МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях по внеклассному чтению

    знаний и умений».[11.220-221.]

    Из выявления этого различия между накоплением и передачей общественно

    выработанного опыта и самим механизмом развития способностей вытекают

    многие важные положения, как-то: «способности не могут быть просто

    насаждены извне», для их развития у индивида существуют внутренние условия;

    способности не предопределены, они не существуют в готовом виде до развития

    человека, они «не проецируются в человека из вещей, а развиваются в нем в

    процессе его взаимодействия с вещами и предметами, продуктами исторического

    развития».[11.227.]

    С. Л. Рубинштейн формулирует основное правило развития способностей

    человека. «Развитие способностей совершается по спирали: реализация

    возможности, которая представляет способность одного уровня, открывает

    новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более

    высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых

    возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей». [11.227-

    228]

    Кроме того, что Р.С. Немов принимал положения об определении понятия

    способности, выведенные Б.М. Тепловым, Немов Р.С. разработал свою систему

    взглядов на основе более современных представлений. Разделяя способности на

    общие и специальные, Немов Р.С. подходил и выделению общих способностей с

    точки зрения психофизической функциональности, выделяя умственные,

    моторные, мнемические, речевые и другие способности человека.[1.376.]

    Так же говоря о том, что задатки дают возможность развития

    способностей, определяя специфику понятия «специальные способности»

    говорил о том, что для их развития «необходимы задатки особого рода и их

    развитие».[1.376.] В этом можно усмотреть отношение Немова Р.С. к природным

    задаткам как к обуславливающим успешность выполнения человеком какой-либо

    специфической деятельности, но Немов вслед за Б.М. Тепловым и С.Л.

    Рубинштейном, говорит о возможности компенсации отсутствующей способности

    какой-либо функционально однородной способностью.[1.378.]

    Дифференцируя специальные способности, Р.С. Немов определяет их по

    виду специфической деятельности, в которой они могли бы проявляться. Он

    выделяет «…музыкальные, математические, лингвистические, технические,

    литературные, художественно-творческие и др.».[1.376.]

    Интересно, что специальные способности Немов Р.С. разделяет на

    теоретические и практические. Причем он не предполагает их сочетания в

    принципе, говоря о том, что сочетаться они могут лишь у «одарённых,

    всесторонне развитых людей».[1.376.]

    Одарённость Немов Р.С., вслед за Тепловым Б.М., рассматривает как

    степень развития специальных способностей, т.е. применительно к

    деятельности. Это несколько отлично от взгляда С.Л. Рубинштейна, который,

    как мы уже упоминали, рассматривал одарённость как уровень развития общих

    способностей, являющихся основой для успешности во всех видах

    деятельности.[7.641]

    Так же Немов выделяет учебные и творческие способности, где учебными

    способностями называются такие, которые «определяют успешность обучения и

    воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования

    качеств личности…». Под творческими подразумевается такие, которые

    определяют «создание предметов материальной и духовной культуры,

    производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное

    творчество в различных областях человеческой деятельности».[1.377.] При

    этом Немов не говорит об обычной несочетаемости первых и последних.

    Следующие две группы, в которые Немов выделяет все способности это

    предметные и межличностные. Предметные подразделяет на предметно-

    деятельностные и предметно-познавательные.[1.337.] Межличностные

    способности (способности к общению) как и предметные – социально

    обусловлены. Но Немов указывает на недостаточность внимания уделяемого

    психологами проблеме межличностных способностей, которые «имеют не меньшее

    значение для психологического развития человека, его социализации и

    приобретения им необходимых форм общественного поведения», чем предметно –

    деятельностные.[1.377.] В своих трудах Р.С. Немов наиболее плотно подходит

    к рассмотрению способностей межличностного характера.

    В процессе развития способностей Немов выделяет несколько этапов, на

    одном из них происходит подготовка анатомо-физиологической основы

    способностей, на других идёт становление задатков небиологического плана, и

    на третьих складывается и достигает соответствующего уровня нужная

    способность.[1.388.]

