МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие теории урока в советской дидактике периода середины 50-х - середины 60-х годов

    свои дидактические закономерности и структуру: "понимание", "усвоение",

    "применение":

    |Ступени |I. Понимание |II. Усвоение |III. Применение |

    |учебного | | | |

    |процесса | | | |

    |Структурны|Постановка |Постановка цели |Понимание условия|

    |е элементы|проблемы | |задания |

    |учебного | | | |

    |процесса | | | |

    | |Раскрытие |Инструктаж |Составление плана|

    | |проблемы | | |

    | |Формирование |Выполнение |Выполнение |

    | |выводов | | |

    | |Уточнение |Проверка |Проверка |

    | |понимания | | |

    Ученый отмечал взаимосвязь основных ступеней овладения знаниями,

    умениями, навыками, их "скачкообразный" характер" и подчеркивал особую

    актуальность ступени применения знаний на этапе развития советской школы,

    когда связь обучения с жизнью стала ведущим началом обучения и воспитания

    [227, 31]. Структурные элементы трех ступеней обучения В.И. Помогайба

    определил как структурные единицы урока. Например, структура урока

    объяснения нового материала имела следующий вид: [227, 31, 36].

    Дидакт считал, что два структурных элемента – "организационный момент"

    и "проверка домашнего задания" являются почти всегда обязательными в

    структуре урока любого типа, но вкладывал в них не традиционное назначение,

    а обеспечение готовности учащихся к работе, актуализацию знаний [227, 42].

    |Структура урока объяснения нового материала |

    |1 |проверка домашнего задания (последний момент усвоения); |

    |2 |объяснение нового материала (1-4 структурные элементы понимания:|

    | |постановка проблемы, раскрытие проблемы, формулировка выводов, |

    | |уточнение понимания); |

    |3 |объяснение домашнего задания (1-2 элементы усвоения: постановка |

    | |цели, инструктаж) |

    М.Н. Скаткин, опираясь на учение о логике учебного процесса,

    установил, что структурными частями урока являются не части, а "шаги",

    обеспечивающие движение к цели урока, их содержание, объем и порядок

    изменчивы, "зависят от содержания учебного материала, дидактической цели

    закономерностей процесса усвоения, состава класса и методического почерка

    учителя [336, 11].Структура урока могла принять следующий вид:

    |Варианты структуры урока (по М.Н. Скаткину) |

    |1 |Рассказ учителя, постановка вопросов на воспроизведение |

    | |учащимися сообщенных им знаний, выполнение упражнений по |

    | |образцу, решение задач. |

    |2 |Показ способа деятельности, его воспроизведение учащимися, |

    | |решение задач с применением этого же способа в новых |

    | |варьирующихся ситуациях. |

    |3 |Решение поисковых задач с помощью которых приобретаются новые |

    | |знания, обобщение учителя, воспроизведение знаний и т.д. |

    Ученый определял "шаги" как "внешние" элементы структуры урока отмечая

    при этом, что в каждом из "множества вариантов" одни и те же внешние

    элементы урока могут повторяться неоднократно и в разном порядке, в разном

    сочетании [там же].

    "На качественно иной основе, чем это делается" попытался исследовать

    структуру урока В.Г. Фоменко [346], используя достижения передовой практики

    по организации урока, наиболее ярко выразившихся в опыте липецких учителей,

    он различал две структуры: традиционную "формально-внешнюю" и "внутреннюю",

    основополагающую. В качестве единицы внутренней структуры урока В.Г.

    Фоменко предложил. "момент" урока. Единицу внутренней структуры

    исследователь вывел следующим образом:

    1) основными компонентами процесса обучения на уроке являются:

    дидактическая задача, содержание учебного материала, система методических

    приемов и методических средств;

    2) дидактическая задача разлагается на частные, вокруг каждой из них

    образуются логические группы, включающие основные компоненты процесса

    обучения на уроке. Отсюда момент урока, по мнению В.Г. Фоменко, это –

    целостная часть, представляющая единство частной дидактической цели,

    учебного материала и системы методических приемов [346, 17].

