МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

    Развитие творческих способностей учащихся на уроках Технология швейного производства

    Введение. 2

    Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся

    на уроках технологии. 2

    Глава 1 4

    Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей

    учащихся на уроках технологии швейного производства. 4

    1.1. История исследуемой проблемы. 5

    1.2. Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект

    исследования. 8

    Глава 2 22

    Разработка учебно-методического комплекса организации и проведения уроков

    по развитию творческих способностей. 22

    2.1. Разработка различных способов решения выделенной проблемы 23

    2.2 Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента. 28

    2.3. Анализ проведенного эксперимента. 63

    Глава 3. 67

    Технологическая часть. 67

    Введение. 68

    3.1. Разработка и изготовление изделия. 71

    3.2. Экономическое обоснование темы. 85

    Заключение. 90

    Литература. 91

    Введение.

    Проблемное обучение как основа развития творческих способностей у учащихся

    на уроках технологии.

    Развитие технического творчества учащейся молодёжи рассматривается как одно

    из приоритетных направлений в педагогике. Актуальность выбранной темы

    выпускной квалификационной работы и необходимость её разработки обусловлены

    современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны,

    повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности.

    Повышение требований к научной и практической подготовке современного

    человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их

    ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях

    современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера

    и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей,

    развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.

    Это и подтверждает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной

    работы, которая делает необходимым учёт нашей образовательной системой не

    только сегодняшних потребностей и возможностей производства, но и их

    изменений в ближайшем будущем. Необходимо также учитывать экспоненциальное

    нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание

    новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в

    области как физического, так и умственного труда. С учётом этого на одно из

    первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому

    труду, развитию творческих способностей, что является катализатором

    усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую

    переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым

    творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях

    обеспечения непрерывного развития производства и общества.

    Цель исследования – выявить эффективность проблемного обучения на

    творческих способностях учащихся.

    Объект исследования – учебный процесс в активном методе обучения.

    Предмет исследования – развитие творческих способностей учащихся на уроках

    технологии, развитие нового отношения учащихся к выбранной профессии.

    Гипотеза исследования состоит в следующем: используя данный активный метод

    обучения, исследователь (преподаватель) может одновременно повторить

    изученный ранее материал и развивать у учащихся творческие способности, что

    непременно отразится на качестве знаний и положительном отношении учащихся

    к урокам технологии.

    В соответствии с целью и гипотезой были намечены следующие задачи

    исследования:

    - проанализировать существующие в педагогике подходы к разработке структуры

    технического творчества и технического творчества учащихся;

    - определить роль и место сбора научно-технической информации в структуре

    технического творчества учащихся;

    - разработать методические материалы, позволяющие применить метод активного

    обучения (проблемная ситуация) для формирования творческого мышления у

    учащихся на уроках технологии;

    - экспериментально проверить возможность развития технического творчества

    учащихся в процессе обучения на уроках технологии с использованием

    разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся

    и преподавателя.

    Глава 1

    Психолого-педагогические проблемы по развитию творческих способностей

    учащихся на уроках технологии швейного производства.

    1.1. История исследуемой проблемы.

    Анализ психолого-педагогических и философских исследований творчества,

    технического творчества и технического творчества учащихся показывает, что

    интерес к этим проблемам не ослабевает на протяжении многих десятилетий.

    В разработке понятия «творчество» участвовали многие выдающиеся философы.

    Уже в средневековой философии творчество понимается как волевой акт,

    вызывающий бытие из небытия. В XVIII в. Эммануил Кант, анализируя

    творческую деятельность, приходит к выводу о том, что она представляет

    собой единство сознательной и бессознательной деятельности. Н.А. Бердяев

    (начало XX в.) считал носителем творчества личность, понятую как некоторое

    иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной необходимости

    и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального,

    вообще «посюстороннего» мира. Марксистское понимание творчества исходит из

    того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и

    социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и

    человечества на основе объективных законов действительности. Творчество как

    созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру

    осуществления и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а

    не только индивидуальной) уникальностью.

    В ходе нашего исследования мы рассматриваем творчество как деятельность

    человека (в основном её мыслительный компонент), включающую сознательную и

    бессознательную составляющие, целью которой является создание материальных

    и духовных ценностей, обладающих объективной (мировой) новизной и

    общественной значимостью. Определённое таким образом понятие «творчество»

    охватывает все виды творческой деятельности, художественное творчество,

    музыкальное, научное, техническое и многие другие его виды.

    Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия

    «творчество», как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с

    существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид

    деятельности. Этот объект определяется понятием «техническое решение».