    Становление специальных способностей активно начинается уже в детском

    возрасте и успешными темпами продолжается в школе, особенно в младших и

    средних классах. Это положение, выдвинутое Р.С. Немовым нам особенно важно

    отметить ввиду возрастных рамок, обозначенных в теме нашей работы.

    На первых этапах значительное влияние на развитие специальных

    способностей детей оказывают игры. «В играх детей первоначальный толчок к

    развитию получают многие двигательные, конструкторские, организаторские,

    художественно-изобразительные, иные творческие способности».[1.388.]

    Затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая

    деятельность.

    Важным моментом в развитии способностей у детей, по Немову, выступает

    комплексность, т.е. одновременное совершенствование нескольких

    взаимодополняющих друг друга способностей, при этом «многоплановость и

    разнообразие» видов деятельности, в которые одновременно включается

    ребёнок, выступает как одно из важнейших условий комплексного и

    разностороннего развития его способностей.[1.388]

    Немов Р.С. выдвигает ряд требований наиболее важных для деятельности

    развивающей способности:

    1. Деятельность должна носить творческий характер, т.е. должна быть

    связана с созданием чего-то нового, «открытием для себя новых знаний,

    обнаружения в себе новых возможностей».

    2. Деятельность должна быть оптимально трудной, т.е. находится на пределе

    возможностей ребёнка.

    Такая деятельность становится достаточно привлекательным делом «как

    средство проверки и развития способностей». Такого рода деятельность к тому

    же укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний,

    порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых

    успехов.

    В целом Р.С. Немов предлагает более подробную классификацию

    способностей, опираясь, однако же, на принятое в советской и российской

    психологии определение способностей, которое выведено Б.М. Тепловым.

    Отличительной чертой его теории способностей является то, что Немов

    рассматривает процесс становления способностей поэтапно, и говорит о

    комплексности развития способностей, выделяет этапы их развития не от

    вступления в ту или иную деятельность, а в прямой зависимости от возраста.

    Рассматривая проблему творческих способностей в трудах по психологии

    творчества, Лук А.Н. на основе анализа психологической литературы и

    собственных психологических исследований выделял некоторый ряд творческих

    способностей, описывая их психологическую специфику.

    Зоркость в поисках проблем. В потоке внешних раздражителей люди обычно

    воспринимают лишь то, что укладывается в «координационную сетку» уже

    имеющихся знаний и представлений; остальную информацию бессознательно

    отбрасывают. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а

    так же приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. Способность

    увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто

    большее, чем просто наблюдательность. Эта свежесть взгляда и «зоркость

    связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются

    качеством мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но

    главным образом с помощью мозга». [12.6.]

    Вероятно, прежде чем обнаружить что-нибудь новое, не замечаемое другими

    наблюдателями, по мнению А.Н. Лука, необходимо сформировать соответствующее

    понятие.[12.6.]

    Следующая творческая способность, которую определял Лук А.Н.

    способность к свёртыванию мыслительных операций. В процессе мышления нужен

    постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою не

    удаётся мысленным взором охватить всю картину целиком, всё рассуждение от

    первого до последнего его шага. Но человек обладает способностью к

    свёртыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей

    операцией.[12.8.] Процесс свёртывания мыслительных операций – это, как

    утверждает А.Н. Лук, лишь частный случай проявления способности к замене

    нескольких понятий одним, к использованию всё более ёмких в информационном

    отношении символов. В основе этой способности лежит абстрактное мышление.

    Каждое понятие заменяющее процесс рассуждения, включающий в свою очередь

    какие-либо понятия, имеет всё более и более абстрактный характер. И Лук

    А.Н. говорит что, «используя всё более и более абстрактные понятия, человек

    непрерывно расширяет свой интеллектуальный диапазон».[12.9.]