    В исследовательской работе научных сотрудников кафедры педагогики МГПИ

    им. В.И. Ленина (рук. И.Т. Огородников), разрабатывавших на протяжении

    рассматриваемого периода проблему повышения эффективности урока,

    первоначально существенным изменениям подвергали структурные элементы

    традиционного урока: опрос, закрепление и повторение. Были проведены

    экспериментальные серии уроков с разнообразными вариациями структур [186;

    183; 311].

    |Варианты структур комбинированного урок (по И.Т. Огородникову) |

    |1 |уроки без опроса по материалу прошлого урока |

    |2 |объединение опроса с разными видами самостоятельной работы |

    | |учащихся на уроке |

    |3 |перенос опроса на конец изучения темы |

    |4 |уроки с сопровождающим закреплением вновь изучаемого материала, |

    | |включающие разнообразную самостоятельную работу учащихся |

    |5 |уроки без домашнего задания |

    |6 |уроки с домашними заданиями, которые требовали от учащихся |

    | |самостоятельности и творчества в их выполнении |

    Такой подход к изменению структуры урока некоторые дидакты считали

    принципиально неправильным теоретически, так как брался шаблонный тип урока

    и как бы создавался новый тип урока путем "выбрасывания" домашнего задания

    иди опроса. Экспериментаторам рекомендовалось "брать процесс обучения весь,

    как он протекает. Нужно брать уроки, типичные для разных предметов" (Б.П.

    Есипов) [246, 39].

    В последствии, исходя из идеи целостности процесса обучения,

    сотрудники кафедры совместно с казанскими учителями установили, что

    эффективность уроков разных типов и видов имеет прямую зависимость как от

    целесообразных сочетаний отдельных этапов уроков, так и от слияния их в

    единый учебный процесс [160; 298; 317].

    Идеи рекомбинации и слияния элементов уроков получали соответствующую

    конкретизацию в частных дидактиках [19, 383; 349, 53-54]. Главными

    дидактическими основами построения урока признавались: соединение в единый

    процесс обучения сообщение знаний учащимся и выявление их знаний;

    вовлечение в активную умственную работу всех учащихся на протяжении всего

    урока, всемерное развитие при этом их самостоятельности в овладении

    знаниями под руководством учителя; учет и оценка знаний, выступающие не как

    самоцель, а как результат учебной деятельности учащихся в течение всего

    урока [62]. При организации учебного процесса на основе этих положений

    обеспечивалось тесное единство учебной деятельности учителя и учащихся

    [349, 51].

    Отмечалось, что с одной стороны всякая попытка дать определенную

    организационно-методическую схему построения урока отвлеченно от конкретной

    темы, класса, учителя ведет к шаблону в организации учебного процесса, но с

    другой стороны это не означало, что учитель может действовать произвольно,

    не руководствоваться "общими дидактическими требованиями к построению

    урока" [349, 56].

    Существенные изменения в построении уроков связывались с внешним

    фактором – расширением связи школы с жизнью.

    На построение уроков во всем многообразии их вариаций оказывало

    влияние обогащение учебного материала новыми источниками научной

    информации, требовавшие от учителя использования программирования и

    технических средств, характер изучаемого материала, подготовка учащихся; а

    также связи школы "с промышленными предприятиями, колхозами и совхозами"

    [327, 23, 33, 62].

    Особое значение в плане организации учащихся на самостоятельное

    решение выдвигаемых перед ними задач с целью закрепления и углубления

    знаний, формирования умений применять теорию на практике, "используя

    логические и технические приемы, а также инструменты и приборы"

    представляли уроки применения знаний. На структуру различных видов уроков

    этого типа влияли цели (познавательный характер, тренировочные, развитие и

    закрепление умения или навыка, усвоение новых учебных приемов, и т.п.), а

    также соотношение учительско-ученической деятельности [203, 225; 198, 11].

    |Основные "особые" элементы структуры урока применения знаний |

    |1 |Повторение изученных знаний и осознание учениками необходимости |

    | |применения их на практике |

    |2 |Постановка задачи, инструктаж учащихся и организация работы |

    |3 |Самостоятельная работа учеников под наблюдением учителя |

    |4 |Обработка полученных результатов, проверка и оценка работ |

    | |учителем |

    |5 |Обобщение результатов работы |

    Так, учитывая важность "особых" уроков – применения полученных знаний

    на практике, С.В. Иванов предложил следующую структуру хода урока.

    |Элементы структуры урока (по С.В. Иванову) |

    |1 |вводная беседа, ставящая своей целью воспроизведение как |

    | |теоретического, так и практического материала, связанного с |

    | |намеченными для решения задачами |

    |2 |решение задач учащимися, проверка решения задач |

    |3 |учитель делает краткое заключение и дает задание на дом |

    С.В. Иванов подчеркивал мысль о том, что взятые только в одном аспекте

    (в связи с осуществлением задач политехнического обучения) способы и приемы

    построения уроков "многообразны и сложны", поэтому "одними комбинированными

    уроками… обойтись нельзя", необходимо "строить разнообразные уроки, проводя

    их в определенной системе и по-разному насыщая их тем или иным содержанием"

    [88, 66].