    Техническое решение - это практическое средство удовлетворение определённых

    потребностей. Существуют следующие виды технических решений: способ,

    устройство, вещество, применение технического решения по другому

    назначению. Признаками способа являются действия с материальными объектами

    (операции), чередование операций, технические параметры, сопутствующие

    выполнению операций. Признаками устройства являются узлы и детали, их

    взаимосвязь. Признаками вещества являются его ингредиенты. И, наконец,

    признаком применения по другому назначению является удовлетворение

    определённой потребности с помощью известного способа, устройства или

    вещества, которые ранее не использовались для удовлетворения этой

    потребности.

    Итак, техническое творчество – это вид творчества, целью которого является

    создание технических решений, обладающих объективной (мировой) новизной и

    общественной значимостью.

    Техническое решение, обладающее мировой новизной и общественной

    значимостью, есть изобретение (используемые для определения изобретения в

    нормативных документах термины «наличие существенных отличий» или

    «неочевидность», а также «наличие положительного эффекта» мы включаем в

    понятия «объективная новизна» и «общественная значимость»). Поэтому понятие

    «изобретательство» правомерно использовать как эквивалентное понятию

    «техническое творчество». Являясь одним из видов творчества, техническое

    творчество находится во взаимосвязи и взаимодействии с другими видами

    творчества, в первую очередь, с научным и художественным. Например,

    результатом взаимодействия технического и художественного творчества

    являются промышленные образцы художественно-конструкторские решения

    внешнего вида известных технических решении, что сейчас принято называть

    дизайном. Как элементы одной системы, все виды творчества во взаимосвязи и

    взаимодействии развиваются и подчиняются основным законам диалектики.

    Понятно поэтому, что, имея общие черты с другими видами творчества, каждый

    вид в отдельности как самостоятельный процесс имеет свои, присущие только

    ему, особенности, проявляющиеся в разнообразии форм, содержания и структур

    творческого процесса.

    Уже в первых исследованиях начала XX в. (Т. Рибо, П.К. Энгельмейер, Д.

    Росман), посвящённых творческому процессу, разработке путей овладения

    изобретательством, развитию технического творческого мышления, важное место

    отводилось психолого-дидактическому поэтапному анализу процесса

    технического творчества, проблемам структуры изобретательства и процесса

    овладения изобретательством. Схемы технического творчества Т. Рибо и П.К.

    Энгельмейера, опубликованные соответственно в 1901г. и 1910г., отражают

    сходство взглядов этих исследователей на структуру процесса

    изобретательства. Главное место в изобретательской деятельности они отводят

    интуиции, бессознательному мыслительному процессу, который заканчивается

    вдохновением, проблеском идеи и её уяснением изобретателем. Таким образом,

    идея нового технического решения – это нечто, прошедшее первичный период

    развития вне мысленного контроля и превратившееся затем в факт сознания.

    Завершение осознанного развития идеи, её ремесленная стадия, по мнению этих

    авторов, могут быть вынесены за рамки творчества.

    1.2. Общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект

    исследования.

    Психологический аспект проблемы развития изобретательства.

    В рассмотренных схемах недостаточно учитывается психологический аспект

    технической творческой деятельности, который особенно необходим при оценке

    возможностей педагогических подходов к использованию той или иной структуры

    в процессе технического творчества учащихся. Перспективной в этом отношении

    является схема, предложенная Э.Ф. Зеером.

    Автор схемы основывает решение вопросов психологической структуры и

    содержания творческой деятельности на общепсихологической теории

    деятельности, разработанной Л.Н, Леонтьевым и его учениками. Процесс

    технической творческой деятельности в соответствии с этой схемой начинается

    с усмотрения несовершенства производства, проявляющегося в виде технических

    противоречий. Это усмотрение обусловливается следующей цепочкой

    взаимосвязанных причин: в результате соответствующего обучения и воспитания

    в семье, школе, занятий в кружках технического творчества у человека

    формируется потребность в творческой деятельности; потребность в творческой

    деятельности вызывает у субъекта состояние особой активности, выражающееся

    в анализе реальной производственной ситуации к оценке её завершённости,

    совершенства; возникает смысловая установка в виде готовности субъекта к

    изменению ситуации, её совершенствованию в условиях неопределённости

    ситуации, когда субъект ещё не установил, что именно совершенствовать, в

    чем выражается техническое несовершенство.

    Установление технического противоречия (или несовершенства) означает

    встречу потребности в технической творческой деятельности и с предметом

    деятельности, в результате чего разрешение найденного технического

    противоречия становится мотивом деятельности субъекта, собственно

    технической творческой деятельностью. Осознав техническое противоречие,

    субъект на основе имеющейся у него смысловой установки формулирует цель -

    устранить это противоречие. Таким образом, разрешение технического

    противоречия превращается для субъекта в мотив-цель. Тот факт, что

    техническая творческая деятельность побуждается мотивом и направляется

    целью, достижение которой осуществляется в ходе установления новых связей и

    отношений между исходными данными реальной ситуации, позволяет

    рассматривать техническое творчество как процесс решения задачи, ибо

    «...задача - это и есть цель, данная в определённых условиях».

