости и упрямстве.

    13. Как создавать характер?

    14. Принципиальность и равнодушие.

    15. О самовоспитании трудолюбия и борьбе с ленью.

    Старосек Н.И. работает учителем русского языка и литературы. На своих

    уроках она часто проводит беседы, диспуты о жизни замечательных людей,

    большое внимание уделяет методам их работы над собой. Например использует

    письма А.П. Чехова брату Николаю и его рекомендации по нравственному

    самовоспитанию; личные правила по самовоспитанию, составленные Ушинским.

    Живой интерес у школьников вызывает титаническая работа Л.Н. Толстого над

    собой, его требовательность к себе и своим произведениям, знакомство с

    его программой самовоспитания.

    Для повышения нравственного уровня учащихся классными руководителями

    организуются всевозможные вечера, игры, диспуты, экскурсии. Детям очень

    нравятся встречи с поэтами и учителя стараются приглашать их как можно

    чаще.

    Организуются такие внутришкольные игры как “Брэйн-ринг”, “Что? Где?

    Когда?”, “Поле чудес”, “Колесо истории”, “Угадай мелодию”.

    В классах организуются всевозможные литературные вечера, на которых

    ученики читают стихи, ставят всевозможные сценки, небольшие пьессы.

    Все классные руководители единогласно считают, что индивидуальные

    беседы с учащимися играют большую роль, особенно тогда, когда у

    подростков появляется чувство недовольства собой, своим поведением,

    действиями. С помощью взрослых они начинают анализировать собственное

    поведение. Такие беседы требуют особого педагогического такта, полного

    доверия и уважения между учителем и учеником. Беседы не должны носить

    нравоучительного характера, содержать готовые выводы, педагогическую

    оценку поступков, действий, а должны заставлять самого подростка

    осмыслить свое поведение, поверить в необходимость и возможность

    преодоления отрицательного в себе.

    Собственные программы по формированию у детей потребности в

    самовоспитании существуют почти у каждого классного руководителя.

    Например Кустова А.П. проводит со своими учениками диспуты на темы:

    1. Можем ли мы совершать большие и нужные дела?

    2. Подвиг – мгновение или жизнь?

    3. В чем красота человека?

    4. Кто оставляет добрый след в жизни?

    5. Всякое ли дело может быть интересным?

    6. Нужны ли современному человеку скромность и обходительность?

    7. Как стать интересным человеком?

    8. Какого человека можно назвать красивым?

    9. Хочу и надо.

    10. Имеет ли человек право жить с недостатками?

    11. В человеке все должно быть прекрасно.

    Диспуты вызывают духовную активность, затрагивают эмоции подростков и

    способствуют выявлению их готовности к самовоспитанию. В ходе обсуждений,

    споров формируются моральные оценки, что способствует утверждению навыков

    самоконтроля.

    На мой взгляд, диспуты являются сложной формой работы, так как

    требуют определенного уровня самосознания и предварительной подготовки.

    Некоторые классные руководители используют в работе вопросник для

    устных или письменных обсуждений. По ответам на вопросы учитель может

    сделать вывод о нравственных представлениях у школьников.

    Вопросы могут быть такого характера:

    1. Иногда, характеризуя человека, говорят: “хороший человек”, “плохой

    человек”. Назовите качества, свойственные, по вашему мнению, хорошему

    человеку, плохому человеку.

    2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек может быть хорошим?

    3. Довольны ли вы собой или считаете необходимым освободиться от каких-

    то недостатков, назовите от каких?

    4. Каким вы хотели бы видеть себя через 5 – 10 лет?

    5. Кто является для вас образцом жизни и поведения?

    6. Стремитесь ли вы уже сейчас воспитывать желаемые качества и как это

    делаете?

    Богомолова О.А. практикует так называемые самохарактеристики и дает

    учащимся схему самоанализа. Она предлагает ученикам следующий опросник:

    1. Твой внешний вид.

    2. Убеждения и идеалы (Есть ли у тебя принципы в жизни и какие? О чем ты

    мечтаешь?).

    3. Способности и интересы (Что тебя интересует больше всего, что у тебя

    получается лучше, какие книги ты читаешь?).

    4. Отношение к труду (Какую работу ты выполняешь с удовольствием, какие

    виды труда вызывают у тебя раздражение? Имеешь ли ты постоянную

    трудовую обязанность в семье?).