    Немаловажной в школьном возрасте, характеризующемся большим

    разнообразием видов, способов и содержания деятельности, является

    способность к переносу опыта. По описанию А.Н. Лука это есть весьма

    существенная способность применить навык, приобретённый при решении одной

    задачи, к решению другой, т.е. умение отделить «специфическое зерно

    проблемы от того неспецифического, что может быть перенесено в другие

    области. Это, по сути, способность к выработке обобщающей стратегии. А

    выработка обобщающей стратегии есть поиск аналогий, поиск аналогий

    необходимое условие переноса навыка или идеи».[12.11.]

    Процесс переноса опыта – один из самых универсальных приёмов мышления,

    - отмечает А.Н. Лук, - и способность к переносу – важное условие

    продуктивности творчества.

    Термином «цельность восприятия» А.Н. Лук обозначает способность

    воспринимать действительность целиком, не дробя её.[12.15.]

    На эту способность, по словам А.Н. Лука, указал И.П. Павлов в своей

    работе «Проба физиологического понимания симптомологии истерии», выделив

    два основных типа высшей корковой деятельности – художественный и

    мыслительный. Как указывает А.Н. Лук, И.П. Павлов пришел к делению на

    художественный и мыслительный типы, наблюдая за детьми; именно у них он

    впервые заметил художественный тип восприятия без деления на детали.

    А.Н. Лук говорит, что деление на мыслителей и художников сейчас

    связывают с преимущественным участием левого или правого полушарий в

    психической деятельности человека. «Левополушарные» – «мыслители» больше

    склонны к абстрактному, символическому, словесному, логическому мышлению,

    а «правополушарные» - «художники» - к целостному, синтетическому,

    образному.

    Примечательно, что в расход с общепринятой в общественных кругах

    точкой зрения, А.Н. Лук говорит о том, что «мыслитель» как тип высшей

    нервной деятельности отнюдь не идеал учёного. «Разумеется, - отмечает А.Н.

    Лук, - в науке необходимы дотошные собиратели и регистраторы фактов,

    аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческого мышления нужна

    способность оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы соединить

    элементы мысли в новые системы образов». [12.17.] А.Н. Лук указывает на то,

    что без преобладания этой способности зачастую «не удаётся взглянуть на

    проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.[12.17.]

    И в заключение описания этой способности хотелось бы отметить слова

    А.Н. Лука о том, что И.П. Павлов не случайно обнаружил «целостное»,

    художественное восприятие действительности прежде всего у детей. Когда

    вторая сигнальная система ещё слаба, каждый ребёнок поневоле

    «правополушарный» и воспринимает мир образно, а не аналитически.

    Развитие способности к сближению понятий А.Н. Лук определяет лёгкостью

    ассоциирования и отдалённостью ассоциируемых понятий, «смысловым

    расстоянием» между ними.[12.21.]

    Ассоциированные между собой образы и понятия, по словам А.Н. Лука, есть

    та конкретная форма, в которой они сохраняются в памяти. Мышление

    оперирует сведениями, предварительно организованными и упорядоченными.

    Характер ассоциативных связей обуславливает, ограничивает и предопределяет

    ход мыслительного процесса, взаимодействуя с текущими восприятиями.[12.34.]

    А.Н. Лук заостряет внимание на том, что мыслительный процесс отличается

    от свободного ассоциирования, прежде всего те, что мышление – это

    направленное ассоциирование. Главным фактором, направляющим ассоциирование

    и превращающим его в мышление А.Н. Лук называет цель.

    Одной из важных способностей, особенно на первом этапе творчества, А.Н.

    Лук называет готовность памяти. Определяя её, он говорит о том, что память

    включает в себя способность запомнить, опознать воспроизвести немедленно

    или с отсрочкой необходимую для решения задачи информацию. Когда человек

    решает проблему он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в

    данный момент воспринимает и которую умеет извлечь из памяти.[12.25.]

    Описывая сложную структуру механизма припоминания и запоминания, А.Н.

