Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению
знаний и умений».[11.220-221.]
Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно
выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают
многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто
насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия;
способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития
человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в
процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического
развития».[11.227.]
С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей
человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация
возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает
новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более
высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых
возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей». [11.227-
228]
Кроме того, что Р.С. Немов принимал положения об определении понятия
способности, выведенные Б.М. Тепловым, Немов Р.С. разработал свою систему
взглядов на основе более современных представлений. Разделяя способности на
общие и специальные, Немов Р.С. подходил и выделению общих способностей с
точки зрения психофизической функциональности, выделяя умственные,
моторные, мнемические, речевые и другие способности человека.[1.376.]
Так же говоря о том, что задатки дают возможность развития
способностей, определяя специфику понятия «специальные способности»
говорил о том, что для их развития «необходимы задатки особого рода и их
развитие».[1.376.] В этом можно усмотреть отношение Немова Р.С. к природным
задаткам как к обуславливающим успешность выполнения человеком какой-либо
специфической деятельности, но Немов вслед за Б.М. Тепловым и С.Л.
Рубинштейном, говорит о возможности компенсации отсутствующей способности
какой-либо функционально однородной способностью.[1.378.]
Дифференцируя специальные способности, Р.С. Немов определяет их по
виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он
выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические,
литературные, художественно-творческие и др.».[1.376.]
Интересно, что специальные способности Немов Р.С. разделяет на
теоретические и практические. Причем он не предполагает их сочетания в
принципе, говоря о том, что сочетаться они могут лишь у «одарённых,
всесторонне развитых людей».[1.376.]
Одарённость Немов Р.С., вслед за Тепловым Б.М., рассматривает как
степень развития специальных способностей, т.е. применительно к
деятельности. Это несколько отлично от взгляда С.Л. Рубинштейна, который,
как мы уже упоминали, рассматривал одарённость как уровень развития общих
способностей, являющихся основой для успешности во всех видах
деятельности.[7.641]
Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными
способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и
воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования
качеств личности…». Под творческими подразумевается такие, которые
определяют «создание предметов материальной и духовной культуры,
производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное
творчество в различных областях человеческой деятельности».[1.377.] При
этом Немов не говорит об обычной несочетаемости первых и последних.
Следующие две группы, в которые Немов выделяет все способности это
предметные и межличностные. Предметные подразделяет на предметно-
деятельностные и предметно-познавательные.[1.337.] Межличностные
способности (способности к общению) как и предметные – социально
обусловлены. Но Немов указывает на недостаточность внимания уделяемого
психологами проблеме межличностных способностей, которые «имеют не меньшее
значение для психологического развития человека, его социализации и
приобретения им необходимых форм общественного поведения», чем предметно –
деятельностные.[1.377.] В своих трудах Р.С. Немов наиболее плотно подходит
к рассмотрению способностей межличностного характера.
В процессе развития способностей Немов выделяет несколько этапов, на
одном из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы
способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, и
на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная
способность.[1.388.]
Становление специальных способностей активно начинается уже в детском
возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и
средних классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым нам особенно важно
отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме нашей работы.
На первых этапах значительное влияние на развитие специальных
способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к
развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские,
художественно-изобразительные, иные творческие способности».[1.388.]
Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая
деятельность.
Важным моментом в развитии способностей у детей, по Немову, выступает
комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких
взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и
разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается
ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и
разностороннего развития его способностей.[1.388]
Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности
развивающей способности:
1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть
связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,
обнаружения в себе новых возможностей».
2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе
возможностей ребёнка.
Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как
средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому
же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,
порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых
успехов.
В целом Р.С. Немов предлагает более подробную классификацию
способностей, опираясь, однако же, на принятое в советской и российской
психологии определение способностей, которое выведено Б.М. Тепловым.
Отличительной чертой его теории способностей является то, что Немов
рассматривает процесс становления способностей поэтапно, и говорит о
комплексности развития способностей, выделяет этапы их развития не от
вступления в ту или иную деятельность, а в прямой зависимости от возраста.
Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии
творчества, Лук А.Н. на основе анализа психологической литературы и
собственных психологических исследований выделял некоторый ряд творческих
способностей, описывая их психологическую специфику.
Зоркость в поисках проблем. В потоке внешних раздражителей люди обычно
воспринимают лишь то, что укладывается в «координационную сетку» уже
имеющихся знаний и представлений; остальную информацию бессознательно
отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а
так же приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность
увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто
большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость
связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются
качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но
главным образом с помощью мозга». [12.6.]
Вероятно, прежде чем обнаружить что-нибудь новое, не замечаемое другими
наблюдателями, по мнению А.Н. Лука, необходимо сформировать соответствующее
понятие.[12.6.]
Следующая творческая способность, которую определял Лук А.Н.
способность к свёртыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен
постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою не
удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от
первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к
свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей
операцией.[12.8.] Процесс свёртывания мыслительных операций – это, как
утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности к замене
нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном
отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.
Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь
какие-либо понятия, имеет всё более и более абстрактный характер. И Лук
А.Н. говорит что, «используя всё более и более абстрактные понятия, человек
непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон».[12.9.]
Немаловажной в школьном возрасте, характеризующемся большим
разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является
способность к переносу опыта. По описанию А.Н. Лука это есть весьма
существенная способность применить навык, приобретённый при решении одной
задачи, к решению другой, т.е. умение отделить «специфическое зерно
проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие
области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А
выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий
необходимое условие переноса навыка или идеи».[12.11.]
Процесс переноса опыта – один из самых универсальных приёмов мышления,
- отмечает А.Н. Лук, - и способность к переносу – важное условие
продуктивности творчества.
Термином «цельность восприятия» А.Н. Лук обозначает способность
воспринимать действительность целиком, не дробя её.[12.15.]
На эту способность, по словам А.Н. Лука, указал И.П. Павлов в своей
работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии», выделив
два основных типа высшей корковой деятельности – художественный и
мыслительный. Как указывает А.Н. Лук, И.П. Павлов пришел к делению на
художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он
впервые заметил художественный тип восприятия без деления на детали.
А.Н. Лук говорит, что деление на мыслителей и художников сейчас
связывают с преимущественным участием левого или правого полушарий в
психической деятельности человека. «Левополушарные» – «мыслители» больше
склонны к абстрактному, символическому, словесному, логическому мышлению,
а «правополушарные» - «художники» - к целостному, синтетическому,
образному.
Примечательно, что в расход с общепринятой в общественных кругах
точкой зрения, А.Н. Лук говорит о том, что «мыслитель» как тип высшей
нервной деятельности отнюдь не идеал учёного. «Разумеется, - отмечает А.Н.
Лук, - в науке необходимы дотошные собиратели и регистраторы фактов,
аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческого мышления нужна
способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить
элементы мысли в новые системы образов». [12.17.] А.Н. Лук указывает на то,
что без преобладания этой способности зачастую «не удаётся взглянуть на
проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.[12.17.]
И в заключение описания этой способности хотелось бы отметить слова
А.Н. Лука о том, что И.П. Павлов не случайно обнаружил «целостное»,
художественное восприятие действительности прежде всего у детей. Когда
вторая сигнальная система ещё слаба, каждый ребёнок поневоле
«правополушарный» и воспринимает мир образно, а не аналитически.
Развитие способности к сближению понятий А.Н. Лук определяет лёгкостью
ассоциирования и отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым
расстоянием» между ними.[12.21.]
Ассоциированные между собой образы и понятия, по словам А.Н. Лука, есть
та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Мышление
оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными.
Характер ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет
ход мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями.[12.34.]
А.Н. Лук заостряет внимание на том, что мыслительный процесс отличается
от свободного ассоциирования, прежде всего те, что мышление – это
направленное ассоциирование. Главным фактором, направляющим ассоциирование
и превращающим его в мышление А.Н. Лук называет цель.