    5. Нравственно-волевые качества (Какие качества людей ты считаешь самыми

    ценными; какие отрицательными? Кто твой любимый литературный герой,

    киногерой? Кому и в чем ты хотел бы подражать? Каких качеств у

    окружающих тебя людей больше: положительных или отрицательных?).

    Одним из средств является составление планов работы над собой и

    программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию

    процесса самовоспитания.

    Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный,

    требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное

    педагогическое руководство.

    Учительница Кустова А.П. после диспута “В человеке все должно быть

    прекрасно”, в ходе которого стало ясно, что грубость несовместима с

    уважением к себе, совместно с ребятами наметила следующие пути

    искоренения этой отрицательной черты характера:

    1. Бросить жаргонные слова.

    2. Быть вежливым и внимательным друг к другу.

    3. Приучить себя к хорошим манерам.

    4. В общественных местах разговаривать не повышая голоса.

    5. Всегда помнить, что вокруг нас люди и владеть “волшебными” словами;

    мы и сами можем стать волшебниками среди людей.

    6. Всегда здороваться и быть внимательными к окружающим, знакомым и

    друзьям

    7. Стараться всегда и везде проявлять высокую дисциплинированность.

    Классный руководитель должен помочь детям решить, каких результатов

    необходимо добиться, какие недостатки исправить. Когда осознана

    необходимость самовоспитания, определены ее цели, задачи и составлена

    программа работы над собой, необходима организация упражнений для

    развития определенных качеств личности.

    Работа над собой идет успешно, если учащиеся овладевают специальными

    приемами самовоспитания.

    Процесс самовоспитания протекает индивидуально. Однако, по моему мнению,

    коллектив при этом играет весьма важную роль. Так как в коллективе ученик

    находит образцы для подражания, познает себя, в коллективе его оценивают.

    Помощь коллектива выражается в том, что учащиеся принимают коллективные

    обязательства, не выполнить которые гораздо труднее, чем обязательства,

    взятые индивидуально.

    Учитель должен объяснить детям, что никакие благие намерения, клятвы и

    хорошие планы самовоспитания не дадут результата, если человек не будет

    воспитывать себя в деятельности, в процессе продолжения трудностей.

    Поэтому при организации самовоспитания центральное место должно занимать

    развитие способностей у учащихся к волевому усилию, напряжению, чтобы

    всякое разумное решение переходило в действие. Отсутствие необходимых

    волевых качеств мешает претворению в жизнь самых лучших планов.

    Молодые классные руководители, имеющие небольшой опыт работы, используют

    схему самоанализа, предложенную В.Б. Бондаревским:

    1. Можешь ли ты сказать о себе, что ты человек общительный? Не забывай,

    что общительный человек легко устанавливает контакты с людьми,

    вносит оживление в любую скучную кампанию, всегда предпочитает

    общество, не любит оставаться один.

    2. Хорошо ли ты знаешь людей? Если да, то можешь без труда

    охарактеризовать деловые и личные качества товарищей по классу.

    Придумай несколько сложных, но типичных ситуаций и попытайся

    представить, как поведет себя в них каждый ученик твоего класса,

    твои товарищи и друзья, ты сам.

    После интервью с классными руководителями я сделала для себя выводы, что

    в школе №3 города Полярные Зори проблемам самовоспитания уделяется

    большое внимание. Учителя разрабатывают свои программы организации

    самовоспитания, проводят всевозможные мероприятия. Они стараются научить

    ребят сдерживать себя, контролировать свои чувства, ставить конкретные

    задачи по преодолению отрицательных черт и развитию положительных.

    2.2. Анкетирование

    Чтобы убедиться в эффективности работы, которую проводят классные

    руководители я провела анкетирование в 9“А” классе школы №3 города

    Полярные Зори. Анкетирование помогло мне увидеть уровень самовоспитания у

    этих ребят.

    Анализ анкет, которые были предложены учащимся 9 класса свидетельствуют о

    том, что старшие подростки стараются серьезнее всматриваться в себя,

    склонны более критично относиться к своим недостаткам. И главная заслуга

    этого, на мой взгляд, - систематическая работа классного руководителя по

    формированию потребности в самовоспитании.

    Анкета

    1. За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные качества

    они у тебя отмечают?

    2. Какие положительные качества ты стремишься у себя выработать в

    настоящее время?

    3. Какие недостатки доставляют тебе наибольшие неприятности?

    4. Как ты стремишься их преодолеть?

