МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Развитие способностей у детей младшего школьного возраста

    воображение — самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм

    воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в

    результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об

    известном. И все это проходит не материально — в умственном плане, когда

    человек действует, не работая практически.

    Воображение человека — его способность заглянуть вперед и рассмотреть

    новый предмет в его будущем состоянии.

    Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в

    соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память

    претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем

    опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего

    себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое

    воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не

    просто в воображении, а действительно с помощью воображения,

    прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации

    работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

    • новизна воспринятого «что-то»;

    • осознание его как чего-то неизведанного, интересного;

    • импульс, который задает заранее качество воображения и мышления,

    привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[1,

    9]

    Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ

    будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру — состояние

    совершенной гармонии — логику его строения. Оно дает начало способности к

    открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии,

    способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

    Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства

    в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-

    символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и

    ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений.

    Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

    . По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования

    самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического

    мышления;

    . По линии совершенствования операций воссоздающего

    воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе

    имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их

    системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В

    образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью,

    насыщенностью, эмоциональностью;

    . Развивается творческое воображение, когда ребенок не только

    понимает некоторые приемы выразительности, но и

    самостоятельно их применяет;

    . Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок

    начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и

    определенными требованиями, по заранее предложенному плану,

    контролировать степень соответствия результата поставленной задаче.

    2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    Определив понятия, с которыми мы будем работать, и рассмотрев

    структуру их взаимодействия, перейдем к центральной части работы.

    Младший школьный возраст ( период впитывания, накопления знаний,

    период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной

    функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста:

    доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость,

    впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они

    сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей

    выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это

    неповторимое своеобразие данного возраста. [5]

    Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят

    на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом

    разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной

    черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются

    на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего

    развития.

    Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям,

    расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая

    умственные достоинства и в будущем.

    Чрезвычайно трудно оценить действительное значение проявляемых в

    детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее

    развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей

    ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, не

    открывают пути к действительным, социально значимым достижениям.

    Однако, ранние признаки способностей не могут оставлять равнодушными

    родителей, педагогов — ведь они могут указывать на предпосылки подлинного

    таланта.[13]

    Чтобы лучше понимать таких детей, нужно прежде всего знать и учитывать

    возрастные особенности детской психики. Стремительный подъем умственных сил

    по мере взросления можно наблюдать у всех детей. У несмышленыша, совершенно

    беспомощного при рождении, за немногие годы, поначалу с помощью и под

    руководством старших, ( формируются сложнейшие свойства ума, бесчисленные

    навыки, многообразнейшие чувства... Обогащение психики идет в таком темпе,

    который будет уже недоступен в зрелые годы. Детство — неповторимая по своим

    возможностям пора развития. Об этих возрастных условиях роста способностей

    и нужно сказать прежде всего, а именно — о таком важном компоненте, как

    сила нервной системы (о ней судят по способности выдержать интенсивную или

    длительную нагрузку на нервную систему). Детей отличает (и чем младше

    ребенок, тем в большей степени) относительная слабость, малая выносливость,

    истощаемость нервной системы. Специальные исследования показали, что эта

    возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную

    реакцию) — не только недостаток, но и достоинство — именно она

    обусловливает детскую впечатлительность, живость восприятия. С годами

    нервная система крепнет в разной степени у разных детей — а вместе с тем и

    снижается детская непосредственная восприимчивость.

    С возрастом происходит не только увеличение возможностей, но и

    ограничение, а то утрата некоторых ценных особенностей детской психики.[3]

    Но не только свойства нервной системы — вся душевная организация у

    детей во многом иная, чем у взрослых. Это очень важно!