    Подход к применению знаний учащимися как к необходимому компоненту

    учебного процесса, тесно связанного с жизнью, обеспечивал разнообразие

    вариаций структур урока, при планировании которых учитель имел большие

    возможности продумать индивидуальные варианты заданий для разных групп

    учащихся, "различающихся по уровню подготовки, способностям, интересам"

    [198; 111]. В свою очередь, подвижность структуры урока открывала широкие

    возможности для развития активности и самостоятельности учащихся, учета их

    индивидуальных особенностей [56]. Одной из важных тенденций реализации идей

    активности и самостоятельности учащихся, индивидуального подхода являлся

    поисковый путь обучения [198, 10; 317, 32]. Как отмечал В.П. Стрезикозин,

    чаще всего он находил свое выражение в таком построении урока, когда новые

    знания формировались на основе непосредственных наблюдений, небольших

    опытов в сочетании с объяснением учителя [317]. Отличительной чертой

    уроков, связывавшийся с проблемностью и ученическим исследованием являлась

    многократность перехода от теории к практике и наоборот. В таком случае

    структура урока могла быть следующей: [317, 34-35].

    |Тип |Структура |

    |урока | |

    |Урок с |постановка познавательной задачи для проведения |

    |элемента|эксперимента; |

    |ми | |

    |ученичес| |

    |кого | |

    |исследов| |

    |ания | |

    |(В.П. | |

    |Стрезико| |

    |зин) | |

    | |актуализация, полученных ранее знаний; |

    | |выполнение эксперимента учащимися; |

    | |беседа по результатам исследования; |

    | |дальнейшая работа над новым материалом (объяснение учителя |

    | |с применением иллюстративного опыта); |

    | |самостоятельная работа учащихся по учебнику; |

    | |рассказ учителя о применении изучаемого материала на |

    | |практике; |

    | |эксперимент учащихся по изученному материалу с введением |

    | |новых данных; |

    | |беседа по результатам эксперимента (учащиеся подводятся к |

    | |определению понятий и выводам; |

    | |самостоятельная работа с учебником; |

    | |решение задачи. |

    |Проблемн|создание активного отношения к работе (интерес, потребность|

    |ый урок |в овладении знаниями и умениями); |

    |(Т.В. | |

    |Кузнецов| |

    |) | |

    | |совместная работа преподавателей и учащихся над новым |

    | |материалом (формирование первоначальных обобщений, анализ |

    | |ошибок); |

    | |оперирование приобретенными знаниями в сочетании с ранее |

    | |усвоенными (совмещение с выявлением прочности и гибкости |

    | |знаний); |

    | |соотнесение общих положений с ранее усвоенными знаниями |

    | |(межпредметные связи и расширение кругозора). |

    Другой не менее важной тенденцией повышения эффективности урока

    являлась алгоритмизация обучения. Применение одного из принципов

    программированного обучения – "поэлементного" усвоения новых знаний –

    вносило своеобразие в критерии и структурообразование урока: она

    определялась не дидактическими целями, а логической структурой материала,

    изучаемого на уроке; на каждом этапе урока происходило слияние усвоения,

    первичного закрепления и контроля знаний учащихся [317, 23-24].