    Осознание общей цели и усвоение условий ситуации позволяют субъекту

    сформулировать задачу, что также является творческим актом. В процессе

    усвоения противоречия и формулировки задачи у субъекта порождается целевая

    установка на внесение изменении в ситуацию, что вызывает у него

    дополнительную психическую напряжённость и инициирует деятельность по

    анализу связанных с исследуемой ситуацией данных, опыта, литературных

    источников.

    Этим в схеме Э.Ф. Зеера заканчивается этап становления и начинается второй

    этап технической творческой деятельности – развитие. Творческий характер

    этого этапа характеризуется неопределённостью условия задачи, избыточным

    множеством исходных данных, функционально не связанных с ответом. Это

    обусловливает возможность существования различных направлений решения и

    создаёт для субъекта ситуацию выбора, которая, вызвав беспокойство,

    побуждает его неустанно думать над проблемой. При этом происходит

    дальнейшее усвоение субъектом ситуации, её исходных данных, уточнение

    противоречия.

    Выходом из ситуации выбора, ситуации беспокойства для субъекта является

    формулировка уточнённой, более частной, более конкретной изобретательской

    (рационализаторской) задачи с относительно ограниченным числом данных. При

    этом снимается часть напряжённости, порожденной неопределённостью

    направления решения. Усвоение частной задачи связано с дальнейшим анализом

    исходных данных (сбором дополнительной информации). В процессе усвоения

    частной задачи вновь увеличивается психологическая напряжённости субъекта,

    которая ускоряет выдвижение гипотез по разрешению технического

    противоречия.

    Выдвижение гипотез сопровождается анализом исходных данных, уточнением

    связей и отношений между ними, переформулировкой задачи, ревизией

    технического противоречия. Цели-гипотезы могут проверяться как мысленно

    (иногда неосознанно, интуитивно), так и посредством внешних действий,

    которые взаимосвязаны с мыслительными действиями и оказывают существенное

    влияние на протекание мыслительного процесса (исследования А.Н. Леонтьева,

    П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Т.И. Шамовой и др.). Внешние действия в

    ходе проверки гипотез могут проявляться в форме выполнения эскизных

    набросков, расчётов, схем или в форме предметного воплощения гипотезы в

    виде опытного образца. Эта деятельность характеризует третий этап

    технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера - стабилизацию.

    Помимо интенционального аспекта творческая деятельность имеет и

    операционный аспект, который определяется не только целью, но и

    объективными предметными условиями её достижения. В процессе технического

    творчества в качестве операций выступают действия субъекта, необходимые для

    анализа ситуации, формулировки задач, выдвижения гипотез, поиска

    направления решения, выполнения эскизных набросков и расчётов. Эти действия

    направляются операциональной установкой и поддерживаются стремлением снять

    флуктуирующую психическую напряжённость.

    На последнем этапе технического творчества в схеме Э.Ф. Зеера – этапе

    завершения – полученное решение соотносится с техническим противоречием,

    оценивается с точки зрения его разрешения и эффективности и в случае

    положительного результата принимается. При этом психологическая

    напряженность, преследовавшая субъекта на протяжении всего технического

    творчества, снимается, и субъект испытывает огромное облегчение, ни с чем

    не сравнимое ощущение радости. Но на этом процесс творчества ещё не

    заканчивается. Необходимо оформить результат решения в виде заявки на

    изобретение или рационализаторское предложение, внедрить его в

    производство. Это требует от субъекта проявления волевых усилий и

    стимулируется моральными и материальными факторами.

    Основным достоинством проанализированной нами схемы является то, что она

    даёт возможность рассматривать процесс воздействия личности на

    производственную ситуацию одновременно и как процесс развития самой

    личности, выделять этапы и условия развития погружённой в творчество

    личности. Это важно при определении путей и средств вовлечения учащихся в

    техническую творческую деятельность.

    Однако и в этой схеме не учтено влияние сбора научно-технической и

    патентной информации на формирование установок, мотивов творческой

    деятельности, не прослежена взаимосвязь с другими структурными единицами

    технического творчества.

    Логический аспект проблемы развития изобретательского процесса.

    Философским обобщением исследований психологов, педагогов, инженеров -

    авторов проанализированных нами схем является анализ логики процесса

    создания нового технического объекта. Эта логика выражает единство

    относительно самостоятельных этапов творческой деятельности, которые

    отличаются характером технических противоречий, характером и уровнем

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.