МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

    способностей. «Способность к сцеплению важна и необходима, но должна быть

    уравновешена способностью преодолеть сцепление, оторвать наблюдаемый факт

    от привычных ассоциаций» [12.32.]

    Способность объединять вновь воспринимаемые сведения тем или иным

    способом уже в процессе восприятия А.Н. Лук называл условием и предпосылкой

    способности к генерированию идей. Лёгкость генерирования идей, по

    утверждению А.Н. Лука, одна из составляющих творческой одарённости. Он

    говорит, что не обязательно каждая идея должна быть правильной, чем больше

    идей выдвигает человек, тем больше вероятности, что среди них будут хорошие

    идеи, но лучшие идеи приходят в голову не сразу. Сущность этого явления

    подробно описал Я.А. Пономарёв, рассматривая среди фаз, этапов творчества

    фазу интуитивного решения творческой задачи, так называемый инсайд в своей

    работе «Психология творчества».[16.64-81.]

    Генерирование идей осуществляется мозгом в конкретных кодах. Говоря об

    этом, А.Н. Лук определял, что если человек склонен к использованию

    зрительно-образных представлений, то говорят о зрительном воображении.

    Преобладание акустически образных представлений свидетельствует о

    музыкальной фантазии. Склонность к освоению действительности в словесной

    форме характеризует поэтическую фантазию и т.д. [12.34.]

    Рассматривая структуру творческих способностей в своей работе

    «Педагогика искусства и творческие способности» Мелик-Пашаев А.А. отводил

    главенствующую роль воображению наряду с эстетическо-творческой ориентацией

    человека.[14.27-32.]

    А.Н. Лук выделял три типа воображения:

    1. Логическое - выводит будущее из настоящего с помощью логических

    преобразований.

    2. Критическое – ищет то, что несовершенно и нуждается в изменении.

    3. Творческое – рождает принципиально новые идеи, а также представления,

    не имеющие пока прообразов в реальном мире, хотя и опирающиеся на

    элементы реальной действительности.

    Творческому воображению А.Н. Лук отводил ведущую роль в развитии

    общества.[12.34.]

    Завершая описание и определение творческих способностей, А.Н. Лук

    говорил о том, что перечисленные выше слагаемые творческой одарённости не

    отличаются по сути своей от обычных мыслительных способностей, а

    элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-

    разному выражены и по-разному сочетаются между собой.

    Психологи выделяют критерии развития творческих способностей, в

    частности Е.Н. Степанов предложил в практике обучения и воспитания

    творческих способностей в школе опираться на следующие критерии:

    . Чувство новизны

    . Способность преобразовать структуру объекта

    . Направленность на творчество

    . Критичность

    И в качестве показателей предложил, соответственно

    . Умение и стремление к познанию

    . Наличие положительной самооценки, уверенность в своих силах и

    возможностях

    . Развитость чувства прекрасного, стремление к реализации своих

    способностей и возможностей

    . Обладание способности к рефлексии, оценке и самооценке.[42.40.]

    * * *

    Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме способностей,

    творческих способностей, рассмотрение подходов к проблеме развития

    способностей, творческих способностей позволил выделить важные для нашего

    исследования положения.

    Мы выяснили, что сущность способностей не сводится к знаниям, умениям и

    навыкам, но понятия знаний, умений, навыков и способностей взаимно

    обусловлены: с одной стороны способности являются предпосылкой овладения

    знаниями и умениями, а с другой – в процессе овладения умениями и знаниями

    происходит развития способностей.

    Главными показателями, которые позволяют судить об уровне развития

    способностей, являются лёгкость усвоения новой деятельности, а так же

    широта переноса выработанных индивидом способов восприятия и действия с

    одной деятельности на другую.

    Развитие способностей совершается по возрастающей, или, как говорил

    С.Л. Рубинштейн, «по спирали»: сначала возможности реализуются, при этом

    возможности представляют способности одного уровня, в результате чего

    открываются возможности для дальнейшего развития, т.е. для развития

    способностей более высокого уровня.