    Лук указывает на ведущую роль ассоциирования: «интуитивные мгновенные

    решения задачи возможны потому, говорит А.Н. Лук, - что имеется большое

    число ассоциированных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной

    информации».[12.26.]

    Субъективным условием, определяющим эффективность творческого процесса,

    является гибкость мышления – это, по определению А.Н. Лука, способность

    быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далёкому по

    содержанию, способность преобразовать структуру объекта.[12.26.]

    «Отсутствие такой способности, - пишет А.Н. Лук, - называют инертностью,

    ригидностью, окостенелостью и даже застреванием мышления».[12.26.]

    Близость или далёкость по содержанию – это, по предположению А.Н. Лука,

    величина переменная, на которую влияет функциональная фиксированность

    человека.[12.27.] Способность к преодолению функциональной фиксированности

    – одно из проявлений гибкости мышления. Психологи пытаются измерять эту

    способность с помощью тестов, один из таких тестов будет представлен в

    практической части нашего исследования (испытание «способность

    преобразовать структуру объекта») В нескольких его заданиях предлагается

    придумать как можно большее количество способов использования того или

    иного предмета. При этом дети с более развитой способностью к преодолению

    функциональной фиксированности быстро переходят от одного класса явлений к

    другому. Другие же пытаются сначала исчерпать все применения объекта в

    данной области, в данной функции, а потом уже переходят к поискам в других

    областях.

    «Можно ожидать, - говорит А.Н. Лук, - что люди с более высоким

    показателем гибкости мышления имеют больше шансов натолкнуться на верную

    идею при решении какой-нибудь практической задачи.».[12.27.]

    Так же гибкость мышления, по мнению А.Н. Лука, проявляется в

    способности вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Если

    слишком долго упорствовать исходя из заманчивой, но ложной идеи, будет

    упущено время, а слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому,

    что будет упущена возможность решения.[12.28.]

    На важность в процессе творчества, и литературного творчества в

    частности, критичности отношения к деятельности, к средствам и результатам

    творчества указывал Левин В.А. В своей работе «Воспитание творчества»:

    «Чтобы продукт детской художественной игры стал произведением искусства,

    чтобы свершился акт творчества (в полном, социальном смысле слова), функции

    отсутствующего у ребёнка внутреннего критика принимает на себя взрослый,

    обладающий художественным вкусом. Ведь критик не только отвергает

    неудачное, он и выбирает, опознаёт среди многих вариантов тот, который

    обладает художественной ценностью».[15.32.]

    Главной из составляющих критичности является способность к оценке,

    способность к выбору одной из многих альтернатив до её проверки. Оценочные

    действия, указывает А.Н. Лук, происходят не только по завершении работы, но

    и многократно по её ходу.

    Среди критериев оценки, кроме логической непротиворечивости и

    соответствия ранее накопленному опыту, А.Н. Лук называет также эстетические

    критерии изящества и красоты.[12.28.]

    Говоря об особенности творческого восприятия и восприятия в целом, А.Н.

    Лук выделяет способность к сцеплению и антисцеплению. Человеку присуща

    способность объединять воспринимаемые раздражители, а так же быстро

    увязывать новые сведения с прежним багажом, без чего воспринимаемая

    информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.

    Восприятий свободных от суждений на основе прошлого опыта, или

    «чистых», как их называет А.Н. Лук, у взрослого человека не бывает. Но

    разным лицам в разной степени присуща способность, избавляться от давления

    «предварительного знания», противостоять «окраске» восприятия ранее

    накопленными сведениями, и «выделять наблюдаемое из того, что привносится

    интерпретацией».[12.30.]

    Стремление к «чистому» наблюдению к «антисцеплению», как отмечает А.Н.

    Лук, ценное качество не только учёного, но и художника, но полностью

    отделить воспринимаемое от его истолкования не удаётся ни кому.

    Для истинно гармоничного творчества необходимо равновесие обеих этих

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.