    5. В какой области ты хотел бы овладеть умениями и навыками работы над

    собой?

    Анализ анкет

    Анализ результатов анкет, которые были предложены учащимся позволяет

    сделать некоторые выводы.

    На вопрос: “За что тебя ценят товарищи и взрослые, какие положительные

    качества они у тебя отмечают?” были получены следующие ответы:

    1. За верность в дружбе, доброту;

    2. За чувство юмора;

    3. За активность;

    4. За честность;

    5. За целеустремленность.

    Положительные качества, которые ребята хотели бы выработать это:

    1. Силу воли;

    2. Усидчивость;

    3. Храбрость;

    4. Юмор;

    5. Трудолюбие;

    6. Стойкость.

    7. “Хочу стать более серьезным”;

    8. “Желание понять товарищей и поддержать в трудную минуту”.

    Ребята называют такие недостатки, которые доставляют наибольшие

    неприятности:

    1. Лень;

    2. Забывчивость, рассеянность, невнимательность;

    3. Доверчивость;

    4. Неустойчивость характера;

    5. Вспыльчивость;

    6. Упрямство.

    Но есть ответы: “никакие”, “не знаю”.

    На вопрос “Как ты стремишься их преодолеть?” некоторые ребята ответили,

    что развивают в себе силу воли, стараются преодолеть трудности, больше

    работать над собой, больше общаться с людьми. Но, к сожалению, большая

    часть ребят ответила, что “не знают, как это сделать”, “никак”, “как

    нибудь”.

    Эти данные показывают что все ученики стараются анализировать свой

    характер, свою деятетельность, поведение. Но, на мой взгляд, некоторые

    учащиеся преувеличивают свои недостатки и приходят к ложному выводу о

    своей неспособности ни к чему. Таким ребятам следует объяснить, что

    только при правильной оценке качеств и свойств своей личности, при

    наличии веры в свои силы можно составить реальную программу

    самовоспитания, развить свои способности, искоренить недостатки.

    Ребят в первую очередь необходимо учить наблюдать за собой, объективному

    анализу своей деятельности.

    А в остальном, без сомнения, видна кропотливая работа классного

    руководителя. Дети осознают потребность в самовоспитании, понимают, что

    человек сам создает себя, сам творец своего характера.

    Заключение

    Итак, самовоспитание – педагогически управляемый процесс.

    Психологическая и практическая подготовка к работе над собой составляет

    одну из важнейших задач воспитания. Я попыталась выделить основные этапы

    возникновения и развития самовоспитания.

    Во–первых это осознание учениками своего образа жизни, осмысление

    значимости той деятельности, которая требует самовоспитания. На этом

    этапе классный руководитель помогает учащимся осознать свои

    положительные и отрицательные качества, понять нетерпимость своих

    недостатков.

    Во-вторых, овладение навыками самостоятельной работы в той области

    деятельности, в которой школьник хочет добиться успеха.

    В-третьих, составление программы самовоспитания. Это очень важный этап

    работы над собой. Здесь требуется помощь, чтобы оценить, насколько

    объективно судит ученик о себе, верные ли цели он ставит и нужные ли

    приемы выбирает.

    В-четвертых, организация самовоспитания в избранной деятельности. Это

    наиболее ответственный этап при переходе от воспитания к

    самовоспитанию. Без конкретной деятельности желание стать лучше

    останется только желанием.

    В-пятых, надо включить самовоспитание в целостный процесс формирования

    личности. Высший этап перехода воспитания в самовоспитание начинается

    тогда, когда ученик хочет и умеет работать над собой, когда оформились

    мотивы, цели и методы самовоспитания.

    Таким образом, если убедить учащихся в необходимости самовоспитания и

    помочь им в его организации, то процесс формирования личности будет

    протекать более эффективно.

    Список используемой литературы

    1. Дэйл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”,

    Ленинград, 1992

    2. Кочетов А.И. “Как заниматься самовоспитанием”, Мн., Выш. шк., 1986

    3. Кочетов А.И. “Воспитай себя”, Мн., Нар. асвета, 1982

    4. Кочетов А.И. “Организация самовоспитания школьников”, Мн., Нар.

    асвета, 1990

    5. Кочетов А.И. “Личность воспитывает себя”, М., Политиздат, 1983

    6. Орлов Ю.М. “Самопознание и самовоспитание”, М., Просвещение, 1987

    Приложение

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.