Одной из важных способностей, особенно на первом этапе творчества, А.Н.
Лук называет готовность памяти. Определяя её, он говорит о том, что память
включает в себя способность запомнить, опознать воспроизвести немедленно
или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию. Когда человек
решает проблему он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в
данный момент воспринимает и которую умеет извлечь из памяти.[12.25.]
Описывая сложную структуру механизма припоминания и запоминания, А.Н.
Лук указывает на ведущую роль ассоциирования: «интуитивные мгновенные
решения задачи возможны потому, говорит А.Н. Лук, - что имеется большое
число ассоциированных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной
информации».[12.26.]
Субъективным условием, определяющим эффективность творческого процесса,
является гибкость мышления – это, по определению А.Н. Лука, способность
быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по
содержанию, способность преобразовать структуру объекта.[12.26.]
«Отсутствие такой способности, - пишет А.Н. Лук, - называют инертностью,
ригидностью, окостенелостью и даже застреванием мышления».[12.26.]
Близость или далёкость по содержанию – это, по предположению А.Н. Лука,
величина переменная, на которую влияет функциональная фиксированность
человека.[12.27.] Способность к преодолению функциональной фиксированности
– одно из проявлений гибкости мышления. Психологи пытаются измерять эту
способность с помощью тестов, один из таких тестов будет представлен в
практической части нашего исследования (испытание «способность
преобразовать структуру объекта») В нескольких его заданиях предлагается
придумать как можно большее количество способов использования того или
иного предмета. При этом дети с более развитой способностью к преодолению
функциональной фиксированности быстро переходят от одного класса явлений к
другому. Другие же пытаются сначала исчерпать все применения объекта в
данной области, в данной функции, а потом уже переходят к поискам в других
областях.
«Можно ожидать, - говорит А.Н. Лук, - что люди с более высоким
показателем гибкости мышления имеют больше шансов натолкнуться на верную
идею при решении какой-нибудь практической задачи.».[12.27.]
Так же гибкость мышления, по мнению А.Н. Лука, проявляется в
способности вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Если
слишком долго упорствовать исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет
упущено время, а слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому,
что будет упущена возможность решения.[12.28.]
На важность в процессе творчества, и литературного творчества в
частности, критичности отношения к деятельности, к средствам и результатам
творчества указывал Левин В.А. В своей работе «Воспитание творчества»:
«Чтобы продукт детской художественной игры стал произведением искусства,
чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова), функции
отсутствующего у ребёнка внутреннего критика принимает на себя взрослый,
обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает
неудачное, он и выбирает, опознаёт среди многих вариантов тот, который
обладает художественной ценностью».[15.32.]
Главной из составляющих критичности является способность к оценке,
способность к выбору одной из многих альтернатив до её проверки. Оценочные
действия, указывает А.Н. Лук, происходят не только по завершении работы, но
и многократно по её ходу.
Среди критериев оценки, кроме логической непротиворечивости и
соответствия ранее накопленному опыту, А.Н. Лук называет также эстетические
критерии изящества и красоты.[12.28.]
Говоря об особенности творческого восприятия и восприятия в целом, А.Н.
Лук выделяет способность к сцеплению и антисцеплению. Человеку присуща
способность объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро
увязывать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая
информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.
Восприятий свободных от суждений на основе прошлого опыта, или
«чистых», как их называет А.Н. Лук, у взрослого человека не бывает. Но
разным лицам в разной степени присуща способность, избавляться от давления
«предварительного знания», противостоять «окраске» восприятия ранее
накопленными сведениями, и «выделять наблюдаемое из того, что привносится
интерпретацией».[12.30.]
Стремление к «чистому» наблюдению к «антисцеплению», как отмечает А.Н.
Лук, ценное качество не только учёного, но и художника, но полностью
отделить воспринимаемое от его истолкования не удаётся ни кому.
Для истинно гармоничного творчества необходимо равновесие обеих этих
Страницы: 1, 2, 3, 4
|