    В трудах Н. Лейтеса раскрыт механизм возрастной

    чувствительности, — той особой отзывчивости на окружающее, которая каждый

    раз «на свой лад» свойственна любому возрасту детства. Она может

    проявляться в своеобразии реагировании, в большей или меньшей яркости

    воображения, в избирательности внимания. Неодинаковость возрастной

    чувствительности приводит к тому, что в отдельные периоды детства возникают

    наиболее благоприятные внутренние условия для развития психики на каких-то

    главных для этой поры жизни направлениях. А значит, происходит и подъем

    соответствующих этим «направлениям» способностей.[12,13]

    О том, как это проявляется в ту пору детской жизни, когда происходит

    освоение родного языка, описал К. Чуковский в знаменитой книге «От двух до

    пяти». Но вот что интересно: непрестанная готовность к языкотворчеству —

    особое состояние детской психики, позволяющее успешно овладевать формами

    языка и мышления, затем постепенно или резко идет на убыль. Если вследствие

    каких-либо исключительных условий формирование речи происходит не в эту

    пору жизни, не в свои обычные сроки (например, если ребенок первые годы

    жизни находился в глухонемой семье), то в дальнейшем — и при самом

    благоприятном речевом окружении! — развитие речи крайне затрудняется.

    Казалось бы, ведь ребенок стал старше, «умнее», так и трудностей в освоении

    языка у него должно быть меньше? Но на самом деле получается наоборот, и

    причина в том, что уже прошел, оказался упущенным тот период, когда были

    наиболее подходящие для этого возрастные возможности.

    На каждом этапе детства — свои предпосылки умственного роста. В

    младшем школьном возрасте на первый план выступают готовность и способность

    запоминать, вбирать. И, судя по всему, имеются для этого поистине

    необыкновенные данные. Дело тут не только в свойствах памяти. Для учеников

    младших классов велик авторитет учителя — и очень заметен у них настрой на

    то, чтобы исполнять его указания, делать именно так, как надо. Такая

    доверчивая исполнительность во многом благоприятствует усвоению. При этом

    неизбежная подражательность в начальном учении опирается на интуицию

    ребенка и его своеобразную инициативу. В те же годы дети нередко

    обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что видели и

    слышали в школе, на прогулке, по телевизору, прочли в книжке, в журнале.

    Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними

    недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся

    с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к

    учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых

    предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на

    то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия

    для обогащения и развития психики.[3,14]

    Об особых возможностях учения в эту пору жизни свидетельствуют многие

    факты. Так, психологами было проведено сравнение особенностей усвоения

    иностранного языка второклассниками и пятиклассниками, впервые

    приступившими к занятиям по этому предмету (как известно, не во всех школа

    в нашей стране иностранный язык начинают изучать в начальной школе).

    Оказалось, что превосходство подростков в уровне умственного развития и

    нервной выносливости не обеспечивают им большего успеха. Большие успехи в

    усвоении языка обнаружили младшие школьники — в частности, за счет

    свойственной их возрасту своеобразной речевой активности. На уроках

    иностранного языка они гораздо охотнее пробуют применять новую лексику и не

    освоенную еще фонетику, они не боятся ошибиться — активность в иноязычной

    речи является частью их общей потребности в словесном общении, еще не

    подверженной действию многих психологических «тормозов» подросткового

    возраста. Значит, по отношению к иностранному языку вполне можно говорить

    об особой возрастной чувствительности.[13]

    Переход от одного возрастного периода к другому означает не просто

    усиление, обогащение психических свойств, но и их подлинное преобразование

    — затухание, прекращение действия одних особенностей и возникновение новых.

    В этом — специфика детства. Именно в годы созревания возникают

    своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для

    проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о

    возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом

    предпосылки развития.

    Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не

    характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения

    предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не

    упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

    Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в

    формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности

    не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой то мере и

    закрепляться, оставлять необратимый след. При этом у каждого ребенка — по-

    своему, в той или другой степени.

    Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же

    сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные

    периоды детства, и насколько скажется это на чертах интеллекта.

    Известно, что темп возрастного развития — неравномерен: наблюдения

    ряда психологов (Эльконина, Давыдова, В. В. Клименко, И. Лейтеса) за

    умственным ростом учеников на протяжении ряда лет сталкивают с такими

    явлениями, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные

    «взлеты» или задержки, причем у каждого — в свои возрастные сроки. Это

    обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания.

    Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах,

    типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях Н. Лейтес

    выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию

    раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень

    быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во

    времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности,

    идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время

    приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок

    развития интеллекта!

    Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность

    выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность,

    непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. [12] Так вот,

    это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может

    быть следствием такого хода возрастного развития, когда оказывается

    возможным одновременное действие, как бы суммирование активности разных

    детских возрастов. В самом деле, например, некоторые черты подросткового

    возраста — деятельная энергия, настрой на самостоятельное достижение цели

    — обретают особую силу, если становятся присущи, вследствие

    ускоренного хода развития, детям более младшего возраста, с их повышенной

    восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда

    впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют

    саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, в такие годы

    потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут

    до крайности напрягать и сосредоточивать усилия развивающегося ума,

    выступить в виде необычной тяги к умственной работе.

    Таким образом, возрастное явление — своеобразие хода развития —

    сказывается на подъеме интеллекта, выступает как фактор

    одаренности.

    Правда, только у части детей, опережающих свой возраст, подобная

    одержимость умственными занятиями станет устойчивой особенностью. У других

    таких детей — при прочих равных условиях — неустанная потребность

    прилагать умственные усилия в дальнейшем снизится, ( это скажется и на

    развивающихся способностях. Эти различия в последующем ходе развития можно

    рассматривать как подтверждение того, что яркие проявления детской

    одаренности во многом зависят именно от возрастных, в определенную пору

    возникающих и в какой-то мере преходящих особенностей.

    Особая чувствительность и направленность активности,

    изменяющиеся от одной ступени детства к другой, сочетание, совмещение

    свойств разных возрастных периодов - это необходимые условия, предпосылки

    становления и расцвета интеллекта.

    Интересующие нас индивидуальные различия по способностям — «родом из

    детства». Яркие проявления возрастной одаренности — та почва, на которой

    могут вырастать выдающиеся способности.

    Вместе с тем в незаурядных проявлениях ребенка — это не надо упускать

    из виду — выступают и те особенности возраста, которые окажутся

    переходящим, недолговечными.

    Например, не следует преувеличивать значение необычно быстрого

    овладения речью; а ведь в этом зачастую видят признаки незаурядности

    интеллекта. Но такая особенность — быстрота начального приобщения к

    языку — нередко характерна лишь на определенном этапе развития, затем

    особая речевая активность ребенка может ослабеть, и другие дети постепенно

    догоняют его.

    Следует учитывать и такое обстоятельство. Необычная умственная

    активность и энергия познавательных занятий, например, у пятилетнего

    ребенка, еще не дают гарантий, что такое сохранится надолго. Могут

    измениться интересы и устремления. К тому же быстрый темп возрастного

    умственного развития часто затрагивает разные стороны интеллекта

    неодинаково: возрастание зрелости в чем-то одном может сочетаться с

    задержками по другим направлениям. Такая неравномерность умственного

    подъема также может стать источником трудностей в дальнейшем развитии

    ребенка.

    Таким образом, имеется много возможных причин, почему ребенок с

    многообещающим умственным стартом может не оправдать ожиданий. И не надо

    поэтому слишком обольщаться ранними умственными достижениями...

    У немалого числа детей с ранним подъемом интеллекта те умственные

    достоинства, которые обнаруживаются в период ускоренного развития, в той

    или иной форме сохраняются в дальнейшем, приумножаются — необычность этих

    детей оказывается действительным предвестником их особых возможностей.

    Здесь черты детской одаренности как бы выдерживают испытание временем.

    Ненадежность прогноза может порождать безразличие к детским признакам

    одаренности. А ведь каким бы ни оказалось будущее — простор развитию

    индивидуальных особенностей ребенка необходим сейчас; надо поддерживать и

    укреплять ранние ростки способностей.

    Хотя, многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.