    Приложение №3

    Классификации уроков

    |Автор |Типы уроков |

    |С.В. Иванов |вводные уроки. |

    | |уроки первичного ознакомления с материалом. |

    | |уроки усвоения новых знаний (понятий, законов, |

    | |правил). |

    | |уроки применения полученных знаний на практике. |

    | |уроки навыков. |

    | |уроки повторения, обобщения и закрепления. |

    | |урок смешанный или комбинированный [87]. |

    |И.Н. Казанцев |первые вводные уроки в начале учебного года; |

    | |вступительные уроки при изучении крупных тем или |

    | |разделов программы; |

    | |уроки овладения учащимися новыми знаниями по |

    | |текущему учебному материалу; |

    | |уроки закрепления изученных знаний; |

    | |уроки выработки у учащихся умений и навыков; |

    | |уроки применения знаний на практике; |

    | |уроки повторительно-обобщающие; |

    | |учетно-проверочные уроки; |

    | |уроки анализа качества знаний школьников; |

    | |итоговые уроки, завершающие учебный год [95]. |

    |Д.О. |урок объяснения учебного материала; |

    |Лордкипанидзе |комбинированный урок; |

    | |урок повторения и упражнения; |

    | |урок по проверке и оценке знаний. [142]. |

    |М.А. Данилов, |уроки, назначением которых является и проверка |

    |Б.П. Есипов |ранее усвоенного учащимися и восприятие ими новых|

    | |знаний, и первоначальная работа над закреплением |

    | |этих знаний; |

    | |уроки, назначением которых по преимуществу |

    | |является ознакомление учащихся с новым |

    | |материалом; |

    | |уроки, имеющие основной целью закрепление знаний |

    | |в сознании учащихся (или уроки повторения); |

    | |уроки, имеющие основной целью закрепление умений |

    | |и навыков путем упражнений; |

    | |уроки, имеющие основной целью проверку усвоения |

    | |учащимися знаний, умений, навыков [59]. |

    |В. Алленов, Н. |урок "обучающий или смешанного типа"; |

    |Мрежин |урок тренировочных упражнений, |

    | |урок обобщающего повторения; |

    | |контрольный урок [161]. |

    | |урок без домашних заданий с повторением на |

    | |следующем уроке; |

    |Н.Д. Тропина |урок без домашних заданий с повторением основных |

    | |вопросов в конце темы; |

    | |уроки с объяснением заданий на дом и повторением |

    | |пройденного материала в конце темы; |

    | |уроки с объяснением заданий на дом и повторением |

    | |некоторых вопросов в процессе изучения |

    | |пройденного материала в конце темы; |

    | |уроки с объяснением нового материала и пробным |

    | |выполнением домашних работ" [75]. |

    |М.А. Данилов |уроки, на которых выполняются все |

    | |образовательно-воспитательные задачи (повторение |

    | |изученного ранее, первоначальное усвоение нового,|

    | |закрепление и формирование навыков, применение |

    | |знаний, проверка усвоения). "В педагогической |

    | |литературе они получили название смешанных или |

    | |комбинированных"; |

    | |уроки, основной задачей которых является |

    | |восприятие и первоначальное усвоение нового |

    | |материала; |

    | |уроки, основной задачей которых является |

    | |закрепление знаний и формирование умений и |

    | |навыков; |

    | |уроки, основной задачей которых является |

    | |самостоятельная работа учащихся, применение |

    | |усвоенных знаний при выполнении теоретических и |

    | |практических заданий; |

    | |уроки, основной задачей которых является |

    | |обобщающее повторение, проверка и анализ знаний, |

    | |умений и навыков учащихся (по учебной теме, |

    | |разделу программы или по всему курсу) [337]. |

    |Б.П. Есипов |урок, объединивший в себе различные звенья |

    | |процесса обучения (комбинированный урок); |

    | |урок усвоения учащимися новых знаний; |

    | |уроки применения знаний в упражнениях, в решении |

    | |задач (тренировочные); |

    | |уроки повторения; |

    | |уроки проверки знаний, умений и навыков (учетные)|

    | |[203]. |

    |Е.Я. Голант |комбинированный урок ( включает все основные |

    | |звенья процесса обучения); |

    | |первоначального изучения новых знаний; |

    | |практический (или урок закрепления и применения |

    | |новых знаний; |

    | |контрольно-учетный; |

    | |повторительно-обобщающий [201]. |

    |И.Т. |уроки изучения новых знаний; |

    |Огородников |уроки закрепления знаний, умений и навыков; |

    | |повторительно-обобщающие уроки; |

    | |объединенный или комбинированный урок [191]. |

    |И.Т. |урок изучения новых знаний; |

    |Огородников |урок закрепления; |

    | |урок упражнений и практических работ; |

    | |лабораторный урок; |

    | |повторительный и обобщающий урок; |

    | |синтетический урок [184]. |

    |В.И. Помогайба |урок объяснения нового материала; |

    | |урок усвоения; |

    | |урок применения знаний и навыков; |

    | |урок систематизации; |

    | |урок учета [227]. |

    |М.И. Еникеев |урок, на котором из фактов выводится обобщение, |

    | |обобщение конкретизируется новыми фактами; |

    | |урок на котором из фактов выводятся обобщения |

    | |(этап конкретизации откладывается на последующие |

    | |уроки); |

    | |урок, на котором конкретизируются ранее усвоенные|

    | |обобщения [71]. |

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.