    Способности разделяются на общие и специальные. В современной

    отечественной психологии способности выделяют с точки зрения

    психофизиологической функциональности, выделяя умственные, моторные,

    мнемические, речевые и творческие.

    Творческие способности относятся к группе разделяемой на учебные и

    собственно творческие способности. При этом под творческими способностями

    разумеются такие, которые определяют процесс создания предметов духовной и

    материальной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений.

    Иными словами творческие способности определяют процесс индивидуального

    творчества в различных областях творческой деятельности.

    Произведя анализ определения сущности некоторых творческих способностей

    в работе А.Н. Лука «Психология творчества», мы пришли к выводу, что

    творческие способности действительно являются сложным синтетическим

    понятием. Уровень их развития необходимо определять общими критериями

    направленности на творчество, чувством новизны, критичности и гибкости

    мышления (способность преобразовать структуру объекта, способность к

    преодолению функциональной фиксированности).

    1.2. Особенности развития личности в подростковом возрасте, влияющие

    на процесс развития творческих способностей подростков.

    Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в подростковом

    возрасте в развитии личности просматриваются некоторые особенности детей

    данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной.

    В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое

    рефлексивное мышление. Подросток уже умеет оперировать гипотезами при

    решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается

    отыскать разные подходы в её решении. Именно это как доминанту развития

    психики в интеллектуальной сфере выделяет доктор психологических наук,

    профессор И.Ю. Кулагина в своей работе «Возрастная психология».

    Свидетельствует о высоких возможностях развития таких творческих

    способностей, которые определяются гибкостью мышления и зоркостью в поисках

    проблем.[17.150]

    Подросток находит способы применения абстрактных правил для решения

    целых классов задач. Это свидетельствует о высоком потенциале развития

    способности к переносу опыта.

    Овладение подростком в процессе обучения такими мыслительными

    операциями как классификация, аналогия, обобщение способствует эффективному

    развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью

    анализирования и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество этих

    показателей определяется особенностями теоретического рефлексивного

    мышления, которые позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи. Для

    этого возраста характерен интерес к абстрактным философским, религиозным,

    политическим и прочим проблемам.

    Как утверждает И.Ю. Кулагина, рассматривая особенности подросткового

    возраста, в связи с повышением интеллектуального развития подростка

    ускоряется и развитие воображения. Сближаясь с теоретическим мышлением,

    воображение дает импульс к развитию творчества подростков. Воображение

    подростка, как выделяет И.Ю. Кулагина, «конечно, менее продуктивно, чем

    воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка». При этом

    Кулагина И.Ю. отмечает существование двух линий развития воображения в

    подростковом возрасте. Первая линия характеризуется стремлением подростками

    к достижению объективного творческого результата. Она присуща далеко не

    всем подросткам, но все они используют возможности своего творческого

    воображения, получая удовлетворение от самого процесса

    фантазирования.[17.150 –151.]

    Развитие творческих способностей находится в тесной взаимосвязи с таким

    психическим процессом, как воображение. Существенные изменения в развитии

    воображения у подростков отмечал и Л.С. Выготский. Он говорил о том, что

    под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазии».

    Говоря о фантазии подростков, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у

    него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая

    становится исключительно субъективной формой мышления, мышления

    исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровенную

    тайну и охотнее признается в своих поступках, чем обнаруживает свои

    фантазии».[18.354.]

    Направление развития воображения по первой линии, ориентированной на

    продукт, на объективный результат и помощь в раскрытии фантазий как формы

    воображения у подростков – задача педагога, определяющая развитие многих

    важных творческих способностей, таких как способность к переносу опыта,

    способность к сближению понятий, к гибкости мышления, легкости

    генерирования идей, способности к предвидению в основу которых

    исследователь психологии творчества А.Н. Лук ложил творческое

    воображение.[12.34.]

    В структуре же художественных творческих способностей воображение

    играет главенствующую роль. Это, как мы упоминали выше, выделял Мелик-

    Пашаев А.А. в своей работе «Педагогика искусства и творческие

    способности».[14.27-32.]

    Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в своем труде «Психология

    юношеского возраста» характеризовал подростковый возраст как возраст начала

    качественного «врастания в культуру». Ребенок начинает усваивать и

    принимать «врастать психикой» в объективный и нормативный дух

    эпохи.[18.342.] Поэтому он утрачивает столь характерное для младшего

    школьника, как показал анализ работы Левина В.А. «Воспитание творчества»,

    преобладание более чистого восприятия в способности к «сцеплению и

    антисцеплению».[15.1-19.] Всё более начинает доминировать способность к

    «сцеплению». Несколько утрачивая способность к «антисцеплению», ребенок

    невольно склоняется в трактовке явлений к шаблонным точкам зрения. Это

    наиболее характерно при касании тех областей человеческой культуры, которые

    наименее актуальны для подростка и в которых он наименее склонен к поиску

    собственных идей.

    Культурные ценности, духовные и материальные, созданные за всю историю

    человечества присваиваются детьми за относительно короткий период их

    детства, отрочества и ранней юности. Доктор психологических наук, профессор

    Н.Е. Щуркова в своей книге «Воспитание детей в школе» заостряет внимание на

    том, что «ценности «присваиваются» в ходе духовных усилий самой

    личности.[19.8.] Приобщение к культуре человечества – это усвоение истин и

    систем отношения к миру выработанное человечеством в индивидуальном

    пересмотрении.[19.8-10.]

    Присвоить мир, как говорит Н.Е. Щуркова, - значит включить в структуру

    личности все его проявления как личностно значимые, «видеть себя в

    контексте протекания событий жизни», понимать связь своего существования и

    существования окружающих, брать на себя ответственность за характер

    протекания жизненных явлений».[19.10.]

    Врастание в контекст культуры возможно только в процессе

    «воспроизведения в индивидуально свободной форме культурных достижений

    человечества»[19.11.], или иными словами в процессе индивидуального

    детского творчества: «культура не передаётся, как сундук с вложениями, ею

    не владеют, получив от старшего поколения, она живёт тем, что каждый раз

    заново воспроизводится».[19.14.]

    Крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и

    психолог Э. Шпренгер. Рассматривая подростковый возраст внутри юношеского,

    определял главные новообразования этого возраста – открытие «Я»,

    возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. [18.342-343.]

    И.Ю. Кулагина

    говорит о том, что возникновение рефлексии и осознание своей

    индивидуальности предопределяется формирующимся у подростка чувством

    взрослости. Чувство взрослости, по определению И.Ю. Кулагиной, - это

    отношение к себе как к взрослому, представление, ощущение себя в какой-то

    мере взрослым человеком. Чувство взрослости И.Ю. Кулагина называет

    центральным новообразованием младшего подросткового возраста.[17. 145].

    Чувство взрослости, как отмечает И.Ю. Кулагина, проявляется, прежде

    всего, в стремлении к самостоятельности.[17.145.]

    Исследователь психологии детей Н.С. Лейтес в своём труде «Возрастная

    одарённость школьников» отмечает, что в подростковом возрасте особенно

    привлекательными для детей выступают формы деятельности, требующие упорства

    и самостоятельности.[20.43.] Дети в этом возрасте начинают проявлять

    собственную инициативу в тех видах работ и занятий, в которых прежде лишь

    следовали указаниям взрослых. Они стремятся к самостоятельности

    высказываний. Нередко из-за этого стремления, как выделяет Н.С. Лейтес,

    обнаруживается, что «ученики уже не хотят получать знания в готовом,

    разжёванном виде».[2043.] Подобное стремление наиболее благоприятная

    особенность для развития творческой активности детей, направленности на

    творчество, и эти качества нередко ярко проявляются в этом возрасте в

    процессе учебной деятельности подростков.

    Стремление к самостоятельности обостряет чувство собственного

    достоинства, это нередко обнаруживается у учащихся на уроках. Некоторые

    подростки, из числа сильных учеников, «стремятся, - отмечает Н.С. Лейтес, -

    отвечать только на трудные вопросы, их обижает, если преподаватель

    спрашивает у них что-нибудь простое, всем известное».[20.43.] Эта

    особенность позволяет преподавателю обеспечивать одно из главных условий

    для организации развивающей деятельности – нахождение её в зоне

    потенциального развития.

    Возникновение интереса к своему внутреннему миру И.Ю. Кулагина относит

    к возрасту в 11-12 лет, после чего происходит постепенное усложнение и

    углубление самопознания.[17.147.] Подросток начинает открывать для себя

    свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями,

    свои личностные черты, поступки анализируются им пристрастно. И.Ю. Кулагина

    выделяет, что такая подростковая рефлексия, потребность разобраться в себе

    самом порождают и исповедальный характер.[17.148] Это может отражаться и в

    индивидуальном творчестве подростков, дневниках, стихах, литературно-

    творческих работах.

    Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию

    когнитивного, поведенческого и связанного с ними оценочного компонентов

    представления о собственном «Я», так называемой «Я-концепции» [17.148.] Для

    подростка важно не только знать какой он есть на самом деле, но и насколько

    значимы его индивидуальные особенности.

    Формирование этого новообразования предопределяет становление отношения

    к себе, к учебной деятельности, к своему творчеству. То есть особенности

    развития представления о собственном «Я» обуславливают критичность

    отношения ребёнка к процессу собственного творчества, к его результатам, к

    собственным возможностям и т.д.

    И.Ю. Кулагина говорит о том, что помимо реального «Я» – представления о

    себе настоящем, «Я-концепция» включает в себя «Я» идеальное – представление

    о том каким хочется или нужно быть.[17.149.] «При высоком уровне притязаний

    и недостаточном осознании своих возможностей, - отмечает И.Ю. Кулагина, -

    идеальное «Я» может слишком отличаться от реального», и в итоге

    переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным

    своим положением приводит к неуверенности в себе.[17.149] Это, что

    совершенно очевидно, значительно снизит эффективность процесса развития

    многих творческих способностей. Ведь для того, чтобы способность

    развивалась, как мы помним, необходимо реализовать существующий уровень

    возможностей, но при неуверенности в себе, в своих силах и возможностях,

    при снижении уровня самооценки стремление к реализации своих способностей у

    подростка исчезает.

    Н.С. Лейтес выделял ещё одну важную особенность развития личности

    подростка выделяющуюся в процессе обучения – это «перемещение центра

    внимания учащихся с учителя на товарищей по классу».[20.46] Это объясняется

    типом ведущей деятельности подростков, которой, по определению И.Ю.

    Кулагиной становится интимно-личностное общение.[17.152.] В своём

    творчестве подростки стремятся не только к общению во время самой

    творческой деятельности, но и общению через результаты своего творчества, а

    это уже прямой путь к истинному искусству. Ведь «искусство – это, прежде

    всего общение средствами искусства».[15.23.] Излюбленными темами для

    сочинений в этих классах становятся те, в которых можно рассказать о себе

    или своём сверстнике, звучащие примерно так: «Кто он мой настоящий друг?»,

    или «Моя первая встреча с прекрасным».

    Стремление к ощущению своей значимости, к демонстрации своей

    самостоятельности, к выделению своего «Я» в общении определяет важность для

    подростка результатов своей деятельности, эту особенность отмечает Н.С.

    Лейтес: «Для подростков важен результат – возможность разрешить

    практическую задачу, получить реальный продукт».[20.49.]

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.